Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами.Направленность программы художественная, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_startovaya_um_ruchki_2024-2025.docx | 103.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"
(МБУДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета от 02.09.2024г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом и.о.директора МБУ ДО ИЦТ от 02.09.2024 №104 и.о.директора Гайсина Ю.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(стартовый уровень)
Возраст детей: 5 –10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Акинина Алёна Валерьевна,
педагог дополнительного образования
Игрим 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 9
1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающией программы «Умелые ручки» 10
1.4. Планируемые результаты освоения программы: 13
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 15
2.1. Календарный учебный график реализации дополнительной на 2024 – 2025 учебный год 15
2.2. Условия реализации программы 15
2.3 Формы аттестации/контроля и фиксация образовательных результатов 16
2.5 Методическое обеспечение программы 17
Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год 26
Воспитательная программа на 2024-2025 учебный год 29
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год 35
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» | |
Основание для разработки программы |
| |
Автор-разработчик программы | Акинина Алёна Валерьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Игримский центр творчества» | |
Руководитель программы | Акинина Алёна Валерьевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Игримский центр творчества». Высшая категория. КПК «Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей» 36ч., 2022г.; «Информационные технологии и нейросети для педагогов: применение и интеграция в образовательный процесс» 72 ч.,2024 г. | |
Организация заявитель | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Игримский центр творчества» | |
Адрес организации | 628146, Российская Федерация, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, гп. Игрим, ул.Строителей, д.1 dyuc-2009@yandex.ru | |
Адрес реализации программы | 628146, Российская Федерация, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, гп. Игрим, ул.Строителей, д.4, кабинет №16 | |
Тип программы | Общеобразовательная общеразвивающая | |
Направленность программы | художественная | |
Год разработки программы | 2024 | |
Год последней корректировки программы | 2024 | |
Уровень освоения программы | стартовый | |
Форма реализации программы | групповая | |
Целевые группы | учащиеся 5 – 10 лет | |
Сроки реализации программы | 1 год | |
Цель программы | Приобщение к основам художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное творчество и создание условий для формирования творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность. | |
Краткое содержание программы | Программа «Умелые ручки» направлена на воспитание художественной культуры детей, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы. В процессе работы, учащиеся творчески самовыражаются, развивают свои художественные способности в целом, повышают свои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов через ДПТ (овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия). Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно - тематического направления программы, двигаясь от простого к сложному, воспитанники знакомятся с разными видами рукоделия, их историей, материалом, учатся создавать несложные изделия. Формируются представления о гармоничном сочетании цветов, развиваются навыки работы с различными материалами. | |
Ожидаемые результаты | - осознавать роль художественной культуры в жизни людей; - эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству; - улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе; - удовлетворенность собой и своим окружением; - свобода творческого самовыражения; - стремление к самопознанию и самовыражению; - развитое чувство внутреннего контроля; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | |
Материально-техническое оснащение | Шкаф для документов и книг. Стеллажи для рабочего материала и для экспонатов. Парты. Стулья. Дидактический материал, наглядные пособия. Канцелярские принадлежности (Бумага А4 белая, цветная, ножницы, клей, карандаши простые и цветные, картон белый и цветной, линейки, угольники, транспортиры, циркули, линейки для выкроек ластики, маркеры, степлеры и т.д.); пинцеты, скотч, иглы разного размера, наперстки, нитки цветные (швейные, мулине, ирис, блестящие), крючки (диаметром 1, 1-2; 2, 1-3; 3, 1-4 мм), спицы разной толщины (металлические, пластмассовые, деревянные), пряжа (шерсть, хлопчатобумажная, синтетика), шило, мешковина, круглые резаки, лента, тесьма, плоскогубцы с острыми наконечниками, пяльцы, ткань для вышивания, пробойник и т.д. |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012, №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998, №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015, №996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
5. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018г., протокол № 3);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017, №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018, №298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019, №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
11. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
Методические рекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015, № 09-3242);
2. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
3. Методические рекомендации. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. БУ ВО «Сургутский государственный университет», 2022;
4. Концепция воспитания на 2020-2025 годы, Правительство Санкт-Петербурга, 16.01.2020.
5. Примерный календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год. Министерство просвещения.
Направленность программы художественная, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами различных видов рукоделия. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Актуальность программы выражается современными тенденциями моды, в последнее время вновь становится популярным ручной труд и рукоделие, дающие возможность создавать эксклюзивные вещи. Такие занятия очень полезны для детей, создают условий для творческого развития ребенка, развивая не только фантазию, пространственное мышление, глазомер, мелкую и крупную моторику, усидчивость и др. Занятие творчеством является эффективным средством формирования и развития духовного мира, художественного вкуса учащихся, обогащает их эмоциональную сферу, а также направлена на профилактику асоциального поведения детей.
