ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мир дизайна» художественной направленности
Программа «Мир дизайна» по направленности деятельности, художественная, реализуется в образовательной области - искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korobova_2018_1.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
города Димитровграда Ульяновской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО ЦДОД
«___» _____________ 201_ г.
____________ С.В. Курова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир дизайна»
художественной направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 6 – 15 лет
Принята на заседании педагогического совета МБУДО ЦДОД от «____» ________201__г. Протокол №____ | Программа разработана Коробовой Екатериной Валерьевной, педагогом дополнительного образования |
Димитровград - 2018
Рецензенты:
1.____________________________________________________
______________________________________________________
- ________________________________________________
___________________________________________________
Годы обучения: 1
1 год – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа х 36 недель) 6-15 лет;
Программа рассмотрена на заседании методического совета МБУДО ЦДОД Протокол № ____ от «_____» ______________2018 г.
Пояснительная записка
Программа «Мир дизайна» по направленности деятельности, художественная, реализуется в образовательной области - искусство. Виды деятельности работа с простым карандашом, бумагой, красками (акварель, гуашь), природными материалами.
Актуальность программы: «Мир дизайна» заключается, прежде всего, в том, что именно здесь происходит формирование не только учебной деятельности ребёнка, но и мыслительной сферы, определяющей его развитие в последующие периоды. Дети учатся: творчески мыслить, рассуждать, фантазировать, сопоставлять, сравнивать, а также общаться в среде людей, объединенных общим интересом. Создавать интересные образцы, изделия, композиции.
В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.)
Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более свершенных образцов.
Идея создания программы «Мир дизайна» это познание мира техники, искусства, природы, объемного пространства. Многообразие видов деятельности, а именно объемное проектирование, перспектива, стилизация, художественное конструирование и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Новизна программы в том, что знания, получаемые детьми из литературы, наглядных пособий, экскурсий, будут объектом не отражения, копирования, а объектом творческой переработки. Создания чего-либо нового, стилизации, комбинаций, требующих незаурядного подхода, что характерно для архитектурно-дизайнерской деятельности.
Цель получения учащимися дополнительного образования художественной направленности посредством обучения основам дизайна. Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Достижение цели реализуется решением следующих задач:
Образовательные:
- Познакомить детей с техникой безопасности и правилами поведения в творческом объединении.
- Знакомить детей с понятиями рисунок, композиция, цветоведение, стилизация, объемное проектирование.
- Знакомить с творчеством известных художников, стили писания картин этих художников, аппликация в этих стилях.
- Знакомить детей с возможностями и свойствами бумаги разной плотности и текстурности.
- Знакомить детей с цветом, линией, формой, пространством, их свойствами и возможностями.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки в работе с простым карандашом, бумагой, красками.
- Развивать умения детей создавать образы природы, животных и мира человека с натуры или по образцу.
- Развивать умения детей пользоваться основными и дополнительными цветами.
- Формировать умения правильно и точно видеть в работе форму, строение, пропорцию, объём предмета, пространственное соотношение и перспективу.
- Формировать умение организовывать своё рабочее место и убирать за собой после занятия.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и восприятие.
Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к искусству и желание постоянно общаться с произведениями искусства.
- Формировать эмоциональную отзывчивость и духовную культуру при рассматривании произведений искусства, а также при прослушивании музыкальных и литературных произведений.
- Воспитывать любовь к окружающему нас миру.
- Воспитывать культуру поведения и общения.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
- Формирование таких качеств как аккуратность, трудолюбие, настойчивость, умение доводить начатое до конца.
Вначале обучения дети изучают мозаику, как вид искусства, углубляют свои знания орнамента, изучают историю шрифта, виды композиции, стилизацию, перспективу, объемное проектирование и художественное конструирование.
Основной принцип построения и реализации программы – «восприятие – осмысление – творчество» дает возможность перейти от пассивного внимания к объектам изучения – к активному осмыслению и творческой, поисковой работе с ними. Архитектура и дизайн, в силу их многосторонних связей с окружающим миром, со своим художественно-конструктивным видением служат взаимосвязью научного и художественного путей познания и преобразования мира. Изучаемые создания природы и человека, исторические события и эпохи, музыка и т.д. – всё это становится предметом творчества. Природная и искусственная среда, которую создаёт человек, его материальное и предметное окружение диктует поведение людей, служит средством становления личности, формирования её отношений в обществе.
Адресат – учащиеся от 6 – 15 лет.
