Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности «Академия ТяпЛяп» Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 5-10 лет

Фалалеева Наталья Александровна

Актуальность и значимость предлагаемой программы заключается в том, что она способствует и содействует: выявлению скрытых возможностей и интересов конкретного ребенка для развития потенциала его личности; повышению самооценки, приспособлению к самостоятельной жизни в будущем; самоутверждению личности в роли творца независимо от уровня развития. Актуальность проблемы развития мелкой моторики обоснована тем, что чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, и тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Недаром, В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев...». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях изобразительной деятельностью также весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, (которая, в свою очередь, подчинена мыслительному процессу), совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш, кисть, ластик, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. В процессе лепки дети учатся рассуждать, делать выводы - происходит обогащение их словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyaplyap.docx75.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Рассмотрена                                                                                            Утверждена

Методическим советом                                               Приказ № 38  от 21.08.2024

Протокол № 1 от 21.08.2024                                 Директор              Гордина Н.П.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

технической направленности

«Академия ТяпЛяп»

Срок реализации программы 1 год.

Возраст обучающихся 5-10 лет

Составитель: Фалалеева Н.А.,

педагог дополнительного образования.

Юрья -2024

                                                                       

Содержание

Основные характеристики программы

Пояснительная записка

3

Цели и задачи

6

Учебно-тематический план

7

4.

Содержание программы

8

5.

Планируемые результаты работы

10

Организационно-педагогические условия

6.

Календарный учебный график

11

7.

Условия реализации программы

11

8.

Методические материалы

12

9.

Формы аттестации и оценочные материалы

13

10.

Список литературы

14

11.

Приложение

15

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа «Академия ТяпЛяп» технической направленности  является модифицированной и создана на основе   типовой программы  «Технология»  автор Лутцева Е.А., утв.  приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067

Нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ (в ред. от 04.08.2023 и последующих, далее - ФЗ).
  • 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 28.04.2023 и последующих);
  • 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р);
  • 4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (в редакции от 28 сентября 2023 г. и последующих);
  • 6. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р;
  • 7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утверждена на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
  • 8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
  • 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • 11. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 "О направлении методических рекомендаций…";
  • 12. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол № 3);
  • 13. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2023 г. N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
  • 14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями);
  • 15. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
  • 16. Постановление Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 754П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие образования»;
  • 17. Распоряжение министерства образования Кировской области № 1500 от 21.12.2022 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области» (с изменениями и дополнениями).

Старая как мир истина о том, что труд создал человека, является весьма актуальной в процессе раннего развития детей. Ручная ловкость, мелкая моторика, способность выполнять сложную, тонкую, ювелирную работу не дается человеку априори и не приходит внезапно в зрелом возрасте, а начинает свое развитие в раннем детстве и сопутствует человеку весь трудоспособный период его жизни. Рисование, лепка тесно связаны с развитием и выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и обобщения. Занятия лепкой, любимая детьми работа с пластилином, кроме развития моторики, сочетают в себе возможности развития в других сферах, таких как художественный вкус, изобразительные навыки, способности образного мышления и пространственного видения, а пластилин (соленое тесто, глина для творчества), кроме того, что это художественный, скульптурный материал, это еще и инструмент, тренажер, укрепляющий мускулатуру слабеньких детских ручек.

Направленность программы: техническая

     Актуальность и значимость предлагаемой программы заключается в том, что она способствует и содействует: выявлению скрытых возможностей и интересов конкретного ребенка для развития потенциала его личности; повышению самооценки, приспособлению к самостоятельной жизни в будущем; самоутверждению личности в роли творца независимо от уровня развития. Актуальность проблемы развития мелкой моторики обоснована тем, что чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, и тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Недаром, В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев...». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях изобразительной деятельностью также весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, (которая, в свою очередь, подчинена мыслительному процессу), совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш, кисть, ластик, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. В процессе лепки дети учатся рассуждать, делать выводы - происходит обогащение их словарного запаса.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной программы состоит в том, что полученные детьми знания и навыки формируют культуру быта через изучение традиций русского народа, воспитывают культуру труда, а именно усидчивость, аккуратность, умение находить информацию, культуру человеческих отношений: в коллективных работах умение уступать друг другу, выслушивать друг друга, взаимопонимание, общение педагога с воспитанниками.

