Профессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства
В статье рассматриваются вопросы профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства, проводиться анализ исторически сложившихся форм обучения, опыт предыдущих поколений, и приводятся особенности подготовки художников декоративно-прикладного искусства в настоящее время, в современных учебных заведениях. Также рассмотрена роль педагога в становлении студента-художника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 46.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное образование в области декоративно-прикладного искусства
Для современного российского общества актуальным является вопрос сохранения традиций: культурных, духовных, художественных. Проблемы художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения в современном мире вновь приобретают актуальность. Поиски новых форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству требуют не только обращения к современным образовательным принципам, но и неизбежно вызывают необходимость детального анализа и осмысления педагогического опыта, накопленного многими поколениями. Декоративно-прикладное искусство рассматривается как динамичное образование, развивающееся в процессе сопоставления традиционных и инновационных тенденций. Исторически сложились три основных формы обучения декоративно-прикладному искусству: семейное обучение, ремесленное ученичество и профессионально организованное обучение; в каждой из которых присутствуют черты коллективной и личностно-ориентированной педагогики. Исторический опыт преподавания декоративно-прикладного искусства, освещенный в различных документах показывает, что на протяжении многих веков обучения основными принципами, по которым велось обучение подрастающего поколения различным видам художественных ремесел, были передача народных и семейных традиций художественной обработки материалов, личного опыта мастера (так называемая система ученичества.
Роль мастера как народного художника в сохранении и преемственности традиций очень значима. Художники, хорошо владевшие ремеслом и обучавшие в своих мастерских молодежь, пользовались уважением односельчан и авторитетом у учеников. В таких творческих группах устанавливалась доверительная атмосфера продуктивного сотрудничества и особые отношения внутри систем "мастер-ученик" и "ученик-ученик", т.к. старшие ученики помогали младшим в освоении приемов народного искусства. Именно педагог своим творчеством влияет на создание образовательной среды, развитие способностей своих учеников к творчеству. Сегодня направление передачи творческого начала, опыта является обязательной частью художественной педагогики. Изучение опыта преподавания в области искусства дает возможность увидеть много примеров, когда в процессе преподавания проявлялось сотворчество учителя и ученика, а индивидуальность педагога влияла на творческое развитие обучающихся.
В настоящее время в учебных заведениях, занимающихся подготовкой художников в области декоративно-прикладного искусства выявлена объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ, учитывающих особенности выразительных средств разных видов искусства, предусматривающих структурирование различных форм занятий, включение специфических видов практик и проведение мероприятий (семинары, конференции, выставки, мастер-классы, конкурсы), стимулирующих творческую активность студентов, направленных на повышение профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства. Выбор профессии художника ДПИ мотивирован интересом к декоративной деятельности, который проявляется в работе с материалом, а также стремлением преобразовывать и созидать. В процессе обучения у студентов формируется стремление к творческому саморазвитию и самореализации, освоению профессиональных компетенций в области создания художественного образа и специфики декоративного языка. В результате активно развиваются художественно-образное мышление и творческое воображение, а также необходимые профессиональные качества.
Можно выделить ряд способностей, формируемых и развиваемых непосредственно в ходе обучения декоративно-прикладному искусству:
- наглядно -действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление;
- умение развивать и реализовывать свои творческие способности;
- зрительно-пространственное ориентирование, восприятие качественных характеристик объектов; распределение внимания, наблюдательности;
- развитые сенсорно-моторные функции, тренировка памяти - зрительной, сенсорной;
- эмоциональное переживание творчества, развитая эмоциональная сфера;
- целостность мировоззренческих, социокультурных и эстетических представлений;
- владение языком символов народного орнамента;
- обладание навыком приобщения к коллективному культурному опыту
Традиционный путь обучения студентов основам профессионального мастерства базируется на первоначальном развитии умений и навыков по технике и технологии обработки конкретных материалов, затем предполагается переход к собственно творческим заданиям. Однако зачастую эти две стороны профессионального обучения существуют изолированно друг от друга, без органичного взаимодействия, которое формируется только в постоянном творческом процессе, направленном на воплощение первоначального композиционного замысла в конкретном материале. Сложность методических поисков заключается в том, что обучение любому искусству включает в себя эмоционально-образные, творческие и аналитические аспекты. В процессе обучения они неразделимы, поскольку творческие способности развиваются только в конкретной деятельности, где первые творческие задачи могут решаться в процессе выполнения технических упражнений. Техника исполнения поднимается до уровня искусства, когда она связана с эмоционально-образным замыслом художника, придавая убедительность и выразительность последнему, делая его доступным для восприятия других. Одной из наиболее привлекательных форм развития творческой активности является создание проблемных ситуаций путем включения образной и графической наглядности. В обучении прикладным видам искусства большое значение имеет работа с первоисточниками произведениями народных мастеров, фотографиями старинных предметов быта. Анализ произведений формирует художественную культуру, помогает овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства. Развитию общекультурного кругозора и эрудиции студентов, помогает посещение музеев, с последующим анализом и обсуждением с преподавателем композиционных, колористическим и пластических особенностей увиденных произведений. Также стимулированию студентов к саморазвитию и самосовершенствованию профессионального мастерства в большой степени способствует проведение творческих конкурсов.
Студенты учатся вычленять отдельные элементы, анализировать специфику их группировки, особенности композиции и цветовых решений, сравнивают изделия разных периодов. Особую важность приобретает микроклимат между педагогом и студентами, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, необходимые для совместной творческой деятельности. Чтобы это получилось, преподавателю необходимо при подготовке к занятиям подобрать увлекательные и интересные примеры, всё занятие проводить с экспрессией, переключая внимание студентов с рассказа на демонстрацию слайдов презентации и экспонаты, а также активно вовлекать аудиторию в ход занятий.
В связи с этим можно отметить, что педагогическое сопровождение художественно-творческой деятельности студента связано с участием его в познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной «деятельности, в общении и художественном освоением мира» (М.С. Каган). Студент находит себя в декоративно-прикладном искусстве, выражает свое отношение к нему и определяет свою творческую позицию. Положительная оценка творческих устремлений и поисков даст ему возможность ощутить восторг триумфа, радость освоения сложного и своеобразного материала. Самокритика иногда чрезмерно присутствует в оценках студента, поэтому так важно помочь ему в преодолении этого барьера созданием комфортных условий: возможности свободы обмена мнениями, развития воображения, собственной активности и самоопределения. Искусство - как второй язык - помогает нам раскрыть мир другого человека, проникнуть его переживаниями. Общение посредством искусства - это одна из высших форм общения с людьми. Освоение этой сферы поможет студенту воспринимать окружающее более цельно и глубоко, а возможность говорить на языке искусства даст ему право чувствовать себя полноправным членом общества.