«Преемственность между начальным и основным образованием при реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_deyatelnostnogo_podhoda_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка.
Мастер-класс. Грунина Ольга Николаевна
Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии
Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Эти возможности обеспечиваются тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
В основу деятельности педагога на уроках положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно-деятельностного подхода. УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Что такое деятельностный подход в образовании? (слайд 2)
Процесс обучения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом (слайд 3)
Основные положения технологии деятельностного метода обучения:
(слайд 4)
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.
Сам процесс учения должен быть творческим.
Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Учитель в образовательном процессе должен реализовать ряд важных условий: (слайд 5)
- создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;
- обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;
- развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя “со стороны”, “чужими глазами”; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;
- предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
Дидактические принципы в системе развивающего обучения: (слайд 6)
Принцип деятельности.
- Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.
Принцип целостного представления о мире.
- У ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип непрерывности.
- Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип минимакса.
- Школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
Принцип психологической комфортности.
- Снятие по возможности всех стресообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке комфортной атмосферы.
Принцип вариативности.
- Предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
Принцип творчества (креативности).
- Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Я бы хотела поделиться своим опытом о применении деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.
Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на организационном этапе урока.
Начать урок можно так:
У.- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно? Выскажите свои мысли.
У. – Проверьте “рабочее место” вашего соседа по парте.
В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей к уроку русского языка и высказыванием своего мнения, у обучающихся формируются регулятивные УУД: (слайд7)
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.
У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Приготовьтесь узнать много нового, интересного. Пусть этот урок принесет вам радость общения.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации на начальном этапе изучения нового материала, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Актуализация знаний.
Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?
Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: (слайд 8)
Побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;
Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите “лишнее”);
Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся
Учитель читает стихотворение В. Лукса “У доски”.
Вызвал внезапно учитель к доске –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё как назло позабыл до утра!
Только учитель диктует “окно”,
Мелом пишу на доске я “акно”.
Д.- Надо писать через О!
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски.
Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД: (слайд 10)
познавательных:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивных: (слайд 11)
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать.
- oпределять и формулировать цель деятельности на уроке
- oпределять последовательность действий на уроке
Далее я создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у обучающихся сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.
Я обдумываю, какая из предложенных формулировок вопроса способствует формированиюличностных УУД: (слайд 12)
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
У.– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
Д.- Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.
У. – Какие цели поставите перед собой? Чему вы можете научиться на данном уроке?
Д.- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.
В процессе систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики сравнивают, анализируют, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию, координируют различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы, применяемые на уроках русского языка в начальной школе, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.
Так как одним из ведущих видов деятельности у учащихся начальной школы остается игра, изучение нового материала целесообразно проводить в виде игры.
На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием (слайд 13) “Знаю – хочу узнать – узнал – научился”. Этап “Знаю” предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; “Хочу узнать” - формулирование цели; “Узнал” - соотношение старой и новой информации; “Научился” - осознание результативности деятельности.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикуются приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.
Активно используются на уроках информационные технологии, что позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Реализация программы “Школа 2100” через использование деятельностного подхода и проблемно-диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. (слайд 14)
При использовании технологии деятельностного метода учащиеся:
- Быстрее всех своих сверстников усваивают учебный материал.
- Спокойнее, увереннее отвечают у доски.
- Умеют аргументировать свои высказывания.
- Умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся поспорить с учителями в случае необходимости.
- Лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки.
- Умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности.
- Склонны к исследовательской деятельности.
- У них значительно повышается качество знаний
Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.