План - конспект открытого занятия «Новогодняя ёлочная игрушка из природного материала».
Занятие на тему:
«Новогодняя игрушка из природного материала».
Цель: знакомство учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в нашей стране.
Задачи:
- научить лепить елочную игрушку, используя природный материал.
- закрепить умения получения ровного жгута, конуса;
-познакомить с промыслом лозоплетения;
- способствовать созданию эмоционально-положительного, творческого климата в коллективе;
- развивать внимание, память, мышление, воображение и фантазию;
- воспитывать способность у детей проявлять внимание, уважение к близким им людям.
Оборудование:
Для педагога: компьютерная презентация, экран, мультимедийная установка, примерные работы игрушек.
Для учащихся: глина, ткань, иголки, кисти, стеки, баночки для воды, трубочки.
План занятия:
1. Орг. момент.
2.Сообщение темы занятия.
3.Беседа о новогоднем празднике.
4.Объяснение последовательности лепки игрушки.
5.Практическая работа.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение темы занятия.
Наше занятие называется новогодняя игрушка. Сегодня мы будем делать игрушку (экологическую) из природного материала. Презентация слайд 1. И, кстати говоря, я обнаружила сегодня на столе вот эту коробку. Интересно, что в ней? Письмо.
ВНИМАНИЕ! В ДЕКАБРЕ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ МОЯ МАСТЕРСКАЯ. ОБЪЯВЛЯЮ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ИГРУШКУ! ЦЕНЮ В РАБОТЕ АККУРАТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ! СКОРО УВИДИМСЯ.
ВАШ ДЕД МОРОЗ.
- Беседа о новогоднем празднике. Слайд2
Новый год стал самым любимым и светлым праздником для всего человечества. Новый год – это праздник-сказка. А ни одна сказка не обходится без чудес. Что интересного происходит в этот праздник?
- Кто скажет какого числа мы отмечаем новый год? слайд 3
Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 годом от Рождества Христова.
Слайд 4
Празднование Нового года, по велению Петра I, должно было сопровождаться фейерверками и иллюминациями, увеселениями и потехами до самого Рождества.
Слайд 5
А также украшением площадей, улиц и домов еловыми деревьями, обязательным поздравлением друг друга и дарением подарков.
Слайд 6
Новогодняя ёлка– это действительно главный атрибут праздника. Какое удовольствие получаем мы, украшая ее! Почему же, именно наряженная елка является символом Нового Года?
Этот красивый обычай царь Петр позаимствовал у немцев, для которых ель издавна символизировала обновление жизни, вечную молодость, долголетие, бессмертие, свет, который притягивает добрых духов.
Слайд 7 История елочной игрушки.
А какова же история елочной игрушки? Как раньше, в далекие времена, украшали елку? Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Догадались каким? Конечно же, это был картофель. На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз.
Слайд 8
Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравились, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией.
Слайд 9
Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины, лозы… из чего еще можно сделать елочную игрушку?
Беседа по технике безопасности.
Но чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые правила.
Как вы думаете, почему стеклянные игрушки с большой осторожностью нужно вешать на елку?
(они могут разбиться и человек поранится)
Почему вату нельзя использовать для украшения елки?
(она может загореться и будет пожар.)
Можно украшать ёлку свечами, бенгальскими огнями?
(НЕТ, может загореться. Лучше повесить гирлянду на елку.)
Молодцы, правила безопасности мы вспомнили, можем спокойно наряжать ёлку.
А мы сегодня начнем делать вот такую игрушку (показываю).
Лозоплетение.
Веночек сплетен из ивовой лозы. Посмотрите, какая она гибкая, приятная на ощупь. Как легко сгибается. Как вы думаете, такое свойство лозы (легко сгибаться) где можно использовать?
Слайд 10,11
Конечно, издревле на Руси и в других странах из лозы плели всевозможные предметы.
Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.
В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры.
В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже в 17 губерниях. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде.
- Объяснение последовательности лепки игрушки.
