Дополнительная общеобразовательная программа "Плетение цветов техникой "Тенерифе""
Дополнительная общеобразовательная программа "Плетение цветов техникой "Тенерифе"" художественной направленности, разработана с целью ведения платных образовательных услуг для детей и взрослых. Данная программа ориентирована на совместное обучение родителя (законного представителя) и ребенка от 5 лет и старше, является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на всестороннее развитие гармоничной личности, формирование трудолюбия, усидчивости, познавательной активности, творческой самореализации, а также формирование семейных ценностей: взаимопонимания, взаимопомощи и сотворчество между взрослым и ребенком через выполнение изделия из цветов техникой «Тенерифе».Техника «Тенерифе» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_programma_tsvety_tenerife.docx | 341.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая платная программа
«Плетение цветов техникой «Тенерифе»»
Возраст обучающихся: взрослые и дети от 6 лет
Срок реализации: 1 месяц
Составитель: Чернышева Марина Леонидовна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Пыть-Ях
2024
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
1.1 Пояснительная записка………………………………………………….. 3
1.1.1.Актуальность……………………………………………………………... 5
1.1.2.Новизна…………………………………………………………………… 5
1.1.3.Педагогическая целесообразность……………………………………… 5
1.1.4.Отличительная особенность программы ………………………………. 6
1.1.5.Организация образовательного процесса ……..……………………….. 6
1.1.6.Виды занятий …………………………………………………………….. 7
1.1.7.Методы обучения………………………………………………………… 7
1.1.8.Формы обучения ……………………………………………………...…. 7
1.2. Цель и задачи программы ……………………………………..…..…….. 8
1.3. Содержание программы…………………………………………………... 9
1.3.1. Учебный план …………………………………………………..………. 9
1.3.2. Содержание учебного плана …………………………………..………. 11
1.3.3. Календарно-тематическое планирование ………………………….… 15
1.3.4. Планируемые результаты к концу обучения………………….……… 20
1.3.5. Календарный учебный график……………………………….………... 21
Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы……………………..…….. 21
2.2.Условия реализации программы……………………………………..….. 24
2.2.1. Материально-техническое обеспечение……………………….. …… 24
2.2.2. Учебно-методические материалы……………………………………. 25
2.2.3. Кадровое обеспечение………………………………………………… 25
2.3. Литература. ……………………………………………………….…….. 26
Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»
Пояснительная записка программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая платная программа «Плетение цветов техникой «Тенерифе»» художественной направленности, разработана с целью ведения платных образовательных услуг для детей и взрослых. Данная программа ориентирована на совместное обучение родителя (законного представителя) и ребенка от 5 лет и старше, является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на всестороннее развитие гармоничной личности, формирование трудолюбия, усидчивости, познавательной активности, творческой самореализации, а также формирование семейных ценностей: взаимопонимания, взаимопомощи и сотворчество между взрослым и ребенком через выполнение изделия из цветов техникой «Тенерифе».
Техника «Тенерифе» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность ребенка.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного и старшего возраста. Работа с детьми и взрослыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающегося.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая платная программа «Плетение цветов техникой «Тенерифе»» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования на платной основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
- Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I «О защите прав потребителей».
Актуальность программы - в создании условий для совместного изучения программы родителя и ребенка, формировании семейных ценностей, развитии мотивации к познанию и творчеству, самореализации ребенка и родителя, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.
Новизна заключается в том, что изучение программы нацелено на организацию совместной деятельности родителя и ребенка и направлено на развитие мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев, что, в свою очередь, связано с умственным и речевым развитием ребенка. Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребёнка, развивает творческий, нестандартный подход к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы, необходимых материалов для изготовления изделий.
