Программа дополнительного образования "Компьютерная графика" (9-11 лет)

Данная программа написана на основе программы Панкратова Т. “Photoshop 7 – учебный курс”, Питер, 20011 г. Настоящая программа предназначена для дополнительного образования по использованию персонального компьютера. Использование программы предоставляет обучающимся мощное средство для решения многих прикладных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа написана на основе программы Панкратова Т. “Photoshop 7 – учебный курс”, Питер, 20011 г.

Настоящая программа предназначена для дополнительного образования по использованию персонального компьютера.

Программа предназначена для обучающихся, использующих в работе персональный компьютер.

Для изучения обеспечения персонального компьютера (ПК), выбрана программа Adobe Photoshop  которая включает все средства для обработки текстов, табличных данных, позволяет создавать профессионально оформленные документы, строить диаграммы и графики, создавать широкий диапазон интерактивных продуктов, предназначенных для поддержки всего многообразия устройств доступа к веб – страницам. Использование программы предоставляет обучающимся мощное средство для решения многих прикладных задач.

Целью программы: является приобретение обучающимися  практических навыков, методов и средств, инструментов, основных фильтров и эффектов при обработке оцифрованных фотоизображений.  

Задачи:

  1. Дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Adobe Photoshop;
  2. Научить создавать и редактировать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
  3. Ознакомить с основными операциями в Adobe Photoshop;
  4. Способствовать развитию алгоритмического мышления;
  5. Способствовать развитию познавательного интереса к информатике;
  6. Продолжить формирование информационной культуры учащихся;
  7. Выполнить три проекта.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на два года обучения.

Объем программы  – 144 часа, которые распределяются следующим образом:

  • Первый год обучения – 72 часа (два раза в неделю по 1 часу);
  • Второй год обучения – 72 часа (два раза в неделю по 1 часу).

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

природосообразности (в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся);

гуманизации (суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося);

целостности (проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса);

 демократизации (означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспитания, самообразования, самообучения, самоопределения);

культуросообразности (заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде);

Обучение по программе первого года построено по принципу « от простого к сложному»: от рисования инструментами интерфейса программы, до графической обработки  растровых изображений.

Учебный процесс второго года обучения построен следующим образом: несколько тем подаются в течении года с возрастанием степени сложности. В процессе обучения используются следующие методы:  объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает: подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них  со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему в  работе.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий : типовое занятие, сочетающее в себе  объяснение и практическое упражнение, собеседование, консультация, практическое упражнение  под руководством педагога по закреплению определенных навыков.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
  • рубежный , который проводится после завершения изучения каждого блока;
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Возраст обучающихся — 9-11 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость групп— 10-12 человек. Это обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

2 год обучения

Должны знать

Должны уметь

Должны знать

Должны уметь

1

Цветовые модели RGB и CMYK,

Основные элементы интерфейса программы Adobe Photoshop,

Структуру инструментальной оболочки редактора,

Возможность работы со слоями, текстом

Создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Photoshop, пользоваться основными инструментами программы,

Изменять основные параметры изображения и выполнять обрезку.

Возможность работы со слоями

наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением,

Возможность работы текстом

Создавать фотомонтажи и коллажи, ретушировать фотографии, применять различные фильтры,

Работать с текстом,

Использовать слои при создании коллажа и фотомонтажа

2

Последовательность выполнения определенных инструментов программы

Убирать дефекты изображения: пыль, царапины, «красные глаза» и т.д., выполнять ретушь изображения,

Использовать инструменты рисования для создания новых иллюстраций,

Выполнять глобальную и локальную коррекцию изображения.

Алгоритм редактирования выбранных изображений в программе

Самостоятельно работать с программой Adobe Photoshop,

Подготавливать изображения для использования в полиграфии: выполнять цветоделение,

Выбирать оптимальный формат файла при сохранении и экспорте изображения.

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

Интерфейс программы .

1

Вводное занятие.  Интерфейс программы.

1

1

2

Работа с документами. Открытие, сохранение, закрытие. Навигация документа.

1

1

2

3

Параметры инструментов. Палитра. Инструмент кисть.

1

1

2

4

Применение инструментов: кисть, карандаш, палитра. Режимы рисования.

1

1

2

5

Заливка. Заливка целого и выбранного изображения.

1

1

2

6

Самостоятельное выполнение  работы «Пейзаж»

1

2

3

7

Изменение размеров изображения.  Инструмент штамп. Выполнение действий с нажатием клавиши Alt

1

2

3

8

Упражнение « Эффект свечения»

1

1

2

9

Упражнение « Отбрасывание тени»

1

1

2

10

Самостоятельная работа по пройденным темам.

1

1

Итого

9

11

20

Инструменты программы.

