ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лето - style»
Программа помогает решить задачу летней занятости учащихся и провести первые опыты по созданию дизайна костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_16_chasov_leto-style.docx | 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
город Новороссийск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образовния ИРЦ «Школьник-2»
муниципального образования город Новороссийск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Лето - style»
Уровень программы:__________ознакомительный________________________________
Срок реализации программы:____1 месяц (16 часов)______________________________
Возрастная категория: от 8 до 12 лет
Вид программы: ____________авторская________________________________________
Автор-составитель:
Журкина М.Ю.
г. Новороссийск, 2019
Содержание
Титульный лист | 1 | |||
Содержание | 2 | |||
I | Комплекс основных характеристик программы | 3 | ||
2 | Пояснительная записка | 3 | ||
1 | Направленность программы | 3 | ||
2 | Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность | 3 | ||
3 | Отличительные особенности | 3 | ||
4 | Адресат программы | 3 | ||
5 | Уровень программы, объем и сроки реализации | 3 | ||
6 | Формы обучения | 3 | ||
7 | Режим занятий | 3 | ||
8 | Особенности организации образовательного процесса | 3 | ||
3 | Содержание программы | 4 | ||
1 | Цели и задачи | 4 | ||
2 | Учебный план | 4 | ||
3 | Содержание учебного плана | 4 | ||
4 | Планируемые результаты | 5 | ||
5 | Критерии результативности программы | 6 | ||
II | Комплекс организационно-педагогических условий | 6 | ||
1 | Календарный учебный график программы | 6 | ||
1 | Условия реализации программы | 6 | ||
2 | Формы аттестации | 7 | ||
2 | Оценочные материалы | 7 | ||
3 | Методические материалы | 8 | ||
1 | Методы обучения и воспитания | 8 | ||
2 | Технологии | 9 | ||
3 | Формы организации учебного занятия | 9 | ||
4 | Алгоритм учебного занятия | 9 | ||
III | Список литературы | 10 | ||
1 | Основная и дополнительная учебная литература | 10 | ||
1 | Литература для учащихся | 10 | ||
2 | Литература для родителей | 10 | ||
2 | Интернет-источники | 10 |
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
I. 2. Пояснительная записка
I. 2.1.Направленность программы – художественная
I. 2.2.Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна:
- комплексная
- интегрированная
Актуальность:
- организует летнюю занятость учащихся;
- помогает детям реализовать себя в творчестве;
- обеспечивает сопровождение учащихся при первых опытах создания образа костюма.
Практическая значимость:
- обеспечивает создание яркого, выразительного художественного образа;
- позволяет использовать различные художественные техники;
- помогает определить и создать свой стиль в одежде.
Педагогическая целесообразность:
- учитывает интересы учащихся;
- развивает визуальное мышление (фантазию, зрительно-образную память и воображение, эмоционально-эстетическое восприятие окружающих вещей)
I. 2.3.Отличительные особенности
- предполагает использование разнообразных составляющих дизайнерской деятельности: рисование с натуры и по воображению, стилизацию, композицию и проектирование костюма, цветовое решение и декорирование изделий;
- позволяет оперативно реагировать на запросы учащихся.
I. 2.4. Адресат программы
Принимаются дети в возрасте 8-12 лет. Наполняемость группы– 10-12 человек
Комплектация групп проводится без предварительного отбора детей по способностям и уровню подготовки, по принципу открытости и добровольности согласно Уставу учреждения. Группы могут быть скомплектованы разновозрастным составом детей.
I. 2.5. Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы – ознакомительный.
Объем программы – 16 часов
Срок реализации программы – 1 месяц
I. 2.6. Форма обучения - очная
I. 2.7. Режим занятий
Общее количество часов – 16 часов
Количество часов в неделю – 4 часа
Количество занятий в неделю – 2 занятия по 2 часа, Один час составляет 40 минут, после каждого часа – перерыв 10 минут.
