Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире творчества» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами.Направленность программы – художественная, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_bazovaya_v_mire_tvorchestva_to_um_ruchki_2024-2025.docx | 119.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"
(МБУДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета от 02.09.2024г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом и.о.директора МБУ ДО ИЦТ от 02.09.2024 №104 и.о.директора Гайсина Ю.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА»
(базовый уровень)
Возраст детей: 10 –18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Акинина Алёна Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Игрим 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 11
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающией программы «В мире творчества» 12
1.4. Планируемые результаты освоения программы: 17
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 20
2.1. Календарный учебный график реализации дополнительной на 2024 – 2025 учебный год 20
2.2. Условия реализации программы 20
2.3 Формы аттестации/контроля и фиксация образовательных результатов 21
2.5 Методическое обеспечение программы 23
Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год 33
Воспитательная программа на 2024-2025 учебный год 47
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год 49
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире творчества» | |
Основание для разработки программы |
| |
Автор-разработчик программы | Акинина Алёна Валерьевна , педагог дополнительного образования МБУ ДО «Игримский центр творчества» | |
Руководитель программы | Акинина Алёна Валерьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Игримский центр творчества». Высшая категория. КПК «Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей» 36ч., 2022г.; «Информационные технологии и нейросети для педагогов: применение и интеграция в образовательный процесс» 72 ч.,2024 г. | |
Организация заявитель | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Игримский центр творчества» | |
Адрес организации | 628146, Российская Федерация, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, гп. Игрим, ул.Строителей, д.1 dyuc-2009@yandex.ru | |
Адрес реализации программы | 628146, Российская Федерация, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, гп. Игрим, ул.Строителей, д.4, кабинет №16 | |
Тип программы | Общеобразовательная общеразвивающая | |
Направленность программы | художественная | |
Год разработки программы | 2024 | |
Год последней корректировки программы | 2024 | |
Уровень освоения программы | базовый | |
Форма реализации программы | групповая | |
Целевые группы | учащиеся 10 – 18 лет | |
Сроки реализации программы | 2 года | |
Цель программы | Приобщение через ДПТ творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Ориентация на систему знаний, умений и навыков;
развитие коммуникативности, расширение кругозора и информированности. | |
Краткое содержание программы | Программа «В мире творчества» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Программа предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников. Первый и второй год «Базовый уровень», обучения реализует принцип преемственности в обучении, предполагая усложнения материала для дальнейшего развития навыков работы с разными материалами. Отличается он и более глубоким изучением истории и традиций рукоделий. Под руководством педагога дети пытаются сохранять и совершенствовать старинные традиции, включаются в увлекательный поиск новых идей. Осваивают более сложные техники, отделку изделий, изготовление более трудоемких изделий. Содержание программ направлено на:
участие в различных мероприятиях: фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках, олимпиадах, конференциях и т.д. | |
Ожидаемые результаты | осознавать роль художественной культуры в жизни людей; - умение творчески подходить к окружающему миру и давать ему собственную оценку через декоративно-прикладное творчество; - улучшение художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; - высказывать своё отношение к искусству, к творчеству своих товарищей, своему творчеству; - улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе, уважительного отношения в совместной деятельности; - удовлетворенность собой и своим окружением; - свобода творческого самовыражения; - стремление к самопознанию и самовыражению и саморазвитию; - развитое чувство внутреннего контроля и опыт культурного поведения; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. - расширять знания об истории и развитии видов рукоделия; знания, умения и навыки по основам композиции, цветоведения, материаловедения; - овладение различными техниками, работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, а также безопасной работе с ними; - развивать умение при выполнении практических работ использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.); - умение бережного отношения к природе; - усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду - потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. | |
Материально-техническое оснащение | Шкаф для документов и книг. Стеллажи для рабочего материала и для экспонатов. Парты. Стулья. Компьютер; экран и проектор; демонстрационные макеты; Дидактический материал, наглядные пособия. Канцелярские принадлежности (Бумага А4 белая, цветная, ножницы, клей, карандаши простые и цветные, картон белый и цветной, линейки, угольники, транспортиры, циркули, линейки для выкроек ластики, маркеры, степлеры и т.д.); пинцеты, скотч, иглы разного размера, наперстки, нитки цветные (швейные, мулине, ирис, блестящие), крючки (диаметром 1, 1-2; 2, 1-3; 3, 1-4 мм), спицы разной толщины (металлические, пластмассовые, деревянные), пряжа (шерсть, хлопчатобумажная, синтетика), шило, мешковина, круглые резаки, лента, тесьма, плоскогубцы с острыми наконечниками, пяльцы, ткань для вышивания, пробойник и т.д. |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире творчества» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012, №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998, №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015, №996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
5. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018г., протокол № 3);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017, №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018, №298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019, №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
Методические рекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015, № 09-3242);
2. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
3. Методические рекомендации. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. БУ ВО «Сургутский государственный университет», 2022;
4. Концепция воспитания на 2020-2025 годы, Правительство Санкт-Петербурга, 16.01.2020.
5. Примерный календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год. Министерство просвещения.
Направленность программы – художественная, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Актуальность программы выражается современными тенденциями моды, в последнее время вновь становится популярным ручной труд и рукоделие, дающие возможность создавать эксклюзивные вещи. Такие занятия очень полезны для детей, создают условий для творческого развития ребенка, развивая не только фантазию, пространственное мышление, глазомер, мелкую и крупную моторику, усидчивость и мн.др. Занятие творчеством является эффективным средством формирования и развития духовного мира, художественного вкуса учащихся, обогащает их эмоциональную сферу, а также направлена на профилактику асоциального поведения детей.
Отличительные особенности программы, новизна.
