Рабочая программа "История дизайна"

Модникова Татьяна Викторовна

Пример рабочей программы по дисциплине "История Дизайна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Специальность 072501 Дизайн (по отраслям)

Наименование предмета ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Преподаватель Модникова Т.В.


1. Введение.

      Предмет дизайна Различные представления о дизайне сегодня. Дизайн и ремесло. Дизайн и искусство. Дизайн и декоративное искусство. Классификация дизайна по видам детальности. Отдельные аспекты дизайна: «Функция», «конструкция», «технологии», «форма», «образ» в дизайне. Различная природа образности в традиционных искусствах и дизайне. Интегральность современного дизайна (на примере работ труппы "Химмельблау" и др.). Появление дизайна в середине XIX - начале XX века как нового вида проектной деятельности. Мебель фирмы «Тонет». Хрустальный дворец Д. Пакстона. У. Моррис и английские социальные идеи второй половины XIX века. Теория автономных эстетических ценностей. Прерафаэлиты. Кризис во взглядах на архитектуру и предметное окружение. Социальные идеи этого времени. Развитие технологий и производства. Общественные концепции Морриса и его художественная практика. Деятельность фирмы «Моррис и Ко».

2.

     Дизайн во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Промышленная революция конца XIX века. Научные и технические открытия (дискретность материи и электричество, радио, кино, воздухоплавание, автомобиль, телевидение и цветная фотография). Модерн в Европе как преддизайн. Развитие идей Морриса в Германии. Веркбунд. Социальные эксперименты немецких архитекторов круга Веркбунда (Г. Мутезиус и др.). П. Беренс и его работа на фирме «АЭГ». В. де Вельде: архитектура, проекты, Высшая школа декоративных искусств и ремесел в Веймаре. Различия проектных методов П. Беренса и прикладников.

3.

    Баухауз. Социальные и творческие взгляды В. Гропиуса. Концепция подготовки проектировщиков в Баухаузе (единство творческих устремлений, сотрудничество специалистов разных профессий, социально-критический подход к проектированию, функционализм и честное отношение к материалу). Работы Баухауза веймарского периода (детская качалка П. Келлера, текстиль, керамика). «Хаус ам Херн» как первый образец нового метода проектирования («искусство и техника – новое единство»). Баухауз в Дессау. Методы работы отдельных преподавателей: В. Кандинского, П. Клее, Й. Иттена, Й. Альберса и других. Работы М. Брейера, В. Вагенфельда, М. ван дер Роэ. Социологизм позднего Баухауза. Роспуск Баухауза в 1933 году.

4.  

      Производственное искусство 1910-х — 1920-х годов в России. Идея «искусства-жизнестроения». Кризис в станковых искусствах в 10-е годы. Обращение станковистов к пространственным и проектным жанрам: контррельефам, проунам. Проектность русского литературы, социальных доктрин, гуманитарных наук в 10-е – 20-е годы. «Приказы по армии искусств» В. Маяковского, футуристическая поэзия. Аналитизм живописи кубофутуризма. Зарождение социологии, создание Института труда (А. Богданов), ИНХУКа и ГАХН, журнал «ВЕЩЬ». Создание и генезис ВХУТЕМАСа. Архитектурно-функционалистские, «вещнические» и дизайнерские идеи 20-х годов (А. Ган, Б. Арватов, А. Гастев, И. Тарабукин и др.)

Работы «производственников» 1920-х годов. В. Татлин и его место в искусстве ХХ века. Башня III Интернационала, Летатлин, сценографии В. Татлина, посуда, бандуры, печка и др. Стул из гнутого дерева — один из первых бионичных и «интерактивных» объектов. Сочетание в татлинском методе образного и рационального начал. Интегральность формы. Личность Татлина.

А. Родченко. Композиции 1910-х — 1920-х годов. Пространственные структуры 1920-х. Фотомонтажи и фотоиллюстрации. Сценографические работы. Реклама. Рабочий клуб, шахматный столик и проч. Типографика, фотография. Работы братьев Стенбергов: типографика, пространственное оформление, вагоны метро. Работы Г. Клуциса.

Дизайн и архитектура в России 1920-х годов. Проекты и постройки И. Леонидова, И. Голосова, К. Мельникова. Проекты Л. Лисицкого (типографика, выставки и др.).

5.

