Мастер-класс с презентацией. Авторские приёмы применения технологий работы с бумажным сырьем в практике организации внеклассной деятельности учащихся. «Подарок своими руками. Создание символа городского праздника «День любви, семьи и верности».

Швецова Елена Владимировна

Цель: «Создание условий профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов».

Задачи: «Передача  опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при организации внеклассной работы».

Форма проведения: занятие  со взрослыми, на котором продемонстрированы  методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками и имеются  промежуточные и конечные результаты деятельности педагога и его «учеников». В процессе мастер-класса дается обоснование основных идей педагогической технологии, демонстрируются достижения из опыта работы, источники информации и творческих идей. В рамках проведения занятия определяются  проблемы и перспективы в дальнейшей организации внеклассной деятельности.

Расходные материалы и инструменты:

  • Бумага для принтеров
  • Клей ПВА
  • Креповая бумага
  • Чертежные принадлежности
  • Ножницы
  • Шпажки для стебля

 

Презентация для мастер-класса       https://yadi.sk/i/nO3D5qrqjMNk3

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 1

Мастер-класс Швецовой Е. В.

Авторские приёмы применения технологий работы  с бумажным сырьем  

в практике организации внеклассной деятельности учащихся.

 «Подарок своими руками. Создание символа городского праздника

«День любви, семьи и верности». Ромашка в технике оригами.»

Не можешь - сумей

Не знаешь - узнай

Не бойся тропы отвесной,

Попробуй, ищи,

Сверкай, достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татьяничева.

Цель: «Создание условий профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов».

Задачи: «Передача  опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при организации внеклассной работы».

Форма проведения: занятие  со взрослыми, на котором продемонстрированы  методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками и имеются  промежуточные и конечные результаты деятельности педагога и его «учеников». В процессе мастер-класса дается обоснование основных идей педагогической технологии, демонстрируются достижения из опыта работы, источники информации и творческих идей. В рамках проведения занятия определяются  проблемы и перспективы в дальнейшей организации внеклассной деятельности.

Расходные материалы и инструменты:

  • Бумага для принтеров
  • Клей ПВА
  • Креповая бумага
  • Чертежные принадлежности
  • Ножницы
  • Шпажки для стебля

О Муром 2015 год

План проведения мастер-класса

Вступительная часть.

Внеклассной деятельностью я занимаюсь более 15 лет по двум направлениям: бумагопластика и интерьерные куклы. В разные годы мы пробовали различные техники и направления в работе с бумажным сырьем: оригами, киригами,  конструирование, мозаика, аппликация, бумагопластика, коллаж, квилинг, торцевание, папье-маше и маширование, пейп-арт, макетирование и декупаж. Итогом внеклассной деятельности становится  активное применении практических навыков, полученных на уроках технологии,  ИЗО,  МХК и кружковых занятиях  в новых условиях: создании индивидуальных и коллективных проектов, коллажей, панно, плоскостных и объемных интерьерных композиций для оформления школы и участия в выставках и конкурсах, в расширении возможности представления реализованных креативных идей через оформление и защиту творческих проектов.   Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет привычная нам с детства бумага – один из самых доступных и дешёвых материалов. «Бумажное творчество» дает  ребёнку реальную возможность  самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь его свойства и структуру. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и предметы обихода и интерьерные композиции.

Основная демонстрационная часть.

Продемонстрировать участникам мастер-класса готовые детские работы, выполненные в различных техниках с кратким пояснением особенностей каждого вида. (см приложение 1 «Направления деятельности. Теоретические сведения»). Пояснить основные этапы работы с бумажным сырьем и заострить внимание на особенностях изготовления данного вида изделия. Дополнительно мы собрали  материал по изготовлению сувениров из модулей в технике оригами. (см приложение 2)

Комментирующая часть:

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение, формование,  – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Оригами выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, разметка и изготовление модулей, сборка и оформление. Наибольшее затруднение у учащихся вызывает  разметка модуля и закладывание фигурных ребер жесткости. Приступим к работе!

  • ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ (приложение 3),
  • ГОТОВЫЕ ШАБЛОНЫ (приложение 4)
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (Приложение 5).    

Обсуждение занятия  участниками мастер-класса:

Предлагаемая работа основана на  объединении традиционных и инновационных  видов работы с бумагой и  бумажной массой (как экологический аспект образования – утилизация бумажного вторсырья), доступностью и вариативностью методов работы и огромным потенциалом реализации детских работ в интерьерном дизайне. Дети находятся в единой творческой среде от начальной школы до 10 класса.

  • Какую перспективу Вы определили для себя?
  • Есть ли возможность применить полученный опыт работы с бумагой в своей предметной деятельности или работе классного руководителя?
  • Возникли ли у Вас трудности в работе?
  • Приобрели позитивный заряд творчества?
  • Какие вопросы и пожелания у Вас есть?

