Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Формула шитья»
Программа по дополнительному образованию детей объединения «Формула шитья», является программой художественной направленности направлена на формирование у обучающегося стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание красиво и интересно одеваться.
Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.
В жизни подростка имеет большое значение: опрятность костюма, - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача программы «Формула шитья» чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом". Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни.
Содержание данной программы отличается от школьного курса, так как для достижения цели программы предусмотрены занятия по композиции, теории моды, дизайну, истории костюма. Весь курс делится на теоретическую и практическую части.
Новизна программысостоит в том, что для создания индивидуального стиля и подборка имиджа будут использоваться журналы мод «Ателье», «Шитье и крой», «Burda», «Moden».
Данная программа предоставляет возможность не только изучить технику конструирования и моделирования одежды, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, для создания модного образа.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа в объединении по интересам предоставляет широкие возможности для профессиональной ориентации обучающихся, ознакомления их с рабочими профессиями (швея-мотористка, закройщик и др.) Иначе говоря, содержание данной программы «Формула шитья» реализует профориентационную функцию дополнительного образования.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на занятиях ребенок узнает все о структуре моды модных направлений, но еще и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших детей.
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
-принцип поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материалаот простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
-принцип комплексного развития - взаимосвязь разделов программы;
-принцип творчества - предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
-принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы;
-принцип доступности обучения - учет возрастных и индивидуальныхê особенностей.
Обучение включает в себя метапредметность, использование материалов, знаний связанных со школьной программой: черчение и математика используются при построении выкроек.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Формула шитья» модифицированная.
В первом модуле программы дети изучают основы швейного дела, различные материалы и их применение, учатся работать на швейной, выполнять ручные и машинные стежки и строчки, изучают детали кроя.
Во втором и последующем модуле дети смогут, перешивать старые вещи и создавать свои швейные проекты, научатся выполнять поузловую обработку изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_shitya_2raza_v_ned._4chasa_s_titulnym.docx | 549.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
2.Содержание программы.
2.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты (Iмодуль).
2.1.2 Содержание программ(I модуль).
2.1.3 Цель, задачи, ожидаемые результаты (IIмодуль).
2.1.4 Содержание программ(IIмодуль).
3.Комплекс организационно – педагогический условий
3.1. Календарный учебный график.
3.2 Условия реализации программы.
3.3 Формы аттестации
3.4 Механизм контроля за реализацией программы.
3.5 Методические материалы
4 Список литературы.
5. Приложение.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Программа по дополнительному образованию детей объединения «Формула шитья», является программой художественной направленности направлена на формирование у обучающегося стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание красиво и интересно одеваться.
Приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.
В жизни подростка имеет большое значение: опрятность костюма, - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача программы «Формула шитья» чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом". Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни.
Содержание данной программы отличается от школьного курса, так как для достижения цели программы предусмотрены занятия по композиции, теории моды, дизайну, истории костюма. Весь курс делится на теоретическую и практическую части.
Новизна программысостоит в том, что для создания индивидуального стиля и подборка имиджа будут использоваться журналы мод «Ателье», «Шитье и крой», «Burda», «Moden».
Данная программа предоставляет возможность не только изучить технику конструирования и моделирования одежды, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов одежды, для создания модного образа.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа в объединении по интересам предоставляет широкие возможности для профессиональной ориентации обучающихся, ознакомления их с рабочими профессиями (швея-мотористка, закройщик и др.) Иначе говоря, содержание данной программы «Формула шитья» реализует профориентационную функцию дополнительного образования.
Отличительной особенностью данной программы является то, что на занятиях ребенок узнает все о структуре моды модных направлений, но еще и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших детей.
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
-принцип поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материалаот простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
-принцип комплексного развития - взаимосвязь разделов программы;
-принцип творчества - предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности;
-принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы;
-принцип доступности обучения - учет возрастных и индивидуальных⎢ особенностей.
Обучение включает в себя метапредметность, использование материалов, знаний связанных со школьной программой: черчение и математика используются при построении выкроек.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Формула шитья» модифицированная.
В первом модуле программы дети изучают основы швейного дела, различные материалы и их применение, учатся работать на швейной, выполнять ручные и машинные стежки и строчки, изучают детали кроя.
Во втором и последующем модуле дети смогут, перешивать старые вещи и создавать свои швейные проекты, научатся выполнять поузловую обработку изделий.