     Возникновение американского дизайна в конце 1920-х годов, первой прагматичной модели-инструмента экономической эффективности. Экономический кризис 1929 года и его роль в развитии дизайна. Деятельность американских музеев по «привитию» дизайна. Феномен Р. Лоуи. История холодильника «Колдспот». Разработки локомотивов, автомобилей, оргтехники, радиоприборов и космического корабля. Г. Дрейфус. Феномен и механизм действия американского коммерческого дизайна. Проблемы идентификации американского дизайна. Д. Нельсон: личность, книга «Проблемы дизайна». Работы Д. Нельсона и его бюро: конторская мебель, выставка «Промышленная эстетика США», павильон США в Монреале в 1967 году: концепция выставки.

Американский дизайн как эффективная рыночная и социальная модель. Философия и практика стайлинга. Система подготовки дизайнеров в США. Механизмы воздействия на потребителя. Характеристика общества потребления. Книга «Восстание масс» Ортеги-и-Гассета. Дизайн и социум. Прогнозы перспектив современного общества. Понятие «альтернативной цивилизации». Альтернативные движения в американском дизайне. «Хай-тек»

6.

     Роль теоретических аспектов в дизайне. Дизайн как третья культура. Дизайн как третья культура (Б. Арчер). «Новый дизайн» в различных странах. Новый английский дизайн конца 1980-х — 1990-х годов (интерьеры, мебель, миникомпьютеры, графика). Синтезирование различных методологий. Теоретическое осмысление проблем дизайна в 80-х – 90-х годах. Социальная ответственность дизайнера. Современное общество и перспективы дизайна. Экологические тенденции в дизайне. Дизайн и будущее.

7.

     Дизайн в послевоенной Германии. Ульмская школа. Социологический и функционалистский метод Ульма. «Браунстиль». Мебельный и приборный стили "Браун". Влияние развеществленного образа брауновских проектов на мировой дизайн 1960-х – 1970-х годов. Новейшие явления германского дизайна, его тотальный характер. И. Маурер. Фирма «Лёве» и др.

8.

    Советский промышленный, арт-дизайн, концептуальный дизайн 1940-х -1990-х годов. Послевоенный дизайн в СССР. АКБ транспортного машиностроения. Работы Ю. Долматовского. Возрождение интереса к проектированию. Понятия художественного конструирования, технической эстетики. Украсительный и проектный подходы в 1950-е годы. Постановление Совмина СССР от 1962 года и создание системы промышленного и экспериментального (ЦУЭС СХ СССР) проектирования. Дизайн в 1960-е – 1980-е годы в СССР. Автомобиль-такси ВНИИТЭ, автобус ПАЗ-Турист-Люкс М. Демидовцева и пр. Печатно-графический дизайн. Журнал «РТ» как авангардный дизайн культурологического дизайна в отсутствие дизайна.

9.

    «Художественное проектирование». Проекты Сенежской студии: ТУ - 144, Музей Пушкина, Музей Революции, церковь Спаса на Ковалеве поле, Олимпиада-80 и др. Проекты Старого города в Баку, выставка «Художники – народу», музей Г. Тукая, культурный центр «Космос». Появление концептуального дизайна в конце 1970-х годов. Концептуальный дизайн. Экспо-дизайн Е. Богданова и И. Березовского, А. Власовой и др.

10.

    Отечественный печатно-графический дизайн 1970-х — 1990-х годов. М. Аникст. Б. Трофимов, А. Троянкер, М. Жуков, И. Березовский и др.

11.

   Финский дизайн. Протестантская этика. Алвар Аалто и его социально-творческие концепции. Философия вещей в работах 30-х годов: мебель, рельефы, светильники. Связь с философией социума, чувство материала. Финский дизайн как философская и теоретическая модель. Т. Сарпанева и «органические» проекты: посуда, стекло, текстиль. Т. Вирккала: «дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев». Методология проектирования бытовых предметов («методология создания непреходящих ценностей»). Проекты стекла, фарфора; инструменты Т. Вирккалы. Человеческое содержание финского дизайна. Дизайнер и традиции быта, дизайн и современные технологии на примере финского дизайна. Понятие «финского офиса», его внесословная и социальная направленность. Сочетание функционализма, этики и метафорической образности в финском дизайне.

12.

    Развитие дизайна во Франции в середине 60-х годов. Государственная поддержка дизайна. Организации и журналы, продвигающие дизайн. Р. Талон: мебель, транспорт, фотоскульптуры, проект французского павильона в «Осаке-70» и др. Французский институт цвета, средовые работы. Функционализм и эстетизм французского дизайна. Связь с искусством авангарда.

13.

