"Мастерилки" дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области декоративно- прикладного искусства
Цели и задачи дополнительного образования направленны на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составленна данная программа...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdo_pastuhova_i.v._23_-_24gg.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Раздел№ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 пояснительная записка
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественно-эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
- Возрождения утраченной в период технократии духовности.
- Формирования у учащихся целостной картины мира.
- Развития общей способности к творчеству.
- Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта воспитанников в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Направленность программы
Мастерская прикладного искусства распахивает двери всем воспитанникам центра, желающим научиться делать красоту своими руками. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Программа кружка «Мастерилки» направлена на воспитание художественной культуры воспитанников центра, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни, профилактику асоциального поведения. На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, включение их в активную творческую деятельность помогает становлению процесса социальной адаптации. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей-сирот: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. При оборудовании мастерской и организации образовательно-воспитательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Все воспитанники обязательно обучаются основам безопасного труда на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Уровень освоения программы
Базовый - Содержание программы предусматривает ознакомление воспитанников с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий. При теоретическом обучении дети знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа. Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества стимулирует общее развитие детей, способствует преодолению имеющихся задержек и нарушений развития. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Программой предусмотрено участие обучающихся в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней, а также онлайн конкурсах.
Отличительные особенности
Программа является компонентом воспитательной системы центра содействия семейному устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни вне стен детского дома. Последовательность ознакомления с различными приёмами и техникой обработки материалов зависит от материала и его назначения, технологии изготовления, сложности исполнения и особенностей самого изделия. От года к году ребенок имеет возможность овладевать тонкостями ручного труда, совершенствовать свое мастерство. Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у воспитанников, помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с действиями других людей.
Исходя из необходимости учета потребностей личности воспитанника, его семьи в будущем и общества, достижений педагогической науки, конкретный материал отбираются с учетом следующих положений:
- распространенность изучаемых технологий в сфере производства сервиса и домашнего хозяйства;
- возможность освоения содержания на основе включения воспитанников в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
- возможность развития у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств. Воспитание интереса к искусству, формирование духовной культуры личности ребёнка, познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития.
Адресат программы
Программа рассчитана на 1 год. В кружок входят воспитанники с 1 по 8 класс. Занятия в кружке проводятся в рамках направления «Декоративно – прикладное творчество». Базовыми для программы кружка являются разделы «Работа с бумагой», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Работа с пластическими материалами», «Работа с природными и рукотворными материалами».
Режим работы кружка – ежедневно 4 часа (понедельник, вторник, среда, 3 часа (четверг, пятница). По 2 часа (1час 30 мин) старшая и младшая подгруппа.
Организация образовательного процесса
Программа кружка «Мастерилки» направлена на воспитание художественной культуры воспитанников центра, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни, профилактику асоциального поведения.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, включение их в активную творческую деятельность помогает становлению процесса социальной адаптации. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей-сирот: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. При оборудовании мастерской и организации образовательно-воспитательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Все воспитанники обязательно обучаются основам безопасного труда на занятиях декоративно-прикладным творчеством. Содержание программы предусматривает ознакомление воспитанников с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий. При теоретическом обучении дети знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа. Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества стимулирует общее развитие детей, способствует преодолению имеющихся задержек и нарушений развития. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Программа является компонентом воспитательной системы центра содействия семейному устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни вне стен детского дома. Последовательность ознакомления с различными приёмами и техникой обработки материалов зависит от материала и его назначения, технологии изготовления, сложности исполнения и особенностей самого изделия. От года к году ребенок имеет возможность овладевать тонкостями ручного труда, совершенствовать свое мастерство. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у воспитанников, помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с действиями других людей.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу). Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и может быть, будет способствовать осознанному выбору будущей профессии.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность воспитанников
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Приоритетными методами являются беседа, показ, практическая и самостоятельная работа, упражнения, творческий проект. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Информационное ознакомление - первоначальные сведения, беседа, рассказ, диалог. Художественное восприятие - рассматривание, демонстрация, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество. Изобразительная деятельность - индивидуально-групповая, коллективная. Техническая часть - освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства.