К отличительным особенностям программы можно отнести то, что…
выражается современными тенденциями моды, в последнее время вновь становится популярным ручной труд и рукоделие, дающие возможность создавать эксклюзивные вещи. Такие занятия очень полезны для детей, создают условий для творческого развития ребенка, развивая не только фантазию, пространственное мышление, глазомер, мелкую и крупную моторику, усидчивость и мн.др. Занятие творчеством является эффективным средством формирования и развития духовного мира, художественного вкуса учащихся, обогащает их эмоциональную сферу, а также направлена на профилактику асоциального поведения детей.
Новизна программы состоит в том, что в одной программе представлены практически все известные как старинные, так и современные виды декоративно – прикладного творчества. Все это дает возможность воспитанникам раскрыть богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Адресат программы. Программа адресована детям от 10до 18 лет.
Исходя из возрастных и психологических особенностей учащихся данного возраста, определены следующие воспитательные и развивающие задачи:
Воспитывать культуру поведения; бережное отношение к природе; любознательность, сообразительность при выполнении работы; настойчивость, целеустремленность, умение решать поставленные задачи; умение работать в команде на общей результат, уважительное отношение в совместной деятельности; владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности; развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
Формировать более обширные знания об истории и развитии стран и изучаемых видах рукоделия; знания, умения и навыки по композиции, цветоведению, материаловедению; умение детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, а также безопасной работе с ними; умения работать в более сложных техниках и изготавливать более трудоемкие изделия.
Способствовать (у старшеклассников) развитию умений творчески подходить к окружающему миру и давать ему собственную оценку через декоративно-прикладное творчество; при выполнении практических работ использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.); развитию потребности к творческому труду, стремлению преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Объем программы, срок освоения.
Объем программы – 288 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – 144 часа.
2 год обучения – 144 часов.
Формы обучения – очная. В актированные дни или в период карантина предусматривается организация учебного процесса с применением дистанционных технологий обучения с использованием российских образовательных Интернет-ресурсов.
Уровень программы – базовый.
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно - тематического направления программы, связана с стартовым уровнем программы «Умелые ручки». Программа «В мире творчества» предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников. Обучения первого года базового уровня реализует принцип преемственности в обучении, предполагая усложнения материала для дальнейшего развития навыков работы с разными материалами. Отличается он и более глубоким изучением истории и традиций рукоделий. Под руководством педагога дети пытаются сохранять и совершенствовать старинные традиции, включаются в увлекательный поиск новых идей. Осваивают более сложные техники, отделку изделий, изготовление более трудоемких изделий. Второй год базового уровня, предполагает углубленное изучение содержания программы, предусматривает более глубокую самостоятельную творческую деятельность воспитанников, изготовление работ по собственному замыслу и выбору материала. В зависимости от индивидуальных способностей учащихся, объема и сложности выбранной работы, количество изделий, изготовленных одним учащимся, может быть различным.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы – традиционная.
Организационные формы обучения. Программа предусматривает использование групповой, фронтальной (по подгруппам) и индивидуальной форм занятий. Индивидуально-групповая форма необходима для создания творческих работ и подготовке обучающихся для участия в конкурсах, выставках.
Группы формируются из учащихся 10-18 лет.
Состав группы – 7-15 учащихся.
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 5 минут.
Общее количество часов в неделю:
4 часа, 2 раза в неделю по 2 часа для групп 1 года обучения;
4 часа, 2 раза в неделю по 2 часу для групп 2 года обучения.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы: создать условия для развития обучающегося, как культурного человека с гуманистической системой ценностей, патриота и достойного гражданина страны, знающего историю своей Родины, способного и готового осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Предметные
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога и группы;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пособия, свой творческий и жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – рисунки, изделия, художественные образы.
Метапредметные
- умение ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- умение планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия.
Личностные
- сформированная любознательность, сообразительность при выполнении работы;
- сформированное стремление к самостоятельной творческой работе;
- сформированная настойчивость, целеустремленность, умение решать поставленные задачи;
- умение работать в команде на общей результат владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;
- развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающией программы «В мире творчества»
Учебный план на 1 год обучения
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | собеседование |
2 | Аппликации из природного материала | 2 | 1 | 1 | собеседование, опыты |
Раздел I Работа с Бумагой: | 45 | 2 | 43 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
3 | Газетаплетение | 40 | 1 | 39 | самостоятельные и творческие работы |
4 | Декупаж | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
Раздел II Работа с нитками: | 50 | 8 | 42 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
5 | Вышивка | 9 | 1 | 8 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
6 | Многоцветное вязания спицами | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
7 | Вязания крючком | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
8 | Плетение кружев | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
9 | Игольное кружево | 5 | 1 | 4 | самостоятельные и творческие работы |
10 | Фриволите – челночное кружево | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
11 | Макраме | 7 | 1 | 6 | самостоятельные и творческие работы |
12 | Плетение на шаблоне | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
Раздел III Работа с тканью: | 45 | 4 | 44 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
13 | Вышивка атласными лентами | 10 | 1 | 9 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
14 | Квилт и пэчворк | 15 | 1 | 14 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
15 | Аппликации из ткани | 10 | 1 | 9 | задания поискового характера |
16 | Аппликации из кожи | 10 | 1 | 9 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества, отчетные выставки |
Итого: | 144 | 17 | 127 |
|
Учебный план на 2 год обучения
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | собеседование |
Раздел I Работа с Бумагой: | 54 | 6 | 48 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
2 | «Краски природы» | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
3 | «Бабочки и цветы» | 9 | 1 | 8 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
4 | «На волшебной осенней поляне» | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
5 | «Сказочный мир» | 9 | 1 | 8 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
6 | «Зимняя сказка» | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
7 | «Бумажные превращения» | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
Раздел II Работа с нитками: | 40 | 5 | 35 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
8 | «Птичий двор» | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
9 | «Чудо игрушки» | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
10 | «В мире животных» | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
11 | «На волшебной заснеженной поляне» | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
12 | «Мир цирка» | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
Раздел III Работа с тканью: | 48 | 7 | 41 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
13 | «В мире животных» | 7 | 1 | 6 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
14 | «Весенние настроение» | 6 | 1 | 5 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
15 | «Подводный мир» | 6 | 1 | 5 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
16 | «Секрет орнамента и узора» | 8 | 1 | 7 | задания поискового характера |
17 | «Декор» | 8 | 1 | 7 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
18 | «Волшебство из лоскутков» | 7 | 1 | 6 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
19 | «Скоро лето!» | 6 | 1 | 5 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
20 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества, отчетные выставки |
Всего: | 144 | 20 | 124 |
Содержание программы по учебному плану
Учебный план на 1 год обучения
- Вводное занятие.
Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Входная диагностика. Правила техники безопасности, минутка безопасности.
- Аппликации из природного материала
Теоретические сведения. Работа с природным материалом, окрашивание. Техника выполнения изделия. Окантовка изделия.
Практическая работа. Изготовление картин из природного материала, заранее заготовленного.
Раздел I. Работа с Бумагой:
- Газетаплетение
Теоретические сведения. Историческая справка «Экскурс в мир газетаплетения». Основные приёмы кручения трубочек. Техника выполнения изделия. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение самых разнообразных моделей, на основе изученных приёмов. Покраска и оформление изделия.
- Декупаж
Теоретические сведения. История возникновения техники. Основные приёмы, используемые в декупаже. Техника выполнения. Выбор основы. Эскиз изделия. Анализ. Практическая работа. Выполнение изделия, на основе изученных приёмов. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Раздел II. Работа с нитками:
- Вышивка
Теоретические сведения. Из истории вышивки. Подготовка к работе. Шкатулка вышивальщицы. Основные техники и виды вышивки. Советы. Схемы. Практическая работа. Вышивка различных изделий
- Многоцветовое вязания спицами
Теоретические сведения. Описание образцов вязки. Расчет петель. Модели изделий. Образцы узоров. Чтение графических схем (условные обозначения, сокращенные слова). Практическая работа. Многоцветовое вязание вещей. Изготовление отделочных элементов. Отпаривание деталей. Вязание и вышивка рисунков, букв и орнаментов.
- Вязания крючком
Теоретические сведения. Инструменты. Пряжа и ее подготовка. Техника вязания. Практическая работа. Выполнение различных изделий, вещей для кукол или домашних животных (по желанию).
- Плетение кружев
Теоретические сведения. История, о видах кружев. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Основные элементы кружева. Способы соединение деталей. Практическая работа. Выполнение различных изделий
- Игольное кружево
Теоретические сведения. История игольного кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Швы и прошивки. Практическая работа. Выполнение изделия на основе изученных приёмов.
- Фриволите – челночное кружево
Теоретические сведения. История о видах кружев Фриволите – челночное кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Практическая работа. Выполнение отдельных мотивов на основе изученных приёмов.
- Макраме
Теоретические сведения. История техники плетение из веревок и ниток. Инструменты и материалы. Виды узлов. Техника, способы, приемы в работе. Практическая работа. Выполнение изделий в данной техники на основе изученных приёмов.
- Плетение на шаблоне
Теоретические сведения. История техники. Инструменты и материалы. Подготовка способы, приемы выполнения. Практическая работа. Выполнение отдельных мотивов на основе изученных приёмов.
Раздел III. Работа с тканью:
- Вышивка атласными лентами
Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Выполнение изделие.
- Квилт и пэчворк
Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы и узоры. Практическая работа. Фантазия из лоскутков.
- Аппликации из ткани
Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы. Практическая работа. Фантазия из лоскутков.
- Аппликации из кожи
Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Фантазия из лоскутков.
- Итоговое занятие.
Аттестация. Подведение итогов за прошедший учебный год. Мониторинг качества знаний воспитанников.
Содержание программы по учебному плану
Учебный план на 2 год обучения
- Вводное занятие
Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Входная диагностика. Правила техники безопасности, минутка безопасности.
- Раздел I. Работа с Бумагой:
Теоретические сведения. Повторение изученных техник и видов бумажной пластики, материал и инструментарий, использованный в этих техниках. Выбор работы с использованием этих техник. Подготовка к работе. Практическая работа. Изготовление изделий.
- Раздел II. Работа с нитками:
Теоретические сведения. Повторение изученных техник и видов, способов и приемов в работе с нитками. Инструменты и материалы Выбор работы с использованием этих техник. Подготовка к работе. Практическая работа. Изготовление изделий.
- Раздел III. Работа с тканью:
Теоретические сведения. Повторение изученных техник и видов, способов и приемов в работе с различными тканями. Инструменты и материалы Выбор работы с использованием этих техник. Подготовка к работе. Практическая работа. Изготовление изделий.
- Итоговое занятие
Подведение итогов за курс. Мониторинг качества знаний воспитанников. Выставка выпускных работ.
Планируемые результаты освоения программы:
1 год обучения.
Предметные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога и группы;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пособия, свой творческий и жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – рисунки, изделия, художественные образы.
Метапредметные:
- умение ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- умение планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия.
Личностные:
- сформированная любознательность, сообразительность при выполнении работы;
- сформированная настойчивость, целеустремленность, умение решать поставленные задачи;
- умение работать в команде на общей результат владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;
- развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
2 год обучения.
Предметные:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пособия, свой творческий и жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога и группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – рисунки, изделия, художественные образы.
Метапредметные:
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- умение планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия.