Подведение итогов руководителем мастер-класса (ориентировочно):

          В результате творческой деятельности у детей формируется  эстетическое и  художественное видение, развитое воображение, ассоциативность, интуиция, умение синтезировать разрозненную информацию и выстраивать перспективу своей деятельности. Эти навыки имеют важное общественное значение и носят универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, формирование мировоззрения, нравственное развитие личности. Искусство формирует отношение школьников к действительности, способствует их духовному росту, общей культуре и активной социализации.

Научить созидательному творчеству может учитель, готовый сам реализовывать и развивать свой потенциал креативности, радоваться возможности создавать новое и, обязательно, шедевриальное!

  В результате проведенного мастер-класса коллеги получат представление  о системе внеклассных занятий,  информационный материал о  разнообразных методах работы с бумагой, подборку художественной и специальной литературы, опробуют схемы создания бумажных сувениров и получат комплект сопроводительной документации и шаблонов для работы.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Список литературы.

  1. Пейп – арт  Татьяна Сорокина   http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj/;     http://fljuida.com/post207147903/;     http://clubs.ya.ru/4611686018427425516/replies.xml?item_no=31620
  2. Стимпанк:  http://steampunker.ru/tag/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/ http://dreamworlds.ru/poleznoe/17865-stimpank-svoimi-ukami.html;     http://funkys.ru/?p=8977
  3. Е. А. Каминская. Мозаика из крупы и семян. Издательство: Рипол-классик. 2011 г.264 стр.
  4. Алдрованди Барбара. Декупаж: приемы, материалы, техники. Издательство: Контэнт 2011.
  5. Все о декупаже: техники и изделия. Лупато Мариса.  2011 г.Страниц: 128
    Издательство: Ниола-Пресс
  6. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Хелмольд Сюзанна. 2011 г Страниц: 64. Издательство: Профиздат
  7. Коллажи-картины. Акриловые краски, блестки, бусины. Дольд Михаэла. 2008 г. Страниц: 31.Издательство: Арт-Родник
  8. Поделки из бумажной бечевки. Предметы интерьера, украшения и аксессуары. Пипер Анне. 2007 г. Страниц: 31.Издательство: Арт-Родник
  9. Изделия из бумажных веревочек: Практическое руководство. Арранкоски Тина.  2007 г.Страниц: 160. Издательство: Ниола-Пресс
  10. Коллажная лаборатория. Бирюлева Алла.  2007 г.Страниц: 128. Издательство: Ниола-Пресс
  11. Идеи по декорированию интерьера: декоративные панно. 2007 г.Страниц: 63. Издательство: Арт-Родник
  12. Стильный коллаж: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. Крысько Наталья. 2007 г.Страниц: 128. Издательство: АСТ-Пресс
  13. Настенные панно: Декор стен своими руками. 2007 г.Страниц: 128.Издательство: Арт-Родник
  14. Современная энциклопедия декоративно-прикладного искусства. Варава Лариса.
  15. 2006 г.Страниц: 304. Издательство: Бао-Пресс
  16. Оригинальные картины из зерен. Цветы и букеты. Тукало Т. 2008 г.Страниц: 64 Издательство: Контэнт
  17. Украшения в стиле винтаж. Бреннан Эмма. 2008 г. Страниц: 96.Издательство: Мир книги
  18. Декупаж. Климова О.М. 2008 г.Страниц: 32.Издательство: Ниола-Пресс
  19. Декоративная роспись. Дьюбери Донна. 2008 г. Страниц: 96. Издательство: Мир книги
  20. Картины и панно своими руками. Боулз Гай. 2008 г. Страниц: 96. Издательство: Мир книги
  21. Красочная мозаика. Морас Ингрид. 2008 г. Страниц: 32.Издательство: Арт-Родник
  22. Эксклюзивные вещи своими руками. Новые идеи. Романова Ольга.2008 г. Страниц: 240. Издательство: Мир книги
  23. Аппликации, картины и панно из природных материалов. Камни, семена, косточки, ракушки.2010 г. Страниц: 112. Издательство: Клуб семейного досуга
  24. Обрывной декупаж. Искусство бумажной живописи. Зайцева А.А.2010 г. Страниц: 96 . Издательство: Эксмо
  25. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. Родионова С.С.2010г. Страниц: 120 Издательство: АСТ-Пресс
  26. Папье-маше: коллекция оригинальных идей. Зайцева Анна Анатольевна.2010 г. Страниц: 64.Издательство: Эксмо
  27. Коллаж. Крысько Н.А.2011 г. Страниц: 80. Издательство: АСТ-Пресс
  28. Декупаж. Украшаем и декорируем своими руками. Каминская Е.2011 г. Страниц: 224.Издательство: Владис
  29. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Хелмольд Сюзанна.2011г. Страниц: 64.Издательство: Профиздат
  30. Уроки лепки из пластилина. Олюнин Сергей. 2011 г.Страниц: 288.
    Издательство: АСТ
  31. Картины и панно. Кузьмина Екатерина Васильевна.2011 г. Страниц: 96 .
    Издательство: Мир книги
  32. Трехмерное оригами. Выгонов Виктор. 2007 г.Страниц: 128 .Издательство: МСП
  33. Золотая коллекция аппликации. Митителло К. 2006 г.Страниц: 64.Издательство: Эксмо
  34. Макетирование из бумаги и картона. Калмыкова Н.В.2007 г.Страниц: 80.
    Издательство: "Книжный дом ""Университет"" (КДУ)"
  35. Что такое шелковая бумага. Рассон Кэт. 2007 г. Страниц: 96.Издательство: Ниола-Пресс
  36. Украшения из бумаги. Шультце Вернер. 2007 г. Страниц: 62 .Издательство: Арт-Родник
  37. Оригами из ткани: идеи для стильного интерьера. Маббс Луиза. 2008 г.Страниц: 112 Издательство: Контэнт
  38. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. Соколова-Кубай Н.2006 г.Страниц: 80. Издательство: Культура и традиции
  39. Узоры из бумаги. Украшаем окна. Фейт Ирмгард. 2008 г. Страниц: 32 .Издательство: Арт-Родник
  40. Декоративные звезды. Украшения из бумаги. Штайн Марен.2008  г.Страниц: 32
    Издательство: Арт-Родник
  41. Оригами. Волшебный мир бумаги. Щеглова О.2009  г. Страниц: 224
    Издательство: Рипол Классик, Владис
  42. Оригинальные поделки из бумаги. Чиотти Д. 2008 г. Страниц: 96.Издательство: Мир книги
  43. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Волкова Н.В.2009  г. Страниц: 252 .Издательство: Феникс
  44. Объемные поделки из бумаги. Аллен Д. 2009 г. Страниц: 80.Издательство: Ниола-Пресс
  45. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Дженкинс Джейн. 2010 г.
    Страниц: 48 .Издательство: Контэнт
  46. Техники работы с бумагой. Большая энциклопедия. Зайцева А.А. 2010г.Страниц: 192 . Издательство: Эксмо
  47. Фантазии из бумаги. Декоративная бумага. 25 оригинальных изделий. Фиона Дж. 2010 г. Страниц: 80 .Издательство: АСТ-Пресс
  48. Эксклюзивные открытки. 2010  г. Страниц: 32.Издательство: АСТ-Пресс
  49. Узоры из бумаги: Квиллинг. Кардинал Джуди. 2010  г. Страниц: 48. Издательство: Арт-Родник
  50. Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки. 2011 г. Страниц: 256
    Издательство: Рипол Классик
  51. Узоры и орнаменты из бумаги. Мастер-класс для начинающих. Гаврилова А.С. 2012 г. Страниц: 192.Издательство: Владис
  52. Фигурное вырезание из бумаги. Красивые вещи своими руками. Гаврилова Анна Сергеевна.  2012 г. Страниц: 192. Издательство: Рипол Классик, Владис