Продолжительность образовательного процесса 1 год - 144 часа (2 занятия в неделю: 45минут 10 минут перерыв и ещё 45 минут).
В процессе преподавания могут использоваться разнообразные формы организации занятий (комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, экскурсии) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.).
Режим занятий в каникулярный период может меняться и переноситься на более удобное для учащихся время.
По направленности освоения учебного материала – горизонтальная, с очной формой организации, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических знаний (в начале обучения дети изучают создание объемных предметов с помощью штриховки.)
Способ подачи содержания – комплексный, усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе.
Уровень усвоения содержания программы – ученический в начале обучения (действия по образцу), по мере освоения программы переход на творческий (поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, умение поставить творческую задачу и наметить пути и способы её выполнения)
В процессе преподавания кружка могут использоваться разнообразные формы организации занятий (комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, экскурсии) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод практических упражнений, метод поисковых решений и т. п.).
Целевая установка данной программы - личностно центрированная, направлена на воспитание эмоционально-нравственной личности и формирование познавательного процесса у детей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
№ занятий
| Название раздела, темы | Количество учебных часов | Формы контроля
| ||
всего | теория | практика | |||
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учащимися. | |||||
1 | инструктаж | 2 | 1 | 1 | |
2.1 Введение. Понятие о дизайне | |||||
2 | Дизайн. Виды дизайна. | 2 | 1 | 1 | тестирование |
3.1 Основы построения общей композиции. Предметный дизайн. | |||||
3 | Техника простого карандаша. | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
4 | Линия, штрих, пятно. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестирование |
5-7 | Рисуем круглый предмет в технике простого карандаша | 6 | 1 | 5 | Выставка |
8 | Понятие композиция | 2 | 1 | 1 | Опрос |
9-10 | Виды композиции в искусстве | 4 | 1 | 3 | Тестирование |
11-14 | Натюрморт из нескольких предметов | 8 | 0,5 | 7,5 | Выставка |
15 | Досуг. Посещение культурно – выставочного центра «Радуга» | 2 | 2 | 0 | Выставка |
16 | Приемы в композиции | 2 | 1 | 1 | Опрос |
17 | Симметрия и асимметрия | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестирование |
18 | Статика и динамика | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
19 | Ритм | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестирование |
20 | Стили в искусстве | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
21 | Абстракционизм. | 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос |
22 | Супрематизм | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка |
4.1 Цветоведение | |||||
23 | Понятие о цвете ( холодные и теплые цвета) | 2 | 1 | 1 | |
24 | Основные и дополнительные цвета. Смешение цветов | 2 | 1 | 1 | |
25 | Растяжка цветов. От основного к светлому | 2 | 1 | 1 | |
26-28 | Цветовой круг. Аппликация | 6 | 1 | 5 | Выставка |
29-30 | Досуг. Посещение культурно – выставочного центра «Радуга» | 4 | 2 | 2 | Выставка |
5.1 Перспектива | |||||
31 | Общие понятия о перспективе. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
32-33 | Линейная перспектива. Правила линейной перспективы. | 4 | 1 | 3 | Опрос |
34-35 | Рисуем дорогу в перспективе | 4 | 1 | 3 | Выставка |
6.1 Мозаика как вид искусства | |||||
36 | Что такое мозаика | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
37 | Возникновение мозаики. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
38 | Досуг | 2 | 1 | 1 | Выставка |
7.1 Декоративно – прикладное искусство | |||||
39-40 | Основы декоративно-прикладного искусства. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
41-42 | Орнамент | 4 | 2 | 2 | Тестирование |
43-46 | Стилизация. | 8 | 1 | 7 | Выставка |
47-50 | Художественное конструирование. | 8 | 2 | 6 | Тестирование |
51 | Досуг | 2 | 1 | 1 | Выставка |
8.1 Шрифты | |||||
52 | История шрифта. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
53-54 | Шрифт и цвет. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
55-56 | Работа подручными материалами | 4 | 2 | 2 | Выставка |
9.1 Заключительное занятие. Объемное проектирование | |||||
57 | Архитектура | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
58 | Что такое объемное – проектирование (макетирование) | 2 | 1 | 1 | Опрос |
59-60 | Эскиз. Развертка куба | 4 | 2 | 2 | Опрос |
61-63 | Работа с бумагой, объемное проектирование на примере куба. | 6 | 2 | 4 | Выставка |
64-65 | Досуг | 4 | 2 | 2 | Выставка |
66-67 | Декупаж | 4 | 1 | 3 | Тестирование |
68-69 | Открытка в технике бумагопластика | 4 | 1 | 3 | Опрос |
70 | Просмотр всех работ из пройденного материала | 2 | 1 | 1 | Выставка |
71-72 | Работа на выбор из пройденных тем | 4 | 0 | 4 | Тестирование |
Итого. | 144 | 49 | 95 | ||
Содержание программы
Тема: Правила техники безопасности в кабинете «Мир дизайна». Понятие о дизайне.