1.2 цели и задачи программы
Цель программы – формирование у воспитанников художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.
- освоение основ декоративно-прикладного творчества, представлений о культуре изобразительного искусства на основе включения воспитанников в разнообразные виды творческой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов изобразительной деятельности, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий;
- получение опыта применения полученных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
- Способствовать развитию мелкой моторики, произвольности, внимания и других психических функций посредством ручного труда;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание воспитанников;
- Формировать позитивное эмоционально-окрашенное отношение к труду как личной и общественной ценности;
- Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса, бытовой самостоятельности;
- Содействовать воспитанию ответственности, инициативности, деловитости и предприимчивости;
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Базовыми для программы кружка являются разделы:
- Работа с бумагой,
- Создание изделий из текстильных и поделочных материалов;
- Работа с пластическими материалами;
- Работа с природными и рукотворными материалами.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ | Разделы и темы | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
Работа с бумагой | ||||
2 | Мозаика, Аппликация .Оригами, модульное оригами | 64 | 3 | 63 |
Работа с бумагой при помощи ножниц | ||||
3 | Квиллинг | 68 | 3 | 66 |
4 | Объёмное моделирование и конструирование из бумаги | 48 | 2 | 46 |
Работа с текстильными материалами | ||||
5 | Вышивка атласными лентами, плетение атласными лентами, пряжа | 66 | 2 | 64 |
6 | Мягкая игрушка | 72 | 2 | 76 |
7 | Вязание крючком | 74 | 2 | 70 |
8 | Кинусайга | 26 | 2 | 26 |
Работа с природными и рукотворными материалами | ||||
9 | Бисероплетение | 128 | 4 | 136 |
10 | Работа с природными материалами | 18 | 2 | 16 |
Работа с пластичными материалами | ||||
11 | Лепка (глина, соленое тесто) | 18/28 | 2/2 | 16/28 |
13 | Свободная тема | 49 |
|
|
ИТОГО: | 662 | 29 | 633 |
Содержание учебного плана (662 ч.)
- Работа с бумагой.
- Работа с текстильными материалами
- Работа с природными и рукотворными материалами
- Работа с пластическими материалами.
Вводное занятие (3 часа)
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно-прикладное искусство и человек».
Инструктаж по технике безопасности.
Работа с бумагой ( 64 часа)
(оригами, модульное оригами, обрывная мозаика, аппликация)
Основные теоретические сведения
Различные виды бумаги. Свойства бумаги. Свойства бумаги как плоскостного материала. Применение свойств бумаги при изготовлении поделок из неё. Складывание бумаги гармошкой (гофрирование), изучение свойств сложенной бумаги. Скручивание бумаги. Скатывание, сворачивание, гофрирование, формование из мятой бумаги. Мозаика. Творческие композиции. Конструирование из бумажных модулей (модульное оригами). Обрывная аппликация по контуру. Создание новых форм путем обрывания по контуру сложенных особым образом бумажных заготовок. Использование линий сгибов. Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Объемная поделка из гофрированной бумаги. Формирование представления об изготовлении и назначении фольги. Изучение свойств фольги. Сравнение свойств фольги с бумаги. Использование свойств фольги для конструирования и декорирования.
Практическая деятельность
Оригами; Модульное оригами; Мозаичная обрывная аппликация;
Обрывная аппликация по контуру. Творческие композиции по замыслу.
Технология изготовления цветных полос бумаги для работы. Работа с готовыми полосками. Изготовление модулей. Складывание бумаги в определенном порядке.
Варианты объектов труда:
Обрывная аппликация: «Фруктовый сад», «Бабушкино полотенце», «Кувшин»
Оригами: закладка для книги, тюльпан, корзинка, рыбка, самолетик, пингвин, гномик, щенок, летящий голубь, черепашка, золотая рыбка, зайчонок, коробочка, цветок, поросенок, автомобиль….
Модульное оригами: клубничка, рыбка, лебедь, цветы лютики, ваза, лебедь с двойными крыльями, оленёнок, шкатулка.
Техника безопасности во время работы с бумагой
Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. Соблюдать порядок на рабочем месте.