Отличительные особенности программы, новизна.
К отличительным особенностям программы можно отнести то, что у каждого ребенка есть возможность попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Новизна программы состоит в том, что в одной программе представлены как старинные, так и современные виды декоративно – прикладного творчества, что дает возможность воспитанникам раскрыть богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Адресат программы. Программа адресована детям от 5 до 10 лет.
Исходя из возрастных и психологических особенностей учащихся данного возраста, определены следующие воспитательные и развивающие задачи:
Воспитывать культуру поведения и бережное отношение к природе;
Формировать основы личностных и социальных компетенций: общекультурных, учебно - познавательных, информационных, коммуникативных, социально - трудовых.
Развивать активность (индивидуальную и групповую), инициативу, индивидуальность, творческие способности.
Объем программы, срок освоения.
Объем программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Формы обучения – очная. В актированные дни или в период карантина предусматривается организация учебного процесса с применением дистанционных технологий обучения с использованием российских образовательных Интернет-ресурсов.
Уровень программы – стартовый.
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно - тематического направления программы, связана с базовым уровнем программы «В мире творчества». На стартовом уровне обучения, двигаясь от простого к сложному, воспитанники знакомятся с разными видами рукоделия, их историей, материалом, учатся создавать несложные изделия. Формируются представления о гармоничном сочетании цветов, развиваются навыки работы с различными материалами (программа носить выраженный деятельностный характер, создавать возможность активного практического погружения детей в сферу соответствующей предметной деятельности на уровне первичного знакомства с ней)
Программа разработана по всем основным направлениям развития личности: физическое, познавательное, социально-личностное, интеллектуальное, художественно- эстетическое; содействует формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной и др.).
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы – традиционная.
Традиционная форма;
- на основе сетевого взаимодействия организаций;
- с применением дистанционных технологий;
- посредством организации электронного обучения;
- на основе реализации модульного подхода.
Организационные формы обучения группы формируются из учащихся 5-10 лет. Программа предусматривает использование групповой, фронтальной (по подгруппам) и индивидуальной форм занятий. Индивидуально-групповая форма необходима для создания творческих работ, коллективных работ и подготовке обучающихся для участия в конкурсах, выставках.
Состав группы – 7-15 учащихся.
Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 5 минут.
Общее количество часов в неделю:
2 часа, 2 раза в неделю по 1 часу
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цели программы: создать условия для формирования творческой личности, готовой к творческому самовыражению посредством различных видов деятельности и умеющей отстаивать своё мнение, способной созидать себя как индивидуальность.
Задачи:
Предметные – развитие познавательного интереса к ДПТ, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, специальных компетенций и т.п.:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пособия, свой творческий и жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- развитие простейших знаний о средствах выразительности и эмоционального воздействия изделия (линия, композиция, контраст, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит);
- владение основными сведениями о некоторых видах рукоделия, истории, способах декоративно - художественного оформления, готовность представить выполненное изделие, владение терминологией и правилами техники безопасной деятельности.
Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование ключевых компетентностей;
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии, внимания зрительной памяти и т.д.;
- способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, расширению кругозора;
- способствовать воспитанию нравственно-эстетического отношения к миру, бережного отношения к природе;
Личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.:
- способствовать эстетическому восприятию окружающего мира - пониманию красоты, гармонии и цветового богатства действительности;
- сформированная любознательность, сообразительность при выполнении работы, целеустремленность, умение решать поставленные задачи;
- способствовать формированию уважительного отношения к людям, терпимости, культуры поведения и общения в коллективе;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности, воображения, ассоциативно - образного мышления.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающией программы «Умелые ручки»
Учебный план на 2024 – 2025 учебный год
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | собеседование |
2 | Основы цветовой гармонии | 2 | 1 | 1 | собеседование, опыты |
Раздел I Работа с Бумагой: | 41 | 6 | 35 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
3 | «Бумажный зоопарк» Оригами | 3 | 1 | 2 | самостоятельные и творческие работы |
4 | «Забавные фигурки» (модульное оригами) | 17 | 1 | 16 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
5 | Лепка из бумажной массы | 4 | 1 | 3 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
6 | Квиллинг | 6 | 1 | 5 | самостоятельные и творческие работы |
7 | «foilart» | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы |
8 | Аппликации | 3 | 1 | 2 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
Раздел II Работа с нитками: | 15 | 3 | 12 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
9 | Волшебная изонить | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
10 | Вязания крючком | 5 | 1 | 4 | самостоятельные и творческие работы |
11 | Вязания спицами | 5 | 1 | 4 | самостоятельные и творческие работы |
Раздел III Работа с тканью: | 10 | 2 | 8 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
12 | Мягкая игрушка | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
13 | Оживший лоскуток | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
14 | Аппликации из природного материала | 2 | 1 | 1 | задания поискового характера |
15 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества, отчетные выставки |
Итого: | 72 | 15 | 57 |
|
Содержание программы по учебному плану
- Вводное занятие.
