Конспект занятия по дисциплине «Композиция».Тема «Трансформация из плоскости в рельеф»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Трансформация плоскости в рельеф»
(конспект занятия по дисциплине «Композиция»)
Глинский Андрей Алексеевич,
преподаватель спец дисциплин
высшей категории
ГОУ СПО «Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина»
г. Самара, Самарской области
Разработка задания (12 академических часов) по композиции, специальность «Дизайн» 3 курс, VI семестр.
Методическая цель: Ознакомление с основами конструирования из бумаги и её свойствами, видами пластических решений. Приобретение практического навыка в композиционно-пластической моделировке сложной поверхности на основе принципа трансформации в условиях строго заданной технологии формообразования.
Инвентарь: чертежная бумага А3, карандаш, линейка, резак и ножницы.
План урока: Организационная часть 5 – 7 мин.; Объяснение задания 10 – 15 мин. перед каждой конкретной задачей; Практические занятия и индивидуальные беседы по ходу работы 2 – 2,5 часа; Обсуждение и анализ лучших работ 15 - 20 мин.; Задание на дом 3 – 5 мин.
Ход урока: Поскольку решение данной задачи начинается с пары вводных упражнений по общеизвестным схемам, и лишь затем следуют задания в которых учащиеся могли бы применить полученные знания и проявить свою творческую индивидуальность, после организационной части приступаем к эти упражнениям.
Свойство бумаги таково, что она может легко сминаться, но благодаря разнообразным сгибам и надрезам для придания жесткости конструкции, не подвергаясь структурной деформации, может быть прекрасным материалом для создания всевозможных форм. В первом упражнении создаем рельефную орнаментальную полосу.
Бумажная полоса с помощью изгибов и образующихся тем самым ребер жесткости превращается в объемную конструкцию с ритмически повторяющимися элементами. Непосредственно сам, руками, показываю технику и приемы исполнения. В данном упражнение, не смотря на все ограничения и стандартные приемы исполнения, учащиеся усваивают, что количество творческих решений неограниченно. По аналогии они создают композиции объемного орнамента использую сгибы поверхности не только по прямым, но и по кривым линиям.
Затем переходим ко второму вводному упражнению.
Также непосредственно знакомлю с приемами показывая особенности техники исполнения. В этом упражнении используются навыки предыдущего. Учащиеся знакомятся с возможностью ритмического повторения в горизонтальном направлении по всей структурной поверхности. Повторяя множество объемных элементов, изгибая лист не разрушая его поверхности, в поиске конструктивных промежуточных звеньев для непрерывного соединения соседних элементов, они осваивают технику бумагопластики. В результате этих упражнений практикующие уже способны создавать законченные раппортные композиции представляющие собой рельефные орнаментальные структуры из бумаги. Что в свою очередь позволяет перейти к индивидуальному решению учебного задания, в котором одновременно решаются и конструктивная и художественная задачи. Озвучиваю в строгой последовательности все части задания:
_ рельеф, выполненный в геометрической пластике;
_ в скульптурной пластике;
_ в смешанной технике (вводится надрез);
_ тематический рельеф.
Демонстрирую примеры и аналоги:
Переходя к заданным структурным поверхностям, демонстрирую работы своих предшествующих учеников. В ходе исполнения слежу за тем, что бы не было сильно отстающих, провожу индивидуальные разъяснения, даю практические рекомендации. Пытаюсь сконцентрировать внимание учеников на происходящей работе.
В конце занятия вместе с учениками обсуждаю достоинства и недостатки выполненных упражнений, даю рекомендации по необходимым исправлениям, привлекаю к прояснению критериев оценки весь коллектив группы.
Даю домашнее задание: Создать четыре композиции в соответствии с четыремя поставленными задачами. Для оформления законченных работ использовать планшет 50 х 70 см, учитывая требования к экспонированию объемно-пространственных дизайн-проектов.
Список использованной литературы
1. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. - Москва: Искусство, 1974.
2. Чернышев О.В. Формальная композиция. - Минск: Харвест, 1999.
3. Сокольников Ю. Все об упаковке. - Москва: Тигра, 2001.
4. Московская школа дизайна. Методические материалы. - Москва: ВНИИТЭ, 1991.
5. Харьковская школа дизайна. Методические материалы. - Москва: ВНИИТЭ, 1992.