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических рекомендаций (методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ)»;
- Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 30.08.2019 г. № 1283 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» в Алтайском крае;
- Устав МБУДО ЦДТ г. Алейска.
Направленность ДООП «Формула шитья»- художественная.
Язык обучения: русский.
Уровень освоения содержания программы: стартовый - этот уровень раскрывает самое главное, фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.
Задания этого уровня просты, носят в основном репродуктивный характер, имеют шаблонные решения.
Актуальность ДООП «Формула шитья» обусловлена желанием познакомить детей с швейным делом.
Занятия швейным делом не только формируют эстетический вкус у детей, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки.
Успехи в швейном деле рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. Освоив навыки моделирования конструирования и дизайна, смогут самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сами и одевать других без лишних затрат.
Создав своё изделие, ребенок прочувствует всю сложность его изготовления и будет бережно относится к вещам, которые он сам изготовит и будет уважительно относится к труду других людей. Даже если шитье не перерастет в хобби и не станет основой для профессии, польза от шитья останется для развития ребенка и его учебы.
Программа «Формула шитья», является востребованной и единственной в городе Алейске.
Адресат ДООП:Данная программа рассчитана на детей возраста - 12-15 лет.
Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию, моделированию, дизайну, пошиву, выполнению практических работ.
Возраст 12–15 лет —это период подросткового возраста, который характеризуется переходом от детства к юности.Дети уже получили определѐнные навыки, у них появляется желание выполнять работу более сложной формы, более сложной композиции, возможность отражать в работе своѐ видение мира, отдельного события. Дети данного возраста отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воплотить. Они еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника. В целом, так как в этом возрасте дети очень эмоциональны, то успешно происходит художественно-эстетическое развитие.
Количественный состав группы – 10-12 человек.
Особенности организации образовательной деятельности:
Программа составлена с учетом возвратных особенностей детей, и индивидуального подхода к каждому учащемуся. На занятиях ребенок освоит все о структуре моды модных направлений, но еще и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших детей.
Срок реализации, объем программы: программа стартового уровня рассчитана на 1 год обучения, 136 часов.
Форма обучения:основной формой обучения в объединении является очное занятие, так же возможно – заочное, очно-заочное занятие.
Формы проведения занятий:комбинированные - учебная игра, ролевая игра, защита творческого проекта, творческие конкурсы, заочная экскурсия, коллективное творческое дело (КТД), тематические задания по подгруппам.
Режим занятий: Занятия с детьми проводятся в определенные дни недели, согласовано расписанию.
Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература. В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством часов на освоение той или иной темы.
Занятия проводятся 2 раза внеделю. 4 часа в неделю по 2 учебных часа. Учебный час составляет - 45 минут. Между учебными часами предусмотрен 10 минутный перерыв.
Таблица 1.
Режим занятий
Предмет «Формула шитья» | Часы | |
Стартовый | Первый модуль | 2раз в неделю по 2 часа 62часа из них 17 часов практических и 45 теоретических |
Второй модуль | 2раз в неделю по 2 часа 74 часов из них 13 часов практических и 61 теоретических |
Цель программы:
Цель стартового уровня:изучить основы швейного дела,научиться давать новую жизнь старым вещам, проектирование и шитье новых вещей.
Основными задачами программы «Формула шитья» являются:
Обучающие:
- сформировать у учащихся отношение к одежде, как к одному из средств самовыражению и созданию индивидуального стиля.
- создать условия для усвоения обучающимся практических навыков работы с материалами;
- обучить первоначальным правилам пользования оборудованием, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в шитье;
-сформировать умение планировать свою работу;
-обучить приемам и технологии изготовления одежды.
Развивающие:
-создать условия к саморазвитию учащихся;
-содействие развитию у детей способностей к творчеству;
-развить представления и расширение кругозора;
-пробудить любознательность и интерес к устройству швейных машинок;
Воспитательные:
-развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
-вовлечение учащихся в соревновательную игровую деятельность;
-воспитание творческой активности;
-воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
2. Содержание программы
2.1 Цель, задачи, ожидаемые результаты( 1 год обучения, первый модуль)
Цель:Изучить основы швейного дела.
В первом модуле программы дети изучают основы швейного дела, различные материалы и их применение, учатся работать на швейной, выполнять ручные и машинные стежки и строчки, снимать мерки, знать детали кроя.
Задачи:
Образовательные:
Научить: - рациональным способам организации работы;
- работе с различными видами тканей;
- работе с различными видами фурнитуры;
- работе на швейной машине;
- терминологии ручных и машинных работ;
-обучить работе в коллективе;
-снимать мерки;
-изучить детали кроя;
-научить работать в технике лоскутного шитья.