11

Инструменты ретуши: размытие , резкость, размазывание.

1

2

3

12

Группа инструментов Резинка.

1

2

3

13

Инструмент пипетка.

1

1

2

14

Заливаем текстурой.

1

1

2

15

Частичное совмещение.

1

1

2

16

Плавные границы изображения.

1

1

2

17

«Сливаем» две фотографии.

1

2

3

Итого

7

10

17

Работа с градиентами.

18

Типы градиентов.

1

1

2

19

Работа с линейным градиентом.

1

1

2

20

Работа с коническим градиентом.

1

1

2

21

Работа с радиальным градиентом.

1

1

2

22

Работа с конусовидным  градиентом.

1

1

2

Итого

5

5

10

Логические операции с выделенными объектами.

23

Работа с контуром выделения.

1

1

2

24

Трансформация и перемещение контура выделения.

1

1

2

25

Трансформация и перемещение выделенной области.

1

1

2

26

Заливка выделенной области.

1

1

2

27

Обрисовка контуров выделения.

  1

1

2

28

Создаем 3D шар.

1

1

2

29

Эффект капающего текста.

1

1

2

30

Делаем красивые рамки.

1

1

2

31

Пунктирный текст

1

1

2

32

Самостоятельная работа по пройденным темам.

1

1

2

33

Горошковый эффект.

1

1

2

34

Выполнение итоговой работы

1

2

3

Итого

5

5

25

Интерфейс программы .

20

Инструменты программы.

17

Работа с градиентами.

10

Логические операции с выделенными объектами.

25

Всего

72

Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

Команды и инструменты программы Adobe Photoshop.

1

Вводное занятие.  

1

1

2

2

Упражнение «Имитация TV»

1

1

2

3

Упражнение «Водная поверхность»

1

1

2

4

Имитация печати..

1

1

2

5

Эффект незавершенного изображения.

1

1

2

6

Работа с командой Фильтр

1

2

3

Итого

6

7

13

Понятие слоев.

7

Понятие слоя. Фоновый слой.

1

1

2

8

Создание слоёв. Трансформация слоя.

1

1

2

9

Работа со слоями.

1

1

2

10

Команда  «Стиль слоя».

1

2

3

11

Работа с полупрозрачными слоями.

1

2

3

12

Упражнение « Скрещивающие кольца»

1

1

2

13

Рисование сердца с нуля.

1

1

2

14

Создание трещины в стене.

1

1

2

15

Замена цвета и тоновой баланс.

1

1

2

16

Коррекция старой фотографии.

1

1

2

17

Эффект увеличенного стекла.

1

1

2

18

Коллаж .

1

2

3

19

Деформация изображения.

1

1

2

20

Эффект дождя на фотографии

1

1

2

21

Самостоятельная работа по пройденной теме.

1

1

2

Итого

15

18

33

Работа с текстом.

22

Деформация текста.

1

1

2

23

Применение стиля текста.

1

1

2

24

Заливка текста градиентом.

1

1

2

25

Заливка текста узором.

1

1

2

26

Трансформирование текста.

1

1

2

27

Эффект прозрачного текста.

1

2

3

Итого

6

7

13

Маска.

28

Понятие быстрой маски. Быстрая маска.

1

1

2

29

Градиентные маски.

1

2

3

Итого

2

3

5

Деформация изображения.

30

Эффект электрического разряда.

1

1

2

31

Создание своего штрих - кода.

1

2

3

32

Выполнение итоговой работы.

1

2

3

Итого

3

5

8

Команды и инструменты программы Adobe Photoshop.

13

Понятие слоев.

33

Работа с текстом.

13

Маска.

5

Деформация изображения.

8

Всего

72

Содержание программы обучения

(первый год обучения)

№ темы

Тема

Содержание

1

Вводное занятие.  Интерфейс программы.

Знакомство с рабочим окном программы. Техника безопасности.

2

Работа с документами. Открытие, сохранение, закрытие. Навигация документа.

Последовательная выполнение команд при работе с документами.

3

Параметры инструментов. Палитра. Инструмент кисть.

Инструменты  программы.  Знакомство с палитрой цвета. Работа с инструментом «Кисть»

4

Применение инструментов: кисть, карандаш, палитра. Режимы рисования.

Рисование  в окне документа , с использованием группы инструментов «Кисть»

5

Заливка. Заливка целого и выбранного изображения.

Выполнение упражнений, с использованием заливки, выбранного объекта.

6

Самостоятельное выполнение  работы «Пейзаж»

Рисование в программе, с использованием изученных инструментов..

7

Изменение размеров изображения.  Инструмент штамп. Выполнение действий с нажатием клавиши Alt

Изменение размеров изображения с нажатием кнопкиAlt и выполнение действий без неё..

