Применение информационно- компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях учреждения дополнительного образования детей

 

В системе дополнительного образования детей применение компьютерных  технологий помогает преобразовать образовательный процесс, расширяя творческое пространство педагогов и обучающихся. С их помощью удается не только эффективно найти и систематизировать разнообразную информацию, но и наглядно, доступно и интересно преподнести её обучающимся.

Новые информационные технологии представляются в этом отношении весьма перспективными. Использование информационной  технологии  на занятиях дало возможность появлению нового вида детского  компьютерного творчества. Обучающиеся охотно осваивают современные программы, самостоятельно разрабатывают учебные и наглядные пособия, игры, сайты, много времени проводят в виртуальном пространстве Интернета.

Автор статьи «Применение  информационно- компьютерных  технологий в образовательном процессе в условиях учреждения дополнительного образования детей» из опыта работы на примере дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Флористика и фитодизайн»  ГБОУ ДОД Областная станция юных натуралистов г. Ульяновска знакомит возможностями использования ИКТ на занятиях в условиях учреждения дополнительного образования детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  информационно- компьютерных  технологий в образовательном процессе в условиях учреждения дополнительного образования детей

Абдрахманова Шамиля Мубаракзановна

 педагог дополнительного образования

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые возможности, т.е. определенный уровень культуры поведения в инфосфере - «глобальной инфраструктуре электронных средств хранения, обработки и передачи информации» [1].

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – основная задача в образовании. Эти современные процессы и тенденции могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно в результате объединения усилий учителей и педагогов дополнительного образования во внеурочное время в учреждениях дополнительного образования детей. Занятия по интересам внешкольной деятельности обучающихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Новая методологическая основа стандартов – системно-деятельностный, компетентностный подход. Стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику. Новый стандарт предусматривает внеурочную деятельность - кружки, студии, различного рода творческие занятия. Главное назначение внеурочной деятельности -  «выявление и развитие творческих способностей и наклонностей школьников в разных отраслях науки и культуры» [2].

Учреждение дополнительного образования детей имеет широкий диапазон образовательных услуг, значительно расширяющих и углубляющих основной стандарт образования во внеурочное время. В учреждениях дополнительного образования детей, куда они приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной образовательной  деятельности, любые инновации, любые методики и новшества находят благодатную почву.

В системе дополнительного образования детей применение компьютерных  технологий помогает существенно преобразовать образовательный процесс, расширяя творческое пространство педагогов и обучающихся. С их помощью удается не только эффективно найти и систематизировать разнообразную информацию, но и наглядно, доступно и интересно преподнести её обучающимся. 

Новые информационные технологии представляются в этом отношении весьма перспективными. Использование информационной  технологии  дало возможность появлению нового вида детского  компьютерного творчества.

Обучающиеся охотно осваивают современные программы, самостоятельно разрабатывают учебные и наглядные пособия, игры, сайты, много времени проводят в виртуальном пространстве Интернета.

Задача педагога в этих условиях – быть не просто руководителем, но и стать партнером, чтобы разрабатывать вместе с воспитанниками интересные творческие проекты. Процесс совместного творчества благотворно сказывается как на воспитанниках, так и на педагогах, что способствует взаимному духовному обогащению, стимулирует саморазвитие и самообразование.

С учетом запросов детей и возможностей ГБОУ ДОД Областная станция юных натуралистов была разработана авторская дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Флористика и фитодизайн», рассчитанная на три года обучения. На базе станции  имеется компьютерный класс, что  позволяет реализовать в полном объеме содержание данной  дополнительной общеобразовательной программы.

 Цель программы – освоение теории и практики искусства флористики и фитодизайна старшеклассниками с использованием информационно- компьютерных технологий как условие самопознания, самосовершенствования и самореализации.

На занятиях используются различные формы организации учебной деятельности (работа в малых группах, в разновозрастных коллективах и т.п.) и методы обучения (метод проектов,  проблемный метод и т.д.).

Содержание первого года обучения направлено на познание природы, самого себя; развитие эмоционально-образного восприятия окружающего мира и умения отображать его в творчестве. На этом этапе  осуществляется знакомство с персональным компьютером и периферийными устройствами.

Второй год обучения предполагает развитие компетентности в искусстве флористики, фитодизайна, формирование экологического мышления на уровне практического применения. В процессе обучения происходит виртуальное знакомство с современными школами цветочной аранжировки как России, так и других стран,  работами ведущих мастеров-флористов, фитодизайнеров.