Особенностью программы является модульность программы. В каждом модуле обучающиеся осваивают разные материалы для лепки (пластилин, соленое тесто и глина).

Новизна программы программы является то, что дети в процессе обучения могут самостоятельно комбинировать в уме различные элементы изделия и анализировать полученный результат, придумывать и воплощать любые работы, в разных техниках по своим эскизам.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного в возрасте от 5 до 10 лет.

Объем программы - 35 часов

Количество учащихся - 15 человек.

Срок освоения - 1 год

Форма обучения - очная.

Уровень освоения материала – базовый.

Особенности организации образовательного процесса. Форма организации образовательного процесса – традиционная. Программа не относится к категории разноуровневых по организационной структуре и организации содержания. Вместе с тем, на обучение принимаются дети, имеющие первичные знания, умения и навыки в области лепки, поэтому программой предусмотрено освоение содержания, соотносимого со стартовым (ознакомительным) уровнем. В условиях разновозрастных и малочисленных групп предполагается осуществление индивидуального подхода с учетом скорости работы, интересов, способностей и творческих возможностей, опыта декоративно-прикладного творчества у конкретных воспитанников (на стадии создания самостоятельного творческого продукта).

 Организационные формы обучения. На занятии применяются групповые,

индивидуальные и подгрупповые организационные формы обучения в разновозрастных группах.

 Режим занятий. 1 раз в неделю по 1 часу

 Образовательная область программы.

Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей появления лепки, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с различными материалами. А самое главное,  они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.

2. Цели и задачи программы.

      

Цель программы – создание условий для развития творческих и художественных способностей детей посредством самовыражения; вырабатывание у обучающихся стремления к высокому уровню самостоятельного выполнения изделий на занятиях лепки.

Основные задачи программы:

Образовательные:

-помощь в овладении практическими  умениями и навыками в  практической  деятельности;

-формирование умения исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);

-формирование элементарных умений, навыков, способы художественной деятельности;

Развивающие:

-Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

-Работать над развитием следующих видов функциональной грамотности обучающихся: глобальную компетенцию, креативное мышление, информационную и коммуникативную.

- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

-Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;

-Формировать  коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

-Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

К концу года учащиеся должны знать:

  • Название научных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
  • Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • исходные формы изделий;
  • приемы доработки исходных форм;
  • последовательность технологических операций.

К концу года обучения учащиеся должны уметь:

  • Правильно пользоваться ручными инструментами;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • Организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • Бережно относиться к инструментам и материалам;
  • Самостоятельно изготовлять изделия по образцу (выполнять исходные формы любых размеров и пропорций; правильно использовать приемы доработки исходных форм); правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

3. Учебно-тематический план

Тема раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

теор

практ

всего

Пластилин

2,5

9,5

12

1

Знакомый незнакомец.

0,5

0,5

1

Вводное тестирование

2

«На рынок за фруктами»

(объемная лепка)

1

1

3

«Яблочко наливное»

(пластилинография)

1

1

4

«Во саду ли в огороде»

(объемная лепка)

1

1

5

«Подсолнух»

(пластилинография)

0,5

1,5

2

6

Натюрморт «Богатый урожай»  

коллективная работа

(пластилинография)

0,5

1,5

2

Промежуточный контроль

7

«Звери, птицы»

(объемная лепка)

0,5

1,5

2

8

«Роза, мимоза, мак, василек» (пластилинография)

0,5

1,5

2

Соленое тесто

3

9

12

9

«В гостях у принцессы Солечки»

0,5

0,5

1

10

«Хлебушек душистый, теплый, золотистый»

1

1

11

«Корзинка с грибами»

0,5

0,5

2

12

«Елочные украшения»

0,5

0,5

2

13

Снегирь на веточке

0,5

0,5

2

14

«Звезды и кометы»

0,5

1,5

2

15

«Город снеговиков»

Коллективная работа

0,5

1,5

2

Промежуточный контроль

Дымковская игрушка

4,5

6,5

11

16

История дымковской игрушки.

0,5

0,5

1

17

Экскурсия «Дымковское Чудо» г.Киров

2

2

18

Лепка животных

1

3

4

19

«Барышня»

0,5

1,5

2

20

«Ярмарка»

Коллективная работа

0,5

1,5

2

Итоговое тестирование

Итого:

35

4.Содержание программы.