Личностные:
- сформированное стремление к самостоятельной творческой работе;
- сформированная любознательность, сообразительность при выполнении работы;
- сформированная настойчивость, целеустремленность, умение решать поставленные задачи.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график реализации дополнительной на 2024 – 2025 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год 1 гр. | 10.09.2024 | 01.06.2025 | 36 | 144 | 4 часа в неделю 2 раза по 2 часа |
1 год 2 гр. | 10.09.2024 | 01.06.2025 | 36 | 144 | 4 часа в неделю 2 раза по 2 часа |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения условий в соответствии с СанПиНом в кабинете имеются:
- шкафы для документов и книг;
- стеллажи для рабочего материала и для экспонатов;
- учебные столы;
- стулья ученические;
- компьютер;
- экран и проектор.
Технические средства обучения:
- стационарный компьютер, подключенный к сети Интернет;
- медиапроектор, экран, акустическая система.
Оборудование, необходимое для проведения занятий:
- демонстрационные экспонаты;
- оборудование.
Канцелярские принадлежности:
- Карандаши, ручки, маркеры, фломастеры;
- Краски, кисти;
- Бумага, картон;
- Ножницы, клей;
- Нитки, ткани и т.д.
Обучение с применением дистанционных технологий:
- выход в Интернет (скорость не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя.)
- компьютерное оборудование - могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой, необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет или мобильное устройство с подключением к сети Интернет (мобильный телефон, планшет и т.п.).
Информационное обеспечение:
- мультимедийные презентации;
- обучающие фильмы;
- вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания.
Электронные образовательные ресурсы:
- Федеральный портал «Здоровье и образование» - http://www.valeo.edu.ru
- Сайт« Страна мастеров»( для любителей ДПТ) - http://stranamasterov.ru
- Сайт Ассоциации творческих педагогов России - http://www.educontest.net
Кадровое обеспечение
По данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификацией согласно п.3.1 Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1), прошедшего курсы повышения квалификации по методике преподавания декоративно-прикладного творчества.
2.3 Формы аттестации/контроля и фиксация образовательных результатов
Процесс обучения предусматривает следующие методы контроля:
- собеседование;
- контроль выполнения работы;
- игры;
- тестирование;
- организация и проведение экскурсии.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: контроль «на входе», текущий, «в процессе», промежуточный и итоговый контроль.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля | Фиксация результатов |
«На входе» | |||
В начале учебного года | оценка уровня знаний и навыках учащихся готовности ребенка к обучению на этом уровне, определяет его индивидуальные особенности: интересы, мотивы, первичные ЗУН. | собеседование контрольные вопросы тестирование | Сводная таблица по результатам аттестации на «входе». |
Текущий контроль | |||
В течение всего учебного года | оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. | собеседование, контрольные вопросы, занятие-игра тестирование | Карта оценки результатов. Электронный журнал педагогического контроля |
«В процессе» | |||
В конце полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Тестирование | Сводная таблица по результатам аттестации «в процессе» |
В конце учебного года или курса обучения | Промежуточная аттестация | открытые занятия, участие в различных конкурсных событиях; выполнение индивидуальных заданий, проектов. | Портфолио, наблюдение |
Итоговый контроль | |||
В конце учебного года или курса обучения | Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. | Тестирование | Протокол промежуточной или итоговой аттестации. Сводная таблица по результатам промежуточной или итоговой аттестации. |
2.4 Оценочные материалы
№ | Контроль | Диагностическая методика | Параметры оценки | Система оценки |
1 | «на входе» | Тестирование | 20 вопросов на пройденные темы | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
2 | «в процессе» | Тестирование | 20 вопросов на пройденные темы | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
3 | Итоговый | Тестирование | 20 вопросов на пройденные темы | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
2.5 Методическое обеспечение программы
Для реализации данной образовательной программы используются следующие методы обучения:
Методы, используемые на занятиях по источнику знаний:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение, показ видеоматериалов;
- практические: игра, упражнения, исследование, эксперимент.
Методы по характеру учебной деятельности:
- репродуктивные;
- проблемные;
- объяснительно-иллюстративные;
- поисковые;
- эвристический.
Методы по степени активности педагога и обучающихся:
- активные;
- интерактивные.
Образовательный процесс строится на основе применения следующих педагогических технологиях:
Технология личностно-ориентированного обучения направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей обучающихся на основе использования имеющегося у них жизненного опыта. Содержание, методы и приемы личностного ориентирования направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Технология развивающего обучения, при которой главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию общения, взаимопомощь. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач: групповые задания выполняются так, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.
Здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья обучающихся.
Игровые технологии, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Также на занятиях активно применяются информационно- коммуникационные технологии, которые значительно повышают интерес детей к занятиям, уровень познавательных возможностей детей.
Средства обучения
В современном образовании основной задачей обучения является формирование учебных компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В достижении целей и задач формирования у учащихся учебных компетенций важную роль в процессе преподавания играют межпредметные связи. Они закладывают фундамент для комплексного решения сложных проблем реальной действительности, способствуют лучшему формированию понятий, полное представление о которых невозможно получить учащимся в одной предметной области.
Интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Программа построена на следующих принципах:
Принцип актуализации знаний состоит в воспроизведении учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, помогает осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Принцип систематичности и последовательности проведения занятий предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии обучающиеся могли закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний.
Принцип наглядности предполагает использование на занятиях наглядных способов представления информации (видеофильмы, фотографии, презентации, иллюстрации, анимация).
Принцип сбалансированности деятельности предусматривает чередование и сочетание различных видов деятельности для улучшения усвоения материала обучающимися.
Принцип сотрудничества взрослого и учащегося.