В третий год обучения обучающиеся осваивают блоки: «Во всемирной паутине», «Мастерская самоопределения», «Основы профессиональной деятельности с использованием  информационных ресурсов» и  «Мое творчество».

 Блок «Во всемирной паутине» знакомит с особенностями использования и возможностями применения компьютерных технологий, Интернета в профессиональной деятельности фитодизайнера.

Содержание блока «Мастерская самоопределения» предоставляет  возможность

обучающимся выразить себя через творчество. Оно содействует развитию понимания уникальности каждой личности, коммуникативных способностей и формированию потребностей строительства позитивных жизненных сценариев.

Формирование необходимого уровня информационной культуры личности на занятиях  достигается  с помощью:

  • Использования заданий, требующих осуществлять творческий поиск информации;
  • Использования информационных образовательных ресурсов Интернета для реализации образовательных потребностей воспитанников;
  • Предоставления возможности размещать результаты своей деятельности в качестве информационных ресурсов  для всеобщего использования в Интернет.

Содержание блоков «Основы профессиональной деятельности с использованием  информационных ресурсов» и «Мое творчество» предполагает обучение основам дизайнерского проектирования, закрепление полученных знаний по флористике и фитодизайну на новом уровне. Труд, который включает в себя использование новых  информационных технологий, становится эффективнее, в результате обучающиеся приобретают уважение к себе, обществу, его материальным и духовным ценностям. Это обстоятельство ведет к обогащению личности в условиях наукоемких технологий, способствуют развитию обучающихся как творческих личностей.

Деятельность обучающегося в развитии информационной культуры состоит в том, что он планирует совместно с педагогом свой процесс образования;  самостоятельно  осуществляет поиск необходимых образовательных ресурсов; постоянно анализирует результаты своей учебной деятельности. Рост уровня информационной культуры определяется степенью использования информационных технологий в образовательной  деятельности, а также уровнем навыков поиска и обработки необходимой информации. Компьютерные технологии становятся  для обучающихся инструментом решения многих учебных задач.

Одной из форм организации образовательного процесса по программе «Флористика и фитодизайн» являются  участие в конкурсах компьютерного творчества. Наиболее распространенная форма творческих работ - создание презентаций, видеофильмы. Студийцы имеют опыт создания презентаций, как в виде слайдов, так и в виде автоматизированных интерактивных проектов, которые служат важным дополнением к занятиям и  школьным урокам.

Разработанные проекты внедряются в практику образовательных учреждений, представляются для участия в творческих конкурсах, фестивалях, дистанционных компьютерных конкурсах.

Разработка и защита проектов компьютерного творчества приучают обучающихся использовать телекоммуникации для поиска необходимой информации, структурировать и анализировать материал, грамотно публиковать результаты исследований.  

При проведении конкурса компьютерного творчества в образовательном процессе, необходимо придерживаться следующих методических правил:

  • проектирование и реализация результатов конкурса компьютерного творчества являются не самоцель, а средством, направленным на решение задач образовательного процесса и повышение его эффективности;
  • создание проектов компьютерного творчества и их использование  оптимально интегрируются в традиционную систему с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки применения информационно- компьютерных технологий (ИКТ) в сочетании с другими педагогическими технологиями;
  • направленность на получение знаний, на развитие мышления обучающихся, их творческой индивидуальности, на проявление их самостоятельности – на саморазвитие и самореализацию личности.

Деятельность проектирования осуществляется по схеме, начиная с обоснования выбора темы проекта и заканчивая его практическим воплощением. Темы проектов выбираются обучающимися в зависимости от их заинтересованности в той или иной сфере в определенной области знаний и в зависимости от будущей профессии.

Об эффективности такой формы дополнительного образования детей с использованием современных информационных технологий свидетельствуют достижения воспитанников конкурсах различного уровня.

Использование информационных технологий  в образовательной деятельности – процесс не простой, но очень захватывающий. Нам еще предстоит немало сделать на пути формирования информационной культуры детей, педагогов, родителей, поскольку наличие информационной культуры – важный фактор самопознания и самореализации личности.

 Таким образом, использование информационно- компьютерных технологий в образовательном процессе  позволяет повысить уровень самообразования, мотивации к учебной деятельности, дает новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков старшеклассников.

Использованная литература:

  1. Реализация Интернет - проектов в учебных заведениях. Под ред. В. Н. Негоды. УлГТУ, 2011.
  2. Современные и педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат., М.Ю. Бухаркина М., 2007 г.