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в развитии у обучающихся мускулатуры рук, мелкой моторики пальцев рук, координации движений и глазомера. Первоначальные трудности, связанные с недостаточно развитой мускулатурой пальцев рук у обучающихся в процессе работы с данными инструментами и материалами, постепенно исчезают, движения становятся лёгкими и свободными, а изделия аккуратными и изящными.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по принципу доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. В ходе занятий, для расслабления мышц и снятия напряжения проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика. Программа расширяет знания обучающихся, помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, воспитывает познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
С самого начала процесса обучения систематически проводятся инструктажи по соблюдению правил безопасности труда при работе. В качестве контроля усвоения материала при выполнении практического задания, педагог применяет технические обходы, индивидуальный и фронтальный инструктажи.
Плетение цветов техникой «Тенерифе» способствует формированию; трудолюбия, усидчивости, аккуратности, прилежности, а также планировать свою работу, распределять время. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Организация образовательного процесса
- Направленность программы – художественная
- Профиль – декоративно-прикладное творчество
- Уровень программы-ознакомительный
- Адресат программы - возраст обучающихся от 6 лет и старше
- Объем и сроки реализации - 16 часа, 1 месяц обучения
- Форма обучения – очная, но при необходимости, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенджеров.
- Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 30 минут, перемены 10 минут.
- По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
- Состав групп - постоянный
- Количество обучающихся на занятии- 7-12 человек
- Программу реализует педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории – Чернышева Марина Леонидовна.
Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают практико-ориентированное обучение, самостоятельную работу, выставку, итоговую аттестацию. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей платной программе «Плетение цветов техникой «Тенерифе»» развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся.
Методы обучения:
Методы организации занятия:
- Словесные-устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
- Наглядные-демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций, схем, готовых изделий, показ педагогом приемов плетения, работа по образцу;
- Практические- плетение по схемам, плетение по инструкционным картам;
Методы деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в работе;
- репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков плетения цветов техникой «Тенерифе».
- частично-поисковый- решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
- мотивации и стимулирования, обучающего,
- контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
Формы обучения
Формы организации занятий:
- коллективная
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- беседа
- творческая мастерская
- мастер-класс
- выставка
- презентация
- практическое занятие
Цель программы: развитие мелкой моторики рук через увлекательное искусство – плетение цветов техникой «Тенерифе». Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей и умений и навыков.
Задачи:
Личностные
- прививать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;
- формировать личностные компетентности: индивидуальные способности и таланты, творческий подход к решению задач и проблем;
- формировать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность;
- формировать духовно-нравственные и коммуникативные качества.
- формировать устойчивую мотивацию к творческо-продуктивной деятельности;
Метапредметные
- формировать представление о взаимосвязи декоративно-прикладного творчества и других видов искусств;
- формировать интерес социального и профессионального самоопределения обучающихся путем развития склонностей и способностей;
- формировать умение организации досуга;
- формировать эстетический и художественный вкус Ознакомление с работами других мастеров, посредством современных технологий с использованием глобальной сети “Internet”;
Образовательные (предметные)
- ознакомить с историей возникновения и развития техники «Тенерифе»;
- обучить современным технологиям плетения, основам композиции и цветоведения;
- развить моторику рук, глазомер, воображение образное мышление, фантазию;
- обучить правилам техники безопасности при работе с приспособлением;
- развивать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение довести дело до конца;
- формировать навыки совместной работы и стремление детей к взаимопомощи;
- способствовать творческому развитию личности.
Содержание программы
Учебный план 1 месяц обучения
(4 часа в неделю)
№ п/п | Содержание и виды работ | Всего часов | В том числе часы | Формы | ||
Теории | Практики | организации занятий | аттестации/ контроля | |||
1. | Введение. Инструктаж по технике безопасности при работе на занятиях. Организация рабочего места. Виды приспособлений для плетения, материалы, инструменты. История развития техники «Тенерифе». | 2 | 2 | - | беседа, презентация | наблюдение, тестирование |
2. | Основы цветоведения. Цветовая гамма. | 1 | 1 | - | беседа, презентация | входной контроль |
3. | Виды техники плетения. | 1 | - | 1 | беседа, презентация | тематический опрос |
4. | Плетение цветов техникой «Тенерифе». | 8 | 2 | 6 | беседа, презентация, практические упражнения | упражнения, тестирование |
5. | Оформление букета или салфетки из цветов. | 2 | - | 2 | беседа, презентация, практические упражнения | практические задания, упражнения |
6. | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Тестирование. Практическое занятие. | выставка |
Всего: | 16 | 6 | 10 |
Содержание учебного плана 1 года обучения
1.Вводное занятие (2 ч.)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Приспособления и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. История возникновения и применения техники «Тенерифе» и его применение. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.