Работа с бумагой при помощи ножниц (116часов)
(объемное моделирование и конструирование из бумаги, квиллинг, аппликация, мозаика)
Основные теоретические сведения
Правильное обращение с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами. Прямая линия разреза. Изогнутая линия разреза. Длинные и короткие линии разреза. Ломаные и кривые линии разреза. Вырезание крупных и мелких фигур. Навык вырезания сложных фигур по контуру. Возможности бумагопластики. Техника квиллинга. Нарезка газетных полос, окрашивание готовых трубочек. Техника плетения из газетных трубочек.
Практическая деятельность
Плоскостная аппликация.
Объёмные украшения из бумаги.
Симметричные прорезные украшения из бумаги.
Вырезание по контуру.
Нарезка полос из бумаги.
Нарезка полос из газет.
Варианты объектов труда:
Квиллинг: бабочка, веселый зоопарк, динозаврик, самолет, украшение для цветочного горшка, васильки, шкатулка, панно «Цветы», панно «Лиса», панно «Тигр».
Аппликация: «Цветик семицветик», «Пейзаж», «Цыпленок», «Сова», открытки к праздникам, закладка для книги
Аппликация в технике айрис – фолдинг: «Шар», «Автомобиль», «Цветочек», «Тюльпаны», «Море», «Ёлочка», «Лошадь» ….
Гофрированная бумага: «Тюльпан с конфетой», цветы - тюльпан, роза.
Объемные изделия: осенний лист, шкатулка из открыток, лебедь, мышонок, звери из бумажной тарелки, божья коровка, аквариум, зайчонок, птица в сердечке, ангелок, головоломка.
Техника безопасности во время работы с бумагой
Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. Ножницами не размахивать, передавать ножницы в закрытом виде кольцами к товарищу.
Техника безопасности при работе с клеем
При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется, кисточку в клее класть на специальную подставку. Нужно брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирают мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. Кисточку и руки после работы нужно хорошо вымыть с мылом.
Работа с текстильными материалами (238 часов)
(вышивка атласными лентами, мягкая игрушка, вязание крючком, кинусайга (пэтчворк без иголки))
Основные теоретические сведения работы с атласными лентами
Краткие сведения рукоделия. Изделия, сделанные в технике вышивка атласными лентами. Подготовка материалов к работе. Выбор иголки в зависимости от ширины ленты. Перенос рисунка на ткань. Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой. Основные стежки для работы. Подбор лент по цветовой гамме. Подбор шнура в зависимости от результата, который хочешь получить. Разновидность узлов. Перенос изображения на пенопласт. Подбор ткани. Прорезание по контуру.
Краткие сведения о мягкой игрушке. Материалы для мягкой игрушки: ткани, синтепон, нитки, пуговицы, кружева. Подготовка материалов к работе (определение вида ткани, разглаживание, выкраивание деталей). Инструменты, шаблоны для выкраивания деталей мягкой игрушки. Технология соединения деталей между собой. Использование набивных материалов. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления мягкой игрушки.
История появления такого рукоделия как вязание крючком. Виды ниток, используемых для вязания крючком. Подбор крючка для работы. Набор первой петли. Основные виды петель при вязании крючком. Вязание по спирали, вязание с разворотом. Замена нитки на нить другого цвета. Закрепление.
Практическая деятельность
Перенос рисунка на основу.
Подбор лент.
Закрепление ленты в игле.
Плоский узел для начала работы.
Оформление работы.
Перенос рисунка на пенопласт.
Прорезание по контуру.
Перенос выкройки на материал.
Соединительные швы «вперед иголку «строчка»,
«через край», «обметочный».
Правила кроя.
Прием набивки.
Приемы плетения плоского узла: одинарный и двойной (квадратный).
Подбор пряжи.
Начальная петля.
Работа со схемой
Варианты объектов труда:
Вышивка атласными лентами: тюльпаны, бабочка, ромашки, незабудки.
Плетение из шнура, пряжи: птичка из пряжи, куколка «мартиничка» браслет шамбала, браслет тико -ти, пояс, брелоки, фенечки.