Пластилин.

  1. Знакомый незнакомец.

Теория: Вводная диагностика. Что мы знаем о пластике? Правила безопасности (ПБ) и личной гигиены (ЛГ) при работе с пластилином. Инструменты и приспособления, применяемые в работе.

Практика: Лепка по замыслу.

  1. «На рынок за фруктами»

Теория: повторение и закрепление названий объемных геометрических форм и цвета. Развитие чувства формы

Практика: учить лепить пальцами форму фруктов (лимона, груши, банана, яблока)  для получения вмятин, углублений, выпуклостей.

  1. «Яблочко наливное» 

Теория: изучение приемов размазывания по контуру рисунка, изучение выполнения плавного перехода одного цвета в другой.

Практика: выполнение работы на плоскости в технике пластилинография на заданную тему

  1. «Во саду ли, во огороде»

Теория: повторение и закрепление названий объемных геометрических форм и цвета. Развитие чувства формы

Практика: учить лепить пальцами форму овощей  (тыква, огурец, помидор, перец, лук) для получения вмятин, углублений, выпуклостей.

  1. «Подсолнух»

Теория: знакомство с колоритом, воспитание усидчивости и аккуратности

Практика: выполнение работы на плоскости в технике пластилинография на заданную тему

  1. Натюрморт «Богатый урожай» коллективная работа

Теория: учится работать в коллективе, распределять роли.

Практика: выполнение работы на плоскости в смешанной технике

  1. «Звери, птицы»

Теория: учимся пластическому изменению базовых форм, развивать приемы работы стекой

Практика:  выполнение животных из базовых форм с последующим изменением

  1. «Роза, мимоза, мак, василек» (пластилинография)

Теория: повышаем интерес к работе, через подготовку к празднику

Практика: выполнение работы на плоскости в технике пластилинография на заданную тему

Соленое тесто

  1. «В гостях у принцессы Солечки»

Теория: Исследование: сравнение соленого теста с пластилином. Инструменты и приспособления, применяемые в работе с соленым тестом.

Практика: знакомство с приемами и особенностями лепки из соленого теста.

  1. «Хлебушек душистый, теплый, золотистый»

Теория: продолжить формировать навыки работы с соленым тестом,инструментами и дополнительными материалами

Практика: лепка хлебобулочных изделий, их декор  

  1.  «Корзинка с грибами»

Теория: продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами, изучение полуобъемных фигур.

Практика: лепка корзинки с грибами на плоскости. 

  1. «Елочные украшения»

Теория: формировать навыки работы с соленым тестом, продолжить изучение полуобъемных фигур

Практика: изменение цвета соленого теста предварительно перед лепкой

  1. «Снегирь на веточке»

Теория: продолжить формировать навыки работы с соленым тестом с предварительным изменением его цвета, развитие глазомера

Практика: изменение цвета соленого теста предварительно перед лепкой, лепка на заданную тему

  1. «Звезды и кометы»

Теория: продолжить формировать навыки работы с соленым тестом с предварительным изменением его цвета.

Практика: изменение цвета соленого теста предварительно перед лепкой, лепка на заданную тему

14. «Город снеговиков». Коллективная работа

Теория: продолжить учится работать в коллективе, распределять роли.

Практика: выполнение работы на плоскости из полуобъемных фигур на заданную тему

Дымковская игрушка

  1.  История дымковской игрушки.

Теория: Знакомство с историей дымковской игрушки. Исследование: сравнение пластилина и соленого теста с глиной. Инструменты и приспособления , применяемые для работы с глиной

Практика:

  1.  Экскурсия «Дымковское Чудо» г.Киров

Теория: Более углубленное знакомство с историей дымковской игрушки, знакомство с мастерами

Практика: участие в мастер классе

  1.  Лепка животных

Теория: продолжить формирование навыков работы с глиной, инструментами и дополнительными материалами

Практика: выполнение животных из базовых форм с последующим изменением

  1. «Барышня»

Теория: продолжить формирование навыков работы с глиной

Практика: лепка на заданную тему

  1. «Ярмарка» коллективная работа. Итоговая диагностика

Теория: работа в коллективе, проведение итоговой диагностики.