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

БУМАГОПЛАСТИКА по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. Не имея специальной художественной подготовки, дети могут освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах. В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.

  1. АППЛИКАЦИЯ (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности, это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет.

В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы

КОЛЛАЖ — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

ТОРЦЕВАНИЕ – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания  на бумаге:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
  •  плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).

Для изготовления поделок в технике торцевания необходимо следующее оборудование:

 Креповая (гофрированная бумага) или салфетки, клей ПВА (возможно использование клея-карандаша), ножницы, емкость для хранения бумажных заготовок, стержни от шариковых или гелевых ручек, или ватные палочки, или кисточки с тупым концом. Основа:  бархатная бумага, картон, объемные формы, пенопласт, плотная бумага, форма из пластилина и т.д.

Этапы работы:

  • из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик,
  • на середину квадратика ставят торцом стержень и плотно закручивают бумагу  вокруг стержня. Получается трубочка - торцовочка.
  • Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень.
  • Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Работа готова.

ОРИГАМИ (яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Искусство создания бумажных моделей насчитывает более 2000 лет, и его история полна ярких страниц. Это искусство не имеет границ и доступно для людей любого возраста.  Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц.

В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того, оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя, семейного очага.

Сейчас на рынке бумаги очень большой выбор готовой бумаги для оригами разных цветов, размеров и фактуры. Основной принцип техники оригами - правильно понять схему сборки и сложить, соблюдая все пропорции.

