Инновационный проект "Сказкотерапия в декоративно-прикладном творчестве"
Обучение в творческом объединении «Сказка своими руками» это реализация концепции:
«Создание коллективного итогового проекта «Любимая сказка»(персонажи, предметы кукольного быта, сопутствующие украшения, аксессуары)на протяжении учебного года»
Отчет по данной работе –театральная постановка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_proekt_1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного педагогического проекта.
Тема: «Сказкотерапия в декоративно-прикладном творчестве»
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа».
Алексей Николаевич Толстой
Актуальность педагогического проекта
Сказкотерапия – психологический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром
Сказка является одной из форм, посредством которой происходит социализация в различные возрастные периоды. Она входит в жизнь человека с самого раннего возраста и сопровождает на протяжении всей жизни; с нее начинается знакомство и с миром человеческих взаимоотношений, и со всем окружающим миром в целом. Механизмы социализации различаются в разных культурах, однако общим является построение системы воздействий, оперирующих с потребностями, интересами, ценностями, мотивациями, установками, нормами
Осмысленное восприятие сказки позволяет найти решение в сложных жизненных ситуациях.
При выборе сказки нужно учитывать индивидуальные возрастные особенности, степень психологического развития и то, насколько выбранная сказка будет полезна.
Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого, и каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.
Сказкотерапию можно использовать как инструмент развития, потому что у ребенка развиваются необходимые для существования творчество и фантазии, во время прослушивания, придумывания и обсуждения сказки.
Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Одним из вариантов работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.
Такой способ в декоративно-прикладном творчестве является наиболее приемлемым. Дети, повторяя уже известную им сказку или сочиняя новую, становятся творцами этой сказки. Декоративно-прикладное творчество позволяет увидеть сказку такой, какой они ее представляют, сделать самим, что является важным элементом в развитии эмоционально устойчивых, эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных личностей. Именно такое поколение людей – потребность современного быстро развивающегося общества.
Новизна проекта
В процессе реализации проекта есть возможность воплощения идей и индивидуального, и коллективного образования посредством сказкотерапии. Происходит свободное самоопределение детей посредством самостоятельно изготовленных изделий декоративно-прикладного творчества в пределах одной сказки. Кроме того, у участников проекта есть возможность выбора не только образности всего сказочного мира, но и техники воплощения индивидуальной идеи.
Цель проекта:
формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка посредством сказкотерапии.
Задачи проекта:
Обучающие:
- развитие интереса обучающихся к декоративно-прикладному творчеству посредством сказкотерапии;
Воспитательные:
- получения возможности донесения результатов трудов обучающихся в виде изделий декоративно-прикладного творчества и театральной постановки как до широкого круга лиц, так и до сверстников, желающих приобщиться к проектно-исследовательской деятельности в области декоративно-прикладного искусства;
- активное воспитание и формирование эстетического вкуса посредством сказкотерапии.
Развивающие:
- поиск и поощрение новых идей и технологий в системе общего и дополнительного образования;
- создание базы детских проектов в области декоративно-прикладного искусства;
Объект проекта
Образовательные потребности обучающихся в творческом коллективе.
Предмет проекта
Организация процесса работы над сказкой
Гипотеза:
Эффективность совершенствования умений в области декоративно-прикладного творчества обучающихся в творческом коллективе может быть существенно повышена, если в ее основе будет находиться модель учебного процесса, основывающегося на учете взаимосвязи индивидуально-личностного и коллективного общений посредством сказкотерапии, и комплекса упражнений по реализации общей идеи.
Этапы педагогического проекта.
В работе над сказкой педагог опирается на следующие аспекты:
- Образное коллективное мышление
- Индивидуальные особенности характера каждого ребенка
- Практические возможности воспитанников
- Поисковый
В начале работы коллектив выбирает одну сказку из предложенных педагогом. При выборе вариантов учитывается следующее:
- Возраст посещающих коллектив
- Уровень умственного и эмоционального развития
- Творческие возможности детей
- Аналитический
На втором этапе работы методом коллективного обсуждения придумывается сценарий на тему оригинальной сказки, либо происходит внесение изменений. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя необходимых ему персонажей, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот. На основе тезисов, записанных во время обсуждения с детьми, педагог выбирает наиболее соответствующие общему эмоциональному состоянию группы участников, и готовит к работе наиболее приемлемый вариант сценария.
Кроме этого работа со сказкой происходит следующими методами: анализ (решение вопросов: о чем сказка, чем похожа на настоящую жизнь, какие персонажи положительные, какие отрицательные, почему, какие вызывают симпатию), групповое решение сказочных задач. Каждый участник проекта высказывает свою точку зрения , предполагает, что бы он сделал на месте героя.
- Этап распределение ролей.