-привить правила безопасности и гигиены труда при выполнении практических работ;
-работать с разными источниками информации, и различными видами материалов.
Развивающие:
Развить:-интерес к швейному делу;
-творческие способности, воображение и фантазию;
Воспитательные:
Воспитать: - в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для становления собственного стиля
- аккуратность и бережное отношение к материалам
-экономичное использование материалов
-обучить работе самостоятельно и в коллективе.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.
Ожидаемые результаты(1 год обучения, первый модуль)
Знать |
|
Уметь |
|
Владеть |
|
2.1.2 Содержание программы «Формула шитья»
(1 год обучения, первый модуль)
Таблица 2.1
Учебный план
№ п/п№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, анкетирование, игра на знакомство | |
1 | Раздел 1 «Материаловедение» | 4 | 2 | 2 | Зачет, создание вариантов сочетания тканей. |
2 | Раздел 2 «Фурнитура и отделочные материалы » | 12 | 2 | 10 | Зачет, изготовление работ с использованием пуговиц, молний |
3 | Раздел 3 «Основы по снятию мерок» | 4 | 2 | 2 | Зачет, таблица размерных признаков. |
4 | Раздел 4 « Знакомство со швейным оборудованием» | 4 | 2 | 2 | Зачет, заправка швейной машины. |
5 | Раздел 5 « Выкройки-детали кроя» | 8 | 2 | 6 | Зачет изготовление деталей кроя, тестирование. |
6 | Радел 6 « Технология выполнения ручных и машинных узлов» | 28 | 6 | 26 | Зачет, творческая работа . Теоретический зачет |
Итого: | 62 | 17 | 45 |
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Вводный инструктаж, ТБ.,знакомство с правилами поведения на занятиях и в Центре. Беседа о содержании работы объединения на учебный год.
Презентация объединения для учащихся и родителей (планы работы и отдыха, правила техники безопасности и гигиены труда, современные направления молодежной моды).
Практика:Игра на знакомствоОрганизация рабочего места. Знакомство с обучающими, через анкетирование.
Раздел 1 «Материаловедение»
Теория:Сформировать у учащихся знания об ассортименте тканей. Дать краткую характеристику основным группам швейных материалов. Характеристика ассортимента тканей по ворсистому составу. Определение основных физико- механических, гигиенических, эстетических, технологических свойств тканей и их характеристика. Познакомиться с ассортиментом тканей. Материалы для соединения деталей одежды.
Практика: Определение свойств тканей. Создание вариантов сочетания тканей.
Раздел 2 «Фурнитура и отделочные материалы»
Теория:Познакомить обучающихся с различными видами фурнитуры и отделочными материалами
Практика:Создание творческой работы с использованием фурнитуры и отделочных материалов.
Раздел 3 «Основы по снятию мерок»
Теория:Ознакомить с методикой и инструментами для антропометрического обследования. Изучитьопределения размерных признаков и методы их измерения. Изучить Антропометрические точки.
Практика: Зарисовать схемы расположения антропометрических точек и провести измерения тела.
Раздел 4 « Знакомство со швейным оборудованием»
Теория:Т.Б. при работе на швейной машине.Познакомить учащихся с характеристикой и назначением оборудования, применяемого в швейной промышленности. Устройство бытовой швейной машины.
Практика:Знакомство со швейным оборудованием. Заправка швейной машины.Теоретический зачет, отработка строчек.
Раздел 5 «Выкройки, детали кроя»
Теория: Изучить детали кроя, и понятие выкройка.
Практика: Знакомство условными обозначениями на выкройке, зарисовка деталей кроя.
Раздел 6 «Технология выполнения ручных и машинных узлов»
Теория:Терминология машинных и ручных узлов. Т.Б.
Практика:Научить работать в технике лоскутного шитья. Выполнение творческой работы с применением ручных стежков и сточек.
2.1.3 Цель, задачи, ожидаемые результаты(1 год обучения, второй модуль)
Цель:Научиться давать новую жизнь старым вещам, проектирование и шитье новых вещей.
Перешивая и декорируя самые обычные модели одежды, можно удачно выделиться из толпы, сэкономить на покупке новых, и просто воплотить идеи;
Задачи.
Воспитательные:
- Сформировать общественно активную творческую личность.
Развивающие:
- Развить интерес к пошиву и дизайну одежды.
- Научить работать с разными источниками информации, и различными видами материалов.