I. 2.8. Особенности организации образовательного процесса
Состав группы постоянный. Занятия групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом, включают теорию и практику.
Образовательный процесс носит деятельностный характер, создает возможность учащимся активно погружаться в сферу дизайнерской деятельности. На практику отводится подавляющее количество учебного времени. Теория предваряет практику или включается непосредственно в ходе выполнения практических задач.
I. 3. Содержание программы
I. 3.1. Цели и задачи
Цель программы:
- развить творческие способности обучающихся в области фешн-дизайна;
- занять детей интересным делом в период летних каникул.
Основные задачи:
предметные
∙ ознакомить с понятиями: пропорция, форма, композиция, цвет в фешн-дизайне;
∙ сформировать умения и навыки работы с изобразительными материалами;
∙ развить индивидуальные способности в вопросах конструирования и моделирования одежды;
∙ освоить правила техники безопасности;
личностные
∙ пробудить воображение и раскрывать творческие способности;
∙ сформировать интерес к продолжению занятий по данному направлению;
метапредметные
∙ развить образное, художественное восприятие окружающей действительности;
∙ воспитать аккуратность и стремление доводить начатое до конца;
∙ развить навыки здорового образа жизни.
I. 3.2.Учебный план
№ | № тем | № занятия | Разделы и темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Составляющие костюма | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение работы | |
2 | 2 | Композиция костюма | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | |
3 | 3 | Летние цвета в костюме | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение работы | |
4 | 4 | Формообразование в костюме | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение работы | |
5 | 5 | Силуэт | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение работы | |
6 | 6 | Обьединение моделей в коллекцию | 2 | 0 | 2 | Выполнение работы | |
7 | 7 | Пропорции костюма | 2 | 0,5 | 1,5 | опрос | |
8 | 8 | Дизайн своей одежды | 2 | 0 | 2 | Показ изделия | |
ИТОГО: | 16 | 3 | 13 |
I. 3.3.Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Составляющие костюма.
Теория: теоретические основы проектирования костюма. Терминология художественного проектирования одежды. Основные элементы костюма.
Практика: выполнение костюма из элементов журнала мод (аппликация)
2. Композиция костюма
Теория: композиция как средство художественного проектирования. Детали композиции. Уравновешивание композиции.
Практика: исполнение композиций из геометрических фигур и линий.
3.Летние цвета в костюме
Теория: значение цвета в костюме. Коррекция фигуры цветом. Иллюзии восприятия цвета.
Практика: выполнение эскиза костюма из цветовых пятен (акварель).
4. Формообразование в костюме
Теория: базовая форма костюма. Изменение формы.
Практика: рисование с натуры (наброски). Изменение базовой формы костюма натуры.
5. Силуэт
Теория: линии формы; виды силуэтов. Вид поверхности формы. Размер и масса формы.
Практика: исполнение акварельных силуэтов разными способами (раздуванием, переливанием, пятнами, линиями и др.)
6. Обьединение моделей в коллекцию
Практика: процесс создания модной коллекции, коллаж из разнее созданных набросков и эскизов, обьединение их в коллекцию.
7. Пропорции костюма
Теория: понятие пропорции как средство гармонии.
Практика: исполнение эскиза авторского костюма с аксессуарами (акварель, гелиевые ручки)
8. Дизайн своей одежды
Практика: разработка принта, исполнение его на одежде (акрил)
I. 3.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Теория:
- понятие об основных и дополнительных цветах, цветовых оттенках
- понятие об основных приемах композиции (выделение главного, подчинение ему второстепенного);
- начальные знания о фигуре и пропорциях человека
Практика:
- навыки работы с основными инструментами и материалами для фешн-эскизов;
- умение передавать цвет и форму задуманного костюма;
- умение самостоятельно составлять композиции и разработать принты для дизайна своей одежды;
Личностные результаты:
- ценностно-смысловые – воспитание эстетического вкуса, умение видеть красоту окружающего мира;
- общекультурные - уважительное отношение к результатам своего и чужого творчества;
- учебно-познавательные - ответственное отношение к занятиям;
- информационные - готовность к саморазвитию, к самостоятельному поиску дополнительного материала для изучения;
- коммуникативные - умение работать в коллективе сверстников;
- социально-трудовые - умение сосредоточиться, проявить терпение, аккуратность и усидчивость.
