План - конспект открытого занятия «Осенний листопад».

Зацепина Зинаида Дмитриевна

Цель: активизировать знания детей о значении зеленых насаждений на планете.

Задачи:

  • научить лепить тарелочку.
  • закрепить умения получения ровного керамического пласта.
  • учить работать с иглой, шаблонами
  • закрепить умения декорирования глиняного пласта тиснением природного материала;
  • учить работать с глинами разных цветов.
  • способствовать созданию эмоционально-положительного, творческого климата в коллективе                                                                                                                                        
  • развивать творческие способности детей,
    способствовать воспитанию самостоятельности, целеустремленности;
  • воспитывать чувство сопричастности к экологическим проблемам.   
  • Воспитывать аккуратность в работе с природным материалом.

Оборудование для педагога:

ноутбук, проектор и презентации, экран, работы, декорированные природным материалом.

Оборудование для учащихся:

глина разных цветов, рейки, скалки, ткань, иголки, баночки с водой, кисти, стеки, салфетки, природный материал.

План занятия.

1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Беседа об изображении осени в картина, прикладном творчестве– 4-5 мин.
3. Объяснение этапов работы – 3-4мин.
4. Практическая работа – 25мин.

5. беседа а) об использовании листьев в нашей жизни:

б) о значении растений на планете: в) наши дела
6. Рефлексия. – 2мин.
 

Ход занятия

  1. Орг. момент.
  2. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия.  (слайд 1,2) Еще одно занятие мы посвятим прекрасному времени года осени, и сделаем тарелочку, декорированную оттисками природного материала.

Осень – очень яркое и время года. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, очарованные ее пленительной магией творили композиторы… (слайд 3)  Осень - это не только дождь, сырость и холод. Это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами, сбор богатого урожая… и уютные и теплые шарфы, приятные прогулки…. 

Посмотрите, какими замечательными осенними пейзажами радуют глаз художники.

 Нам повезло, что в нашем городе жил и работал Виктор Семенович Сорокин – живописец с мировым именем. (Биографию смотри в материалах к занятию).

Художники часто вдохновлялись прекрасными пейзажами или просто чудесными ветками, плодами. И в результате они создали такие прекрасные полотна. (слайд 4)

 

Одна маленькая сказка о последнем листике на дереве.

Поздней осенью на ветке остался висеть только один листочек. Все его братья уже укрывали землю под деревом. Моросил мелкий дождь, ветер трепал беззащитный листик, но он все отважно держался за ветку. И все время думал: «Неужели это все? Неужели никому я не нужен, никому не пригожусь? Какой бесславный конец…» И он горько вздохнул и обессиленно повис.

Но вот ветер затих, выглянуло солнышко. На улицу высыпала детвора. (слайд 5) «Ого! Как здорово! Можно сделать фейерверк из листьев.», - кричали они и кидали вверх разноцветные листья. «Я хочу взять такую красоту домой», - выдохнула зачарованная Таня. «А может соберем осенний букет?», - прокричал ей соседский мальчишка. Она взглянула на него: «Пожалуй. Я подарю его маме». Наш листик все это видел и слышал… «Я полетел!», - радостно крикнул он и оторвался от ветки.

И вот не только знаменитые художники, но и обычные люди, глядя на эту красоту, создают что-то очень интересное… (слайд 6)

Работы малышей. (слайд 7)

А что мы можем сделать из глины, используя листочки?

  1.  Объяснение последовательности изготовления тарелочки и декорирования ее оттисками природного материала и глиной другого цвета. (слайд 8)

Ребята, с глиняным пластом мы работали и можем декорировать его природным материалом. Давайте вспомним, как сделать глиняный пласт. (Ответы детей, просмотр презентации)

 