Теория:». Что такое дизайн. Как развивался дизайн. Виды дизайна.
Практика: Игры на знакомство: «меня зовут, и я делаю вот так»
Тема: Техника простого карандаша. Линия, штрих, пятно.
Теория: изучить две основные техники рисования - это растушевка и штриховка карандашом. Разобрать понятия, такие как: блик, свет, полутон, рефлекс, тень собственная и тень падающая.
Практика: рисунок простым карандашом, с применением техник рисования – растушевки и штриховки на примере яблока.
Тема: Что такое композиция. Виды композиции в искусстве.
Теория: Общее понятие о композиции. Разберем три вида композиции: пространственный, фронтальный и объемный на примере картин известных художников.
Практика: рисуем натюрморт с применением техники акварель.
Тема: Приемы в композиции.
Теория: разберём такие понятия, как симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм.
Практика: аппликация. Учимся создавать впечатления движения и неподвижности композиции.
Тема: Картины известных художников в стиле абстракционизм и супрематизм.
Теория: Какие бывают стили в искусстве. Разберем подробнее стили: абстракционизм и супрематизм.
Практика. Копируем картину (на выбор) одного из известных художников, в стиле абстракционизм, либо супрематизм.
Тема: Цветоведение.
Теория: основные цвета. Введение в цветовой круг. Основные цветовые схемы. Комплементарные и дополнительные цвета.
Практика Групповое задание, делаем цветовой круг, используя технику гуаши, смешивание и растяжку цветов.
Тема: Перспектива. Линейная перспектива. Правила линейной перспективы.
Теория: познакомить с понятием перспектива, с правилами перспективы. Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
Ознакомление с картинами известных художников.
Практика: Рисуем дорогу в перспективе. Техника работы: акварель.
Тема: Мозаика как вид искусства. Возникновение мозаики.
Теория: что такое мозаика. Возникновение мозаики. Расцвет мозаики на Руси.
Тема Основы декоративно-прикладного искусства . Орнамент.
Теория: Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам. Рассмотрим такие понятия, как технический, символический, геометрический и другие виды орнамента. Стили орнамента.
Практика. Аппликация на тему орнамент.
Тема: Стилизация.
Теория: Что такое стилизация в искусстве. Виды стилизации.
Практика: Стилизация животного на выбор.
Тема: Художественное конструирование.
Теория: Что такое конструирование.
Практика: изготовление поделок из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Тема: История шрифта.
Теория: Что такое шрифты. Краткая история возникновения шрифтов.
Тема: Шрифт и цвет.
Теория: Цвет шрифта, как самый влиятельный психологический инструмент.
Практика: Шрифты в виде животных, поделки подручными материалами.
Заключительное занятие:
Тема: Архитектура. Объемное проектирование ( макетирование).
Теория: Основные области архитектуры. Что такое объемное проектирование. Что такое макетирование.
Практика: Работа с бумагой, объемное проектирование на примере куба.
Планируемые результаты
В конце обучения дети должны знать:
- правила техники безопасности в кабинете;
- такие понятия как: рисунок, композиция, цветоведение, стилизация, объемное проектирование, перспектива;
- стили писания картин известных художников, применять на практике эти стили;
- свойства бумаги разной плотности и текстурности;
- знания о цвете, линии, форме, пространстве, их свойствах и возможностях;
- основные и дополнительные цвета;
- основы декоративно-прикладного искусства, знать виды орнаментов и пользоваться ими на практике;
- стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения.
Учащиеся должны уметь:
- доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
- составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
- работать с бумагой (бумажная пластика);
- оформлять готовые дизайнерские формы;
- стилизировать рисунок ( упрощать или усложнять);
- ценить свой труд, уважать чужой;
- применять теоретические знания на практике;
- пользоваться художественным материалом.