    Дизайн Японии. Изучение мирового опыта и возобновление собственных ремесленных традиций. Взгляды на традицию и методику дизайнерского творчества К. Экуана. Его работы для фирмы «Ямаха» и пр. Японская модель организации дизайна: сочетание государственного регулирования и общественного интереса. Подготовка дизайнеров в Японии, круг изучаемых предметов. Культурная и эстетическая наполненность японского дизайна. Философия японского дизайна. Теоретические основы японского дизайна. Концептуальные разработки последних лет (жилище, предметы, средства транспорт). Глобалистские устремления японских дизайнеров. Сочетание национальной культурной традиции и интернациональных черт.

14. 

    Социальный и духовный кризис в Европе в шестидесятые годы и концептуальный дизайн. Старый и новый венский дизайны. Понятие «Новая венская школа» (группы «Хаусрюккер», «Химмельб(л)ау»). Итальянские группы «Суперстудия», «Аркизум», «Мемфис», «Алхимия» и т. п. Классификация альтернативных моделей дизайна 1970-х годов. Характеристика их социально-творческих программ.

15.

    Итальянская модель дизайна. Журнал «Домус». Д. Понти как теоретик и

практик дизайна, создатель «Домуса». Манифест Д. Понти 1965 года. Итальянская полиграфия. Подготовка дизайнеров в Италии в 1960-е – 1970-е годы. Фирма «Оливетти». Реформы А. Оливетти: социализм на отдельно взятом предприятии». Организация проектирования. Стиль «Оливетти». Сотрудничество «Оливетти» с М. Ниццоли, работы Э. Соттсасса и М. Беллини. Э. Соттсасс – лицо итальянского дизайна. Керамика, компьютеры, пишущие машинки, оргтехника, мебель, архитектурные и интерьерные работы. Гуманитарная и культурная проблематика творчества Соттсасса. Философия творчества. Письмо Э. Соттсасса «Потому что опоздал самолет». Стиль «Мемфис».

М. Беллини. Мебель для интерьеров («развеществленные» мебель и бытовые приборы), конторское оборудование. Концепт-кар «Кар-а-сутра».

Обзор отдельных явлении итальянского дизайна. Работы Д. Джуджаро, А. Манджаротти, А. Кастильони, А. Мендини, М. де Луки, А. Бранци и др.

16.

    Альтернативные и новейшие концепции дизайна.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И РЕФЕРАТОВ

- Функция – конструкция - форма в начале дизайна и сегодня.

- Лидеры мирового дизайна.

- Возникновение Баухауза. Предпосылки создания школы, творческие устремления. Метод Баухауза как модель дизайна.

- Металл и дерево в Баухаузе.

- Функция, конструкция, форма в Баухаузе и ВХУТЕМАСе.

- Сравнительный анализ работ М. Брейера, М. Брандт, В. Вагенфельда, П. Келлера.

- Работы Миса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса.

- Вхутемасовская модель дизайна.

- А. Родченко. Путь в дизайн. Творческие устремления. Отдельные работы. Их сравнительная характеристика.

- Л. Лисицкий. Векторы творчества. Формальные инновации. Типографика.

- В. Татлин. Особенности проектной деятельности. Анализ отдельных работ. Искусство и проектирование в творчестве Татлина.

- Сравнительная характеристика русского и немецкого дизайна первой трети ХХ века.

- Особенности американского дизайна. Г. Дрейфус. Р. Лоуи. Д. Нельсон. Дизайн как инструмент экономики. Социально-культурные функции дизайна. Дизайн и художественное оформление (стайлинг).

- Образ итальянского дизайна. Журнал «Домус» – элитарная модель дизайна. Роль дизайнерской прессы, теории в развитии профессии. Джо Понти – «инспиратор» итальянского дизайна. Закономерное, случайное, провокационное в итальянском дизайне. Дизайн как игра.

- Оливетти - формула итальянского дизайна? Этика и эстетика в деятельности фирмы Оливетти.

- Э. Соттсасс – дизайн как рефлексия. Что может лежать в основе дизайнерской разносторонности. Специализация и универсальность в проектировании.

- М. Беллини. Роль творческих установок в дизайне. Значение скульптурного и функционального векторов в дизайне. Существует ли интеллигентная форма?

- Периоды и направления в итальянском дизайне.

- Браунстиль. Роль цвета. Развеществление вещей как творческий вектор. Взаимосвязь внешней и внутренней форм в дизайне. Проблема долговечности и морального старения в дизайне.

- Советский индустриальный дизайн в послевоенные годы. Дизайн и традиционные искусства в СССР в 1950-х - 1970-х годах.