  1. Глину положить на ткань между рейками, скалкой раскатать пласт.
  2. Выбрать, разложить на глиняном пласте листья, ветки или травинки и прокатать скалкой. (слайд 9)
  3. Приготовить тарелочку и иголку.
  4. Положить пласт вместе с тканью на тарелочку.  (слайд 10)
  5. Ладонью придать пласту форму тарелочки.
  6. Обрезать иголкой лишние куски глиняного пласта по контуру тарелки. Иголку держать вертикально. Вспомним технику безопасности при работе с острыми инструментами. (слайд 11)
  7. Загладить края нашей тарелочки намоченной кистью или пальцем.
  8. Аккуратно удалить листья и веточки. (слайд 12)
  9. Тарелка получилась. Какие листья такие и отпечатки. На этом можно закончить, но можно и продолжить. (слайд 13)
  10.  Покрыть всю поверхность тарелочки глиной другого цвета.
  11.  Лучше покрыть поверхность тарелочки дважды. (слайд 14)
  12. Кистью или тычком убрать неровности.
  13. Аккуратно снять листья. (слайд 15)
  14.  Поставить тарелочку сушить. (слайд 16)

 

  1. Самостоятельная работа обучающихся. (слайд 17)

 

  1. об использовании человеком листьев в медицине (слайд 18), кулинарии (слайд 19)

        Для чего нужны растения? (слайд 20)

       Что мы можем делать, чтобы планета оставалась зеленой, чтобы      количество насаждений не сокращалось? (слайд 21)

6. Подведение итогов. Рефлексия. Мини – выставка.

Материалы к занятию

Виктор Сорокин

Годы жизни: 25 декабря 1912 — 25 августа 2001

На первый урок по рисованию Виктор Сорокин попал случайно: его позвали друзья по трудовой коммуне. Его любимым жанром были пейзажи. Сорокин говорил: «Природа и жизнь связаны неразрывно. Живопись — это философия, а художник — философ». С началом перестройки его картины выставлялись в Париже, Сеуле, а сам Сорокин получил золотую медаль Российской академии художеств.

Детство и юность художника

Виктор Сорокин родился в Москве. Его отец был офицером и служил в технических войсках, отвечал за доставку боеприпасов к местам сражений. Мать происходила из купеческого сословия, она следила за хозяйством и воспитывала детей. Виктор Сорокин был старшим ребенком, после него родились сыновья Алексей и Борис. Семья жила в большом двухэтажном доме. На первом этаже был магазин, которым владели родители, на втором находились жилые комнаты. Кроме этого, семья владела несколькими доходными домами и подносной фабрикой в Подмосковье.

У отца был автомобиль, и по воскресеньям он возил сыновей в цирк на Цветном бульваре. Вечерами Виктор Сорокин рисовал. Краски он увидел в пять лет: тети художника писали картины и часто занимались живописью с племянником.

В 1917 году мать заболела тифом и умерла. Через несколько месяцев погиб отец: он уехал налаживать поставки на фронт и не вернулся. Детей взяли на воспитание три тети — каждая забрала по ребенку. Виктор Сорокин переехал к родственнице матери в деревню Теплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошел в местную школу, однако окончил там лишь четыре класса. Семья решила отдать Сорокина в детский дом «Суханово»: возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе князей Волконских.

Для нашего воспитания много значила обстановка этого имения. В ней что-то сохранилось от бывших владельцев… <...> У нас в детском доме свои коровы были, лошадки свои были. Одна серая в яблоках, красивая, любила, когда ее сахаром угощали. Повезли нас в Художественный театр, не помню, какая пьеса. А перед этим — экскурсия, на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».

Когда Виктору Сорокину исполнилось 16 лет, его перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Там жили около двух тысяч подростков. Утром они учились, а после обеда работали по три-четыре часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. Однако все изменило первое занятие в кружке по живописи. Его позвали туда друзья. С воспитанниками занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев. Соколов писал: «Он сыграл первую роль в моей судьбе: открыл для меня искусство. Он ориентировал нас на русскую классику, на собрание Третьяковки, на Репина». Хотулев показал, как работать с маслом и акварелью, много рассказывал о творчестве своего учителя. По выходным он возил ребят в Москву в Третьяковскую галерею.

Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию. Им стал известный художник Борис Иогансон. На неделе он читал лекции студентам факультетов живописи, а по субботам и воскресеньям приезжал в Люберцы к воспитанникам. Иогансон выделил из кружка четверых учеников и готовил их к поступлению в художественные академии. Среди них был и Виктор Сорокин. В 1937 году он сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств им. В.И. Сурикова.

Учеба в университете и эвакуация в Самарканд

В институте Виктор Соколов попал в мастерскую живописца Сергея Герасимова. Здесь студент узнал о французском импрессионизме: Клоде Моне, Пьере Ренуаре, Поле Сезанне. Художник вспоминал: «Главное, что дал институт, — профессионализм. Пришло понимание живописи. Это была большая школа». Летом ученики уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Сорокин закончил картину «Татарская деревня». Преподаватели оценили работу на высший балл и отправили произведение на Всесоюзную молодежную выставку.

Летом 1941 года Виктор Сорокин поехал на летние каникулы в Украину — рисовать этюды. Однако уже через несколько дней объявили о начале войны. Студента сразу же отправили на поезде в Москву. Ехать пришлось на третьей полке: людей массово эвакуировали вглубь страны. В столице художник записался добровольцем в специальную бригаду. Вместе с другими живописцами он рисовал кроны деревьев на крышах многоэтажек: таким образом маскировали здания от бомбежки. Однако к концу октября 1941 года оставаться в Москве стало опасно. Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.

Самарканд — это новый виток в развитии. Сама природа ставила другие живописные задачи. В сравнении с лиричным Крымом там все другое. Все очень резко: небо — ультрамарин, тени — черные. Средняя Азия — ослепительное солнце. Памятники древности. Местные жители очень красивые в национальных одеждах. Старики-бабаи, женщины в паранджах. И базар. Другая среда, другой быт.

В эвакуации Сорокин написал «Портрет пожилой женщины» и «Самаркандский пейзаж». Большую часть эскизов художник дорабатывал уже в столице, куда студент вернулся в 1943 году. Спустя два года он сдал выпускные экзамены и с отличием окончил Московский институт изобразительных искусств.

В послевоенное время заказов было немного. В основном были востребованы картины на военную тему. Но Виктор Сорокин писал пейзажи, и его работы не принимали на выставки. Живописец вспоминал: «Через худсовет трудно было пройти. Живопись была не нужна. А я хотел работать по-своему». Вскоре после окончания института у него начались проблемы с деньгами. Художник брался за любую подработку, а в 1946 году устроился учителем в детскую художественную школу. Параллельно Сорокин создавал полотна. В 1947 году он написал маслом картину «Моссовет», на которой изобразил площадь перед административным зданием.

Из столицы в провинцию за свободой творчества

В 1948 году Виктор Сорокин переехал в Елец: благодаря мастеру Борису Иогансону он получил место преподавателя в городском художественном училище. Там живописец смог писать и выставлять картины без оглядки на худсовет. В 1948 году он закончил работы «Овощной базар» и «На водопое», а в следующем появились «Елец», «Лошадки» и «Лежащая обнаженная».

Елец сыграл для меня самую важную роль. В 1948 году приехал в Елец, и там я сразу почувствовал себя хорошо: природа, архитектура, простота жизни. Было ощущение свободы. Натура — вокруг тебя. Если бы не Елец, может, и не выжил бы в Москве как художник.

Многие студенты, которые учились у Сорокина, стали известными художниками: Виктор Королев, Александр Сорочкин, Евгений Сальников. Ученики много времени проводили в мастерской учителя и наблюдали, как он работал. В 1950-е годы Сорокин написал картины «Елец. Зимний городской пейзаж», «Зима», «Первый снег», «Старый Елец», «Натюрморт с помидорами», «Коровы за мостом» и многие другие. Живописец часто проводил занятия на натуре.