Метапредметные результаты:
- развитие визуального мышления и воображения;
- интерес к экспериментальной деятельности в сфере фешн - дизайна;
- потребность к самовыражению;
- наличие мотивации к продолжению обучения по данной направленности.
I. 3.5. Критерии результативности программы:
Итог реализации программы:
- наличие у учащихся к концу обучения общих представлений о деятельности фешн - дизайнера;
- появление у учащегося первичного интереса к деятельности в данной предметной сфере
- умение создать авторское произведение
Итог обучения:
- переход на базовый уровень не менее 25% учащихся.
II.Комплекс организационно-педагогических условий
II. 1.Календарный учебный график программы
№ | Тема | Форма занятия | Форма контроля | Кол-во часов | теория | Прак тика | Дата | |
план | факт | |||||||
Вводное занятие. Техника безопасности. Составляющие костюма | Беседа, инструктаж практическое | Выполнение работы | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Композиция костюма | Беседа, практическое | опрос | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Летние цвета в костюме | Презентация практическое | Выполнение работы | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Формообразование в костюме | Беседа, практическое | Выполнение работы | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Силуэт | Мастер-класс практическое | Выполнение работы | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Обьединение моделей в коллекцию | практическое | Выполнение работы | 2 | 0 | 2 | |||
Пропорции костюма | Беседа, практическое | опрос | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Дизайн своей одежды | практическое | Показ изделия | 2 | 0 | 2 |
II. 1.1.Условия реализации программы
Для реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в области дизайна, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации образовательной деятельности детей.
Данная программа может быть реализована при наличии следующего материально-технического обеспечения:
- обстановка в учебном кабинете должна соответствовать содержанию программы, постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями, иметь демонстрационное пространство для просмотра и выставки работ, соответствовать требованиям эргономики;
- кабинет должен быть оборудован ученическими столами, столом для педагога, ученической доской.
- наличие компьютера, интернета, проектора.
Графические и живописные работы на плоскости выполняются на чертежной бумаге формата А-4 простым карандашом, маркерами, фломастерами, гелиевыми ручками, акварельными красками. Используются линейки, лекала, шаблоны, трафареты и пр.
Кадровые условия реализации программы: требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в данной предметной области.
II. 1.2. Формы аттестации
Формы аттестации | Содержание | Формы проведения | Оценки | Сроки |
Входная диагностика | Мотивация поступления и причины выбора направленности, уровень подготовки | Собеседование | Наличие мотивации подготовка или ее отсутствие | Момент поступления |
Определение исходного уровня знаний учащихся перед началом учебного процесса | Беседа, просмотр работ уч-ся или их фото | Уровни высокий средний низкий | ||
Итоговая аттестация
| Соответствие результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам | Просмотр портфолио, собеседование по работе учащегося | Уровни высокий средний низкий | В конце обучения |
Критерии результативности входной диагностики:
Мотивация поступления и причины выбора направленности, уровень подготовки (собеседование):
- наличие желания у учащихся и родителей посещать занятия по выбранному виду деятельности
- наличие предварительной подготовки в УДО
- наличие самостоятельных или ранее выполненных работ или их отсутствие
Критерии оценки итоговой аттестации:
Портфолио | ||||
№ | Параметры оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Рост УУД | Ярко выраженный рост при выполнении заданий | Средний рост при выполнении заданий | Минимальный рост или его отсутствие |
2 | Самостоятельность идеи и поведения работы | Самостоятельность идеи и выполнения работы | Помощь педагога в проведении работ при самостоятельной идее | Работы выполнены по идее педагога и проведены с его помощью |
3 | Аккуратность исполнения | Аккуратно выполненные и оформленные работы | Имеются погрешности в исполнении работ | Небрежное исполнение работ |
Собеседование | ||||
№ | Параметры оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Анализ учащимся своей работы (по выбору) | Четко названа тема, материалы, способы, техники выполнения задания. | Названа тема, частично материалы, способы, техники выполнения задания | Не может описать способы, техники выполнения задания |
II. 2. Оценочные материалы
Для оценки предоставляются творческие работы по темам программы.