Итак, как же мы будем делать нашу игрушку? (показ презентации)
- Подготовить глину. Проанализировать форму игрушки и составить план работы.
- Скатать шар для туловища зайчика и шар поменьше для головы. Слайд 12
- Прокатать больший шар на конус, разрезать конус стекой до середины на равные части (для лап). Сделать разрезанные части цилиндрическими.
- Согнуть лапы в «коленках», чтобы зайка сидел на венке. Слайд 13
- Смочить место присоединения головы (можно процарапать). Присоединить голову, примазать. Слайд 14
- Для лепки ушей взять два одинаковых шарика, немного прокатать в ладонях, сделать долевую прорезь (показываю).
- Присоединить уши. Слайд 15
- Для передних лапок скатать два одинаковых шара, раскатать их в жгуты. Либо раскатать длинный жгут и отрезать два одинаковых кусочка.
- Присоединить передние лапы к туловищу. Слайд 16
- Оформить мордочку зайчика. Для этого скатать четыре маленьких шара, два из которых одинаковые, которые расплющить и присоединить на мордочку, как щечки. Еще один шар – нос. Присоединить его. И последний – нижняя губа. Слайд 17.
- Глаза можно отпечатать трубочкой, а можно и нарисовать.
- Примерить, как зайка сидит на венке. Отметить это место скотчем или маркером. Слайд 18
- Проделать дырки для крепления (можно приклеить).
- Декорировать зайчика. Слайд 19
- Практическая работа.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Прошу детей оценить свою работу. Повесить белую снежинку на елку, если было несложно справиться с заданием, красную – если было сложно.
Благодарю за интерес к работе, за старание. Показываю работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novogodnyaya_igr.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка
План - конспект
открытого занятия
в студии «Глиняная фантазия»
(первый год обучения)
Тема: «Новогодняя ёлочная игрушка
из природного материала».
Педагог дополнительного
образования высшей категории
Зацепина З.Д.
г. Липецк, 2022
Занятие на тему:
«Новогодняя игрушка из природного материала».
Цель: знакомство учащихся с традициями и обычаями празднования Нового года в нашей стране.
Задачи:
- научить лепить елочную игрушку, используя природный материал.
- закрепить умения получения ровного жгута, конуса;
-познакомить с промыслом лозоплетения;
- способствовать созданию эмоционально-положительного, творческого климата в коллективе;
- развивать внимание, память, мышление, воображение и фантазию;
- воспитывать способность у детей проявлять внимание, уважение к близким им людям.
Оборудование:
Для педагога: компьютерная презентация, экран, мультимедийная установка, примерные работы игрушек.
Для учащихся: глина, ткань, иголки, кисти, стеки, баночки для воды, трубочки.
План занятия:
1. Орг. момент.
2.Сообщение темы занятия.
3.Беседа о новогоднем празднике.
4.Объяснение последовательности лепки игрушки.
5.Практическая работа.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение темы занятия.
Наше занятие называется новогодняя игрушка. Сегодня мы будем делать игрушку (экологическую) из природного материала. Презентация слайд 1. И, кстати говоря, я обнаружила сегодня на столе вот эту коробку. Интересно, что в ней? Письмо.
ВНИМАНИЕ! В ДЕКАБРЕ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ МОЯ МАСТЕРСКАЯ. ОБЪЯВЛЯЮ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ИГРУШКУ! ЦЕНЮ В РАБОТЕ АККУРАТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ! СКОРО УВИДИМСЯ.
ВАШ ДЕД МОРОЗ.
- Беседа о новогоднем празднике. Слайд2
Новый год стал самым любимым и светлым праздником для всего человечества. Новый год – это праздник-сказка. А ни одна сказка не обходится без чудес. Что интересного происходит в этот праздник?
- Кто скажет какого числа мы отмечаем новый год? слайд 3
Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 годом от Рождества Христова.
Слайд 4
Празднование Нового года, по велению Петра I, должно было сопровождаться фейерверками и иллюминациями, увеселениями и потехами до самого Рождества.
