Духовно-нравственный аспект дизайна костюма.

Хохлова Нина Борисовна

Выступление на региональной научно-практической конференции «Модернизация дополнительного образования на современном этапе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennyy_aspekt.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хохлова Н.Б. , педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Костюмерия»

МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области.

Контакты: тел. 89271199465

e-mail nin421@yandex.ru

Духовно-нравственные  аспекты  дизайна костюма.                          

Почему именно эта тема?   Хочется начать словами Ивана Свадковского:             

           «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений и личного счастья».                                              

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики.  В центре современной стратегии  развития российской школы – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.  Содержание  воспитательной работы ориентировано на усвоение общечеловеческих,  гуманистических  ценностей,  культурных  и  духовных традиций    народа.

Хочется заметить, что   позитивного  результата  в  воспитательном  процессе невозможно достичь без понимания потребности и направленности  интересов  учащихся  и  умелого  педагогического  управления  процессом развития личности каждого школьника с учётом этих интересов.  

Современный   ученик  –  это  человек  с  кипучей  энергией,  инициативностью,  с  оптимистическим  восприятием  жизни,  стремящийся  к  самовыражению.  И одним из способов самовыражения является создание собственного имиджа с помощью одежды, кроме того,   мода – это способ привлечения к себе внимания. Молодые девушки, хотят одеваться красиво, привлекательно, современно. Именно поэтому  у юных модниц  нашего поселка популярно объединение «Костюмерия» Дома детского творчества по созданию коллекций одежды.                                                            

Наш коллектив объединил учащихся разного возраста, разных взглядов, разных способностей. Здесь раскрывается  индивидуальность детей, корректируются межличностные отношения. Распределяя роли и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело.

           Дополнительная общеразвивающая  программа «Театра моды» художественно-эстетического направления приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды и предусматривает постепенный переход от обучения азам моделирования, конструирования и технологической обработки швейных изделий к созданию творческих коллекций для театра мод " Костюмерия " и демонстрация их на сцене (подиуме).  Главная цель программы – приобщение детей к миру культуры одежды через создание и постановку театрализованных представлений коллекции моделей.  Кроме того, в программе присутствуют  идеологические аспекты и духовная  сущность.

   К сожалению, у современных детей происходит  утрачивание национальных традиций, нивелирование людей (одежда делает похожими друг на друга, идет «европеизация» стиля), поэтому в программу объединения введен  раздел «Современный русский костюм»,  так как  возрождение, сохранение и развитие русских народных традиций костюма  очень важный аспект, который формирует у обучающихся чувство гордости и причастности к национальной культуре. Русские - самый крупный и широко расселенный народ в нашем регионе, поэтому,  учитывая местные социокультурные особенности, стало целесообразно изучать именно русский народный костюм.    

 Осмысление и освоение основ народной культуры одежды,  как и традиций,  и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.  Ведь всякое дошедшее до нас произведение народного искусства, в том числе и народный костюм, способны дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезному размышлению о сохранении собственного национального лица.

  Старинные элементы костюмов успешно нами используются и переосмысливаются при современном моделировании нарядов: искусство кроя, узорного ткачества, характер декора: вышивки, аппликации и многое другое. Творческий коллектив «Костюмерия» постоянно находится в творческом поиске, работает над новыми идеями, у него немало задумок и замыслов, которые он удачно воплощает.                                                                                                                

За время своего существования театр мод создал интересные коллекции:  «Времена года», «Русь колокольная»,  «Узоры России» на основе русских росписей: гжели и хохломы. Эта коллекция стала победителем международного конкурса «Звезды нового века». «Русь-любушка, краса-голубушка» (коллекция с использованием Павлово-Посадских платков).  «Разноцветье Руси» (коллекция стилизованных русских костюмов).  

В арсенале театра есть творческий проект «Мой дом - Россия»,                 основой для которого послужила государственная символика: красно-сине-белое цветовое решение, внимание к деталям и вечный романтический стиль. Подтолкнул нас на ее создание арт-проект российских дизайнеров  «Триколор» по инициативе редактора известного российского издания о моде Эвелины Хромченко .             

Оказалось, что тема флага тревожит умы модельеров и дизайнеров уже давно.  Именно это мы и узнали вначале своей работы.                                                            

Далее в  рамках нашего проекта были знакомство с государственной символикой, с историей российского флага, значением его цветов, музыкальных и поэтических посвящений России. Эпиграфом к проекту стали слова Евгения Евтушенко: …Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я.                                                                                                        

Продукт проекта- коллекция одежды , которая очень востребована: она частый участник различных мероприятий.                                                                          

Коллекция «Виват, Гусария!» была разработана и создана в Год истории и стала нашим посвящением героям Отечественной войны 1812 года.  Обучающимися были изучены составляющие униформы русских гусар, полковая расцветка, значимость отделки: галунов, шнуров, бахромы и тесьмы.

Коллекции «Мой дом-Россия!» и «Виват, Гусария!» в разное время стали победителями районного фестиваля «Молодежный калейдоскоп».                   

Коллекция «Женский дозор» была посвящена 25-летию МЧС России. Обучающиеся изучали историю ведомственного форменного  костюма, знакомились с современной формой, ее различительными знаками, шевронами, нашивками. Участницы коллектива  познакомились с Гимном данной службы, ремикс на его музыку был положен в основу дефиле показа коллекции.                                  

К празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитанницами объединения был реализован творческий проект «Цветы Победы». Данный проект включал в себя разработку коллекции одежды,  которая была представлена на суд зрителей  9 мая 2015 года на праздничном концерте, посвященному Дню Победы и имела большой успех, особенно у ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме того, исследование наследия местных поэтов и музыкантов, посвященного событиям тех лет, ветеранам войны и т.п. В рамках проекта мы познакомились с Георгиевской лентой, ее символикой, значением цветов и    изготовили  из нее памятные броши  в подарок ветеранам.                                

Кроме того,  обучающиеся принимали участие в региональных и муниципальных акциях «Солдатский платок», «Лепесток Победы», «Звезда Победы», флешмобе «Лица Победы», во всероссийском проекте «Георгиевская лента- онлайн» ( http://lenta-on-line.ru).

Воспитанницы объединения активные участницы и других сациально - значимых акций и мероприятий. Это районная акция по сбору теплых вещей «Метра тепла», благотворительная акция «Дари добро»,  муниципальный марафон в поддержку беженцев-украинцев,  акция «Детям Донбасса». Это воспитывает в девушках толерантность, отзывчивость , милосердие.

Теперь в связи с именем России у нас возникают ассоциации:  Добро, чистота, святость. Родина, дом, семья. Сила, характер, воля.                                         

В рамках экологического воспитания, как составляющей духовно-нравственного развития,  обучающиеся объединения учатся экономить, беречь материальные ресурсы, шить костюмы из отходов производства и нетрадиционных материалов. Ими созданы коллекции «Цветочный рай» с использованием техники гильоширования,  «Бумажная кукла» (из газет), «Зимний сон» (из ватмана), которые стали победителями разных конкурсов.                                                                                                

Участвуя в ежегодной муниципальной экологической конференции, мы часто представляем свои работы в номинациях «Отходы в доходы», «Из бабушкиного сундучка» и т.п. За проект «Текстильному мусору - красивую жизнь!» его автор - Шашкова Ирина была награждена Почетной грамотой «Самый оригинальный проект».

Конечно, кроме основной деятельности, мы участвуем в различных конкурсах декоративно-прикладного характера, в том числе носящих краеведческий  характер. Это и народные куклы, обереги, и выполнение изделий в традиционных техниках: лоскутное шитье, вышивка, мережка и т.п.                                          

«Русалочьи сказки», «Страна березового ситца» - это коллекции, созданные специально для участия в традиционном фольклорно-краеведческом празднике «Край Духовницкий наш…».

Все это позволяет приобщать детей к духовной и национальной культуре своего народа, формируется  чувство патриотизма, подлинная  любовь и уважение к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, тем самым закладывается фундамент духовно-нравственного человека.

Обучение в объединении дополнительного образования художественно-эстетического направления «Костюмерия» краткосрочное: трехлетние. Казалось немного времени на воспитание, но при умелой постановке задач и  умелом распределении учебного времени можно оперативно  и  гибко  реагировать  на  развитие  социокультурной  ситуации и добиться многого в сфере воспитания. Объединение опирается  не только и не столько на пропаганду и просвещение, а в большей степени на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающего поколения.                                                                

Ведь в  человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… 

Использованная литература:

1.Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/ Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей ред. Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко.- М.: «Архитектура-С»,2004.

2.Кулайкин В. И., Калиничева М. М. Духовный аспект дизайна как фактор формирования  социокультурной  личности/  Дизайн.  Эргономика.  Сервис. Выпуск 7. –М.:ВНИИТЭ, 2009.

3.Священник Родион. Люди и демоны.-СПб., 2009.

4.Устин  В.  Б.  Композиция  в  дизайне.  Методические  основы композиционно-  художественного  формообразования  в  дизайнерском творчестве: уч. Пособие.-2-е изд., уточненное и доп./В. Б. Устин. - М.: Астрель, 2006.

5. Новейшая мода/под ред. Терри Джонса и Сьюзи Раштон; пер. с англ. Д. Перовой. - М.: АСТ: Астрель, 2008.