КИРИГАМИ. При создании киригами разрешается не только складывать, но и вырезать бумагу ножницами. Тем самым киригами открывает огромный простор для творческой фантазии. Техника киригами пришла к нам из Японии сравнительно недавно и быстро завоевала сердца любителей хэнд-мейда и оригинальных подарков. На самом деле искусство создания резных бумажных шедевров не столь уж новое для нас. Давайте вспомним подготовку к утренникам в школе, в ходе которой все мы вырезали из бумаги разнообразные снежинки – вот вам и простейшее киригами. Гораздо более сложными в исполнении являются объемные открытки, филигранно вырезанные из бумаги с помощью специальных схем киригами. Опытные мастера киригами способны воплотить в объемной поделке свои самые смелые идеи, а новички нередко прибегают к помощи готовых шаблонов – схем для киригами. В Японии, на родине техники, схемам для киригами посвящают целые сборники.

Основным материалом для создания резных шедевров в технике киригами является, конечно же, бумага. Она должна быть плотной и высококачественной. Для создания поделок хорошо подойдет лист ватмана. Для вырезания узоров вам понадобятся хорошо заточенные ножницы. Однако даже идеально заточенный инструмент не совсем подойдет для филигранной резьбы на бумаге. Для создания   сложных  схемам киригами лучше всего использовать острый канцелярский нож.

Для того чтобы перенести на бумагу выбранный  рисунок, вам понадобится простой карандаш. Схемы киригами при наличии определенного опыта работы в технике можно создавать самостоятельно. Новички, как правило, пользуются готовыми шаблонами.  Киригами - это искусство создания трёхмерных фигур из бумаги с использованием ножниц и клея.

ПЕЙП-АРТ . Если официально, то «пейп-арт» родился в 2006 году, автор Татьяна Сорокина, но на самом деле начало пейп-арта значительно раньше. Ещё в 2000   в ее студии  выполняли работы из мокрой цветной салфеточной кашицы самые маленькие ученики, позже эту технику  назвали «велюр». Само название придумано недавно, раньше ее называли  «салфеточная пластика». Пейп-арт – это техника-имитатор других более дорогостоящих и трудоёмких техник изображения - резьбы по дереву, по кости; вышивку и гобелен; чеканку и даже ювелирные изделия. Техника проста в исполнении , так как изначально придумана для детей в студии, и работает на дешёвом и бросовом материале

Интересная новая идея рукоделия пришлась по душе многим  мастерицам и вмиг разлетелась по всему миру.

МОЗАИКА - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики  очень важно для психического развития ребенка. В нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаика может быть из разных материалов:  бусины, пуговицы, деревянные спилы веточек , мелкие камешки, ракушки, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки) Мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация — такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные.

КВИЛЛИНГ. Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью». Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.

Для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре, но детям можно предложить и такой вариант. Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки. Также используются пинцет (для точного закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея. Используется бумага особой плотности, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—9 миллиметров, длина 30 или 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей. Специальные полоски для квиллинга могут быть самых разных цветов и оттенков: блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая). Современные формы искусства иногда отходят от этого канона, бумагокручение, бумажная филигрань — икусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

ПАПЬЕ-МАШЕ (франц. papier mâché, буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из него изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением. Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины. Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала. Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры. Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца. Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки. Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой. Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах. Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера. Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток. Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему. Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

ПАПЕРКЛЕЙ Есть такая разновиность папье-маше paperclay.
Что такое паперклей? – Бумага и клей, т.е. мелкая целлюлоза и клеевой состав. Это мягкий на ощупь, легко формующийся материал, время высыхания которого на открытом воздухе колеблется от 1 до 3 дней в зависимости от толщины слоя.
После застывания становится очень легким (1/2 от веса Paperclay Creative) и довольно твердым – можно шкурить, резать, пилить. Однако не подходит для лепки мелких деталей.  В связи с тем, что Paperclay разводится водой, можно развести её  до консистенции жидкой сметаны и работать с этой массой для соединения деталей или создания интересных поверхностей,например, дерева или камня.
На высохшую глину можно наносить любые краски, кроме масляных.
При желании можно окрасить пластику сразу, если планируется делать детали, которые потом сложно будет покрасить. Но краски надо обязательно использовать на водной основе. Для создания цветной пластики возьмите необходимое количество материала, добавьте краску и как следует пальцами перемешайте глину до получения однородного материала с ровным цветом. Так добавляйте краску до получения необходимого Вам цвета. Хранить такую пластику лучше не долго, поэтому старайтесь окрашивать только необходимое количество полимерной глины. После полного высыхания рекомендуется обработать лаком.


Предварительный просмотр: