ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
статья посвещена организации проектной деятельности на занятиях по художественной керамике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Халецкая Ирина Борисовна, преподаватель,
Филиал ГБПОУ «Братский педагогический колледж», г. Тулун
Современное образование направлено на становление нового человека - находящегося в движении, творческого, импровизирующего, самостоятельного, способного к творческому саморазвитию и самореализации «здесь и сейчас» (А. Маслоу).
Сегодня востребован специалист творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в социальной среды.
По мнению Э. Фромма творчество (креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [1].
Проблема педагогических поисков на сегодняшний день очень актуальна. Вместо простой передачи знаний и умений от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться.
Студенты, обучающиеся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) развивают творческий потенциал, в первую очередь, в деятельности, связанной с творчеством.
Курс художественной керамики является частью творческой подготовки будущих художников-мастеров, преподавателей.
Методика обучения технологии основана на принципе последовательного перехода от репродуктивной деятельности к творческой. Данная деятельность имеет двойной содержательный характер: подготовка к профессионально-педагогической деятельности и к профессионально-художественной. Получив основы технологической грамоты, педагог ставит перед студентами более сложные задачи, направленные на развития творческого мышления. Это задания, направленные на создание авторских работ. Они связанны с экспериментом и импровизацией технологических и композиционно-колористических задач, приемов лепки и декорирования в процессе формообразования керамических продуктов.
Использование в обучении образно-творческих заданий, позволяет умело соотносить художественно-образные задачи керамики и широкого спектра материалов.
Преподавателю необходимо проектировать содержание занятий, а также то образовательное пространство, в котором создаются и разрешаются отношения и связи по достижению определенных целей и образовательных возможностей для каждого студента.
Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- методы, формы и содержание преподавания художественной керамики направлены на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности;
- использование образно-творческих заданий, направленных на развитие умения соотносить художественно-образные задачи керамики и широкого спектра материалов;
- активизация самостоятельной работы студентов, раскрывающая индивидуальные качества творческого, аналитического и исследовательского характера.
Одной из ведущих личностно-ориентированных технологий является проектная технология.
Проектная технология предполагает совокупность исследовательских и поисковых методов с целью их творческой реализации.
Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления. Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся: исследовательской, коммуникативной компетентности; познавательных интересов; умения проводить рефлексию; умения публично выступать. Реализация творческого проекта предполагает новаторство в решении поставленной задачи, свободный творческий подход [2].
Занятие современного типа должно включать в следующие этапы: организационный, мотивационно-деятельностный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.
Представляю вашему вниманию учебное занятие на тему: «Конструирование изделия «Чайник» в архитектурном стиле», спроектированное на основе проектной технологии и приемов арт-педагогики.
Цель: формирование умений конструировать изделие «Чайник» в технике художественной керамики на основе анализа и интерпретации конкретного архитектурного стиля.
Образовательные задачи:
- формирование познавательной активности, способности к экспериментированию и фантазированию при создании керамического изделия;
- развитие творческих и технологических способностей, раскрытие творческого потенциала;
- активизация межличностных взаимодействий, сплочение коллектива;
- развитие самостоятельности;
- воспитание аккуратности и дисциплинированности при работе, эстетической культуры;
- развитие интереса к будущей профессии.
Педагогические технологии: проектная технология
Приемы арт-педагогики: Мандала, Коллективный проект
Планируемые результаты:
знать:
- архитектурные стили;
- физические свойства глины;
- технологический процесс исполнения керамического изделия;
- художественно-технические приемы изготовления керамического изделия;
- специфику материального воплощения авторских проектов керамических изделий;
- правила техники безопасности при изготовлении керамических изделий;
уметь:
- анализировать различные архитектурные стили, образцы керамических изделий;
- конструировать керамическое изделие «Чайник» на основе интерпретации конкретного архитектурного стиля;
- применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе конструирования изделия «Чайник»;
- самостоятельно организовывать проектную деятельность, работать в команде;
- давать самооценку результатам творческой деятельности и творческого продукта.
Занятие разработано для студентов второго курса, обучающихся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам: художественная керамика; художественная роспись ткани) по программе углубленной подготовки по МДК.02.01. Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
Анализ проведенного занятия позволил сделать следующие выводы:
На организационном этапе было выявлено эмоциональное настроение студентов на начало занятия через заполнение мандалы в пространстве одного круга, студенты описывали свое настроение. По описанию и цветовому колориту был сделан вывод, что в целом эмоциональный тон студентов ровный, уравновешенный.
На мотивационно-деятельностном этапе были актуализированы имеющиеся знания студентов в межпредметных областях. Посредством беседы проблемного характера студенты выявляли характерные черты и давали сравнительный анализ различным архитектурным стилям, таким как: конструктивизм, хай-тек, деконструктивизм, готика, минимализм, а также определяли художественные средства, приемы лепки и декорирования при анализе керамических образцов, что в первую очередь, способствует развитию коммуникативных компетенций. Тема и цель занятия формулировали студенты. Поставленная цель диагностична и измеряема.
На содержательно-деятельностном этапе через коллективный проект была организована работа в парах над созданием серии авторских изделий - чайников на основе анализа и интерпретации конкретного архитектурного стиля по разработанному плану, предложенному в карточке-задании. Перед участниками были поставлены следующие задачи: самостоятельно распределить «роли» между собой, определить оптимальное время для выполнения каждого этапа проектирования изделия, обсудить идею, выполнить варианты композиционно-конструктивных эскизов изделия, определить итоговый вариант эскизов, способы лепки и декорирования и создать творческий продукт в материале с соблюдением технологии керамики. На данном этапе преподаватель выступал в роли консультанта, создавал условия для благоприятной комфортной работы.
На оценочно-рефлексивном этапе студентами была оформлена выставка, проведен самоанализ деятельности и авторских изделий в сопровождении защитного слова.
Педагогом отмечены успехи студентов в достижении цели занятия и даны рекомендации по дальнейшей корректировке технологических процессов в керамическом искусстве.
Следует отметить, что работы студентов отличались оригинальными авторскими идеями, грамотным конструктивно-композиционным решением, применением технологических способов и приемов керамики, содержательной публичной презентацией.
Далее было предложено студентам провести рефлексию эмоционального состояния приемом заполнения мандалы. Открытые вопросы, такие как: что ты чувствуешь, когда увидел полученный результат? С каким настроением выполнял работу? выявили положительные эмоции, чувства, и настроение студентов.
Разработка проекта занятия на основе проектной технологии и приемов арт-педагогики может быть использован в деятельности педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства и технологии для решения следующих профессиональных задач: активизации у обучающихся потребности в творческом поиске посредством постановки задач проблемного типа. Применение технологии направлено на достижение результата, в процессе которого формируются учебно-познавательная и творческая активность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, сплочения коллектива, коммуникативные компетенции, а также организации рефлексии через заполнение мандалы с целью выявления эмоционального состояния обучающихся.
Используемая литература
- Развитие творческого потенциала личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.simen.ru, свободный.- Заглавная с экрана.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2002 - 272 с.