Кинусайга: роза, кошка, плюшевый мишка….
Мягкая игрушка: простейшие брелоки, котик, щенок, мышка…
Вязание крючком: подставка под горячее, простейшие игрушечки.
Техника безопасности при работе с текстильными материалами.
Хранить ножницы в определённом месте, класть их сомкнутыми остриями от себя. Передавать ножницы кольцами вперед. Хранить иголки в определённом месте (специальной коробке, подушечке, стакане и т.д.). Запрещается брать иголку, крючок в рот. Нельзя пользоваться ржавой иголкой. Нельзя откусывать нитку зубами.
Работа с природными и рукотворными материалами (146 часов)
(бисероплетение, природный материал)
Основные теоретические сведения
Значение бисерных изделий в жизни человека и детского прикладного творчества. Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. Возможности бисерного рукоделия. Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса. Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера Сбор и хранение природных материалов Многообразие природного материала. Флористика. Причудливые формы, созданные природой. Скрепляющие материалы, материалы для декорирования. Использование силуэтов растений и цветов для создания художественного образа. Свойства листа засушенного растения. Использование мозаики в современном мире. Краткие сведения о работе с пластиковой бутылкой. Возможности поделок из пластиковых бутылок. Подготовка материала. Материал для украшения. Инструмент, используемый в работе.
Практическая деятельность
Объёмное конструирование. Плоскостная аппликация из листьев засушенных растений. Самостоятельное создание поделок на заданную тему. Сортировка бисера. Плетение узора по составленным и готовым схемам. Скульптурки из бисера: цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т.д. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Плетение узора по составленным и готовым схемам. Плетение жгута из бисера.
Варианты объектов труда:
Печать листьями деревьев: «Букет», гербарий.
Плоскостная аппликация из листьев: «Осенний пейзаж», львенок, рыбки
Бисероплетение: фигурки животных из бисера, брелоки, деревья из бисера и пайеток, букетик из бисера, мимоза, фиалки, браслет, украшения.
Работа с пластичными материалами (46 часов)
(лепка: глина, соленое тесто)
Основные теоретические сведения
История керамики. Виды глины, необходимый инструмент для работы. Свойства глины, пропорции песка, воды и глины для создания рабочей массы. Правила хранения готовой глины. Основные виды лепки: конструктивный, пластический. Сушка и обжиг глиняных изделий. Декорирование готового изделия: окрашивание, молочение, дымление, техника протирки. Тесто- пластика. Соленое тесто как поделочный материал. Правила безопасной работы с пачкающимися материалами. Инструменты для работы с соленым тестом. Правила безопасной работы с соленым тестом и инструментами. Свойства соленого теста, сравнение соленого теста с пластилином. Подготовка к лепке. Изготовление цветного теста. Окрашивание готовой поделки. Работа со скалкой. Вырезание из раскатанной пластины. Приёмы лепки. Глина.
Практическая деятельность
Лепка простых фигур – жгут, пласт. Лепка объемных поделок. Плоскостная аппликация
Объёмная аппликация. Приготовление соленого теста. Соединение деталей. Окраска изделия.
Варианты объектов труда:
Соленое тесто: брелоки, подкова, фрукты, овощи.
Глина: подкова, птичка, тарелка.
1.4. Ожидаемые результаты
№ | Ожидаемые результаты
| Способы определения результативности |
1. | Формирование познавательной активности, навыков ручного труда, самообслуживания и проведения досуга | Анализ посещаемости кружка «Мастерилки» |
2. | Освоение различных видов декоративно-прикладного творчества | Оценка освоения различных техник рукоделия осуществляется по следующим критериям: -освоение; -степень самостоятельности воспитанников при выполнении трудовых заданий; -характер деятельности (репродуктивная, творческая); -качество выполняемых работ и итогового продукта. |
Также формами подведения итогов освоения воспитанниками программы являются: - выставки работ воспитанников, - участие в конкурсах |
Личностные результаты
Результаты обучения содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым воспитанником знаний, уметь - владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты работы кружка по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, необходимыми для создания продуктов деятельности в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры, уважительного отношения к работе и ее результатам.