Сообщение целей и задач работы объединения. Режим работы. План занятий. История развития декоративно - прикладного творчества. Современные направления рукоделия. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, минутка безопасности.
- Основы цветовой гармонии.
Гармонии цвета, цветовое соотношение, тон, цветовой контраст. Способы построения гармонической цветовой целостности. Гармония: дополнительных пар, триады, родственных цветов.
Раздел I. Работа с Бумагой:
- Оригами « Бумажный зоопарк»
Теоретические сведения. Историческая справка «Экскурс в мир оригами». Знакомство с международными условными знаками. Основные приёмы, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе. Техника выполнения по схемам. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение самых разнообразных моделей, на основе изученных приёмов. Из изготовленных фигурок зверей и птиц, составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
- Забавные фигурки (модульное оригами)
Теоретические сведения. Историческая справка. Материалы и инструменты. Изготовления модулей оригами (треугольный, кусудамы «супершар», «трилистник»), используемые для объемных моделей. Техника выполнения. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение самых разнообразных моделей, на основе изготовленных модулей. Оформление.
- Лепка из бумажной массы
Теоретические сведения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, минутка безопасности. Практическая работа. Выполнение моделей. Оформление.
- Квиллинг
Теоретические сведения. Что такое «квиллинг», история. Материалы и инструменты для квиллинга. Маленькие хитрости. Специальные приспособления. Особенности, основные техники работы с бумагой. Практическая работа. Изделия в стиле квиллинг (цветы, животные, украшение и т.д.)
- «Foilart»
Теоретические сведения. О технике, об авторе, Подготовка материала. Практическая работа. Изготовление изделий.
- Аппликации
Теоретические сведения. История, понятие, виды аппликаций из бумаги, терминология. Рабочее место, материалы и инструменты, техника безопасности при работе, технология работы. Выбор натуры, сюжета, узора. Практическая работа. Первые уроки аппликации, с использованием пластилина. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги, вырезание деталей изображения на фоне. Выполнение различных поделок из бумаги. Составление узоров из элементарных фигур.
Раздел II. Работа с нитками:
- Волшебная изонить
Теоретические сведения. История техники. Подготовка к работе. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Заполнение сложных фигур. Узоры и композиции. Практическая работа. Выполнение различных изделий (морская тематика, бабочки, птички, цветы, звезды, снежинки, абстрактные и «космические» композиции, изображение людей).
- Вязание спицами
Теоретические сведения. История, виды вязания. Инструменты. Пряжа и ее подготовка. Вывязывания различных видов петель спицами. Убавление и прибавление петель. Оформление края изделия. Практическая работа. Выполнение различных изделий.
- Вязание крючком
Теоретические сведения. Инструменты. Пряжа и ее подготовка. Техника вязания. Практическая работа. Выполнение различных изделий.
Раздел III. Работа с тканью:
- Оживший лоскуток
Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Фантазия из лоскутков.
- Мягкая игрушка
Теоретические сведения. Из истории. Шкатулка – Город швейных мастеров. Готовимся к шитью: Волшебный магазин тканей. Рабочие швы. Дополнительные материалы. Фурнитура. Практическая работа. Выполнение различных изделий.
- Аппликации из природного материала
Теоретические сведения. Заготовка и обработка материала. Окрашивание материала. Техника выполнения изделия. Окантовка изделия. Практическая работа. Сбор природного материала.
- Итоговое занятие
Подведение итогов за прошедший учебный год. Мониторинг качества знаний воспитанников.
Планируемые результаты освоения программы:
Общие представления об изучаемой предметной области;
- опыт деятельности по образцу (возможно, с элементами творческих проявлений);
- первичный интерес к изучаемой предметной деятельности;
- первичные основы ключевых личностных компетенций: общекультурных, учебно - познавательных, информационных, коммуникативных, социально - трудовых.
Освоение прогнозируемых результатов. Презентация результатов на уровне образовательной организации.
Развитие интереса детей к окружающему миру, приобретение опыта практической деятельности;
- получение общих представлений о предметной области;
- ознакомление детей с широким набором видов деятельности, позволяющих им осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей;
- создание первоначальной основы для индивидуализации дальнейшего обучения в системе дополнительного образования;
- развитие активности (индивидуальной и групповой), инициативы, индивидуальности, творческих способностей; формирование основ личностных и социальных компетенций.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график реализации дополнительной на 2024 – 2025 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год 1 гр. | 09.09.2024 | 31.05.2025 | 36 | 72 | 2 часа в неделю 2 раза по 1 часа |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения условий в соответствии с СанПиНом в кабинете имеются:
- шкафы для документов и книг;
- стеллажи для рабочего материала и для экспонатов;
- учебные столы;
- стулья ученические;
- компьютер;
- экран и проектор.