- Сенежский семинар. Работы групп Е. А. Розенблюма. Творческие принципы. Роль методологии в дизайне. Понимание задач дизайна. Проект как выставочный объект и культурный прототип. Экспозиционные натюрморты.

- Работы Сенежской студии под руководством М. А. Коника. Театрализация, сценирование. Культурные факторы в дизайне.

- Отечественный печатно-графический дизайн. Мастера. Работы. Книжная иллюстрация и книжный дизайн.

- Алвар Аалто и идеология финского дизайна. Отношение к человеку, природе, материалу, современным факторам жизни общества.

- Тапио Вирккала.

- Тимо Сарпанева.

- Философия и тенденции развития дизайна в 1980-е – 1090-е годы.

- Организация дизайна в Японии. Кендзи Экуан. Японская модель дизайна. Сочетание личного и безличного начал в дизайнерском проектировании.

- Дизайн: искусство, технологии, мода, традиции.

- Концептуальный метод проектирования в дизайне. Содержание в дизайне. Есть ли в дизайне сюжет? Что определяет форму? Технологические препоны и гуманитарные стимулы в дизайне.

- Дизайн и перспективы цивилизации. Современное общество и тенденции развития дизайна.

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Учебные пособия:

Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1 Учебное пособие. - Издательство «Архитектура-С», 20с.

Дополнительная литература:

Аронов В. Искусство и техника - новое единство / ТЭ. 1991. № 2.

Аронов В. Художник и предметное творчество. – М.,1987.

Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – М.: Арт-Родник, 2006. – 257 с.: ил.

Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. – М.: Союз дизайнеров России, 2001; т. I. – 424 c.: ил.; т. II. – 392 с.: ил.

Глазычев В. Дизайн как он есть. Изд.2-е, доп. – М.: Издательство «Европа», 2006. –320 с.

Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. – М.,1973.

Гропиус В. Границы архитектуры. М.,1971.

Дизайн в высшей школе. М.: ВНИИТЭ, 1994.

Дизайн в общеобразовательной системе / Составитель А. Устинов. – М.: ВНИИТЭ, 1994.

Дизайн на Западе. – М.:ВНИИТЭ,1992

Иллюстрированная хрестоматия по дизайну / Сост. Г. В. Вершинин, Е. А. Мелентьев. – Тюмень: Институт дизайна, 2005. – 1056 с., 872 ил.

Кабанова О. Проект культурного центра «Космос» / ДИ. 1981. № 4.

Кабанова О., Тарханов А. Образы минувшего сезона / ДИ. 1983. № 5.

Кантор К. «Дизайн в контексте культуры» / ДИ. 1975. № 9.

Кантор К. Правда о дизайне: Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955 – 1985. – М.: АНИР, 1996.

Кириленко И. В., Паласкири Т. В. Скандинавский дизайн. Традиции и современность. – М.,1996.

Коник М. А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. – М.: Индекс Дизайн, 2003. – 324 с., – 212 ил.

Курьерова Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции. – М.:ВНИИТЭ,1993.

Михайлов С. М. История дизайна. – М.: Союз дизайнеров России; т. I. – 2000. – 264 c.: ил.; т. II. – 2003. – 392 с.: ил.

Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. – М.,1987.

Моррис У. Искусство и жизнь. – М.: Искусство, 1973.

Назаров Ю. В. Постсоветский дизайн (1987 – 2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. – М.: Союз дизайнеров России, 2002. – 416 с.: ил.

Нельсон Д. Проблемы дизайна / Под ред. и с предисловием К. М. Кантора. – М.: Искусство,1971. – 208 с.

Огинская Л. Густав Клуцис. – М.,1981.

Пажитнов Л. Творческое наследие Баухауза / ДИ. 1962. №№ 7-8.

Папанек В. Дизайн для реального мира /Пер. с англ. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004. – 416 с.; ил.

Празднества в столице «Олимпиады-80» / ДИ. 1979. № 1.

Родченко А. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. – М., 1982.

Розенблюм Е. Художник в дизайне. – М. 1974.

Серов С. Стиль в графическом дизайне: 60-е - 80-е годы. М.:ВНИИТЭ, 1991.

Соловьев Ю. Б. Моя жизнь в дизайне: Дизайн – это элегантность, эффективность и комфорт. – М.: Союз дизайнеров России, 2004. – 256 с., ил

Сто дизайнеров Запада. – М.: ВНИИТЭ, 1994.

Техническая эстетика: Труды ВНИИТЭ. – М.: ВНИИТЭ. Издается с 1971 года.

Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. – 240 с., ил.

Художественное конструирование за рубежом. – М.: ВНИИТЭ. Издается с 1971г.