В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк. Там он впервые начал писать акварелью. За зиму 1960 года пейзажист закончил работы «Зимние тени», «Зимний пейзаж», «Оттепель», «Собака и куры», «Яблоня зимой». Одновременно художник продолжал писать маслом: полотна «Изморозь» и «Колхозные амбары» появились за несколько недель января. В том же, 1960 году Виктора Сорокина пригласили поучаствовать в первой республиканской художественной выставке «Советская Россия», где выставлялись лучшие художники от всех регионов. Организаторы экспозиции — среди них был министр культуры РСФСР — отобрали пейзаж «Село Казинка» и показали в Москве.

В 1963 году в Липецке прошла персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». Большую часть работ представили впервые: «Пляж», «Подсолнухи», «Река Дон», «Стога», «Липецкое озеро» и другие. Посмотреть картины из Москвы приехал известный книжный иллюстратор и график Ярослав Титов. Вскоре Сорокин стал членом оргкомитета Липецкого отделения Союза художников РСФСР.

Любимым временем года художника была зима. Именно в этот период он чаще всего писал пейзажи. В 1965 году Виктор Сорокин закончил картины «Зима на озере» и «Зимняя дорога», акварели «Зимние дома», «Зеленый дом. Зима». Он вспоминал: «Холодно. Человек меняется. Психологически. Настроение другое — бодрое. С детства очень люблю зиму. В деревне река. Замораживали колесо в реке — получалась карусель. Шубы, валенки, варежки. Потом русская печь — греемся. С пирогами». В год Сорокин писал по пять или шесть работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Зарубежные выставки и знаменитые картины

В 1973 году открылась вторая персональная выставка Сорокина в городе Ельце, а вскоре ему присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Тогда живописец съездил в небольшое путешествие на Юг, где написал картины «На море», «В Новороссийском порту» и «Осень в Гурзуфе». В 1979 году Сорокин организовал выставку вместе со своим учеником Юрием Гришко. Там выставили работы художника конца 1970-х годов: «Май. Утро», «Первый снег», «Переславль Залесский», «Мостик», «Нижний парк». Он писал: «Живопись — святое дело. Все постороннее исчезает. Потом смотришь на этюд — откуда что взялось? Но устаешь… <…> Энергия в работу перетекает. Они ведь все греют, когда проведешь перед ними рукой». В 1986 году художника наградили орденом Дружбы народов.

В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции: известный коллекционер Эдмонд Розенфельд предложил художнику провести персональную выставку в частной галерее Les Oreades. За границей показали работы: «Снег в сентябре», «Солнечный день», «Донской монастырь», «Розы» и другие. Живописец побывал в музеях, где выставлены работы французских импрессионистов. После поездки он писал: «Сейчас я пишу с еще большим желанием, чем раньше. Утром просыпаешься. Встаешь. Смотришь в окно, какая погода, — и уже счастлив. А можно такой дури нагнать и быть этим закованным. Я доверяю судьбе, верю в своего ангела-хранителя. Думаю, что мне удалось реализовать свои возможности». В этом же году Виктор Сорокин написал 40 картин и принял участие в Днях русского искусства в Южной Корее.

В 1991 году Сорокину присвоили звание «Народный художник России». Спустя год к юбилею художника в Липецке прошла его персональная выставка, где показали картины «Октябрь», «Площадь», «Сирень», «Улочки в Ельце» и другие. Поздние работы живописца выполнены в импрессионистской манере. В 1992 году Сорокин написал «Натюрморт с рюмкой», где изобразил все предметы крупными мазками. В этом же году администрация Липецкой области открыла Музей-мастерскую художника. Там он мог работать и выставлять полотна. В 1994 году Виктор Сорокин стал почетным гражданином Липецка.

В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом «Знак почета». Несмотря на возраст он продолжал рисовать: за этот год появилось 17 картин, среди которых — «Натюрморт с ромашками», «Пейзаж с красной крышей», «Утро» и другие. В июне 2001 года прошла последняя выставка художника. 25 августа того же года Виктор Сорокин скончался. Его похоронили в Липецке. [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/persons/10608/viktor-sorokin

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_zanya_osenniy_listopad.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования
Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка

План - конспект

открытого занятия

в студии «Глиняная фантазия»
( 2 год обучения)

Тема: «Осенний листопад».