В зависимости от возраста посещающих группу, он может проходить по одному из трех вариантов:
- выбор персонажа обучающимся самостоятельно
- назначение ролей педагогом (в большинстве случаев, с учетом творческих и практических способностей учащихся)
- жеребьевка (возможен лишь в группе старшей возрастной категории, когда осознание случайности выбора уже пришло и не вызывает обид и сильного эмоционального расстройства)
4. Практический
Его можно разделить на два подхода осуществляемой группой и педагогом деятельности.
- Индивидуально-личностный. Каждый ребенок работает над образом своего героя в несколько этапов: эскизирование, подбор цветового образа, выбор тканей костюма, изготовление куклы одним из предложенных педагогом способов.
- Коллективный. Выбираются несколько значимых для выбранной сказки предметов, элементов окружающего сказочного мира, которые представляют интерес для каждого участника проекта. И выполняются на основе созданного группой эскиза посредством различных техник декоративно-прикладного творчества. Афиша и программки также изготавливаются детьми.
Возможен также индивидуальный подход в выполнении небольшой творческой работы на тему выбранной сказки в любой технике (дополнительно).
- Этап театральной деятельности.
Каждый участник проекта учит текст за своего героя. На индивидуальных и коллективных репетициях обсуждается характер персонажа, происходит понимание его места во всем сказочном мире.
6. Презентационный
Это отчетное выступление, на котором все обучающиеся в группе творческого коллектива представляют созданную сказку зрителям (приглашенные гости). Форма театральной постановки – кукольная. Оживляя куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли (метод куклотерапии).
7. Контрольный.
Все изготовленные детьми творческие работы принимают участие в выставке на тему представляемой сказки.
Практическая значимость проекта.
«Сказочные» темы прорабатываются с помощью различных техник декоративно-прикладного творчества: папье-маше, шитье, картонаж, декупаж, батик и т.д.
Педагогическая значимость проекта
Вырабатывается умение каждого участника проекта заниматься коллективной деятельностью, слушать мнение других, но и развивается способность самовыражения, дети учатся работать с образами, участвовать в театральных постановках перед зрителями.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь , 2015.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб.:Речь, 2003. – 208с.
- Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. – М.: Ц Г Л , 2006. - 144c.
- Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры// URL: https://www.psyinst.ru
- Ермолова А.Ю. Сказкотерапия как технология социальной работы . -V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 2013 г. // URL: http://www.scienceforum.ru/
Приложение №1.
Модель реализации проекта
Теоретико-методологическая основа |
Методы сказкотерапии |
Практическая реализация проекта |
Результат: развитая творческая активность субъектов образовательного процесса |
Приложение № 2
Вариант работы над сказкой «Буратино в Изумрудном городе»
№ этапа | Название | Виды работ | Вид деятельности | Сроки реализации |
1 | Поисковый | Дети выбирали из трех предложенных сказок: «Красная шапочка», «Буратино», «Буратино в Изумрудном городе». Последняя сказка всем показалась наиболее интересной за счет сочетания двух знакомых сказок в одной. Не читавшие ее готовы были сразу же ее прочитать. | коллективный | Первые числа сентября |
2 | Аналитический | Педагогом был применен один из методов сказкотерапии – рассказывание сказки. После прочтения была проведена беседа, ее участники решали следующие вопросы: о чем сказка, чем похожа на настоящую жизнь, какие персонажи положительные, какие отрицательные, почему, какие вызывают симпатию и т.п. После обсуждения было решено оставить для реализации сказку Л.Владимирского в авторском варианте. Был составлен сценарий (педагогом) | коллективный | сентябрь |
3 | Этап распределения ролей | Был опробован вариант выбора ролей каждым ребенком самостоятельно. При работе над данной сказкой он оказался возможным и психологически этот этап прошел гладко и быстро. | индивидуальный | сентябрь |
4 | практический | В процессе работы над сказкой участники проекта создали: - 14 кукол, мелкие декоративные поделки в технике соленого теста, росписи на дисках, рисунке, декупаже; - 2 декоративных макета «Изумрудный город» и «Домик Мальвины», Кукла папье-маше «Черепаха Тортилла», изделие в технике картонаж «Золотой ключик», «Сказочные часы», афиша спектакля. |
индивидуальный
коллективный | Октябрь-апрель |
5 | Этап театральной деятельности | Осуществлялись репетиции индивидуальные, парные и коллективные, проводились консультации с педагогами театральной деятельности. Перед выступлением была проведена генеральная репетиция. | индивидуальный коллективный | Апрель-май |
6 | итоговый | Прошел показ спектакля по сценарию на тему сказки. Каждый ребенок был подготовлен, смог передать образ своего героя. В процессе показа звучала музыка, подобранная педагогом и отрепетированная в процессе репетиции спектакля | коллективный | май |
7. | контрольный | Состоялась выставка изделий обучающихся в творческом коллективе детей на тему сказки Л.Владимирского «Буратино в Изумрудном городе» | коллективный | май |