Практика: коллективное выполнение работы на заданную тему

5. Планируемые результаты программы, их диагностика (Приложение)

В результате обучения  у учащихся:

- научится создавать многофигурные сюжетные композиции;

- научится передавать пропорции, позы и движение вылепленных фигурок;

-научится создавать изображения по мотивам народных игрушек.

- научится сотрудничеству в коллективной работе по созданию коллажей;

-  будут знать основные свойства  материалов

- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,

- разовьют  сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,

- научатся  аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

        Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем, или при помощи тестирования.

        Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках  и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.

        При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от  возраста, так  и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.

6. Календарный учебный график

Наименование группы

Продолжительность обучения

Количество занятий в неделю

Всего академич. часов в год

Кол-во академич. часов в неделю

Объединение «Квиллинг», 1 г.о. «базовый уровень»

С 9 сентября 2024 года по 11 мая 2025 года

1 занятия по 40 мин.

35

1

7. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Материалы: пластилин, соленое тесто, глина для лепки, стека, доска для лепки, акварельная бумага, картон, зубочистки, пинцеты, цветной картон, рамки для оформления работ, карандаш, ластик, краски, кисти.

Оборудование: столы, стулья, шкафы, стенды

Информационное обеспечение. Компьютер с доступом к информационным ресурсам Интернет, схемы и карты, методические, дидактические и демонстрационные материалы, литература (согласно списку).

Кадровое обеспечение. К реализации программы привлекается педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование и достаточный опыт педагогической деятельности, образование и опыт в области художественного творчества.

Требование к безопасности образовательной среды. Занятия проходят в кабинете  художественного творчества, достаточной для размещения 15 рабочих мест. Работа с материалами и оборудованием предполагает строгий инструктаж по их использованию (Приложение 1. «Инструкция по правилам безопасного поведения для обучающихся при работе с пластилином, соленым тестом, глиной»).

Санитарно-гигиенические условия. Режим работы  МКОУ ДО ЦДТ пгт Юрья  в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», локальными актами Учреждения.

8.  Методические материалы

Использование на занятиях различных форм и методов работы позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.

В основу обучения, воспитательной и развивающей деятельности положены разнообразные принципы:

- принцип научности и доступности в обучении, включение в содержание образования учебного материала, точно установленного программой, для каждого занятия;

- принцип нравственного воздействия, когда на занятиях прививается уважение к людям занимающихся научно-исследовательской деятельностью, понимание важности и значимости этой работы, воспитывается аккуратность и умение доводить начатое дело до конца;

- принцип развития трудолюбия и усидчивости, добросовестное и прилежное отношение ребёнка к труду, умение преодолевать трудности в жизни;

- принцип индивидуального подхода, где учитываются индивидуальные особенности ребёнка и создаются необходимые условия (организованное рабочее место и необходимое оборудование, индивидуальная помощь, эмоциональный настрой);

- принцип контактности (микроклимат в семье и объединении, педагог-ребёнок, ребёнок – родитель, педагог-родитель); 

Формы организации  образовательной  деятельности:  форумы, мастер-классы, аудиолекции, онлайн-экскурсии, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная деятельность обучающихся.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстрированные (рассказ,беседы, работа с источниками, демонстрация); репродуктивные (упражнения); проблемное изучение материала; частично-поисковый (решение творческих задач).

Методы поддержания познавательной мотивации: метод эмоциональных поощрений, свободный выбор заданий, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, заинтересованность в результатах.

Комбинированное использование методов обучения делает учебный процесс эффективным.

Воспитательные мероприятия в объединении

Участие в праздничных и торжественных мероприятиях ЦДТ: 

-День матери (ноябрь),

-День воинов-интернационалистов (февраль);

-Новый год (декабрь),

-День защитника Отечества (февраль),

-8 марта (март)

-День Победы (май).

Работа с родителями:

-посещаемость занятий,

-участие в конкурсах,

-организация поездок, экскурсий.

Условия эффективности реализации программы.

•        применение различных форм и методов, совершенствующих учебно-воспитательный процесс,

•        наличие учебно-методической литературы,

•        использование диагностических методик,

•        участие родителей и классного руководителя в работе объединения

Итогом работы  с детьми является активное  участие в районных, окружных, областных мероприятиях.