- Научить переделке-старых вещей
Образовательные (предметные):
- Обучить рациональным способам организации работы;
- Обучить основным приемам обработки различных видов материалов.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.2
Ожидаемые результаты (1 год обучения, второй модуль)
Знать |
|
Уметь |
|
Владеть |
|
2. Содержание программы
«Мода и стиль»
(1 год обучения, второй модуль)
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
7 | Раздел 7: «Кастомайзинг мужской рубашки» | 16 | 4 | 12 | Творческая работа, показ |
8 | Раздел 8 «Кастомайзинг джинсовых вещей» | 16 | 2 | 14 | Творческая работа, показ |
9 | Раздел 9 «Пошив и дизайн трикотажной футболки» | 8 | 2 | 6 | Творческий проект.Показ. |
10 | Раздел 10 « Пошив летнего платья используя выкройку журнала мод» | 32 | 4 | 28 | Творческая работа, показ, тестирование. |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Показ работ за прошедший год | |
Итого: | 74 | 13 | 61 |
Содержание программы
Раздел 7 Кастомайзинг мужской рубашки
Теория: Креативные идеи переделкимужской рубашки, показ презентации.
Практика:Творческая работа:Переделкамужскойрубашкив стильное женское платье. Показ.
Раздел 8 «Кастомайзинг джинсовых вещей»
Теория:Креативные идеи переделкиджинсовых вещей, показ презентации.
Практика: Творческая работа: « Джинс всегда в моде! » Переделкаодежды из джинсовой ткани.
Раздел 9 Пошив трикотажной футболки
Теория: Теоретические основы раскроя трикотажных изделий.
Практика: Раскрой и пошив изделия. Показ готового изделия.
Раздел 10 « Пошив летнего платья, используя выкройку журнала мод»
Теория: ТБ. Повторение основы раскроя изделий. Тестирование.
Практика: Раскрой и пошив изделия. Показ готового изделия.
Итоговое занятие
Теория:Подведение итогов года.
Практика:Показ работ за прошедший год, участие в отчетном концерте.
3. Комплекс организационно - педагогических условий
3.1 Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график( 1 год обучения, первый модуль)
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 15 |
Количество учебных дней | 30 |
Продолжительность каникул | 29.12.24-08.01.25 |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.24 -28.12.25 |
Сроки промежуточной аттестации | Декабрь |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | Нет |
Таблица 2.1.2
Календарный учебный график (1 год обучения, второй модуль)
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 18 |
Количество учебных дней | 35 |
Продолжительность каникул | - |
Даты начала и окончания учебного года | 09.01.25 – 15.05.25 |
Сроки промежуточного мониторинга | Май |
Сроки итогового мониторинга (при наличии) | 15.05.25 |
3.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение |
-ручные иглы -швейные иглы -английские булавки -ножницы -сантиметровые ленты -лекала -раздаточные материалы -технологические карты -образцы изделий -фурнитура, отделочные материалы. |
Информационное обеспечение |
|
Кадровое обеспечение |
|
3.3. Формы аттестации
Формами аттестациив период образовательного процесса являются систематические творческие работы по закреплению изученного материала. Формой итоговой аттестации является творческий проект творческий проект «Пошив летнего платья из журнала мод».
Формами проведения промежуточного контроля являютсяустные опросы, тестирование анкетирование беседы, викторины, творческие работы, игры, индивидуальные проекты, мини-выставки, конкурсы, рефлексия.
3.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | - индивидуальная работа педагога с учащимися; - совместная продуктивная и творческая деятельность |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | - физ.минутки; - беседы; - просмотр тематическихпрезентаций; |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Анкетирование, викторины, игры,тестировании. |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Анкета для родителей «Качество оказания услуг МБУ ДО ЦДТ г. Алейска» |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) |
|
3.5. Методическое обеспечение программы.
Система контроля и оценки достижений учащегося дает возможность педагогу проследить динамику развития обучающегося и создать условия для его дальнейшего развития. Контроль за результатами обучения, как и сам процесс обучения, должен быть непрерывным, разнообразным, дифференцированным и индивидуальным.
Входной – проверка начального уровня знаний, умений и навыков обучающегося; форма проведения: собеседование, анкетирование, наблюдение, творческие задания.
