ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Халецкая Ирина Борисовна

статья посвещена организации проектной деятельности на занятиях по художественной керамике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья29.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Халецкая Ирина Борисовна, преподаватель,

Филиал  ГБПОУ «Братский педагогический колледж», г. Тулун

Современное образование направлено на становление нового человека - находящегося в движении, творческого, импровизирующего, самостоятельного, способного к творческому саморазвитию и самореализации «здесь и сейчас» (А. Маслоу). 

Сегодня востребован специалист творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в социальной среды.

По мнению Э. Фромма творчество (креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [1].

Проблема педагогических поисков на сегодняшний день очень актуальна. Вместо простой передачи знаний и умений от преподавателя  к обучающемуся  приоритетной  целью  образования  становится  развитие способности  обучающегося  самостоятельно  ставить  учебные  цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию,  контролировать  и  оценивать  свои  достижения,  т.е.  формирование умения учиться.

Студенты, обучающиеся по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) развивают творческий потенциал, в первую очередь, в деятельности, связанной с творчеством.

Курс художественной керамики является частью творческой подготовки будущих художников-мастеров, преподавателей.  

Методика обучения технологии основана на принципе последовательного перехода от репродуктивной деятельности к творческой. Данная  деятельность имеет двойной содержательный характер: подготовка к профессионально-педагогической деятельности и к профессионально-художественной. Получив основы технологической грамоты, педагог ставит перед студентами более сложные задачи, направленные на развития творческого мышления. Это задания, направленные на создание авторских   работ. Они  связанны с  экспериментом и импровизацией технологических и композиционно-колористических задач, приемов лепки и декорирования в процессе формообразования керамических продуктов.

Использование в обучении образно-творческих заданий, позволяет умело соотносить художественно-образные задачи керамики и широкого спектра материалов.

Преподавателю необходимо проектировать содержание занятий, а также то образовательное пространство, в котором создаются и разрешаются отношения и связи по достижению определенных целей и образовательных возможностей для каждого студента.

Для этого необходимо выполнение следующих условий:

- методы, формы и содержание преподавания художественной керамики направлены на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности;

- использование образно-творческих заданий, направленных на развитие умения соотносить художественно-образные задачи керамики и широкого спектра материалов;

- активизация самостоятельной работы студентов, раскрывающая индивидуальные качества творческого, аналитического и исследовательского характера.

Одной из ведущих личностно-ориентированных технологий является проектная технология.

Проектная технология предполагает совокупность исследовательских и поисковых методов с целью их  творческой  реализации.

Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления. Задачами проектной деятельности являются развитие у обучающихся: исследовательской, коммуникативной компетентности; познавательных интересов; умения проводить рефлексию; умения публично выступать. Реализация  творческого  проекта  предполагает новаторство в решении поставленной задачи, свободный творческий подход [2].

Занятие современного типа должно включать в следующие этапы: организационный, мотивационно-деятельностный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.  

Представляю вашему вниманию учебное занятие на тему: «Конструирование  изделия «Чайник» в архитектурном стиле», спроектированное на основе проектной технологии и приемов арт-педагогики.

Цель: формирование умений конструировать изделие «Чайник» в технике художественной керамики на основе анализа и интерпретации конкретного архитектурного стиля.

Образовательные задачи:

- формирование познавательной активности, способности  к экспериментированию и фантазированию при создании керамического изделия;

- развитие творческих и технологических способностей, раскрытие творческого потенциала;

- активизация межличностных взаимодействий, сплочение коллектива;

- развитие самостоятельности;

-  воспитание аккуратности и дисциплинированности при работе, эстетической культуры;

- развитие интереса  к будущей профессии.

Педагогические технологии: проектная технология

Приемы арт-педагогики: Мандала, Коллективный проект

Планируемые результаты:

   знать:

-  архитектурные стили;

- физические свойства глины;

- технологический процесс исполнения керамического изделия;

- художественно-технические приемы изготовления керамического изделия;

- специфику материального воплощения авторских проектов керамических изделий;

- правила техники безопасности при изготовлении керамических изделий;

 уметь:

- анализировать различные архитектурные стили, образцы керамических изделий;

- конструировать керамическое изделие «Чайник» на основе интерпретации конкретного архитектурного стиля;

- применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе конструирования  изделия «Чайник»;

- самостоятельно организовывать проектную деятельность, работать в команде;

- давать самооценку  результатам творческой деятельности и творческого продукта.

Занятие разработано для студентов второго курса, обучающихся по   специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам: художественная керамика; художественная роспись ткани) по программе углубленной подготовки по МДК.02.01. Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

Анализ проведенного занятия позволил сделать следующие выводы:

На организационном этапе было выявлено  эмоциональное настроение студентов на начало занятия через заполнение мандалы в пространстве одного круга, студенты описывали свое настроение. По описанию и цветовому колориту был сделан вывод, что в целом эмоциональный тон студентов ровный, уравновешенный.

 На мотивационно-деятельностном этапе были актуализированы имеющиеся знания студентов в межпредметных областях. Посредством беседы проблемного характера студенты выявляли характерные черты и  давали сравнительный анализ различным архитектурным стилям, таким как: конструктивизм, хай-тек, деконструктивизм, готика, минимализм, а также определяли художественные средства, приемы лепки и декорирования при анализе керамических образцов, что в первую очередь,  способствует развитию коммуникативных компетенций. Тема и цель занятия формулировали студенты. Поставленная цель диагностична и измеряема.

На содержательно-деятельностном этапе через коллективный проект была организована работа в парах над созданием серии авторских изделий - чайников на основе анализа и интерпретации конкретного архитектурного стиля по разработанному плану, предложенному в карточке-задании. Перед участниками были поставлены следующие задачи: самостоятельно распределить «роли» между собой, определить оптимальное время для выполнения каждого этапа проектирования изделия,  обсудить идею, выполнить варианты композиционно-конструктивных эскизов изделия, определить итоговый вариант эскизов, способы лепки и декорирования и  создать творческий  продукт в материале с соблюдением технологии керамики. На данном этапе преподаватель выступал в роли консультанта, создавал условия для благоприятной комфортной работы.

На оценочно-рефлексивном этапе студентами была оформлена выставка, проведен самоанализ деятельности и авторских изделий в сопровождении защитного слова.

Педагогом   отмечены успехи студентов в достижении цели занятия и даны рекомендации по дальнейшей корректировке технологических процессов в керамическом искусстве.

Следует отметить, что работы студентов отличались оригинальными авторскими идеями, грамотным конструктивно-композиционным решением, применением технологических способов и приемов керамики, содержательной публичной презентацией.

Далее было предложено студентам провести рефлексию эмоционального состояния приемом заполнения мандалы. Открытые  вопросы, такие как: что ты чувствуешь, когда увидел полученный результат? С каким настроением выполнял работу? выявили положительные эмоции, чувства, и настроение студентов.

Разработка проекта занятия на основе проектной технологии и приемов арт-педагогики может быть использован в деятельности педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства и технологии для решения следующих профессиональных задач: активизации у обучающихся потребности в творческом поиске посредством постановки задач проблемного типа. Применение технологии направлено на достижение результата, в процессе которого формируются учебно-познавательная и творческая активность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, сплочения коллектива, коммуникативные компетенции, а также организации рефлексии через заполнение мандалы с целью выявления эмоционального состояния обучающихся.

Используемая литература

  1. Развитие творческого потенциала личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.simen.ru, свободный.- Заглавная с экрана.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров  /Под ред. Е.С. Полат. - М., 2002 - 272 с.