Принцип гибкости, который требует в смысле обеспечения возможности оперативного и непрерывного обновления содержания обучения, модернизации содержания программы и дидактических материалов к занятиям.
Методико-дидактическое обеспечение программы
Реализация программы дает учащимся возможность изучить историю как старинных, так и современных видов декоративно – прикладного творчества, овладеть основными приёмами различных видов рукоделия. Все это дает возможность воспитанникам раскрыть богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Для реализации программы могут быть использованы следующие методы обучения:
- поисково-исследовательский метод;
- метод самореализации через различные творческие дела и конкурсы;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Дидактический материал.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала можно использовать: наглядные пособия (фото-видеоматериал), рисунки и иллюстрации, определители, энциклопедии, коллекции.
В качестве форм подведения итогов допускается участие в проектных конкурсах и конференциях, олимпиадах по художественному направлению.
Методические материалы
№ | Тема программы | Формы занятий | Педагогические методики и технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал |
1 | Вводное занятие | рассказ беседа игра | игровые технологии здоровьесберега-ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы |
2 | Основы цветовой гармонии | рассказ беседа объяснение творческая работа опыты | игровые информационные здоровьесберега-ющие технологии исследование эксперимент | словесные практические наглядные инструктивно- практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
Раздел I Работа с Бумагой: Технология личностно-ориентированного обучения | |||||
2 | «Бумажный зоопарк» Оригами | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега-ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
3 | «Забавные фигурки» (модульное оригами) | рассказ объяснение беседа творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега-ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
4 | Лепка из бумажной массы | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
5 | Квиллинг | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
6 | «foilart» | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
7 | Квиллинг | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
8 | Аппликации | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые технологии информационные технологии контрольные вопросы | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
Раздел II Работа с нитками: Технология личностно-ориентированного обучения | |||||
9 | Волшебная изонить | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
10 | Вязания крючком | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
11 | Вязания спицами | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
Раздел III Работа с тканью: Технология личностно-ориентированного обучения | |||||
12 | Мягкая игрушка | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
13 | Оживший лоскуток | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии контрольные вопросы | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
14 | Аппликации из природного материала | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
15 | Итоговое занятие | Беседа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии Контрольные вопросы | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся и родителей:
Айрис-пресс, 2012. |
|
|
|
|
издательства, 1993. – 192 с. |
|
|
2005г.,225с. |
|
1998. |
|
|
|
одежды, украшения. - СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000. |
|
|
«Просвещение»., 1991г.,268с. |
|
|
Литература для педагогов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
2024-2025 учебный год – первый год реализации программы.
Цель первого года обучения: создать условия для развития обучающегося, как культурного человека с гуманистической системой ценностей, патриота и достойного гражданина страны, знающего историю своей Родины, способного и готового осуществлять поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Предметные – развитие познавательного интереса к ДПТ, истории и видам рукоделия; включение в творческую и познавательную деятельность; приобретение знаний, умений, навыков, специальных компетенций по основам композиции, цветоведения, материаловедения и т.д.; овладения различными техниками ДПТ, материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе и т.п.
Метапредметные – развитие мотивации к творческой и поисково-исследовательской деятельности; потребности к внутренней свободе ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации культурного поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование бережного отношения к природе; развитие ключевых компетентностей: умений и навыки работы в коллективе, уважительное отношение в совместной деятельности; способности развитию
Личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.; развитие психических процессов, мелкой моторики рук и глазомер, творческие способности личности, эстетический вкус и умения видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками положительные эмоции и волевые качества;; потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Планируемые результаты освоения программы 1 год обучения
Предметные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога и группы;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пособия, свой творческий и жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – рисунки, изделия, художественные образы.
Метапредметные:
- умение ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- умение планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия.
Личностные:
- сформированная любознательность, сообразительность при выполнении работы;
- сформированная настойчивость, целеустремленность, умение решать поставленные задачи;
- умение работать в команде на общей результат владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;
- развитие личностных качеств, саморегуляции, самооценки, самоорганизации.
Календарный учебный график реализации дополнительной
на 2024 – 2025 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год 1 гр. | 09.09.2024 | 19.05.2025 | 36 | 144 | 4 часа в неделю 2 раза по 2 часа |
1 год 2 гр. | 10.09.2024 | 03.06.2025 | 36 | 144 | 4 часа в неделю 2 раза по 2 часа |
Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
1 год обучения, 1 группа.