Педагог дополнительного
                                        образования высшей категории

Зацепина З.Д.


г. Липецк, 2024

Цель: активизировать знания детей о значении зеленых насаждений на планете.

Задачи:

  • научить лепить тарелочку.
  • закрепить умения получения ровного керамического пласта.
  • учить работать с иглой, шаблонами
  • закрепить умения декорирования глиняного пласта тиснением природного материала;
  • учить работать с глинами разных цветов.
  • способствовать созданию эмоционально-положительного, творческого климата в коллективе                                                                                                                                        
  • развивать творческие способности детей,
    способствовать воспитанию самостоятельности, целеустремленности;
  • воспитывать чувство сопричастности к экологическим проблемам.    
  • Воспитывать аккуратность в работе с природным материалом.

Оборудование для педагога:

ноутбук, проектор и презентации, экран, работы, декорированные природным материалом.

Оборудование для учащихся:

глина разных цветов, рейки, скалки, ткань, иголки, баночки с водой, кисти, стеки, салфетки, природный материал.

        

План занятия.

1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Беседа об изображении осени в картина, прикладном творчестве– 4-5 мин.
3. Объяснение этапов работы – 3-4мин.
4. Практическая работа – 25мин.

5. беседа а) об использовании листьев в нашей жизни:

б) о значении растений на планете: в) наши дела
6. Рефлексия. – 2мин.

Ход занятия

  1. Орг. момент.
  2. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия.  (слайд 1,2)                                                                               Еще одно занятие мы посвятим прекрасному времени года осени, и сделаем тарелочку, декорированную оттисками природного материала.

Осень – очень яркое и время года. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, очарованные ее пленительной магией творили композиторы… (слайд 3)  Осень - это не только дождь, сырость и холод. Это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами, сбор богатого урожая… и уютные и теплые шарфы, приятные прогулки…. 

Посмотрите, какими замечательными осенними пейзажами радуют глаз художники.

 Нам повезло, что в нашем городе жил и работал Виктор Семенович Сорокин – живописец с мировым именем. (Биографию смотри в материалах к занятию).

Художники часто вдохновлялись прекрасными пейзажами или просто чудесными ветками, плодами. И в результате они создали такие прекрасные полотна. (слайд 4)

Одна маленькая сказка о последнем листике на дереве.

Поздней осенью на ветке остался висеть только один листочек. Все его братья уже укрывали землю под деревом. Моросил мелкий дождь, ветер трепал беззащитный листик, но он все отважно держался за ветку. И все время думал: «Неужели это все? Неужели никому я не нужен, никому не пригожусь? Какой бесславный конец…» И он горько вздохнул и обессиленно повис.

Но вот ветер затих, выглянуло солнышко. На улицу высыпала детвора. (слайд 5) «Ого! Как здорово! Можно сделать фейерверк из листьев.», - кричали они и кидали вверх разноцветные листья. «Я хочу взять такую красоту домой», - выдохнула зачарованная Таня. «А может соберем осенний букет?», - прокричал ей соседский мальчишка. Она взглянула на него: «Пожалуй. Я подарю его маме». Наш листик все это видел и слышал… «Я полетел!», - радостно крикнул он и оторвался от ветки.

И вот не только знаменитые художники, но и обычные люди, глядя на эту красоту, создают что-то очень интересное… (слайд 6)

Работы малышей. (слайд 7)

А что мы можем сделать из глины, используя листочки?