Требования к уровню подготовки воспитанников
В результате работы кружка независимо от изучаемого раздела воспитанник должен:
Знать/ понимать
- о различных материалах для изображения,
- о месте и роли декоративно- прикладного творчества в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного творчества (лепка, роспись, резьба и.т.п.);
- о народных промыслах;
- в области композиции, цветоведения;
- о способах аппликации
- технику безопасности при работе с определенным материалом;
уметь:
-свободно работать гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;
-работать нужными инструментами и приспособлениями(аппликация);
-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала для изображения и т.п.)
-лепить из пластилина, и конструировать, декоративно оформлять предметы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- творческого подхода к выполнению поставленной задачи;
-получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
-организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
-изготовления изделий из различных материалов;
-создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, оборудования и приспособлений;
-контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
-обеспечения безопасности труда;
-оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
Раздел № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение - Помещением для проведения занятий служит просторный, уютный кабинет. Он хорошо проветриваемый, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет падает на руки детей с левой стороны. Стол общий, большой, удобный дети могут работать, не стесняя друг друга, а руководитель может подойти к каждому ребенку, при этом, не мешая работать другому ребенку. В помещении находится стол руководителя, шкафы для хранения незаконченных изделий, рабочего материала, работ. Видеопроектор, проигрыватель.
Инструменты (ножницы, бумага, карандаш, клей, линейка и т. д.). Материал (нитки, пряжа, ленты, бумага, пластилин, бисер, ватман и т. д.).
Учебно- методическое и информационное обеспечение
Для успешного проведения занятий имеются таблицы с образцами, узорами, журналы и книги, инструкционные карты, шаблоны и т. д.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Мониторинг познавательной заинтересованности (активности);
- Мониторинг творческих и личных достижений учащихся;
- Проведение выставок работ учащихся в учреждении.
- Участие в ежегодных муниципальных, регио выставке детского прикладного и технического творчества.
Система оценки достижения планируемых результатов основана на профессиональном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися результатов решения конкретных задач для достижения определенных навыков в декоративно-прикладном творчестве.
Начальный контроль – в начале учебного года с целью определения уровня развития воспитанников и их творческих способностей в форме беседы, опроса, практического задания по теме;
Текущий контроль – в течении всего года, направлен на определение уровня усвоения обучающимися теоретического материала и практических навыков, выявление заинтересованности и старания в обучении через наблюдения педагога, самостоятельной работы воспитанником, беседы, опроса;
Промежуточный контроль – в конце полугодия и года с целью определения изменения уровня развития детей и их творческих способностей, определения результатов обучения, направление на дальнейшее обучение, анализ сведений для улучшения обучения, проводится в форме творческих заданий, конкурсных мероприятий, выставок работ обучающихся за первое полугодие и в конце учебного года;
Итоговая аттестация – проводится по окончании курса обучения в форме зачета, включающего оценки выполнения практического задания, участие обучающегося в конкурсах и выставках.
2.3. Методические материалы
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность воспитанников. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Приоритетными методами являются беседа, показ, практическая и самостоятельная работа, упражнения, творческий проект. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Информационное ознакомление - первоначальные сведения, беседа, рассказ, диалог. Художественное восприятие - рассматривание, демонстрация, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество. Изобразительная деятельность - индивидуально-групповая, коллективная. Техническая часть - освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства.
2. 4. Календарный учебный график работы кружка «Мастерилки»
на 2023 – 2024 учебный год.
