Рабочая программа по предмету «Основы дизайн-проектирования».
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Основы дизайн-проектирования».
Преподаватель Л.В. Кускунова.
2018-2019 год.
5/5 класс
Пояснительная записка
Предмет «Основы дизайн-проектирования» направлен на формирование у учащихся необходимых знаний и представлений о дизайне, его основных понятиях, художественных особенностях, выразительных средствах, навыков и умений в выполнении дизайнерских работ. Данный предмет развивает творческое мышление и формирует практические и технические навыки по данной специальности.
На занятиях по «Основы дизайн-проектирования» учащиеся знакомятся с видами дизайнерской деятельности: графический дизайн, текстильный, дизайн интерьера и костюма.
Новизна этой программы заключается в определенном подборе тем и изучаемых техник, а также c ознакомлением с материальным наследием и культурными традициями народов Севера.
Программа отвечает современным тенденциям развития образования, является актуальной, так как профессия дизайнера получает все большую востребованность в настоящее время в рыночной экономике, связанную с повышением роли рекламы в отрасли торговли и бизнеса. Задачи и цели соответствуют основным направлениям в современном дополнительном образовании и тенденциям в изобразительном искусстве нашего времени. Данная программа помогает ориентировать и подготовить учащихся для поступления в соответствующие художественные учебные заведения по специальности.
Так как предмет «Основы дизайн-проектирования» способствует развитию творческого потенциала, воспитывает эстетический вкус, формирует умения и навыки работы с различными материалами, создает цельное представление о видах деятельности художника-дизайнера, то ведение этого предмета в детской школе искусств является педагогически целесообразным.
Цель программы:
Познакомить учащихся с различными видами деятельности художника-дизайнера, освоить практические навыки по выполнению дизайнерских работ, подготовить для поступления в соответствующие учебные заведения.
Задачи программы:
Развитие креативного мышления, творческих способностей учащихся.
Обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление языка дизайна, его особенностей и условностей.
Воспитание у учащихся высоких эстетических критериев.
Интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе широкого охвата тем по дизайну.
Обучение основным приемам составления дизайнерской композиции на плоскости и методам изготовления объемно-пространственной композиции, чувству цветовой гармонии.
Принципы построения программы:
Постепенное усложнение заданий.
Закрепление полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий.
Программа рассчитана на учащихся от 11лет до 14 лет, с4 по 5 класс. Данная рабочая программа рассчитана на 5 год обучения. По учебному плану на предмет «Основы дизайн-проектирования» отводится по 1 часу в неделю. В учебном году 34 часа.
Занятия проводятся в коллективной форме. Возможны интегрированные уроки со смежными дисциплинами. Методы, используемые на уроке: наглядно-зрительный, словесный, аналитический, образный рассказ о предмете, беседа, поэтическое слово в сочетании с музыкой, практические методы обучения.
В данной программе применяются следующие виды учебной деятельности: учебно-практическая, учебно-теоретическая, творческая, культурно-просветительская. Использование различных педагогических технологий обучения: технология разно - уровнего обучения, объяснительно-иллюстративная, игровая, творческая.
В программе предусмотрены следующие виды контроля:
Текущий контроль на каждом уроке.
Оценка за четверть.
Годовая оценка.
Итоговый просмотр.
Критерии оценок:
Оригинальность замысла.
Художественная выразительность изделия.
Грамотное композиционное решение.
Колористическая гармония.
Соответствующий возрасту уровень владения техникой и материалами.
Аккуратность и качество исполнения.
В конце всего периода изучения предмета «Основы дизайн-проектирования» учащиеся должны знать:
Понятия: графический дизайн, текстильный дизайн, промышленный, средовой, фотодизайн, дизайн костюма и интерьера. Вырезка, буквица, шрифт, трафарет, коллаж, аппликация. Динамика, статика, акцент, доминанта, симметрия, асимметрия, равновесие в композиции, орнамент, элемент орнамента, мотив, ритм, виды орнамента, стилизация, раппорт. Витраж, художественный текстиль, панно, знак, логотип, развертка, ребро жёсткости, пропорции, фактура, колорит и локальный цвет.