Основными платформами дистанционного обучения являются электронные образовательные ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения РФ и министерством образования Кировской области.  При организации образовательного процесса в дистанционном режиме для передачи учебных материалов и приема выполненных заданий от учащихся педагогам  педагог дополнительного образования Центра детского творчества использует:

- социальные сети;

- личную электронную почту;

- личные сайты.

9. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы аттестации:

• Анализ творческих продуктов.

• Педагогическое наблюдение за деятельностью детей на занятиях.

•Собеседование с воспитанниками, родителями по выявлению удовлетворенностью в освоении образовательной программы.

•Анализ результативности участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

• Психолого-педагогическая диагностика личностных результатов

образования.

Формы подведения итогов реализации программы – выставки, открытые

занятия, мастер-классы для родителей.

Способы определения результативности. Оценка результатов освоения

программы осуществляется трижды на протяжении года обучения в рамках мониторинга оценки качества в учреждении, утвержденного локальным актом.

Сведения о результатах освоения дополнительной образовательной программы

заносятся в форму «Диагностическая карта» (Приложение 3).

Учет результатов и оценки работ воспитанников осуществляется по следующим критериям:

  • Возраст воспитанника
  • Год обучения
  • Содержание работы
  • Техника и качество выполнения
  • Уровень сложности
  • Самостоятельность
  • Оригинальность

Для оценки личностных качеств воспитанников, их творческих и умственных способностей  проводится диагностика: вводная, промежуточная и итоговая по пятибалльной системе. Итоговая оценка определяется как средний балл. Результаты диагностики заносятся в таблицу (Приложение 3).

Вводная диагностика. Диагностировать творческие и умственные способности необходимо с раннего возраста. Это выявляет показатели развития ребенка. Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на развитие обучающихся.

Промежуточный контроль. После изучения каждой темы проводится зачёт (участие в конкурсах и выставках) на усвоение программного материала. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:

  • целостность восприятия
  • умеет выполнять пластилинографию
  • сотрудничает в группе при создании коллективных работ        
  • аккуратность в работе        
  • самостоятельность в выполнении работ        
  • уровень сложности работ        
  • аккуратность выполненной работы        
  • участие в конкурсах и выставках

Каждый критерий оценивается от 1 до 3 баллов.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Итоговый контроль проходит по всему изученному курсу обучения (Приложение 2).

10.Список литературы

Список литературы для педагога:

  1. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., 1988.
  2. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»
  3. Козлова Ирина Сергеевна "Красивые фигурки из пластилина".
  4. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.
  5. Хананова И. Соленое тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
  6. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: Мир книги, 2010.
  7. www.wikipedia.org. 
  8. М. Грозовский. Стихи про зверят. - ЗАО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2005.
  9.  Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. (Библиотека современного детского сада).
  10.  Губенко Н. Пластилиновые фигурки животных. - М.: ООО «Издательство ЭКСМО», 2013.
  11. Коротеева Е.И. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2005.
  12. Петрова О. Зверушки из пластилина: пошаговый мастер-класс. - М., ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013. – (Серия «Веселый мастер-класс»).
  13.  Петрова О. Мой домик из пластилина. - М., ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013. – (Серия «Веселый мастер-класс»).
  14. Пластилиновые фигурки животных. - М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2014. – (Азбука рукоделия).
  15. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. - М.: Просвещение; Владос, 1994.
  16.  Халезова Н.В. «Лепка в детском саду» М. «Просвещение»1986.
  17.  Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985

Список литературы для родителей и детей:

  1. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., 1988.
  2. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.  
  3. Хананова И. Соленое тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2012.
  4. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: Мир книги, 2010.

11. Приложение

  Приложение 1.

Инструкция

по правилам безопасного поведения для обучающихся

при работе с пластилином, соленым тестом, глиной

Настоящая инструкция по правилам безопасного поведения детей ОУ при работе с пластилином (соленым тестом, глиной) составлена с целью предупреждения фактов травмирования обучающихся на занятиях по лепке и сохранения их здоровья. Педагог знакомит воспитанников с данной инструкцией во время первого занятия по лепке.