8

Упражнение « Эффект свечения»

Выполнение эффекта, используя клавиши Alt, Ctrl, Shift.

9

Упражнение « Отбрасывание тени»

Выполнение действий с использованием дополнительных клавиш.

10

Самостоятельная работа по пройденным темам.

Выполнение   упражнений пройденных тем.

11

Инструменты ретуши: размытие , резкость, размазывание.

Изучение инструментов ретуши.

12

Группа инструментов Резинка.

Изучение инструментов резинки.

13

Инструмент пипетка.

Изучение инструмента пипетки.

14

Заливаем текстурой.

Частичная и полная заливка изображения.

15

Частичное совмещение.

Выполнение работа, используя ранее изученные инструменты.

16

Плавные границы изображения.

Выполнение работа, используя ранее изученные инструменты.

17

«Сливаем» две фотографии.

Выполнение работа, используя ранее изученные инструменты.

18

Типы градиентов.

Изучение градиентов. Значение градиентов, их роль.

19

Работа с линейным градиентом.

Упражнение с использованием  линейного градиента.

20

Работа с коническим градиентом.

Упражнение с использованием  конического градиента.

21

Работа с радиальным градиентом.

Упражнение с использованием  радиального градиента.

22

Работа с конусовидным  градиентом.

Упражнение с использованием  конусовидного градиента.

23

Работа с контуром выделения.

Изучение команды – контур выделения.

24

Трансформация и перемещение контура выделения.

Коррекция выделения.

25

Трансформация и перемещение выделенной области.

Коррекция  всей выделенной области.

26

Заливка выделенной области.

Изменение цвета выделенной области.

27

Обрисовка контуров выделения.

Дополнение контуров выделения, дополнительными эффектами.

28

Создаем 3D шар.

Создание шара из  простой окружности, используя эффекты и инструменты.

29

Эффект капающего текста.

Создание капающего текста, используя эффекты и инструменты.

30

Делаем красивые рамки.

Создание рамок используя эффекты и инструменты.

31

Пунктирный текст

Создание пунктирного текста, используя эффекты и инструменты.

32

Самостоятельная работа по пройденным темам.

Выполнение упражнений  по пройденной теме.

33

Горошковый эффект.

Создание горошкового эффекта, используя эффекты и инструменты.

34

Выполнение итоговой работы

Самостоятельное выполнение проекта , на выбранную тему, с применением полученных навыков .

Содержание программы обучения

(второй год обучения)

№ темы

Тема

Содержание

1

Вводное занятие.  

Повторение интерфейса программы. Техника безопасности.

2

Упражнение «Имитация TV»

Создание изображения, используя эффекты и инструменты.

3

Упражнение «Водная поверхность»

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

4

Имитация печати.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

5

Эффект незавершенного изображения.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

6

Работа с командой Фильтр

Применение эффектов изображения, пользуясь  данной командой.

7

Понятие слоя. Фоновый слой.

Создание слоя, закрепление его на фоне.

8

Создание слоёв. Трансформация слоя.

Изменение размера слоя, его коррекция..

9

Работа со слоями.

Выполнение последовательных действий.

10

Команда  «Стиль слоя».

Применение эффектов к выбранному слою.

11

Работа с полупрозрачными слоями.

Выполнение действий со слоями, их изменение.

12

Упражнение « Скрещивающие кольца»

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

13

Рисование сердца с нуля.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

14

Создание трещины в стене.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

15

Замена цвета и тоновой баланс.

Изменение цветового диапазона изображения и его отдельных  элементов.

16

Коррекция старой фотографии.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

17

Эффект увеличенного стекла.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

18

Коллаж .

Создание коллажа, используя три и более слоёв.

19

Деформация изображения.

Упражнение с использованием  линейного градиента.

20

Эффект дождя на фотографии

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

21

Самостоятельная работа по пройденной теме.

Выполнение упражнений по пройденной теме.

22

Деформация текста.

Изменение размера, наклона текста..

23

Применение стиля текста.

Применение эффектов текста.

24

Заливка текста градиентом.

Изменение текста , используя команды.

25

Заливка текста узором.

Изменение текста , используя команды.

26

Трансформирование текста.

Редактирование текста.

27

Эффект прозрачного текста.

Использование команды свойства слоя.

28

Понятие быстрой маски. Быстрая маска.

Роль быстрой маски при создании эффектов..

29

Градиентные маски.

Выполнение градиентных масок, используя инструменты.

30

Эффект электрического разряда.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

31

Создание своего штрих - кода.

Создание изображения, используя эффекты и инструменты

32

Выполнение итоговой работы.

Самостоятельная подготовка и презентация работы.