Особенности дизайнерской композиции: плоскостность, лаконичность, ритм, локальные цветовые сочетания.
Законы и правила композиции в дизайне: статика и динамика, симметрия и асимметрия, пропорциональность, соподчинение, доминанта, контраст, группирование элементов, равновесие.
Технологические приемы выполнения коллажа, аппликации, плаката, папье-маше, конструирования из бумаги, трафаретной печати, печати штампами, монотипии, шрифтовой композиции.
Должны уметь:
Правильно пользоваться инструментами и материалами.
Составить эскиз по заданной теме.
Организовать композиционные элементы на плоскости и в объемно-пространственной работе.
Выполнить, соблюдая технологическую последовательность, работу по эскизу.
Выполнять следующие виды композиций:
Плоскостные
Объемные
Пространственные
Макетные.
Учебно – тематическое планирование по предмету
«Основы дизайн-проектирования»
5/5 год обучения
№ | Виды учебной деятельности. Темы уроков. | Теоретические часы. | Практические часы. |
1. | «Искусство шрифта и его роль в визуальном оформлении» Буква – шрифт. Упражнения | 1 | 1 |
2. | Упражнения. Буква – шрифт. (Перо, кисть, трафарет.) | 8 | |
3. | Беседа «Плакат» Разработка эскиза | 1 | 3 |
4. | Плакат. | 12 | |
5. | Шрифтовая композиция. | 4 | |
6 | Проектная работа в области дизайна. Выбор темы дизайн проекта. Зарисовки. | 1 | 7 |
7 | Проектное исследование. Художественно – конструкторский поиск. Выполнение эскизов дизайн проекта. | 12 | |
8 | Творческая работа по созданию дизайн проекта. | 16 | |
Итого | 66 |
Содержание программы.
1. Вводная беседа «Искусство шрифта и его роль в визуальном оформлении»
История шрифта. Роль и значение шрифт в прикладной графике.
Цель: Познакомить с историей шрифта, материалами и инструментами, свойствами и правилами их
использования.
2. Буква – шрифт. Упражнения.
Задача: Знакомство с приемами выполнения шрифта.
Цель: Развитие образного мышления.
Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть.
3. Шрифтовая композиция.
Задача: Выполнение шрифтовой композиции. ( буквы-образы)
Цель: развитие фантазии в шрифтовой композиции.
Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть
4. Беседа «Плакат»
Цель: Знакомство с историей плаката, его особенностями и художественными средствами выполнения.
5. Эскиз плаката.
Задача: выполнить эскиз плаката на свободную тему.
Цель: Закрепить на практике метод проектирования плаката.
Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть
6. Плакат.
Задача: Выполнить выразительную шрифтовую композицию с ярко выраженным центром, передать образ тематики плаката разными художественными средствами.
Цель: Выявление полученных знаний.
Материалы: Бумага, карандаш, тушь, гуашь, перо, кисть
Учащийся должен знать: Основные понятия шрифта «основной штрих», «соединительный», «засечка», «внутрибуквенный просвет», «межбуквенный просвет», «междустрочный просвет», «верхний и нижний выносные элементы», роль и значение шрифт в прикладной графике, виды плаката, его особенности и художественные средства выполнения.
Уметь: Выполнять шрифтовые композиции, используя приемы работы пером, кистью, трафаретом, проектировать плакат, передавая образ тематики плаката разными художественными средствами.
Выполнить: упражнения по написанию шрифта различными способами, выполнить эскиз плаката и плакат на свободную тему.
7. Беседа « Проектная работа в области дизайна».
Выбор темы дизайн проекта. Зарисовки.