Занятия проводятся в МБУ ДО ИЦТ ул.Строителей, д.4. кабинет №16
Дата | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
09.09.24 | Вводное занятие. Сообщение целей и задач работы объединения. Режим работы. План занятий. История развития декоративно - прикладного творчества. Старинные и современные направления рукоделия. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, минутка безопасности. | 1 | 1 | - | собеседование |
09.09.24 13.09.24 | Аппликации из природного материала Практическая работа. Изготовление картин из природного материала, заранее заготовленного. | 2 | 1 | 1 | собеседование, опыты |
Раздел I Работа с Бумагой: | 45 | 2 | 43 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
13.09.2416.09.24 20.09.24 23.09.24 27.09.24 30.09.24 04.10.24 07.10.24 11.10.24 14.10.24 18.10.24 21.10.24 25.10.24 28.10.24 01.11.24 08.11.24 11.11.24 15.11.24 18.11.24 22.11.24 25.11.24 | Газетаплетение Теоретические сведения. Историческая справка «Экскурс в мир газетаплетения». Основные приёмы кручения трубочек. Техника выполнения изделия. Практическая работа. Выполнение самых разнообразных моделей, на основе изученных приёмов. Аттестация на входе Покраска и оформление изделия. Анализ моделей. | 40 | 1 | 39 | самостоятельные и творческие работы ким |
25.11.24 29.11.24 02.12.24 | Декупаж Теоретические сведения. История возникновения техники. Основные приёмы используемые в декупаже. Техника выполнения. Выбор основы. Эскиз изделия. Практическая работа. Выполнение изделия, на основе изученных приёмов. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Анализ. | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
Раздел II Работа с нитками: | 50 | 7 | 43 | ||
06.12.2409.12.24 13.12.24 16.12.24 20.12.24 | Вышивка. Теоретические сведения. Из история вышивки. Подготовка к работе. Шкатулка вышивальщицы. Основные техники и виды вышивки. Советы. Схемы. Практическая работа. Вышивка различных изделий. Аттестация в процессе» | 9 | 1 | 8 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы тестирование по КИМ |
20.12.24 23.12.24 27.12.24 10.01.25 13.01.25 | Многоцветное вязания спицами Теоретические сведения. Описание образцов вязки. Расчет петель. Модели изделий. Образцы узоров. Чтение графических схем (условные обозначения, сокращенные слова). Практическая работа. Многоцветовое вязание вещей. Изготовление отделочных элементов. Отпаривание деталей. Вязание и вышивка рисунков, букв и орнаментов. | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
17.01.25 20.01.25 24.01.25 27.01.25 31.01.25 | «Вязания крючком Теоретические сведения. Инструменты. Пряжа и ее подготовка. Техника вязания. Практическая работа. Выполнение различных изделий, вещей для кукол или домашних животных (по желанию). | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
31.01.25 03.02.25 20.02.25 | Плетение кружев. Теоретические сведения. История игольного кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Швы и прошивки. Практическая работа. Выполнение изделия на основе изученных приёмов. | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
26.02.25 27.02.25 02.02.25 | Игольное кружево сведения. История игольного кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Швы и прошивки. Практическая работа. Выполнение изделия на основе изученных приёмов. | 5 | 1 | 4 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос |
02.02.25 03.02.25 07.02.25 | Фриволите – челночное кружево. Теоретические сведения. История о видах кружев Фриволите – челночное кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Практическая работа. Выполнение отдельных мотивов на основе изученных приёмов. | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
10.02.25 14.02.25 17.02.25 21.02.25 | Макраме. Теоретические сведения. История техники плетение из веревок и ниток. Инструменты и материалы. Виды узлов. Техника, способы, приемы в работе. Практическая работа. Выполнение изделий в данной техники на основе изученных приёмов. | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
Раздел III Работа с тканью: | 45 | 5 | 40 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
24.02.25 28.02.25 03.03.2507.03.25 10.03.25 | Вышивка атласными лентами. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Выполнение изделие. | 10 | 1 | 9 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
14.03.25 17.03.25 21.03.25 24.03.25 28.03.25 31.03.25 04.04.25 07.04.25 | Работа с тканью: Квилт и пэчворк. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы и узоры. Практическая работа. Фантазия из лоскутков. | 15 | 1 | 14 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
07.04.25 11.04.25 14.04.25 18.04.25 21.04.25 25.04.25 | Аппликации из ткани. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы. Практическая работа. Фантазия из лоскутков | 10 | 1 | 9 | задания поискового характера |
25.04.25 28.04.25 05.05.25 12.05.25 16.05.25 19.05.25 | Аттестация промежуточная. Аппликации из кожи. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Фантазия из лоскутков. | 10 | 1 | 9 | тестирование по КИМ самостоятельные и творческие работы |
19.05.25 | Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год (участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества) | 1 | 1 | 0 | отчетные выставки |
Итого: | 144 | 17 | 127 |
Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
1 год обучения, 2 группа.
Занятия проводятся в МБУ ДО ИЦТ ул.Строителей, д.4. кабинет №16
Дата | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
10.09.24 | Вводное занятие. Сообщение целей и задач работы объединения. Режим работы. План занятий. История развития декоративно - прикладного творчества. Старинные и современные направления рукоделия. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, минутка безопасности. | 1 | 1 | - | собеседование |
10.09.24 14.09.24 | Аппликации из природного материала Практическая работа. Изготовление картин из природного материала, заранее заготовленного. | 2 | 1 | 1 | собеседование, опыты |
Раздел I Работа с Бумагой: | 45 | 2 | 43 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
14.09.2416.09.24 21.09.24 24.09.24 28.09.24 01.10.24 05.10.24 08.10.24 12.10.24 15.10.24 19.10.24 22.10.24 26.10.24 29.10.24 02.11.24 05.11.24 09.11.24 12.11.24 16.11.24 19.11.24 23.11.24 | Газетаплетение Теоретические сведения. Историческая справка «Экскурс в мир газетаплетения». Основные приёмы кручения трубочек. Техника выполнения изделия. Практическая работа. Выполнение самых разнообразных моделей, на основе изученных приёмов. Аттестация на входе Покраска и оформление изделия. Анализ моделей. | 40 | 1 | 39 | самостоятельные и творческие работы ким |
23.11.24 26.11.24 30.11.24 | Декупаж Теоретические сведения. История возникновения техники. Основные приёмы используемые в декупаже. Техника выполнения. Выбор основы. Эскиз изделия. Практическая работа. Выполнение изделия, на основе изученных приёмов. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Анализ. | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
Раздел II Работа с нитками: | 50 | 7 | 43 | ||