Текущий (рубежный)– индивидуальный контроль во время занятия с целью усвоения знаний учащимися; форма проведения – викторины, игры, практическая работа; для изучения мотивации к занятиям, творческих способностей;
Тематический – осуществляется по окончании работы над индивидуальным заданием, проверка практических навыков после прохождения тем; форма проведения: анализ и оценка работ, тестирование, творческое задание,опросы, игры по вопросам теории, защита творческих работ, участие в показах различных уровней.
В конце каждой темы выполняется творческая работа, а по итогу года творческий проект. Для закрепления и тематического контроля используются различные тестирования в ходе изучения материала. Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является показ работ, которая оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. В конце каждого модуля устраивается показы.
Основными формами проведения аттестации занятий в детском творческом объединении можно считать:
- открытое занятие, творческий зачет; индивидуальный творческий проект, смотр, конкурсы;
- участие в конкурсах, фестивалях, других творческих мероприятиях разного уровня.
Критерии эффективности обучения учащихся детского объединения:
- точность и системность усвоенных знаний;
- уровень творческого применения знаний и умений и навыков;
- нравственная, трудовая, эстетическая воспитанность обучающихся.
Мониторинг учащихся проводится по средствам: входных и промежуточных анкет, тестов (на выявление интереса к виду деятельности, развитие личностных качеств); протоколов промежуточной и итоговой аттестации; рейтинга участия в культурных и конкурсных мероприятиях. (См. Приложение 1)
Активная жизненная позиция детей оценивается по результатам их участия в мероприятиях коллектива, Центра, в целях поддержания традиций и имиджа учреждения. Педагог наблюдает за работоспособностью и активностью восприятия информации обучающимися.
Контроль, за знаниями, умениями и навыками должен помочь закрепить знания учащегося, расширить его кругозор, повысить собственную самооценку и веру в собственные силы.
Способами фиксации результатов обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:
• проведение диагностики и фиксирование результатов учащихся на основе входящего, текущего и тематического контроля;
• самооценка и коллективная оценка качества выполненной работы с учетом желаний учащегося;
• опрос, рефлексия;
• самостоятельные практические работы, викторины, игры, конкурсы по вопросам теории и практики;
• показы.
По окончании цикла занятий каждый учащийся представляет свою работу как результат выполнения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы.
Традиционно в ходе обучения используются определенные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Формами организации образовательной деятельности являются:
- Индивидуально-групповая
- Групповая
Педагогические технологии использованные в разработке программы:
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Технология группового обучения
Тип учебного занятия:
Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактические материалы используемые в реализации программы:
- Раздаточные материалы
- Технологические карты
- Образцы изделий
Список литературы.
Законодательные и нормативные документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических рекомендаций (методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ)»;
- Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 30.08.2019 г. № 1283 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» в Алтайском крае;
- Устав МБУДО ЦДТ г. Алейска.
Литература для педагога и родителей
1. Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографиию/ Адамчик М.В. /Издательство: Харвест (Минск). 2010 – 256с;
2. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 150с.;
3.Бузов Б.А. Материалы для одежды: учеб.пособие.- /Б.А. Бузов/, -М.: Издательский центр «Академия», 2010.-160 с.
4.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов./ Логвиненко Г.М. /- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009 -170с.;
5.Рунге В.К. Основы теории и методологии дизайна. /Рунге В.К./Учебное пособие. Издательство: МЗ-Пресс 2011 – 164с.;
6.Устин В.В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчество, / Устин В.В./ Издательство: Астрель, 2007.-С. 18;
Журналы:
«Бурда»- ежеквартальные журналы по рукоделию.
«Моден»- ежеквартальные журналы по рукоделию.
«Шитье и крой»- ежеквартальные журналы по рукоделию.
Интернет ресурсы
- Электронный ресурс - кройка и шитье для начинающих. Режим доступа: http://kroikashitie.ru.
- 2.Электронный ресурс - статьи о крое, книги о шитье, книги о крое, мастер-классы по шитью, видео о шитье.Режим доступа: https://ideaport.ru/
3. Электронный ресурс - основы кроя и шитья, пошаговые инструкции построения и моделирования выкроек.Режим доступа: https://wesew.ru/
4. Электронный ресурс -модели и выкройки. Режим доступа: https://shei-sama.ru/load/detskaja_odezhda/1
Интернет ресурсы для учащихся:
- Электронный ресурсжурнал: «Вдохновение рукодельницы», выкройки для детей. Режим доступа: https://zhurnal.rykodelniza.ru/category/shite-i-kroj/shyu-sama-besplatnyevykrojki-opisanie/vykrojki-dlya-detej/.
5. Приложение.
Приложение 1
Анкетирование – анкета «Формула шитья».