Задача: познакомить с этапами проектирования в дизайне. Особенности и принципы проектирования в дизайне. Умение – выполнить зарисовки объектов дизайна и провести анализ данного материала. Навыки анализа объектов дизайна.
Цель: Познакомить учащихся с дизайном интерьера.
8. Проектное исследование. Художественно – конструкторский поиск.
Выполнение эскизов дизайн проекта.
Задача: Выполнить проектное исследование и художественно – конструкторский поиск творческой работы по дизайну на выбранную тему.
Цель: Познакомить учащихся с особенностей проектного исследовании и художественно – конструкторского поиска. Уметь - собрать и обработать материал по теме.
дизайном интерьера.
Материалы: Бумага, карандаш, маркер, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей
9. Творческая работа по созданию дизайн проекта.
Задача: Зная особенности и принципы художественного проектирования, выполнить творческую работа по созданию дизайн проекта.
Цель: Грамотно выполнить творческую работу по созданию дизайн проекта.
Материалы: Бумага, карандаш, маркер, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Учащийся должен знать: Особенности и принципы выполнения проектное исследование и художественно – конструкторский поиск творческой работы по дизайну на выбранную тему; понятия: «Стиль», «Интерьер», «Ансамбль», «Стайлинг», «Эргономика».
Уметь: Выполнить проектное исследование и художественно – конструкторский поиск творческой работы по дизайну на выбранную тему в любой технике.
Выполнить: зарисовки объектов дизайна и провести анализ данного материала. Эскизы по теме и творческую работу.
Методическое обеспечение программы по предмету «Основы дизайна»
Занятия по предмету «Основы дизайна» проводятся в коллективной форме. Методические приемы, используемые на уроке: беседа, самостоятельная практическая работа, элементы игры, анализ работ, творческие выставки, посещение художественной галереи и музея.
Дидактический материал:
Таблицы:
«Правила написания шрифта»
«Пластическое конструирование из бумаги»
«Макетирование»
« Способы организации орнаментальной композиции»
Планшеты:
«Костюм и орнамент русского народа»
«Костюм и орнамент народов Севера»
«Интерьер жилища народов Севера»
«Предметы быта и орнамент народов Севера»
Иллюстрации по темам из литературы:
Козлов В.Н, «Основы художественного оформления текстильных изделий», М, 1981;
Михайлов С.М. «Дизайн архитектурной среды»,Казань, «ДАС» 1994;
Нешумов «Художественное проектирование», М, «Просвещение»1979;
Нестеренко О. И, «Краткая энциклопедия дизайна», М, «Молодая гвардия»,1994.
Питерских А.С. «Дизайн и архитектура в жизни человека», М., «Просвещение», 2009.
Техническое оснащение занятий:
Помещение с напольным покрытием.
Столы.
Табуреты.
Офортный станок.
Переносной стенд.
Материалы и инструменты:
Бумага
Планшеты
Кнопки
Графитные карандаши
Краски
Чертежные принадлежности.
Список литературы.
1. Кузина Е.Н. «Композиция декоративно - прикладного искусства», Тула, Учебно-Методический центр, 2001;
2. Козлов В.Н, «Основы художественного оформления текстильных изделий», М, 1981;
3. КопцеваТ.А. «Программы дополнительного художественного образования детей», М, «Просвещение»,2006;
4. Михайлов С.М. «Дизайн архитектурной среды», Казань, «ДАС» 1994;
5. Нешумов «Художественное проектирование», М, «Просвещение»1979;
6. Нестеренко О.И, «Краткая энциклопедия дизайна», М, «Молодая гвардия»,1994.
7.«Основы графического дизайна» - Примерные программы для ДШИ и ДХШ, М, Научно-Методический центр, 2003;
8. Питерских А.С. «Дизайн и архитектура в жизни человека»,М., «Просвещение», 2009.
9. Трапезникова Т.В, «Основы графического дизайна» - Программа для факультатива ДХШ, Ирбит, 2000.