03.12.2407.12.24 10.12.24 14.12.24 17.12.24 | Вышивка. Теоретические сведения. Из история вышивки. Подготовка к работе. Шкатулка вышивальщицы. Основные техники и виды вышивки. Советы. Схемы. Практическая работа. Вышивка различных изделий. Аттестация в процессе» | 9 | 1 | 8 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы тестирование по КИМ |
17.12.24 21.12.24 24.12.24 28.02.24 11.01.25 | Многоцветное вязания спицами Теоретические сведения. Описание образцов вязки. Расчет петель. Модели изделий. Образцы узоров. Чтение графических схем (условные обозначения, сокращенные слова). Практическая работа. Многоцветовое вязание вещей. Изготовление отделочных элементов. Отпаривание деталей. Вязание и вышивка рисунков, букв и орнаментов. | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
14.01.25 18.01.25 21.01.25 25.01.25 28.01.25 | «Вязания крючком Теоретические сведения. Инструменты. Пряжа и ее подготовка. Техника вязания. Практическая работа. Выполнение различных изделий, вещей для кукол или домашних животных (по желанию). | 9 | 1 | 8 | самостоятельные и творческие работы |
28.01.25 01.02.25 04.02.25 | Плетение кружев. Теоретические сведения. История игольного кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Швы и прошивки. Практическая работа. Выполнение изделия на основе изученных приёмов. | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
08.02.25 11.02.25 15.02.25 | Игольное кружево сведения. История игольного кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Швы и прошивки. Практическая работа. Выполнение изделия на основе изученных приёмов. | 5 | 1 | 4 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос |
15.02.25 18.02.25 22.02.25 | Фриволите – челночное кружево. Теоретические сведения. История о видах кружев Фриволите – челночное кружево. Инструменты и материалы. Техника, способы, приемы. Практическая работа. Выполнение отдельных мотивов на основе изученных приёмов. | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
25.02.25 01.03.25 04.03.25 08.03.25 | Макраме. Теоретические сведения. История техники плетение из веревок и ниток. Инструменты и материалы. Виды узлов. Техника, способы, приемы в работе. Практическая работа. Выполнение изделий в данной техники на основе изученных приёмов. | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
Раздел III Работа с тканью: | 45 | 5 | 40 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
11.03.25 15.02.25 18.03.2522.03.25 25.03.25 | Вышивка атласными лентами. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Выполнение изделие. | 10 | 1 | 9 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
29.03.25 01.04.25 05.04.25 08.04.25 12.04.25 15.04.25 19.04.25 22.04.25 | Работа с тканью: Квилт и пэчворк. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы и узоры. Практическая работа. Фантазия из лоскутков. | 15 | 1 | 14 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
26.04.25 29.04.25 06.05.25 10.05.25 13.05.25 17.05.25 | Аппликации из ткани. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы. Практическая работа. Фантазия из лоскутков | 10 | 1 | 9 | задания поискового характера |
17.05.25 20.05.25 24.05.25 27.05.25 31.05.25 03.06.25 | Аттестация промежуточная. Аппликации из кожи. Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Фантазия из лоскутков. | 10 | 1 | 9 | тестирование по КИМ самостоятельные и творческие работы |
03.06.25 | Итоговое занятие. Подведение итогов за прошедший учебный год (участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества) | 1 | 1 | 0 | отчетные выставки |
Итого: | 144 | 17 | 127 |
Воспитательная программа на 2024-2025 учебный год в творческом объединении «Умелые ручки»
Цель и особенности организуемого воспитательного процесса
Цель: личностное саморазвитие учащихся через моделирование культурно-образовательного пространства на занятиях по программе «В мире творчества».
Задачи:
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Особенности организуемого воспитательного процесса.
Творческое объединение «Умелые ручки» работает на базе МБУ ДО ИЦТ. Дети, которые занимаются в этом объединении, не проходят специального отбора, есть дети из неполных, малообеспеченных семей.
В объединении сложились устойчивые традиции проведения праздников совместно с родителями учащихся и другими их законными представителями (бабушками, дедушками).
Также сложилась определённая система работы с родителями учащихся, основными направлениями которой являются:
- индивидуально ориентированная работа: беседа, консультация;
− работа, ориентированная на интересы родителей и детей: совместные праздники, экскурсии, другие мероприятия;
− официально регламентированная деятельность: родительские собрания, беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне объединения);
− презентация результатов деятельности детей;
− общение с родителями в социальных сетях и мессенджерах.
В основе отношений с родителями учащихся – тактичность и оптимистичный настрой при ответах на вопросы родителей, беседах.
Виды, формы и содержание деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Наша цель: создание условий для социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Реализуется этот вид деятельности через участие в экскурсиях, выставках, посещения музеев и участие в конкурсах.
Социально-личностное воспитание.
Моральное и нравственное развитие личности – это процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. Самое главное - развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым, прежде всего, относятся сопереживание и сочувствие. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств школьника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений. Этот вид деятельности реализуется через участие в традиционных праздниках и экскурсиях «Новогодний праздник», конкурсы, командные соревнования.
Художественно-эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Реализуется это через:
- посещение выставок, концертов, конкурсов, экскурсий;
− участие в таких выставках, конкурсах, экскурсиях;
− создание эстетической развивающей среды в объединении.
Планируемые результаты и формы их проявления
В результате реализации программы воспитания в объединении «Юный краевед» ребенок будет обладать следующими качествами:
- проявлять интерес к истории своей страны, своего края, поселка, своего народа и его традициям;
− осознавать свои индивидуальные особенности и возможности, быть способным к дифференцированной самооценке (уметь сопереживать, проявлять сострадание);
− осознавать важность сохранности памятников архитектуры, истории родного поселка;
− проявлять миролюбие (не затевать конфликты и стремиться решить спорные вопросы, не прибегая к силе, устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми, уметь прощать обиды, защищать слабых, уважительно относиться к людям иной национальности или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья, уметь соотносить свои желания и стремления с интересами других людей, уважительно относиться к ценностям);
- уметь расположить к себе сверстников и взрослых, заинтересовать их (уверен в себе, открыт и общителен, не стесняется быть в чем-то непохожим на других людей).