  1.  Объяснение последовательности изготовления тарелочки и декорирования ее оттисками природного материала и глиной другого цвета. (слайд 8)

Ребята, с глиняным пластом мы работали и можем декорировать его природным материалом. Давайте вспомним, как сделать глиняный пласт. (Ответы детей, просмотр презентации)

  1. Глину положить на ткань между рейками, скалкой раскатать пласт.
  2. Выбрать, разложить на глиняном пласте листья, ветки или травинки и прокатать скалкой. (слайд 9)
  3. Приготовить тарелочку и иголку.
  4. Положить пласт вместе с тканью на тарелочку.  (слайд 10)
  5. Ладонью придать пласту форму тарелочки.
  6. Обрезать иголкой лишние куски глиняного пласта по контуру тарелки. Иголку держать вертикально. Вспомним технику безопасности при работе с острыми инструментами. (слайд 11)
  7. Загладить края нашей тарелочки намоченной кистью или пальцем.
  8. Аккуратно удалить листья и веточки. (слайд 12)
  9. Тарелка получилась. Какие листья такие и отпечатки. На этом можно закончить, но можно и продолжить. (слайд 13)
  10.  Покрыть всю поверхность тарелочки глиной другого цвета.
  11.  Лучше покрыть поверхность тарелочки дважды. (слайд 14)
  12. Кистью или тычком убрать неровности.
  13. Аккуратно снять листья. (слайд 15)
  14.  Поставить тарелочку сушить. (слайд 16)

  1. Самостоятельная работа обучающихся. (слайд 17)

  1. об использовании человеком листьев в медицине (слайд 18), кулинарии (слайд 19)

        Для чего нужны растения? (слайд 20)

       Что мы можем делать, чтобы планета оставалась зеленой, чтобы      количество насаждений не сокращалось? (слайд 21)

6. Подведение итогов. Рефлексия. Мини – выставка.

Материалы к занятию

Виктор Сорокин

Годы жизни: 25 декабря 1912 — 25 августа 2001

На первый урок по рисованию Виктор Сорокин попал случайно: его позвали друзья по трудовой коммуне. Его любимым жанром были пейзажи. Сорокин говорил: «Природа и жизнь связаны неразрывно. Живопись — это философия, а художник — философ». С началом перестройки его картины выставлялись в Париже, Сеуле, а сам Сорокин получил золотую медаль Российской академии художеств.

Детство и юность художника

Виктор Сорокин родился в Москве. Его отец был офицером и служил в технических войсках, отвечал за доставку боеприпасов к местам сражений. Мать происходила из купеческого сословия, она следила за хозяйством и воспитывала детей. Виктор Сорокин был старшим ребенком, после него родились сыновья Алексей и Борис. Семья жила в большом двухэтажном доме. На первом этаже был магазин, которым владели родители, на втором находились жилые комнаты. Кроме этого, семья владела несколькими доходными домами и подносной фабрикой в Подмосковье.

У отца был автомобиль, и по воскресеньям он возил сыновей в цирк на Цветном бульваре. Вечерами Виктор Сорокин рисовал. Краски он увидел в пять лет: тети художника писали картины и часто занимались живописью с племянником.

В 1917 году мать заболела тифом и умерла. Через несколько месяцев погиб отец: он уехал налаживать поставки на фронт и не вернулся. Детей взяли на воспитание три тети — каждая забрала по ребенку. Виктор Сорокин переехал к родственнице матери в деревню Теплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошел в местную школу, однако окончил там лишь четыре класса. Семья решила отдать Сорокина в детский дом «Суханово»: возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе князей Волконских.

Для нашего воспитания много значила обстановка этого имения. В ней что-то сохранилось от бывших владельцев… <...> У нас в детском доме свои коровы были, лошадки свои были. Одна серая в яблоках, красивая, любила, когда ее сахаром угощали. Повезли нас в Художественный театр, не помню, какая пьеса. А перед этим — экскурсия, на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».

Когда Виктору Сорокину исполнилось 16 лет, его перевели в трудовую коммуну имени Дзержинского под Люберцами. Там жили около двух тысяч подростков. Утром они учились, а после обеда работали по три-четыре часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. Однако все изменило первое занятие в кружке по живописи. Его позвали туда друзья. С воспитанниками занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев. Соколов писал: «Он сыграл первую роль в моей судьбе: открыл для меня искусство. Он ориентировал нас на русскую классику, на собрание Третьяковки, на Репина». Хотулев показал, как работать с маслом и акварелью, много рассказывал о творчестве своего учителя. По выходным он возил ребят в Москву в Третьяковскую галерею.

Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию. Им стал известный художник Борис Иогансон. На неделе он читал лекции студентам факультетов живописи, а по субботам и воскресеньям приезжал в Люберцы к воспитанникам. Иогансон выделил из кружка четверых учеников и готовил их к поступлению в художественные академии. Среди них был и Виктор Сорокин. В 1937 году он сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств им. В.И. Сурикова.

Учеба в университете и эвакуация в Самарканд

В институте Виктор Соколов попал в мастерскую живописца Сергея Герасимова. Здесь студент узнал о французском импрессионизме: Клоде Моне, Пьере Ренуаре, Поле Сезанне. Художник вспоминал: «Главное, что дал институт, — профессионализм. Пришло понимание живописи. Это была большая школа». Летом ученики уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Сорокин закончил картину «Татарская деревня». Преподаватели оценили работу на высший балл и отправили произведение на Всесоюзную молодежную выставку.

Летом 1941 года Виктор Сорокин поехал на летние каникулы в Украину — рисовать этюды. Однако уже через несколько дней объявили о начале войны. Студента сразу же отправили на поезде в Москву. Ехать пришлось на третьей полке: людей массово эвакуировали вглубь страны. В столице художник записался добровольцем в специальную бригаду. Вместе с другими живописцами он рисовал кроны деревьев на крышах многоэтажек: таким образом маскировали здания от бомбежки. Однако к концу октября 1941 года оставаться в Москве стало опасно. Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.

Самарканд — это новый виток в развитии. Сама природа ставила другие живописные задачи. В сравнении с лиричным Крымом там все другое. Все очень резко: небо — ультрамарин, тени — черные. Средняя Азия — ослепительное солнце. Памятники древности. Местные жители очень красивые в национальных одеждах. Старики-бабаи, женщины в паранджах. И базар. Другая среда, другой быт.

В эвакуации Сорокин написал «Портрет пожилой женщины» и «Самаркандский пейзаж». Большую часть эскизов художник дорабатывал уже в столице, куда студент вернулся в 1943 году. Спустя два года он сдал выпускные экзамены и с отличием окончил Московский институт изобразительных искусств.

В послевоенное время заказов было немного. В основном были востребованы картины на военную тему. Но Виктор Сорокин писал пейзажи, и его работы не принимали на выставки. Живописец вспоминал: «Через худсовет трудно было пройти. Живопись была не нужна. А я хотел работать по-своему». Вскоре после окончания института у него начались проблемы с деньгами. Художник брался за любую подработку, а в 1946 году устроился учителем в детскую художественную школу. Параллельно Сорокин создавал полотна. В 1947 году он написал маслом картину «Моссовет», на которой изобразил площадь перед административным зданием.

Из столицы в провинцию за свободой творчества

В 1948 году Виктор Сорокин переехал в Елец: благодаря мастеру Борису Иогансону он получил место преподавателя в городском художественном училище. Там живописец смог писать и выставлять картины без оглядки на худсовет. В 1948 году он закончил работы «Овощной базар» и «На водопое», а в следующем появились «Елец», «Лошадки» и «Лежащая обнаженная».

Елец сыграл для меня самую важную роль. В 1948 году приехал в Елец, и там я сразу почувствовал себя хорошо: природа, архитектура, простота жизни. Было ощущение свободы. Натура — вокруг тебя. Если бы не Елец, может, и не выжил бы в Москве как художник.

Многие студенты, которые учились у Сорокина, стали известными художниками: Виктор Королев, Александр Сорочкин, Евгений Сальников. Ученики много времени проводили в мастерской учителя и наблюдали, как он работал. В 1950-е годы Сорокин написал картины «Елец. Зимний городской пейзаж», «Зима», «Первый снег», «Старый Елец», «Натюрморт с помидорами», «Коровы за мостом» и многие другие. Живописец часто проводил занятия на натуре.