Принципы обучения:
– эмоционально положительное отношение обучающихся к деятельности – основное условие развития детского творчества;
– учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;
– последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
– удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения:
– репродуктивный (воспроизводящий);
–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
– проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
– эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).
Методическое обеспечение образовательной программы
Основная форма организации учебного процесса – занятие или творческое занятие, т. е. работа в учебном кабинете.
В обучении используются экскурсии, посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений, готовых работ обучающихся, игры и викторины.
Материально-техническое оснащение программы:
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты:
∙ помещение – учебный кабинет, доска;
∙ краски: гуашь и акварель;
∙ бумага плотная формата А4, А3 и А1;
∙ палитра;
∙ клей ПВА;
∙ инструменты – кисти, карандаши простые, ластик, канцелярский нож, ножницы и др.;
∙ рамки деревянные, стеклянные вазы, муляжи;
∙ клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для воды.
Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться.
Литература для педагога.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
2.Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова //
учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
5.Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г.
№ 1726- раздел IV.
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
Москва, 2015г.
7. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
8. - «Изобразительное искусство. Рабочие программы.» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
9. В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». Москва, «Просвещение», 1987г.
10.Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала М Просвещение 1991г.
11Г.И.Долженко 100 поделок из бумаги Ярославль Академия, Ко Академии холдинг 2000г.
12. Дизайн в стиле МОДЕРН. Арт-Родник,2010.
13. «Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен».Арт-Родник,2010
14.А.Н.Андрианова, М.А.Галагузова «Развитие технического творчества младших школьников М Просвещение 1990г.
15.А.П. Журавлева, Л.А.Болотина «Начальное техническое моделирование М Просвещение 1982г.
16. Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М., 2006.- 303 с.: ил.
17 Уилхайд Элизабет «Декоративный стиль». Арт-Родник,2008.
18. Сурина М.Ю. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре.- М., 2005.- 152 с.
19. Интернет-ресурсы: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p12aa1.html.
Для детей
1.Дидактический материал по трудовому обучению М Просвещение 1988г.
2 «Аппликация техника и искусство» издательство «Эксмо-пресс» 2002г.
3.Г.И.Долженко 100 поделок из бумаги. Ярославль Академия, Ко Академия холдинг 2000г.
4. Грожан Д.в. Справочник начинающего дизайнера.- М., 205.- 318 с.: ил.
5. Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу я сама», Санкт-Петербург, 1995.
Дополнительная литература
1.С.С.Лежнева, И.И.Булатова «Сказка своими руками» Минск Полымя 1996г.
2.С.И.Гудилина «Чудеса своими руками» М аквариум 1998г.
3. Лемешев С.К. Сам себе дизайнер.- М., 2004.- 144 с.
4. айли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма.- М., 2004.- 544 с.: ил.
5. Чинь, Франссис Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция.- М., 2005.- 399 с.: ил.
6.И.М. Петрова «Объёмная аппликация» Санкт-Петербург «Детство-пресс»2005г.
7. Дизайн выставок.- М., 2006.- 216 с.: ил.
8. Минервин Г.Б. основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: Учеб. пособие.- М., 2004.- 96 с.
Словарь терминов
- Эскиз - художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском более крупной работы и воплощающее ее замысел основными композиционными средствами.
- Гамма цветовая — в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита, характеристика «оптической» закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения.
- Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств, промышленных изделий.
- Композиции произведения изобразительного искусства — это размещение на полотне людей и предметов.
- Орнамент - узор, с повторяющимися в определённом порядке рисунками.
- Супрематизм – стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг.
- Абстракционизм - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
- Бренд - дизайн, разработанный для определённого товара в стиле, отличающимся и выделяющий его на рынке сбыта, посредствам упаковки, графических знаков, логотипов и мультимедиа технологий.
- Аппликация - прием декоративно-прикладного искусства, создающий орнамент или любое изображение путем наложения на основной фон кусочков из иного материала.
- Схемы – изображение элементов и способов соединения их между собой.
- Чертеж-изображение изделия на плоскости с соблюдением правил и условных обозначений.
- Концепция - основной замысел проекта, сложившийся в результате анализа аналогов и пробных вариантов решения, содержащий прогноз и программу проектирования.
- Стиль – общность образной системы, средств художественной
выразительности, творческих приемов, обусловленная единством
идейно - художественного содержания.
- Стилизация – это способ художественного преобразования реальных форм природного и предметного мира с целью изменения его эстетического функционального значения в художественном изображении.