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

При работе с пластилином и глиной нельзя:

  • подносить их к лицу, пробовать на вкус, засовывать в нос, уши и волосы;
  • бросаться кусочками пластилина (соленого теста, глины) в окружающих детей;
  • касаться грязными руками лица, глаз, одежды;
  • трогать тетради, книги, ластики.

После работы с пластилином хорошо вытрите руки сухой мягкой тряпочкой и только, потом вымой их с мылом.

После работы с пластилином (глиной) очистите от пластилина (глины) доски, протрите  стол влажной тряпочкой.

Храните пластилин и стеки в коробочке, в строго отведенном месте, отдельно от книг и  тетрадей.

В случае каких-либо неполадок или повреждений кожи обратитесь за помощью к  воспитателю.

Приложение 2.

Методика диагностики уровня развития изобразительных умений и навыков в лепке обучающихся.

(Разработана М.С. Абаниной)

         

Методика начальной диагностики

Тестирование:

Направления:

- теоретическая подготовка,

- практическая подготовка,

Тест состоит из двух блоков теоретических заданий и практических заданий.

Теоретическое задание: ответить на вопросы. 

  1. Любишь ли ты лепить? Лепишь ли ты дома?
  2. Из чего можно лепить?
  3. Что нужно для лепки?
  4. Какие приемы лепки ты знаешь?
  5. Из чего слеплена фигурка? (показать фигурку)

Практическое задание: направлена на определение уровня сформированности пластических умений у детей. Дети выполняют творческое задание.

Методика итоговой диагностики уровня приобретенных знаний, умений и навыков

Тестирование.

Направления:

- теоретическая подготовка,

- практическая подготовка,

Тест состоит из двух блоков теоретических заданий и практических заданий. По результатам практических заданий проводится выставка  «Сказочные герои»,  победителя выставки определяют учащиеся.

Теоретическое задание: ответить на вопросы теста.

1. Какие цвета являются основными?

2. Из какого материала изготовляется дымковская игрушка?

3. Как называется игрушка нашего края?

4. Как называются фигурки с вытянутой шеей?

5.Какими красками мы расписываем орнамент на игрушке?

Практическое задание: создание образов сказочных героев по собственному замыслу.

Таким образом, начиная формирующую работу, необходимо обратить внимание на повторение основных приемов: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т. д.

Уровень пластических умений детей можно определить, оценивая качество выполнения творческого задания.

Обработка данных:

1. Точность выполнения практического задания.

  • задание выполнено без ошибок, точное следование учебной задаче, степень помощи со стороны педагога минимальна, темп работы быстрый – 2 балла;
  • при выполнении задания допустимо наличие 3-5 ошибок, дозированная помощь педагога, темп работы средний – 1 балл;
  • задание выполняется с большим количеством ошибок, постоянное обращение к помощи педагога, темп работы медленный – 0 баллов.

2. Скорость перехода на уровень самостоятельной деятельности.

  • самостоятельное выполнение задания сразу после объяснения учебного материала – 2 балла;
  • самостоятельное выполнение задания после дополнительного индивидуального объяснения – 1 балл;
  • фрагментарная самостоятельность в практической реализации задания, регулярное обращение к помощи педагога – 0 баллов.

3. Проявление творческой активности.

  • авторские разработки игрушки – 2 балла;
  • внесение изменений в детали предложенного образца – 1 балл;
  • только копирование предложенного образца – 0 баллов.

4. Тестирование (каждый правильный ответ – 1 единица).

Таблица уровня освоения программного материала

Уровни

Количество

баллов

Показатели, критерии

0–начальная

0-1

отсутствие навыков работы, незнание материала;

1 - репродуктивный

2-4

-владение простейшими навыками работы, частичное знание материала;

2–поисково-исполнительский

5-7

-владение навыками работы с опорой на педагога, частичное знание материала;

3 - творческий

8-11

-владение навыками работы, знание материала, проявление творческой активности.

В результате аттестации учащихся присваивается соответствующий уровень подготовки, по которому определяется уровень обученности учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная лепка». По результатам итоговой аттестации все учащиеся заканчивают обучение по данной программе, им выдается свидетельство с указанием уровня освоения программного материала.

Приложение 3.

Диагностическая карта «Лепка»

Фамилия имя

Результаты вводной диагностики

Результаты

промежуточной

диагностики

Результаты Итоговой диагностики

Итого