раздел, тема | количество часов | содержание темы | дата | ||
теория | Практика | всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вводное занятие | 3 | - | 3 | правила техники безопасности беседа о видах декоративно-прикладного искусства, коротко о разделах запланированных на год. | 26.09.23 29.09.23 |
Работа с бумагой | |||||
Мозаика, аппликация. Оригами, модульное оригами | 3 | 61 | 64 | Понятие «плоская аппликация». Правила пользования трафаретами и шаблонами. Склеивание – один из видов соединения деталей. Информация о других видах скрепления деталей (ниточное, проволочное, щелевое, соединение «замочком»). Понятия «основа» и «фон». Изготовление: Обрывная аппликация: фруктовый сад, бабушкино полотенце, кувшин. Обрывная мозаика: рыбка, цветик семи цветик, море. аппликация: цветик семицветик, совушка, пейзаж, цыпленок. История оригами. Виды бумаги и картона, их свойства и назначение. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Правила сгибания и складывания. Базовые формы-Треугольник, дверь, воздушный змей, блин, рыба и др. Отработка навыков складывания по прямой и косой. Фиксация сгибов. Схема изготовления модулей. Изготовление: Закладка для книги, Корзинка, Рыбка, Самолет, Пингвин, Летучая мышь, Котенок, коробочка, Щенок. Модульное оригами – рыбка, лебедь, корзинка из модулей, снеговик фламинго, шкатулка. | с 27.09.23 по 20.10.23 |
Работа с природными материалами | |||||
Работа с природными материалами | 2 | 16 | 18 | Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы с природным материалом. Понятия «композиция», «цвет», «фон». Изготовление поделок: Плоскостная аппликация из листьев: «осенний пейзаж», львенок поделки из шишек и желудей | с 23.10.23 по 27.10.23 |
Работа с бумагой | |||||
Квиллинг |
3 |
65 | 68 | История квиллинга. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Выполнение открытой и закрытой спирали; базовых роллов: глаз, квадрат, лист, треугольник и др. Изготовление поделок: Весёлый зоопарк, бабочка, шкатулка, украшение для цветочного горшка, динозаврик, васильки, пчела и божья коровка, панно «Цветы», панно «Тигр», панно «Лиса» | С 30.10.23 По 24.11.23 |
Работа с пластичными материалами | |||||
Лепка - глина | 2 | 16 | 18 | История керамики. Виды глины, необходимый инструмент для работы. Свойства глины, пропорции песка, воды и глины для создания рабочей массы. Правила хранения готовой глины. Основные виды лепки: конструктивный, пластический. Сушка и обжиг глиняных изделий. Декорирование готового изделия: окрашивание, молочение, дымление, техника протирки. Изготовление: брелок, овечка, рыбка. | с 27.11.23 по 01.12.23 |
Работа с бумагой | |||||
Объёмное моделирование и конструирование из бумаги | 2 | 46 | 48 | Складывание бумаги гармошкой (гофрирование), изучение свойств сложенной бумаги. Скручивание бумаги. Скатывание, сворачивание, гофрирование. Складывание по прямой, по косой. Изготовление поделок: Шкатулка из открыток, робот, головоломка, ангелок, голубь, гиацинт, мимоза. | с 04.12.23 по 20.12.23 |
Работа с рукотворными материалами | |||||
Бисероплетение | 4 | 124 | 128 | Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером. Виды работ на проволоке. Объемное плетение на проволоке. Изготовление из бисера цветов и листьев на проволочной основе. Изготовление поделок: фигурки животных плоские, фигурки животных объёмные, брелоки, браслеты, украшения, мимоза, фиалка, дерево из бисера букет цветов. | с 21.12.23 по 16.02.24 |
Работа с текстильными материалами и пряжей | |||||
Вышивка атласными лентами , плетение из атласных лент, пряжи