Диагностический инструментарий

Критерии

Баллы

Инструментарий

Владеет графическими приёмами программы :

           - знание инструментов;

          -  команда редактирования;

          -  стиль слоя;

          - слои.

           Всего 4 балла

1

1

1

1

   

Выполнение упражнений

Знает последовательность соединения двух изображений

Знает отличие основных инструментов

Выполнение самостоятельной работы

Умеет переводить изображение в различные форматы.

Сохранение изображений

Умеет дискуссировать

-

Наблюдение

Шкала оценки:

75 – 110% (18 – 24 б) – высокий уровень

50 – 75 % (12 – 18б) – средний уровень

ниже 50% (11б) – низкий уровень

Календарно – тематическое планирование 2010-2011г.

Тема

Кoл-во часов

Дата

Примечание

1

Вводное занятие.  Интерфейс программы.

1

2

Работа с документами. Открытие, сохранение, закрытие. Навигация документа.

2

3

Параметры инструментов. Палитра. Инструмент кисть.

2

4

Применение инструментов: кисть, карандаш, палитра. Режимы рисования.

2

5

Заливка. Заливка целого и выбранного изображения.

2

6

Самостоятельное выполнение  работы «Пейзаж»

3

7

Изменение размеров изображения.  Инструмент штамп. Выполнение действий с нажатием клавиши Alt

3

8

Упражнение « Эффект свечения»

2

9

Упражнение « Отбрасывание тени»

2

10

Самостоятельная работа по пройденным темам.

1

11

Инструменты ретуши: размытие , резкость, размазывание.

3

12

Группа инструментов Резинка.

3

13

Инструмент пипетка.

2

14

Заливаем текстурой.

2

15

Частичное совмещение.

2

16

Плавные границы изображения.

2

17

«Сливаем» две фотографии.

2

18

Типы градиентов.

2

19

Работа с линейным градиентом.

2

20

Работа с коническим градиентом.

2

21

Работа с радиальным градиентом.

2

22

Работа с конусовидным  градиентом.

2

23

Работа с контуром выделения.

2

24

Трансформация и перемещение контура выделения.

2

25

Трансформация и перемещение выделенной области.

2

26

Заливка выделенной области.

2

27

Обрисовка контуров выделения.

2

28

Создаем 3D шар.

2

29

Эффект капающего текста.

2

30

Делаем красивые рамки.

2

31

Пунктирный текст

2

32

Самостоятельная работа по пройденным темам.

2

33

Горошковый эффект.

2

34

Выполнение итоговой работы

3

Календарно – тематическое планирование 2011-2012г.

Тема

Кл-во часов

Дата

Примечание

1

Вводное занятие.  

1

2

Упражнение «Имитация TV»

2

3

Упражнение «Водная поверхность»

2

4

Имитация печати..

2

5

Эффект незавершенного изображения.

2

6

Работа с командой Фильтр

3

7

Понятие слоя. Фоновый слой.

2

8

Создание слоёв. Трансформация слоя.

2

9

Работа со слоями.

2

10

Команда  «Стиль слоя».

3

11

Работа с полупрозрачными слоями.

3

12

Упражнение « Скрещивающие кольца»

2

13

Рисование сердца с нуля.

2

14

Создание трещины в стене.

2

15

Замена цвета и тоновой баланс.

2

16

Коррекция старой фотографии.

2

17

Эффект увеличенного стекла.

2

18

Коллаж .

3

19

Деформация изображения.

2

20

Эффект дождя на фотографии

2

21

Самостоятельная работа по пройденной теме.

2

22

Деформация текста.

2

23

Применение стиля текста.

2

24

Заливка текста градиентом.

2

25

Заливка текста узором.

2

26

Трансформирование текста.

2

27

Эффект прозрачного текста.

3

28

Понятие быстрой маски. Быстрая маска.

2

29

Градиентные маски.

3

30

Эффект электрического разряда.

2

31

Создание своего штрих - кода.

3

32

Выполнение итоговой работы.

3

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.

Оборудование: столы, стулья, доска настенная, ПК.

Инструменты: компьютер

Материалы: ручка, тетрадь.

Наглядные пособия: Примеры выполненных работ в данном графическом редакторе, готовые растровые изображения.

Техническое оснащение:  интерактивная доска, проектор.

Литература

  1. Залогова Л. “Практикум по компьютерной графике”, Москва, 2003 г.
  2. Панкратова Т. “Photoshop 7 – учебный курс”, Питер, 2004 г.
  3. Рейнбоу В. “Энциклопедия компьютерной графики”, Питер, 2003 г.
  4. Материалы сайта http://www.school 38.ru/
  5. Материалы сайта http://www.psd.ru/
  6. Новый способ освоить Adobe Photoshop CS для обработки цифровых фотографий и других изображений (+CD-ROM) Литвинов Н.Н.