Инструкция для учащихся: прочитай вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком (+).
№ | Название вопроса | Да | Не совсем | Нет |
1. | Есть ли у тебя любимое хобби? | |||
2. | Знаешь ли ты, как делают одежду? | |||
3. | Знаешь ли ты, что такое мода? | |||
4. | Знаешь ли ты, что нужно для пошива одежды? | |||
5. | Считаешь ли ты себя способным человеком? | |||
6. | Знаешь ли ты, себя усидчивым? | |||
7. | Любишь ли ты яркие цвета в одежде? | |||
8. | Есть ли у тебя любимый цвет? | |||
9. | Знаешь ли ты, о профессиях швейного производства? | |||
10. | Пригодятся ли полученные знания в выборе профессии? | |||
11. | Влияет ли коллектив на усвоение новых знаний? | |||
12. | Есть ли у тебя творческие задатки? | |||
13. | Знаешь ли ты, чем можно украсить одежду? | |||
14. | Одобряют ли родители твои занятия творчеством? | |||
15. | Знаешь ли ты, что такое рукоделие? |
Критерии оценки:
Да -3 балла;
Не совсем -2 балла;
Нет – 1 балл.
Высокий 40-45 баллов;
Средний 30-40 баллов;
Низкий –до 30 баллов.
Приложение 2
Тест: « Промежуточная аттестация учащихся объединения: «Формула шитья»
(Iмодуль)
«Подготовка швейной машины к работе»
1. При заправке верхней нити используют следующие детали:
а) нитенаправитель, защелку;
б) нитенаправитель, шайбы;
в) шайбы, защелку.
2.Чтобы приступить к работе на швейной машине, в начале:
а) подготавливают и располагают на рабочем месте инструменты и принадлежности;
б) устанавливают машину на рабочий ход;
в) заправляют верхнюю и нижнюю нитки.
3. Заправка нижней нити выполняется с использованием:
а) шпульного колпачка, шпульки;
б) шпульного колпачка, челночного устройства;
в) шпульки, челночного устройства.
4. Нижнюю нить выводят на поверхность игольной пластины:
а) поворотом махового колеса на себя, опусканием и поднятием иглы с ниткой;
б) поднятием, а затем опусканием иглы;
в) при опущенной лапке поворотом махового колеса на себя.
5. Винт в шпульном колпачке нужен для:
а) регулирования натяжения верхней нити;
б) регулирования натяжения нижней нити;
в) соединения деталей шпульного колпачка в единое целое.
6. Перед началом работы на швейной машине необходимо:
а) опустить лапку, прижав ткань;
б) проверить закрепление иглы, заправку нитей;
в) повернуть маховое колесо, опустив иглу.
7. Нужную длину стежка можно установить с помощью:
а) регулятора длины стежка;
б) винта-фиксатора;
в) шкалы с делениями.
8. Шпульку вставляют:
а) в шпульный колпачок
б) в челночное устройство
в) под платформу.
9. При подготовке швейной машины к работе ноги должны находится:
а) на педали машины;
б) на полу;
в) правая на педали, а левая на полу.
10. Установите верную последовательность заправки верхней нити:
а) катушечный стержень;
б) нитенаправитель на иглодержателе;
в) верхний нитенаправитель;
г) нитепритягиватель;
д) регулятор натяжения верхней нити;
е) ушко иглы.
Приложение 3
Тест: « Промежуточная аттестация учащихся объединения: «Формула шитья».
(IIмодуль)
1.К соединительным швам относятся:
а) стачной
б) накладной
в) шов в подгибку.
2.Как группируются изделия по крою?
а) плечевые
б) клиньевые
в) поясные
г) трапециевидные
3. Какие виды тканей идут для пошива ночной сорочки?
а) ситец
б) шерсть
в) батист
г) атлас
д) байка
4. К швейным изделиям плечевой группы относятся:
а) юбка
б) платье
в) жилет
г) сарафан.
5.Швейные машины по назначению подразделяются на:
а) универсальные, специальные, полуавтоматы, автоматы;
б) специализированные, скоростные, автоматы, полуавтоматы;
в) скоростные, универсальные, полуавтоматы, автоматы.
6. Ширина ткани - это:
а) расстояние, равное длине основной нити
б) расстояние от кромки до кромки
в) расстояние, равное длине уточной нити
7.Шаблон из картона, бумаги с припусками на швы, по которому размечают, вырезают детали изделия при раскрое, называется:
а) выкройка
б) чертёж
в) лекало