| 2 | 64 | 66 | Краткие сведения рукоделия. Изделия, сделанные в технике вышивка атласными лентами. Подготовка материалов к работе. Выбор иголки в зависимости от ширины ленты. Перенос рисунка на ткань. Техника безопасности при работе с ножницами, иголкой. Основные стежки для работы. Подбор лент по цветовой гамме. Разновидность узлов. Изготовление поделок: тюльпаны, бабочка, ромашки, незабудки. пряжа – птичка, кукла «мотанка», помпоны, браслеты из атласных лент и шнура (простая фенечка, шамбала, тико- ти). | с 19.02.24 по 15.03.24 |
Мягкая игрушка | 2 | 70 | 72 | Беседа об истории народной игрушки. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления мягкой игрушки. Соединительные швы «вперед иголку «строчка», «через край», «обметочный». Правила кроя. Прием набивки. Изготовление поделок: Простые игрушечки, котик, щенок, мышка. Объемные игрушки – собака , лисичка,бегемот | с 18.03.24 по 12.04.24 |
Вязание крючком | 2 | 72 | 74 | История рукоделия. Подбор крючка и пряжи. Набор петель – первая петля, воздушная петля. Основные виды петель – столбик без накида (за переднюю полу петлю, за заднюю полу петлю), столбик с накидом, столбик с двумя накидами, соединительный столбик, петля подъёма. Кольцо амигуруми , вязание по спирали. Прибавка петель , убавка петель. Завершение работы. Вязание по спирали – подставка под горячее, игрушечки | с 15.04.24 по 17.05.24 |
Кинусайга | 2 | 24 | 26 | История появления кинусайга. Перенос эскиза на основу (пенопласт). Прорезание углубления по контуру. Подбор ткани Изготовление поделок: Работа по выбору-Роза, кошка, плюшевый мишка, цветок, котёнок. | с 20. 05.24 по 28.05.24 |
Работа с пластичными материалами | |||||
Лепка работа с соленым тестом. | 2 | 26 | 28 | Свойства соленого теста, тесто- пластика. Способы Лепки. Способы скрепления элементов. Конструктивный метод, пластический метод лепки. Соленое тесто как поделочный материал. Правила безопасной работы с пачкающимися материалами. Инструменты для работы с соленым тестом. Правила безопасной работы с соленым тестом и инструментами. Свойства соленого теста, сравнение соленого теста с пластилином. Подготовка к лепке. Изготовление цветного теста. Окрашивание готовой поделки. Изготовление поделок: брелоки, подсвечник, тарелочка, цветы. | с 29.05.24 по 07.06.24 |
Свободная тема | - | - | 49 | любая наиболее понравившаяся тема которую изучали в течении года | с 10.06.24 по 28.06.24 |
итого: | 633 | 29 | 662 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
- Немов Р.С. Практическая психология. 1997.
- Э.К. Гульянц, И.Я. Базик / Что можно сделать из природного материала. Книга для воспитателей детского сада/ Москва «Просвящение» 1991.
- Л.Т Ерофеева/ Оригами: первые шаги/Приёмы, игрушки,поделки/ Ярославль Академия развития 2009.
- Т.Б. Сержантова/ 366 моделей оригами/ Москва Айрис Пресс 2016.
- Анна Зайцева/ Модульное оригами. Герои любимых сказок. Азбука рукоделия /Москва ЭКСМО 2013.
- Виктор и Владимир Серовы/ Игрушки из бумаги. Модульное оригами/ Питер 2013.
- И. Жукова/ Забавные самоделки в технике модульное оригами/ Москва ЭКСМО 2013.
- И.А. Лыкова, Л.В. Грушина / Учебно- методическое пособие. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ООО Издательский дом «Цветной мир»2012.
- М. Бурдейный/ Ремесло и рукоделие. Искусство керамики/ Москва Профиздат 2009.
- Е.Г. Лебедева/ Простые поделки из бумаги и пластилина/ Москва Айрис Пресс 2013.
- А. Зайцева /Квиллинг. Пошаговые мастер- классы для начинающих/ азбука рукоделия/ Москва ЭКСМО 2013.
- А. Зайцева / Объёмный квиллинг. Создаем фигурки из гофра картона/ азбука рукоделия/ Москва ЭКСМО 2013.
- М. Третьякова / Цветы из гофрированной бумаги / Москва ЭКСМО 2013.
- Е.В. Данкевич /Игрушечки из бисера / Астрель Москва, «Сова» Санкт- Петербург 2011.
- Т. Шнурова / Фигурки из бисера делаем сами / Ростов- на- Дону издательский дом Владис 2011.
- Н.Л. Лиско / Бисер. Основы техники для начинающих / ООО «Харвест» 2009.
- Вышивка лентами. Смотри и повторяй / Издательство АСТ Пресс 2016.
- Интернет сайт/ ИНФОУРОК info@infourok.ru
- Интернет сайт / https://1sept.ru/