Технические средства обучения:
- стационарный компьютер, подключенный к сети Интернет;
- медиапроектор, экран, акустическая система.
Оборудование, необходимое для проведения занятий:
- демонстрационные экспонаты;
- оборудование.
Канцелярские принадлежности:
- Карандаши, ручки, маркеры, фломастеры;
- Краски, кисти;
- Бумага, картон;
- Ножницы, клей;
- Нитки, ткани и т.д.
Обучение с применением дистанционных технологий:
- выход в Интернет (скорость не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя.)
- компьютерное оборудование - могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой, необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет или мобильное устройство с подключением к сети Интернет (мобильный телефон, планшет и т.п.).
Информационное обеспечение:
- мультимедийные презентации;
- обучающие фильмы;
- вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания.
Электронные образовательные ресурсы:
- Федеральный портал «Здоровье и образование» - http://www.valeo.edu.ru
- Сайт« Страна мастеров»( для любителей ДПТ) - http://stranamasterov.ru
- Сайт Ассоциации творческих педагогов России - http://www.educontest.net
Кадровое обеспечение
По данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификацией согласно п.3.1 Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1), прошедшего курсы повышения квалификации по методике преподавания декоративно-прикладного творчества.
2.3 Формы аттестации/контроля и фиксация образовательных результатов
Процесс обучения предусматривает следующие методы контроля:
- собеседование;
- контроль выполнения работы;
- игры;
- тестирование;
- организация и проведение экскурсии и выставок.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся промежуточная и итоговая диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Промежуточная аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Входная диагностика не проводится. Принимаются все без ограничений, но с учетом индивидуальных медицинских показаний конкретного ребенка.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля | Фиксация результатов |
Текущий контроль | |||
В течение всего учебного года | оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. | собеседование, контрольные вопросы, занятие-игра тестирование | Карта оценки результатов. Электронный журнал педагогического контроля |
«В процессе» | |||
В конце полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Тестирование | Сводная таблица по результатам аттестации «в процессе» |
Итоговый контроль | |||
В конце учебного года или курса обучения | Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. | Тестирование | Протокол промежуточной или итоговой аттестации. Сводная таблица по результатам промежуточной или итоговой аттестации. |
2.4 Оценочные материалы
№ | Контроль | Диагностическая методика | Параметры оценки | Система оценки |
2 | «в процессе» | Тестирование | 20 вопросов на пройденные темы | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
3 | Итоговый | Тестирование | 20 вопросов на пройденные темы | Высокий уровень – правильных ответов 16-18 Средний уровень – правильных ответов 10-15 Низкий уровень – правильных ответов 1-9 |
2.5 Методическое обеспечение программы
Для реализации данной образовательной программы используются следующие методы обучения:
Методы, используемые на занятиях по источнику знаний:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение, показ видеоматериалов;
- практические: игра, упражнения, исследование, эксперимент.
Методы по характеру учебной деятельности:
- репродуктивные;
- проблемные;
- объяснительно-иллюстративные;
- поисковые;
- эвристический.
Методы по степени активности педагога и обучающихся:
- активные;
- интерактивные.
Особое внимание уделяется рефлексии. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда.
В работе по программе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности. Разработаны материалы по темам (беседы, лекции, наглядные пособия, дидактический материал, видеоматериалы, открытые занятия, массовые мероприятия, подборки игр, викторин, и т.д.) в бумажном и электроном виде. Раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.д.
Образовательный процесс строится на основе применения следующих педагогических технологиях:
Технология личностно-ориентированного обучения направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей обучающихся на основе использования имеющегося у них жизненного опыта. Содержание, методы и приемы личностного ориентирования направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Технология развивающего обучения, при которой главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию общения, взаимопомощь. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач: групповые задания выполняются так, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.
Здоровьесберегающие технологии, создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья обучающихся.
Игровые технологии, которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Также на занятиях активно применяются информационно- коммуникационные технологии, которые значительно повышают интерес детей к занятиям, уровень познавательных возможностей детей.
Средства обучения
В современном образовании основной задачей обучения является формирование учебных компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В достижении целей и задач формирования у учащихся учебных компетенций важную роль в процессе преподавания играют межпредметные связи. Они закладывают фундамент для комплексного решения сложных проблем реальной действительности, способствуют лучшему формированию понятий, полное представление о которых невозможно получить учащимся в одной предметной области.
Интерактивные средства обучения – средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Программа построена на следующих принципах:
Принцип актуализации знаний состоит в воспроизведении учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, помогает осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Принцип систематичности и последовательности проведения занятий предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания и таким образом, чтобы на занятии обучающиеся могли закрепить ранее полученные знания и в то же время приобрести элементы новых знаний.
