Музейный урок «Ярмарка изделий Полх-Майданской росписи»
Цель урока: формирование знаний о русских народных игрушках, продолжение нравственных и духовных традиций народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейный урок. | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх-Майданская средняя школа»
На Всероссийский конкурс музеев образовательных организаций
Номинация «Разработка методического материала
по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее
образовательной организации»
Музейный урок «Ярмарка изделий Полх-Майданской росписи»
Автор разработки: Пахунова Е.Л..
руководитель школьного музея «Полх-Майданская матрёшка»
С. Полховский Майдан - 2024
Цель: формирование знаний о русских народных игрушках, продолжение нравственных и духовных традиций народов России.
Задачи:
- знакомство с историей изделий Полх-Майданской росписи;
- формирование навыков музейной педагогики;
- воспитание способности к духовному развитию учащихся, их нравственному самосовершенствованию;
- приобщение к народному декоративно-прикладному искусству,
устному народному творчеству, к культурному наследию, традициям;
- формирование интереса к русским народным промыслам, умения
различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию;
- формирование ценностных эстетических ориентиров, эмоционально-
эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности.
Ход занятия:
(Звучит музыкальная заставка.)
Рассказчик в народном костюме на фоне музыки:
Не за горами, не за лесами, а в 200 км от Нижнего Новгорода раскинулось село Полховский Майдан. Слыхали про такое? Издавна славится оно удивительным, своеобразным по красоте промыслом. Работа по дереву для этих мест не в новинку. Во всех сёлах что-нибудь мастерили: кто бочки, кто сани, кто топорища, а кто мочалки. Земли-то вокруг небогатые, урожай большой не вырастишь. Вот и придумали люди постоянный приработок, стали тарарушки делать. Вот из такого чурбачка (показывает) умудрились полх-майданцы игрушки мастерить. Ну, прямо как в сказке! Сначала-то они эти игрушки для себя делали, а потом стали возить на базары. И торговали ими чаще всего круглолицые, краснощёкие тётки, чем-то очень похожие на свой товар, особенно на матрёшек.
Выходят девушки в образе торговок:
1-я Здравствуйте, люди добрые!
2-я Здравствуйте, кругом новые стороны!
(Кланяются)
3-я Кавалеров и дам
Приглашаем к нам!
У нас сегодня ярмарка!
У нас сегодня базар,
Хватай, какой хошь, товар!
4-я Эй, папаши и мамаши!
Покупай игрушки наши!
И красивы, и ярки:
Вот матрёшки, вот грибки
1-я Побрякушки-тарарушки!
Налетай, выбирай,
Выбирай, забирай!
2-я Становитесь в ряд!
Покупайте всё подряд!
3-я Полюбуйтесь-ка, люди добрые, на наши тарарушки! Красота-то какая!
4-я Покупайте работы известных мастеров Рожковых, Грачёвых, Сентюрёвых, Пахуновых!
1-я А вот балалайки! Кому балалайки? Кроме нас, майданов, никто балалайки не мастерит!
2-я А роспись-то, роспись! Что не цветок, то загляденье! Такого цветка, вроде, как и в природе нет, а глаз от него не оторвать!
3-я Покупай, не торгуйся! Весь свет обойдёшь, такой красоты не найдёшь!
4-я Про наши тарарушки не только в округе знают, но и в заморских странах о них прослышали!
1-я Да разве на такую красоту не залюбуешься?! Одни матрёшки чего стоят!
2-я Кому матрёшки? Вот Матрёна, а вот Ерёма! Немножко погодит, ещё и дочку родит!
3-я Подходи, честной народ! Не стесняйся, выбирай-забирай!
(Музыкальный фон микшируется и сменяется другим)
На фоне музыки:
Рассказчик: Ездили майданы по базару, торговали да присматривались: что-то у сергиево-посадских мастеров подсмотрели, что-то у семёновских. Где форма понравилась, где роспись зацепила. Как говорится, «с миру по нитке». А всё же у майданской росписи свои особенности, свой характер.
(Музыкальный фон микшируется, сменяется другим)
Поочерёдно выходят девушки в народных костюмах, на подносах выносят изделия полх-майданской росписи.
Рассказчик: Основа полх-майданской росписи – некрашеный фон дерева, на котором расцветает любимый майданами цветок шиповника, ярко-пламенная роза.
1-я девушка: Синие колокольчики, оранжевые яблоки, красно-жёлтый виноград, малиновая ягодка – буйное разноцветье покрывает знаменитые тарарушки.
2-я девушка: Украшают полх-майданские мастера свои изделия и сюжетной росписью. Это и копилки «с природой», где на крышке нарисована берёзовая роща с грибочками и цветами, поставок с зарёй, где изображено розово-голубое небо, охристые берега, васильковые речки и белые домишки с зелёными садами.
3-я девушка: Всё ярко, весело, празднично!
4-я девушка: Далеко шагнула слава полх-майданских тарарушек, привлекая яркостью красок, наивной непосредственностью рисунка, незатейливыми формами. Да что там говорить, у нас даже песни про то складывают, вот послушайте!
Песня «Тарарушки» в исполнении вокальной группы
Рассказчик: Алые розы, многоцветье полх-майданской росписи не оставят равнодушными всех почитателей русского художественного творчества. Крупные цветы всегда присутствовали в русском орнаменте, но полх-майданцы сделали свой цветок, отличный от других. А в цвете довели до такого малинового накала, какого ни в одной росписи не было и нет.
(Музыкальный фон микшируется, сменяется другим)
Появляются мальчишки-лоточники.
1-й Лучшей игрушки не было и нету,
Известна во всех уголках планеты!
2-й Одним – удивленье, другим – загляденье!
Не стареющая игрушка – полх-майданская тарарушка!
1-й Налетай, покупай! Да платить не забывай!
2-й А вот гостям дорогим
Мы и за так отдадим!
1-й Старым – задаром! Молодым – за так!
2-й Тарарушки покупайте!
Нас почаще вспоминайте!
1-й Такую красоту за бесценок отдаю!
(Раздают сувениры)
Рассказчик: На этом наша ярмарка закрывается. Но суть народных промыслов России остаётся неизменной – любовь к своей стране, к своему народу. Суть русской матрёшки - дружба да любовь. Как посланница этих добрых чувств, она приходит в наши дома и несёт эту любовь по всему миру!
- Мне нравится (1)