Маршрут для одарённого

Акинина Алена Валерьевна

Данная методическая разработка для педагога работающего с одаренными детьми. Маршрут в три этапа: диагностический, развивающий, результативный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_dlya_odarennogo.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

АкининаАВ_маршрут для одарённого

Маршрут для одаренного «Одаренность - это работа над собой»

1 этап. Диагностический.

Методика «Карта одарённости»

Методика адресована педагогам и родителям. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

  • Первая и основная функция – диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребёнку, «портрет развития его одарённости».

  • Вторая функция – развивающая.

Утверждения, по которым вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляется наиболее ценными.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция.

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

  1. – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценка ставится на листе ответов. Оценки по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму и т. д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.

Лист опросов.

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету.
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движения.
  11. проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремиться всегда, проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становиться вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и пользовании различных предметов.
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунов, камней, марок, открыток т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и др.
  35. В игру на инструменте, в песню, в танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное значение без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других людей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи научно-популярные издания с опережением своих сверстников.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное.
  67. С большой лёгкостью драматизирует.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощение собственных «проектов».
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания больше чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведения искусства, пытается произвести, то что ему понравилось в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры – драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения. Способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимосокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  • интеллектуальная;
  • творческая;
  • академическая (научная);
  • художественно-изобразительная;
  • музыкальная;
  • литературная;
  • артистическая;
  • техническая;
  • лидерская;
  • спортивная.

Анкета для родителей

Ф.И.О. возраст ребенка

Оцените по пятибалльной системе увлечения ребёнка:

Виды деятельности

Балл

Суммарный балл по разделу

1

2

3

Умственные способности:

- решает занимательные задачи, логические игры, головоломки;

- любит задания на смекалку и находчивость;

-стремиться раскрывать различные закономерности

Способности к ДПТ:

- любит рисовать, лепить;

- конструирует;

- играет в шахматы или в шашки

Спортивные способности:

- любит физические упражнения;

- подвижные игры;

- пластичен

Музыкально-хореографические способности:

- любит петь;

- танцевать;

- играет на музыкальном инструменте;

- сочиняет мелодии

Гуманитарные способности:

- много читает;

- сочиняет стихи, рассказы, истории;

-с удовольствием занимается русским языком или иностранным языком

Коммуникативные способности:

-любит общаться;

- является лидером в играх;

-умеет сопереживать и понимать другого человека

Как вы считаете, какие способности нужно больше развивать в вашем ребёнке? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем вам помогают занятия в ИЦТ? ______________________________________________

__________________________________________________________________________________

Анкета для детей

Ф.И.О. ___________________________________ возраст

Отметь плюсом (+) свои любимые увлечения, а восклицательным знаком (!) занятия, которым бы ты хотел (а) научиться:

Виды деятельности

Балл

Суммарный балл по разделу

1

2

3

  1. Решаю занимательные задачи, ,

  1. логические игры, головоломки и т.д.

  1. люблю задания на смекалку и находчивость

  1. раскрываю различные закономерности

  1. люблю эксперименты и фокусы

  1. Люблю рисовать,

  1. люблю лепить

  1. конструирую

  1. играю в шахматы, шашки, нарды

  1. люблю играть в настольные игры

  1. Люблю физические упражнения

  1. подвижные игры

  1. пластичен

  1. смотрю спортивные передачи

  1. хожу на спортивные секции

  1. Люблю петь

  1. танцевать

  1. играю на музыкальном инструменте

  1. сочиняю мелодии

  1. Люблю книги и много читаю

  1. сочиняет стихи, рассказы, истории

  1. с удовольствием занимаюсь русским языком

  1. с удовольствием иностранным язык

  1. смотрю познавательные передачи

  1. Люблю общаться

  1. быть в центре внимания

  1. сопереживаю и понимаю другого человека

  1. могу померить тех кто в соре

  1. умею слушать

2 этап. Разработка материалов для работы (конспекты, проекты)

Особенности в работе с развитием одаренности

Подбор теоретического материала

  1. Отбор содержания осуществляется не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи, соответствующей замыслу
  2. Межпредметная связь на занятии (Интеграция: ДПТ на физкультуре, рисование на литературе, сказка на математике, драматизация на биологии и т. д.)
  3. Избыточность материала (обилие информации создает ощущение
    незавершенности познания, мотивация к дальнейшему изучению)
  4. Разнообразие заданий по формам и видам работы
  5. Обязательное обращение к личному опыту учащихся, его пониманию

Особенности организации деятельности педагога

  1. Давать задания, на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта
  2. Педагог не ставит цель, не задает вопросы и не отвечает на них, но контролирует процесс. Задача состоит в некоторой фиксации результата, достигнутого ребёнком, детьми
  3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы обучающихся
  4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие оценочных суждений
  5. Сотворчество, сотрудничества педагога и обучающихся, где педагог участник и помощник
  6. Общение – диалог, право обучающихся на собственное мнение

Организации деятельности обучающихся

  1. Творческая, поисковая, исследовательская, экспериментальная деятельность
  2. Командная работа
  3. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным
  4. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы
  5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений

3 этап. Результат.

Внешний результат - творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах (участие в конкурсах, мероприятиях с готовым продуктом)

Внутренний результат - знакомство с основными понятиями изучаемой темы, осознание личностной значимости, поднятие самооценки, эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений, новые идеи, цели, задачи, требующие размышления, углубления в тему и т.д.