Принцип наглядности предполагает использование на занятиях наглядных способов представления информации (видеофильмы, фотографии, презентации, иллюстрации, анимация).
Принцип сбалансированности деятельности предусматривает чередование и сочетание различных видов деятельности для улучшения усвоения материала обучающимися.
Принцип сотрудничества взрослого и учащегося.
Принцип гибкости, который требует в смысле обеспечения возможности оперативного и непрерывного обновления содержания обучения, модернизации содержания программы и дидактических материалов к занятиям.
Методико-дидактическое обеспечение программы
Реализация программы дает учащимся возможность изучить историю как старинных, так и современных видов декоративно – прикладного творчества, овладеть основными приёмами различных видов рукоделия. Все это дает возможность воспитанникам раскрыть богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества.
Для реализации программы могут быть использованы следующие методы обучения:
- поисково-исследовательский метод;
- метод самореализации через различные творческие дела и конкурсы;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Дидактический материал.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала можно использовать: наглядные пособия (фото-видеоматериал), рисунки и иллюстрации, определители, энциклопедии, коллекции.
В качестве форм подведения итогов допускается участие в конкурсах и выставках по художественному направлению.
Методические материалы
№ | Тема программы | Формы занятий | Педагогические методики и технологии | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал |
1 | Вводное занятие | рассказ беседа игра | игровые технологии здоровьесберега-ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы |
2 | Основы цветовой гармонии | рассказ беседа объяснение творческая работа опыты | игровые информационные здоровьесберега-ющие технологии исследование эксперимент | словесные практические наглядные инструктивно- практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
Раздел I Работа с Бумагой: Технология личностно-ориентированного обучения | |||||
2 | «Бумажный зоопарк» Оригами | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега-ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
3 | «Забавные фигурки» (модульное оригами) | рассказ объяснение беседа творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега-ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
4 | Лепка из бумажной массы | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
5 | Квиллинг | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
6 | «foilart» | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
7 | Квиллинг | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
8 | Аппликации | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые технологии информационные технологии контрольные вопросы | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
Раздел II Работа с нитками: Технология личностно-ориентированного обучения | |||||
9 | Волшебная изонить | рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | словесные практические наглядные инструктивно-практические | мультимедиа-материалы наглядные пособия |
10 | Вязания крючком | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
11 | Вязания спицами | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
Раздел III Работа с тканью: Технология личностно-ориентированного обучения | |||||
12 | Мягкая игрушка | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
13 | Оживший лоскуток | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии контрольные вопросы | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
14 | Аппликации из природного материала | Рассказ беседа объяснение творческая работа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы наглядные пособия |
15 | Итоговое занятие | Беседа игра | игровые информационные здоровьесберега- ющие технологии Контрольные вопросы | Словесные Практические Наглядные Инструктивно-практические | Мультимедиа-материалы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся и родителей:
Айрис-пресс, 2012. |
|
|
|
|
издательства, 1993. – 192 с. |
|
|
2005г.,225с. |
|
1998. |
|
|
|
одежды, украшения. - СПб.: Регата, Издательский дом «Литера», 2000. |
|
|
«Просвещение»., 1991г.,268с. |
|
|
Литература для педагогов:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
2024-2025 учебный год –реализации программы.
Цели программы:
- создать условия для формирования творческой личности, готовой к творческому самовыражению посредством различных видов деятельности и умеющей отстаивать своё мнение, способной созидать себя как индивидуальность.
Задачи:
Предметные – развитие познавательного интереса к ДПТ, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, специальных компетенций и т.п.:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пособия, свой творческий и жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- развитие простейших знаний о средствах выразительности и эмоционального воздействия изделия (линия, композиция, контраст, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит);
- владение основными сведениями о некоторых видах рукоделия, истории, способах декоративно - художественного оформления, готовность представить выполненное изделие, владение терминологией и правилами техники безопасной деятельности.
Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование ключевых компетентностей;
- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии, внимания зрительной памяти и т.д.;
- способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, расширению кругозора;
- способствовать воспитанию нравственно-эстетического отношения к миру, бережного отношения к природе;
Личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.:
- способствовать эстетическому восприятию окружающего мира - пониманию красоты, гармонии и цветового богатства действительности;
- сформированная любознательность, сообразительность при выполнении работы, целеустремленность, умение решать поставленные задачи;
- способствовать формированию уважительного отношения к людям, терпимости, культуры поведения и общения в коллективе;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности, воображения, ассоциативно - образного мышления.
Календарный учебный график реализации дополнительной программы на 2024 – 2025 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год 1 гр. | 09.09.2024 | 26.05.2025 | 36 | 72 | 2 часа в неделю 2 раза по 1 часа |
Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
1 группа.