Слайд 5
А также украшением площадей, улиц и домов еловыми деревьями, обязательным поздравлением друг друга и дарением подарков.
Слайд 6
Новогодняя ёлка– это действительно главный атрибут праздника. Какое удовольствие получаем мы, украшая ее! Почему же, именно наряженная елка является символом Нового Года?
Этот красивый обычай царь Петр позаимствовал у немцев, для которых ель издавна символизировала обновление жизни, вечную молодость, долголетие, бессмертие, свет, который притягивает добрых духов.
Слайд 7 История елочной игрушки.
А какова же история елочной игрушки? Как раньше, в далекие времена, украшали елку? Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Догадались каким? Конечно же, это был картофель. На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз.
Слайд 8
Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравились, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией.
Слайд 9
Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины, лозы… из чего еще можно сделать елочную игрушку?
Беседа по технике безопасности.
Но чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые правила.
Как вы думаете, почему стеклянные игрушки с большой осторожностью нужно вешать на елку?
(они могут разбиться и человек поранится)
Почему вату нельзя использовать для украшения елки?
(она может загореться и будет пожар.)
Можно украшать ёлку свечами, бенгальскими огнями?
(НЕТ, может загореться. Лучше повесить гирлянду на елку.)
Молодцы, правила безопасности мы вспомнили, можем спокойно наряжать ёлку.
А мы сегодня начнем делать вот такую игрушку (показываю).
Лозоплетение.
Веночек сплетен из ивовой лозы. Посмотрите, какая она гибкая, приятная на ощупь. Как легко сгибается. Как вы думаете, такое свойство лозы (легко сгибаться) где можно использовать?
Слайд 10,11
Конечно, издревле на Руси и в других странах из лозы плели всевозможные предметы.
Плетение, как ремесло имеет долгую историю. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты. С помощью плетения строились стены домов для жилья и хозяйства. При раскопках в гробнице Тутанхамона были обнаружены два плетёных стула, которые хорошо сохранились и выглядят вполне современно.
В Древнем Риме патриции возлежали на ложах, сделанных из прутьев ивы. Одно из них, изготовление которого датируется II столетием новой эры.
В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже в 17 губерниях. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде.
- Объяснение последовательности лепки игрушки.
Итак, как же мы будем делать нашу игрушку? (показ презентации)
- Подготовить глину. Проанализировать форму игрушки и составить план работы.
- Скатать шар для туловища зайчика и шар поменьше для головы. Слайд 12
- Прокатать больший шар на конус, разрезать конус стекой до середины на равные части (для лап). Сделать разрезанные части цилиндрическими.
- Согнуть лапы в «коленках», чтобы зайка сидел на венке. Слайд 13
- Смочить место присоединения головы (можно процарапать). Присоединить голову, примазать. Слайд 14
- Для лепки ушей взять два одинаковых шарика, немного прокатать в ладонях, сделать долевую прорезь (показываю).
- Присоединить уши. Слайд 15
- Для передних лапок скатать два одинаковых шара, раскатать их в жгуты. Либо раскатать длинный жгут и отрезать два одинаковых кусочка.
- Присоединить передние лапы к туловищу. Слайд 16
- Оформить мордочку зайчика. Для этого скатать четыре маленьких шара, два из которых одинаковые, которые расплющить и присоединить на мордочку, как щечки. Еще один шар – нос. Присоединить его. И последний – нижняя губа. Слайд 17.
- Глаза можно отпечатать трубочкой, а можно и нарисовать.
- Примерить, как зайка сидит на венке. Отметить это место скотчем или маркером. Слайд 18
- Проделать дырки для крепления (можно приклеить).
- Декорировать зайчика. Слайд 19
- Практическая работа.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Прошу детей оценить свою работу. Повесить белую снежинку на елку, если было несложно справиться с заданием, красную – если было сложно.
Благодарю за интерес к работе, за старание. Показываю работы.