В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк. Там он впервые начал писать акварелью. За зиму 1960 года пейзажист закончил работы «Зимние тени», «Зимний пейзаж», «Оттепель», «Собака и куры», «Яблоня зимой». Одновременно художник продолжал писать маслом: полотна «Изморозь» и «Колхозные амбары» появились за несколько недель января. В том же, 1960 году Виктора Сорокина пригласили поучаствовать в первой республиканской художественной выставке «Советская Россия», где выставлялись лучшие художники от всех регионов. Организаторы экспозиции — среди них был министр культуры РСФСР — отобрали пейзаж «Село Казинка» и показали в Москве.

В 1963 году в Липецке прошла персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». Большую часть работ представили впервые: «Пляж», «Подсолнухи», «Река Дон», «Стога», «Липецкое озеро» и другие. Посмотреть картины из Москвы приехал известный книжный иллюстратор и график Ярослав Титов. Вскоре Сорокин стал членом оргкомитета Липецкого отделения Союза художников РСФСР.

Любимым временем года художника была зима. Именно в этот период он чаще всего писал пейзажи. В 1965 году Виктор Сорокин закончил картины «Зима на озере» и «Зимняя дорога», акварели «Зимние дома», «Зеленый дом. Зима». Он вспоминал: «Холодно. Человек меняется. Психологически. Настроение другое — бодрое. С детства очень люблю зиму. В деревне река. Замораживали колесо в реке — получалась карусель. Шубы, валенки, варежки. Потом русская печь — греемся. С пирогами». В год Сорокин писал по пять или шесть работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Зарубежные выставки и знаменитые картины

В 1973 году открылась вторая персональная выставка Сорокина в городе Ельце, а вскоре ему присвоили почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Тогда живописец съездил в небольшое путешествие на Юг, где написал картины «На море», «В Новороссийском порту» и «Осень в Гурзуфе». В 1979 году Сорокин организовал выставку вместе со своим учеником Юрием Гришко. Там выставили работы художника конца 1970-х годов: «Май. Утро», «Первый снег», «Переславль Залесский», «Мостик», «Нижний парк». Он писал: «Живопись — святое дело. Все постороннее исчезает. Потом смотришь на этюд — откуда что взялось? Но устаешь… <…> Энергия в работу перетекает. Они ведь все греют, когда проведешь перед ними рукой». В 1986 году художника наградили орденом Дружбы народов.

В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции: известный коллекционер Эдмонд Розенфельд предложил художнику провести персональную выставку в частной галерее Les Oreades. За границей показали работы: «Снег в сентябре», «Солнечный день», «Донской монастырь», «Розы» и другие. Живописец побывал в музеях, где выставлены работы французских импрессионистов. После поездки он писал: «Сейчас я пишу с еще большим желанием, чем раньше. Утром просыпаешься. Встаешь. Смотришь в окно, какая погода, — и уже счастлив. А можно такой дури нагнать и быть этим закованным. Я доверяю судьбе, верю в своего ангела-хранителя. Думаю, что мне удалось реализовать свои возможности». В этом же году Виктор Сорокин написал 40 картин и принял участие в Днях русского искусства в Южной Корее.

В 1991 году Сорокину присвоили звание «Народный художник России». Спустя год к юбилею художника в Липецке прошла его персональная выставка, где показали картины «Октябрь», «Площадь», «Сирень», «Улочки в Ельце» и другие. Поздние работы живописца выполнены в импрессионистской манере. В 1992 году Сорокин написал «Натюрморт с рюмкой», где изобразил все предметы крупными мазками. В этом же году администрация Липецкой области открыла Музей-мастерскую художника. Там он мог работать и выставлять полотна. В 1994 году Виктор Сорокин стал почетным гражданином Липецка.

В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом «Знак почета». Несмотря на возраст он продолжал рисовать: за этот год появилось 17 картин, среди которых — «Натюрморт с ромашками», «Пейзаж с красной крышей», «Утро» и другие. В июне 2001 года прошла последняя выставка художника. 25 августа того же года Виктор Сорокин скончался. Его похоронили в Липецке. [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/persons/10608/viktor-sorokin

Золотые листья.