2.Основы цветоведения. Цветовая гамма. ( 1 ч.)
Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.
3. Виды техники плетения. Термины. (1 ч.)
Основные приемы плетения техникой «Тенерифе». Знакомство со схемами. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).
Практическая работа. Применение техники плетения. Выполнение образцов.
4. Плетение цветов техникой «Тенерифе». (8 ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы плетения техникой «Тенерифе» по схеме. Подбор ниток, в соответствии с цветовой гаммой, для плетения цветов.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Составление композиции.
5. Оформление букета цветов или салфетки. (2 ч.) Теоретические сведения. Основные приёмы крепления цветка к стеблю. Оформление букета. Основные приемы соединения элементов для создания салфетки.
Практическая работа. Сборка изделий: салфетки или букета цветов. Составление композиций. Прикрепление элементов композиции между собой при создании салфетки. Крепление цветов к стеблю, создание и оформление букета.
6. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Оформление коллективных выставочных работ (2 ч.)
Оформление работ: «Букет цветов», «Великолепная салфетка». Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выстави, подведение итогов, награждение.
Календарно-тематическое планирование
1 месяц обучения
№ занятия | Дата занятия | Количество часов | Тема занятия | Количество часов | ||
план | факт | теории | практики | |||
1 | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и приспособления для плетения техникой «Тенерифе». История развития техники «Тенерифе». Организационная рабочего места. | 2 | - | ||
2 | 2 | Основы цветоведения. Цветовая гамма. Виды техники плетения «Тенерифе» | 1 | 1 | ||
3 | 2 | Плетение цветка. | 1 | 1 | ||
4 | 2 | Плетение цветка. | - | 2 | ||
5 | 2 | Плетение цветка. | 1 | 1 | ||
6 | 2 | Плетение цветка. | - | 2 | ||
7 | 2 | Сборка изделия. | - | 2 | ||
8 | 2 | Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Выставка работ. | 1 | 1 | ||
Итого: | 16 | 6 | 10 |
Планируемые результаты к концу первого года обучения.
Знать:
- название и назначение материалов и приспособлений;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, иголки, крючки);
- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами, материалами и приспособлениями;
- основы цветоведения и цветовой гаммы;
- основные техники и способы плетения «Тенерифе».
Уметь:
- организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами, материалами и приспособлений;
- выполнять простые приемы плетения техникой «Тенерифе»;
- плести изделие по простой схеме.
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей платной программы «Плетение цветов техникой «Тенерифе»»
Период обучения | Дата | Количество | Режим занятий | |||
начала занятий | окончания занятий | учебных недель | учебных дней | учебных часов | ||
1 месяц | Первое число месяца | Последнее число месяца | 4 | 8 | 16 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Формы аттестации
Виды контроля:
- предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса;
- итоговый - выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений, и навыков приобретенных обучающимся за месяц. Проводится в форме тестирования по темам пройденного теоретического материала и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.
Итоговая аттестация включает в себя выставку готовых изделий, выполненных обучающимися за период обучения.
Программой предусмотрено подведение итогов анализ творческих достижений обучающихся. Определяются лучшие работы для участия в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству различного уровня.
Оценочные материалы
Тестовые задания
для входного контроля.
Тест
- Определение «Тенерифе»?
- Тенерифе - вид кружева, которое плетут на специальных рамках (лумах).
- Как называется приспособление для плетения техникой «Тенерифе»?
- лумы
- Где изобрели технику «Тенерифе?
- В Испании на Канарских островах (остров Тенерифе).
- В каком веке изобретена техника «Тенерифе»?
- В XVI веке.
- Какой формы лумы используются для плетения изделий?