Занятия проводятся в МБУ ДО ИЦТ ул.Строителей, д.4. кабинет №16
Дата | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
09.09.24 | Вводное занятие. Сообщение целей и задач работы объединения. Режим работы. План занятий. История развития декоративно - прикладного творчества. Старинные и современные направления рукоделия. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, минутка безопасности. | 1 | 1 | 0 | собеседование |
14.09.24 16.09.24 | Основы цветовой гармонии Гармонии цвета, цветовое соотношение, тон, цветовой контраст. Способы построения гармонической цветовой целостности. Гармония: дополнительных пар, триады, родственных цветов. | 2 | 1 | 1 | собеседование, опыты |
Раздел I Работа с Бумагой: | 41 | 6 | 35 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
21.09.24 23.09.24 28.09.24 | «Бумажный зоопарк» Оригами Теоретические сведения. Историческая справка «Экскурс в мир оригами». Знакомство с международными условными знаками. Основные приёмы, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе. Техника выполнения по схемам. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение самых разнообразных моделей, на основе изученных приёмов. Из изготовленных фигурок зверей и птиц, составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. | 3 | 1 | 2 | самостоятельные и творческие работы |
30.10.24 05.10.24 07.10.24 12.10.24 14.10.2419.10.24 21.10.2426.10.24 28.10.2402.11.24 09.11.2411.11.24 16.11.2418.11.24 23.11.2425.11.2430.11.24 | «Забавные фигурки» (модульное оригами) Теоретические сведения. Историческая справка. Материалы и инструменты. Аттестация Изготовления модулей оригами (треугольный, кусудамы «супершар», «трилистник»), используемые для объемных моделей. Техника выполнения. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение самых разнообразных моделей, на основе изготовленных модулей. Оформление. | 17 | 1 | 16 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
02.12.2407.12.2409.12.2414.12.24 | Лепка из бумажной массы Теоретические сведения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, минутка безопасности. Практическая работа. Выполнение моделей. Оформление. | 4 | 1 | 3 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
16.12.2421.12.2423.12.2428.12.2411.01.2513.01.25 | Квиллинг Теоретические сведения. Что такое «квиллинг», история. Материалы и инструменты для квиллинга. Маленькие хитрости. Специальные приспособления. Особенности, основные техники работы с бумагой. Практическая работа. Изделия в стиле квиллинг (цветы, животные, украшение и т.д.) | 6 | 1 | 5 | самостоятельные и творческие работы |
18.01.25 20.01.2525.01.2527.01.2501.02.2503.02.2508.02.2510.02.25 | «Foilart» Теоретические сведения. О технике, об авторе, Подготовка материала. Практическая работа. Изготовление изделий. «Аттестация в процессе» | 8 | 1 | 7 | самостоятельные и творческие работы тестирование по КИМ |
15.02.2517.02.2522.02.25 | Аппликации Теоретические сведения. История, понятие, виды аппликаций из бумаги, терминология. Рабочее место, материалы и инструменты, техника безопасности при работе, технология работы. Выбор натуры, сюжета, узора. Практическая работа. Первые уроки аппликации, с использованием пластилина. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги, вырезание деталей изображения на фоне. Выполнение различных поделок из бумаги. Составление узоров из элементарных фигур. | 3 | 1 | 2 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
Раздел II Работа с нитками: | 15 | 3 | 12 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
24.02.25 01.02.25 03.03.2508.03.25 10.03.25 | Волшебная изонить Теоретические сведения. История техники. Подготовка к работе. Последовательность работы. Заполнение простых фигур. Заполнение сложных фигур. Узоры и композиции. Практическая работа. Выполнение различных изделий (морская тематика, бабочки, птички, цветы, звезды, снежинки, абстрактные и «космические» композиции, изображение людей). | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
15.03.2517.03.2522.03.2524.03.2529.03.25 | Вязания крючком Теоретические сведения. История, виды вязания. Инструменты. Пряжа и ее подготовка. Вывязывания различных видов петель. Убавление и прибавление петель. Оформление края изделия. Практическая работа. Выполнение различных изделий. | 5 | 1 | 4 | самостоятельные и творческие работы |
31.03.2505.04.2507.04.2512.04.2514.04.25 | Вязания спицами Теоретические сведения. История, виды вязания. Инструменты. Пряжа и ее подготовка. Вывязывания различных видов петель спицами. Убавление и прибавление петель. Оформление края изделия. Практическая работа. Выполнение различных изделий. | 5 | 1 | 4 | самостоятельные и творческие работы |
Раздел III Работа с тканью: | 10 | 2 | 8 | дидактические задания и игры, наблюдения, опрос | |
19.04.2521.04.2526.04.2528.04.25 | Мягкая игрушка Теоретические сведения. Из истории. Шкатулка – Город швейных мастеров. Готовимся к шитью: Волшебный магазин тканей. Рабочие швы. Дополнительные материалы. Фурнитура. Практическая работа. Выполнение различных изделий. | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
03.05.2505.05.2510.05.2512.05.25 17.05.25 | Оживший лоскуток Теоретические сведения. История. Подготовка к работе. Схемы и детали выкроек. Элементы мозаики. Мозаичный узор. Практическая работа. Фантазия из лоскутков. «Аттестация итоговая» | 5 | 1 | 4 | занятие-игра, самостоятельные и творческие работы |
19.05.2524.05.25 | Аппликации из природного материала Теоретические сведения. Заготовка и обработка материала. Окрашивание материала. Техника выполнения изделия. Окантовка изделия. | 2 | 1 | 1 | задания поискового характера тестирование по КИМ |
26.05.25 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества, отчетные выставки |
Итого: | 72 ч. | 10ч. | 62ч. |
Воспитательная программа на 2024-2025 учебный год в творческом объединении «Умелые ручки»
Цель и особенности организуемого воспитательного процесса
Цель: личностное саморазвитие учащихся через моделирование культурно-образовательного пространства на занятиях по программе «Умелые ручки».