II. 3. Методические материалы
II. 3. 1. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, проблемный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
II. 3. 2. Технологии:
- проблемного, диалогового, дифференцированного обучения;
- игровые, репродуктивные, творческо-продуктивные технологии, направленные на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности и самообразованию;
- здоровьесберегающая технология.
Особое внимание уделяется рефлексии.
II. 3. 3. Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, мастер - класс, презентация, выставка.
Тематика и формы методических материалов
Формы | Методическая продукция и материалы |
Наглядные пособия | Образцы изделий, фотоматериалы, иллюстрации, работы учащихся, журналы мод |
Медиа пособия | презентации, коллекции изображений |
Раздаточный материал | Графические изображения моделей |
Учебники, книги | Литература и журналы по темам программы |
Учебные пособия для педагога | Материалы интеренет по темам программы, методические разработки педагогов - дизайнеров |
II. 3. 4. Алгоритм учебного занятия
Этап подготовительный:
- организационный - подготовка учащихся к работе на занятии
- проверочный – повторение пройденного. выявление пробелов и их коррекция
Этап основной:
- подготовительный - сообщение темы, цели занятия и мотивация деятельности учащихся
- усвоение новых знаний и способов действий - использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность учащихся
- первичная проверка понимания изученного - применение тренировочных упражнений и практических заданий, которые выполняются самостоятельно учащимися
- обобщение и систематизация знаний –коррекция выполняемых практических заданий
- контрольный - использование устного опроса, просмотр работ
Этап итоговый:
- итоговый - анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
- рефлексивный - мобилизация учащихся на самооценку результативности работы
- информационный - обеспечение информации о дальнейших темах занятий.
III. Список литературы
Для педагога:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г., составитель И.Рыбалева.
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 2004. – 320 с.
9. Современная энциклопедия «Мода и стиль». М.: ООО «Мир энциклопедий Аванта-плюс», 2006.
10.Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. Руководство для начинающих по цветоведению, композиции и декоративной росписи. - М., 2005.
11.Ваш гардероб-стиль-имидж. Сост. И.Демидова – Минск: Миринда, 2000
12.Графический рисунок фигуры человека/Практическое руководство – ГОУХМАО - Югра ИПКиРРО, 2007
13.Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»- Ростов н/Дону : Феникс, 2001
14.Ерзекова Н. В. Искусство красиво одеваться – Рига: Импакт , 1992
15.Зборовский Е. М. По законам красоты – М: Советская Россия, 1988
Литература для детей и родителей:
1. Малахова Е.Е. Лучшие идеи для домашней мастерской. – М., Академия развития, 2010. – 224 с
2. Орнамент всех времён и стилей (в 4-х книгах-альбомах). – М., 1995.
3.Модельерский набросок/Практическое руководство – ГОУХМАО - Югра ИПКиРРО,2007
4.Орлова Л. В. Азбука моды – М: Просвещение, 1992
5.Пармон Ф. М. Композиция костюма: Учебник для вузов – М: Легпромбытиздат,1984
6. Рачицская Е. И. Сидоренко В. И. Моделирование и художественное оформление одежды. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Интернет-источники:
1.https://www.almanahpedagoga.ru
2.https://1сентября.рф
3.https://www.art-teachers.ru