- Круглые, квадратные, овальные.
Практическое задание для итоговой аттестации.
(практические умения и навыки 1 месяц обучения)
Выполнить задание.
Плетение техникой «Тенерифе».
Карта контроля
выполнения практического задания
группа №
Итоговая аттестация за 202_ - 202_ учебный год.
Цель: «Определение уровня творческого развития обучающихся»
№ п/п | ФИО обучающегося | Критерии | Итого баллов | |||||
Гармоничное сочетание пряжи, ниток при выполнении цветка | Подбор цветовой гаммы | Умение читать схему | Правильно выполнить способы плетения | Аккуратность и чистота исполнения работы | Демонстрация мастерства | |||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
Оценивается по 5-ти бальной системе. Итого: |
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
- Кабинет для проведения занятий
- Ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.
- Шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий.
- Экран и мультимедийный проектор.
- Персональный компьютер.
- Принтер.
- Нитки, пряжа;
- Лумы;
- Контейнеры для хранения материалов и приспособлений;
- Ножницы;
- Кусачки;
- Иглы;
- Крючки;
- Тетрадь в клетку;
- Цветные карандаши;
- Декоративная тесьма;
- Вазочки, мини вазоны.
Учебно-методические материалы.
Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:
- Вводное занятие;
- История плетения «Тенерифе»;
- Основы цветоведения. Цветовая гамма.
- Техника плетения;
- Цветы техникой «Тенерифе»;
- Итоговое занятие.
Для обучения используется:
- Мастер-классы выполнения изделия https://youtu.be/Z7mZfGJyz0M, https://youtu.be/rAhnIXvzplQ, https://youtu.be/mQ6hZ8ZsHkw ;
- образцы изделий;
- схемы изделий (раздаточный материал);
- презентации поэтапного выполнения изделий.
Изучая раздел, обучающиеся одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приспособлениями, приобретают навыки работы с лумами и нитками, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.
Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие
Кадровое обеспечение
- Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
- Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
- Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.
Литература для педагога
- Чижик Т.Б., Чижик М.В., «Вязание на тенерифе. Кружевная сказка», РнД,Феникс, 2005
- Альбом № 22 «Рукоделие. Техники и приемы работы», Таллинн, КУНСТ, 1987
- Ануфриева М. А. Большая энциклопедия рукоделия / М. А. Ануфриева. — М.: АСТ; Астрель, 2010. — 896 с.: ил. — С. 556.
- Буткевич Л. М. История орнамента: учебное пособие. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 280 с.
- Кузьмина М. Азбука плетения. — М.: Летпромбытиздат, 1992.
- Семенова Н. И. Крючок, челнок, клубок. — Тайм-Аут, 1995.
- Чубова Е. Макраме, фриволите. — Ростов–на–Дону: Феникс, 2005.
- Вязание на луме или тенерифе: что это такое? (рус.). Блог интернет-магазина "Мир Вышивки" (3 декабря 2018). Дата обращения: 7 августа 2022. Архивировано 25 июля 2021 года.
- Daria Kartohina. Основы вязания на луме. Создание тенерифского кружева (рус.). Рукодельник.Su (20 июля 2020). Дата обращения: 7 августа 2022. Архивировано 21 января 2021 года.
- Осинка-пресс Рег.23.06.2012Сообщ.5724. История рукоделий: солнечное кружево тенерифе. Осинка. Дата обращения: 7 августа 2022.
- . http://swalki.net/showthread.php?t=853
- . http://blog.kp.ua/users/ponochka777/rubric/2397393/
- . http://nionila.livejournal.com/375798.html
- . http://wiki.wildberries.ru/things/clothing/%d0%b6%d0%b8%d0%bb%d0%b5%d1%82
- . http://www.devchatam.ru/igolnoe
- . http://korzinochka.3dn.ru/_nw/0/63799018.jpg
- . http://kruchcom.ru/wp-content/uploads/2011/04/82.jpg
- . http://cdn11.my-wardrobe.com/images/products/9/3/936925/m1_936925.jpg