Задачи:
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Особенности организуемого воспитательного процесса.
Творческое объединение «Умелые ручки» работает на базе МБУ ДО ИЦТ. Дети, которые занимаются в этом объединении, не проходят специального отбора, есть дети из неполных, малообеспеченных, приёмных семей.
В объединении сложились устойчивые традиции проведения праздников совместно с родителями учащихся и другими их законными представителями (бабушками, дедушками, приёмными родителями).
Также сложилась определённая система работы с родителями учащихся, основными направлениями которой являются:
- индивидуально ориентированная работа: беседа, консультация;
− работа, ориентированная на интересы родителей и детей: совместные праздники, экскурсии, другие мероприятия;
− официально регламентированная деятельность: родительские собрания, беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне объединения);
− презентация результатов деятельности детей;
− общение с родителями в социальных сетях и мессенджерах.
В основе отношений с родителями учащихся – тактичность и оптимистичный настрой при ответах на вопросы родителей, беседах.
Виды, формы и содержание деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Наша цель: создание условий для социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Реализуется этот вид деятельности через участие в экскурсиях, выставках, посещения музеев и участие в конкурсах.
Социально-личностное воспитание.
Моральное и нравственное развитие личности – это процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. Самое главное - развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым, прежде всего, относятся сопереживание и сочувствие. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств школьника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений. Этот вид деятельности реализуется через участие в традиционных праздниках и экскурсиях «Новогодний праздник», конкурсы, командные соревнования.
Художественно-эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Реализуется это через:
- посещение выставок, концертов, конкурсов, экскурсий;
− участие в таких выставках, конкурсах, экскурсиях;
− создание эстетической развивающей среды в объединении.
Планируемые результаты и формы их проявления
В результате реализации программы воспитания в объединении «Умелые ручки» ребенок будет обладать следующими качествами:
- проявлять интерес к истории своей страны, своего края, поселка, своего народа и его традициям;
− осознавать свои индивидуальные особенности и возможности, быть способным к дифференцированной самооценке (уметь сопереживать, проявлять сострадание);
− осознавать важность сохранности памятников архитектуры, истории родного поселка;
− проявлять миролюбие (не затевать конфликты и стремиться решить спорные вопросы, не прибегая к силе, устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми, уметь прощать обиды, защищать слабых, уважительно относиться к людям иной национальности или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья, уметь соотносить свои желания и стремления с интересами других людей, уважительно относиться к ценностям);
- уметь расположить к себе сверстников и взрослых, заинтересовать их (уверен в себе, открыт и общителен, не стесняется быть в чем-то непохожим на других людей).
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Ответственный исполнитель Акинина А.В.
№ | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Планируемый результат | Примечание |
1. | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Операция «Уют» | сентябрь | Подготовка кабинета к новому учебному году, воспитание положительного отношения к труду | Мероприятие для детей. |
2. | Экологическое воспитание | «Море великое чудо природы» (День моря) | сентябрь | Формирование экологической культуры и экологического мышления | Виртуальное путешествие для детей. |
3. | Формирование коммуникативной культуры | День рассказывания историй о летних путешествиях | 7 сентября | Завязывание дружеских отношений в коллективе, формирование коммуникативной культуры общения | Мероприятие для детей. Рисунки «Моё лето» |
4. | Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание | Международный день мира | 21 сентября | Знакомство с трагическими причинами и следствиями военных конфликтов и, мероприятиями, направленными на создание справедливого и устойчивого мира.Тема 2021 года: «Восстановление по принципу "лучше чем было"» | Мероприятие для детей. Творческая работа «Голубь мира» |
5. | Духовно-нравственное воспитание | «Этика и культура общения» | октябрь | Повышение уровня воспитанности | Беседа с детьми. |
6. | Духовно-нравственное воспитание | «День пожилых людей» | октябрь | Формирование положительного отношения к людям пожилого возраста, доброты и помощи старшему поколению | Мероприятие для детей, бабушек и дедушек. «Не знали эти руки скуки» |
7. | Духовно-нравственное воспитание | «День учителя» | 5 октября | Формирование признательности, уважения и благодарности педагогам, через чей труд и настойчивость дети обретают тягу к знаниям, открывают таланты, учатся вниманию, терпению и общению | Мероприятие для детей. Творческая работа «Подарок для учителя |
8. | Гражданско-патриотическое | «День народного единства» | 4 ноября | Формирование нравственных понятий о героизме и сплочённости народа независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. | Мероприятие для детей |
9. | Нравственно-эстетическо воспитание Семейное воспитание | «В мире ближе друга нет!» | ноябрь | Формирование представления о моральных и этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; правилах нравственного поведения; - развитие чувства доверия друг к другу; - атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества. | Мероприятие для детей, мам, бабушек |
10. | Воспитание здорового образа жизни | «Еда: полезная и вредная» | ноябрь | Привитие правильных пищевых привычек | Беседа с детьми. |
11. | Формирование коммуникативной культуры | В мастерской у Деда Мороза «Там на неведомых дорожках…» | декабрь | Формирование коммуникативной культуры, взаимопомощи, дружелюбия уважения. | Игра «Поле чудес». |
12. | Правовое воспитание | Беседы: День прав человека – 10 декабря. День конституции РФ – 12 декабря | декабрь | Расширение информационной пространства обучающихся | Беседа с детьми. |
13. | духовно-нравственное воспитание | «День рожденья ИЦТ», «День рождения ХМАО-Югры» | декабрь, январь | Подготовка изделий, атрибутов; посещение Выставочного зала. | |
14. | Гражданско-патриотическое | «Имя солдата неизвестно» (День неизвестного солдата) | декабрь | Формирование ценностного отношения к России и своему народу | Беседа с детьми. |
15. | Воспитание положительного отношения к творчеству и труду | 17 января День детей-изобретателей | 17 января | формирование ценностного отношения к творчеству. Развитие творческого мышления и способностей и фантазии | Тематическое мероприятие для детей. |
17. | Духовно-нравственное воспитание | «Ежели вы вежливы» (Международный день «Спасибо») | январь | Повышение уровня воспитанности | Игра с детьми. |
18. | Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание | «Друг мой, папа» К дню защитника Отечества. | февраль | формирование ценностного отношения к традициям, воспитание взаимопомощи, дружелюбия уважения | Мероприятие для детей, пап и дедушек |
19. | Трудовое воспитание | «О лени и лентяях» | февраль | Формирование трудового образа жизни. | Своя игра для детей. |
20. | Гражданско-патриотическое | «Вместе против террора» | март | Формирование ценностного отношения к России и своему народу | Интерактивный познавательный час для детей. |
21. | Нравственно-эстетическое, трудовое воспитание | «Подарок к 8 марта» | март | - знать и чтить традиции; -формирование ценностного отношения к труду, творчеству и к прекрасному. | Изготовление подарка к международному женскому дню |
22. | Духовно-нравственное воспитание | «Пасхальный калейдоскоп» | март | - знать и чтить традиции; формирование ценностного отношения к труду, творчеству и к прекрасному. | Изготовление сувениров |
23. | Нравственно-эстетическое, трудовое воспитание | «Вороний день» | апрель | Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры | Мероприятие для детей Изготовление поделки к вороньему дню |
24. | Гражданско-патриотическое воспитание | 12 апреля-Всемирный день авиации и космонавтики | апрель | Расширение информационной пространства обучающихся. – Воспитывать чувство гордости за народ | Беседа с детьми. |
25. | Экологическое воспитание | «Мы все в ответе за нашу планету» | апрель | Формирование экологической культуры и экологического мышления | Беседа с детьми. |
26. | Трудовое воспитание | «Чистый поселок» | май | Формирование трудового образа жизни. | Уборка территории поселка |
27. | Гражданско-патриотическое воспитание | «Я знаю, нет моей вины в том, что другие не пришли с войны… | Май | - Расширение информационной пространства обучающихся. - Воспитывать чувство гордости за русский народ, победивший врага в годы ВОВ. Воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к Родине. | Мероприятие для детей, и родителей |
28. | Нравственно-эстетическое, трудовое воспитание | Участие в конкурсах разного уровня | Июнь, июль, август | формирование ценностного отношения к труду, творчеству и к прекрасному. Развитие творческого мышления и способностей и фантазии | Участие в мероприятиях |