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год
№ | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Планируемый результат | Примечание |
1. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Операция «Уют» | сентябрь | Подготовка кабинета к новому учебному году, воспитание положительного отношения к труду | Мероприятие для детей. |
2. | Экологическое воспитание | «Море великое чудо природы» (День моря) | сентябрь | Формирование экологической культуры и экологического мышления | Виртуальное путешествие для детей. |
3. | Формирование коммуникативной культуры | День рассказывания историй о летних путешествиях | 7 сентября | Завязывание дружеских отношений в коллективе, формирование коммуникативной культуры общения | Мероприятие для детей. Рисунки «Моё лето» |
4. | Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание | Международный день мира | 21 сентября | Знакомство с трагическими причинами и следствиями военных конфликтов и, мероприятиями, направленными на создание справедливого и устойчивого мира.Тема 2021 года: «Восстановление по принципу "лучше чем было"» | Мероприятие для детей. Творческая работа «Голубь мира» |
5. | Духовно-нравственное воспитание | «Этика и культура общения» | октябрь | Повышение уровня воспитанности | Беседа с детьми. |
6. | Духовно-нравственное воспитание | «День пожилых людей» | октябрь | Формирование положительного отношения к людям пожилого возраста, доброты и помощи старшему поколению | Мероприятие для детей, бабушек и дедушек. «Не знали эти руки скуки» |
7. | Духовно-нравственное воспитание | «День учителя» | 5 октября | Формирование признательности, уважения и благодарности педагогам, через чей труд и настойчивость дети обретают тягу к знаниям, открывают таланты, учатся вниманию, терпению и общению | Мероприятие для детей. Творческая работа «Подарок для учителя |
8. | Гражданско-патриотическое | «День народного единства» | 4 ноября | Формирование нравственных понятий о героизме и сплочённости народа независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. | Мероприятие для детей |
9. | Нравственно-эстетическо воспитание Семейное воспитание | «В мире ближе друга нет!» | ноябрь | Формирование представления о моральных и этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; правилах нравственного поведения; - развитие чувства доверия друг к другу; - атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества. | Мероприятие для детей, мам, бабушек |
10. | Воспитание здорового образа жизни | «Еда: полезная и вредная» | ноябрь | Привитие правильных пищевых привычек | Беседа с детьми. |
11. | Формирование коммуникативной культуры | В мастерской у Деда Мороза «Там на неведомых дорожках…» | декабрь | Формирование коммуникативной культуры, взаимопомощи, дружелюбия уважения. | Игра «Поле чудес». |
12. | Правовое воспитание | Беседы: День прав человека – 10 декабря. День конституции РФ – 12 декабря | декабрь | Расширение информационной пространства обучающихся | Беседа с детьми. |
13. | духовно-нравственное воспитание | «День рожденья ИЦТ», «День рождения ХМАО-Югры» | декабрь, январь | Подготовка изделий, атрибутов; посещение Выставочного зала. | |
14. | Гражданско-патриотическое | «Имя солдата неизвестно» (День неизвестного солдата) | декабрь | Формирование ценностного отношения к России и своему народу | Беседа с детьми. |
15. | Воспитание положительного отношения к творчеству и труду | День детей-изобретателей | 17 января | формирование ценностного отношения к творчеству. Развитие творческого мышления и способностей и фантазии | Тематическое мероприятие для детей. |
17. | Духовно-нравственное воспитание | «Ежели вы вежливы» (Международный день «Спасибо») | январь | Повышение уровня воспитанности | Игра с детьми. |
18. | Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание | «Друг мой, папа» К дню защитника Отечества. | февраль | формирование ценностного отношения к традициям, воспитание взаимопомощи, дружелюбия уважения | Мероприятие для детей, пап и дедушек |
19. | Трудовое воспитание | «О лени и лентяях» | февраль | Формирование трудового образа жизни. | Своя игра для детей. |
20. | Гражданско-патриотическое | «Вместе против террора» | март | Формирование ценностного отношения к России и своему народу | Интерактивный познавательный час для детей. |
21. | Нравственно-эстетическое, трудовое воспитание | «Подарок к 8 марта» | март | - знать и чтить традиции; -формирование ценностного отношения к труду, творчеству и к прекрасному. | Изготовление подарка к международному женскому дню |
22. | Духовно-нравственное воспитание | «Пасхальный калейдоскоп» | март | - знать и чтить традиции; формирование ценностного отношения к труду, творчеству и к прекрасному. | Изготовление сувениров |
23. | Нравственно-эстетическое, трудовое воспитание | «Вороний день» | апрель | Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры | Мероприятие для детей Изготовление поделки к вороньему дню |
24. | Гражданско-патриотическое воспитание | 12 апреля-Всемирный день авиации и космонавтики | апрель | Расширение информационной пространства обучающихся. – Воспитывать чувство гордости за народ | Беседа с детьми. |
25. | Экологическое воспитание | «Мы все в ответе за нашу планету» | апрель | Формирование экологической культуры и экологического мышления | Беседа с детьми. |
26. | Трудовое воспитание | «Чистый поселок» | май | Формирование трудового образа жизни. | Уборка территории поселка |
27. | Гражданско-патриотическое воспитание | «Я знаю, нет моей вины в том, что другие не пришли с войны… | Май | - Расширение информационной пространства обучающихся. - Воспитывать чувство гордости за русский народ, победивший врага в годы ВОВ. Воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к Родине. | Мероприятие для детей, и родителей |
28. | Нравственно-эстетическое, трудовое воспитание | Участие в конкурсах разного уровня | Июнь, июль, август | формирование ценностного отношения к труду, творчеству и к прекрасному. Развитие творческого мышления и способностей и фантазии | Участие в мероприятиях |