Приобщение детей старшего дошкольного возраста якутскому фольклору по средствам народного декоративно-прикладного искусства
Основной задачей образовательно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Исследователи этнической этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими рациональными традициями воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности необходимую стабильность, обеспечивает ее эффективность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста
якутскому фольклору
по средствам народного декоративно-прикладного искусства
выполнил: Ефремова Р.С.
педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности
МБД ОУ №104 «Ладушка»
г. Якутск,
Содержание
- Введение ……………………………………………………………3 стр.
- Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками…………………………………………3 стр.
- Перспективный план………………………………………………….
- Заключение………………………………………………………………
- Использованная литература……………………………………………
Введение
На современном этапе ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании личности ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
Основной задачей образовательно-воспитательного процесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Исследователи этнической этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими рациональными традициями воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности необходимую стабильность, обеспечивает ее эффективность.
Целью нашей работы является приобщение детей старшего дошкольного возраста якутскому фольклору посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- ознакомление воспитанников старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народа Саха;
- составление методов планирования по обучению и воспитанию детей с произведениями декоративно-прикладного искусства народа Саха.
Актуальность данной темы заключается в воспитании духовных и культурных ценностей народа Саха детям дошкольного возраста, с целью сохранения культурного наследия.
Практическая значимость работы заключается в разработке перспективного плана работы по приобщение детей старшего дошкольного возраста якутскому фольклору посредством народного декоративно-прикладного искусства, который может быть использован педагогами и воспитателями ДОУ
Значение использования декоративно-прикладного искусства в работе с дошкольниками
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не
только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.
Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.
Якутская народная культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Она есть лик и портрет народа, дух и душа этноса, его путь развития, высота и результата материально-духовного производства, его своеобразие и отличительная особенность, гордость и историческая ценность. Поэтому отношение к народной культуре составляет главный критерий нравственной ориентации общества. Одним из основных факторов воспитания и развития детей дошкольного возраста является ознакомление с национальной культурой.
Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида изображений – сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображения молодой девушки олицетворяли весну и т.д. Помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, кентавр – получеловек-полузверь, единорог – конь с рогом во лбу, крылатый зверь – гриф, и т.д. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время, сохраняли черты народной условности.
Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент – это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм–это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц, а также и следов птиц и животных.
Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, иногда фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах ДПИ. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Геометрические орнаменты сохранились в народное искусство с древнейших времен. Обожествляя явления природы, наши предки отразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга, розетки или ромба.
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных нотах.
Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
3. Формирование обобщённых знаний и умений изобразительных композиций:
- умение различать в якутском стиле наиболее известные виды изделий;
- освоение детьми характерных элементов композиции якутского орнамента;
- восприятие и умелое использование национальной колористики;
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;
- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии орнаментального искусства.
4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5.Воспитание подрастающего поколения к бережному отношению к труду народных мастеров, развитие интернационализма и патриотизма, а также привитие интереса национальной культуре народа Саха.
У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Педагог должен показать это при рассматривании, обратить внимание детей на разнообразие и значение цветов. Например, у якутов основными цветами являются черный и красный. Также используются добавочные цвета - зелёный, жёлтый, коричневый и синий, по ним узнавали место, где живет человек: зеленый означает лес, желтый – песок, синий – вода. Педагог объясняет, что сам орнамент многое может рассказать – он состоит из определенных знаков, которые тоже имеют свой смысл, красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Декоративно – прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно – прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Отбирая мотивы народных рисунков и орнаментов для воспроизведения их в детских работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности образов в узорах.
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными видами народного искусства, учатся различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным признакам.
В течение года педагог отбирает несколько видов народного орнамента, чтобы показать детям геометрические орнаменты, учитывая наличие предметов декоративно – прикладного искусства в дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, диа- и видеофильмы. Начинает с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.
В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора
Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно педагог организует восприятие детьми изделий, использует ли он игровые приёмы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают чороон, используя один из элементов узора. Затем, можно предложить украсить туесок 2-3 элементами. С первых занятий педагог учит воспитанников выбирать цвет для каждого элемента, колорит рисунка. Дошкольники учатся чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги, линии и геометрические фигуры. Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для украшения детям можно давать силуэты животных, фигурки кукол, национальное платье, жилет, шапку, рукавички кукле, панно и коврики вырезанные из бумаги.
В течение года следует провести несколько занятий по замыслу, на которых каждый ребёнок выбирает форму бумаги, элементы узора, цвет и создаёт свой узор. Ребёнку нужно предоставить возможность творить.
В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть не только в лепке, но и при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.
В работе с детьми следует широко применять различные материалы: пластилин, тесто, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную бумагу, гуашевые и темперные краски, цветные мелки.
Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства народа саха. Украшение изделий увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.
Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки воспитателю следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, помогут раскрыть перед детьми образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.
На занятиях дети рассматривают предметы декоративно – прикладного искусства и их изображения, репродукции, открытки. Педагог знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем – название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом – поговорками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен и стихов.
Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки, сделают эти занятия живыми и интересными.
На занятиях продолжается обучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач по рисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства выделяют некоторые приемы, доступные детям 5-7 лет: обобщенные способы лепки, быстрое выполнение отдельных элементов и, заполнение пространства листа в определенной последовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные, потом украшения и т.д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяет ребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатываются навыки и темп рисования без пауз.
Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства народа Саха
С начала учебного года вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с декоративно – прикладным искусством народа Саха (домашняя утварь, одежда, орнаменты на разных изделиях, украшениях).
Рассматривая с воспитанниками предметы народного искусства, педагог учит их видеть и выделять элементы узора. Точки, кольца, круги, прямые линии, геометрические формы и. т. д. (дети знакомы со способами изображения этих элементов).
Этапы работы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – теоретическое ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа Саха
Беседа и инструктаж по практической работе
Педагогические задачи:
- ознакомление детей с образцами народных художественных промыслов;
- развитие умений видеть, понимать, оценивать красоту цветовые отношения произведений ручного художественного ремесла;
- объяснение содержания и композиции узора, особенностей его изобразительно-выразительных средств;
- объяснение функциональности украшаемого предмета и его связь с народными традициями;
- формирование чувства ритма, симметрии, гармонии орнаментального узора.
II этап – Практическая работа воспитанников
Задачи для воспитанников:
- самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности ( лепке, рисовании, аппликации, конструировании из бумаги и картона).
Использовать при лепке различные виды лепки: круглая скульптура, барельеф, горельеф при помощи стека. Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
На занятиях воспитанники самостоятельно составляют композиции узоров, аппликации и их цветосочетания на основе знаний о характерных особенностей декоративно-прикладного искусства народа Саха.
При создании декоративных композиций в рисовании ставятся задачи для воспитанников:
- создание декоративных композиций по мотивам национальных узоров;
- располагать узор на бумаге той или иной формы;
- выделять элементы узора;
- располагать элементы узора с учетом основных правил композиции и цветовых отношений.
На занятиях конструирования воспитанники выполняют макеты изделий из бумаги и картона (туяса и т.д.), украшая орнаментом.
При макетировании изделий из бумаги и картона ставятся задачи для воспитанников:
- макетирование предметов быта из бумаги и картона по мотивам национальных изделий;
- украшение орнаментальным узором макет изделия;
- располагать элементы узора с учетом основных правил композиции и цветовых отношений.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сентябрь
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Методические и дидактические материалы к занятию |
1 | Ознакомление с декоративно-прикладным искусством | Беседа, экскурсия в музей НХМ РС(Я). | Картины, учебники, фото, изделия |
2 | Рисование на тему: Мой родной край | Знакомство с работами якутских художников | Работы якутских художников, краски, книги о родном крае, |
Октябрь
Древние письмена (якутские орнаменты) | Беседа; одежда, домашняя утварь, рисование закладки с якутским орнаментом, | Образцы изделий с орнаментом, картон |
Декоративное рисование(якутские орнаменты) | Панно с якутским орнаментом | Краски. |
Ноябрь
Национальная одежда якутов, рисование рукавицы с орнаментом | Виды национальной одежды, Основные цвета якутов | Фотографии, лекала рукавицы, рукавицы с орнаментом |
Аппликация(девочка в национальной одежде) | Повторения видов орнамента. Шапка дьабака, оноолоох сон, этэрбэс, | Цветная бумага, виды орнамента. Образцы дьабака, сон, этэрбэс |
Декабрь
Изготовление игры (выложи узор) с якутским орнаментом | Рисование лото с орнаментом | Картон,краска,лекалы орнамента |
Иллюстрация якутской сказки «Старушка Бэйбэрикээн с пяти коровами» | Знакомство с сказкой.рассказ детей,обрашаем внимание на нац.одежду старушки. | Книги,иллюстрации. . |
Январь
Украшение и традиции | Рельеф из пластилина(Амулеты и талисманы) | Книги, пластилин, картон, стеки |
Рисование(национальный праздник ысыах) | Беседа, просмотр работ художников, фотографов | Краски, рисунки, кисти, карандаши |
Февраль
Якутская национальная посуда | Конструирование из картона(туеса) | Фотографии, берестеная посуда, ножницы, картон бумага, клей, тесьма |
Лепка (чорон) | Виды чоронов | чороны, тесто, соль |
Март
Иллюстрирование из олонхо (Ньургун Ботур стремительный) | Знакомство с героями олонхо, показ работ художников | Иллюстрации художников(СивцевЭ.С, КарамзинВ.С, КорякинИ,Д), ФА-4, карандаш, кисти, ластик |
Аппликация конское убранство-чепрак | Чепраки, кычимы, лепсе | картон, цветная бумага, лекала узоров, клей, бляшки из металла. сукно, кожа, бисер |
Апрель
Изготовление дидактической игры(выложи узор из геометрических форм) | Изготовление игры лото | Картон, краски, кисти, лекала |
Аппликация коврика(из геометрических форм) | Панно из сукна и кожи | Геометрические фигуры из сукно и кожи: прямоугольники, квадраты, ромбы, треугольники, трапеция, клей |
Май
Ювелирное искусство народа Саха | Изготовление браслета из бусинок, кожи | Нитка, иголка, бусы, кожа, браслеты, пояса, клей |
Украшения женщин народа Саха | Рисование нагрудного украшения | Украшение (илин кебиьер),трафарет платья халадаай, краски, кисти |
Заключение
Традиционное мировоззрение народов Севера ориентировано на духовное, эстетическое воспитание. Природа мифологического познания заключается в поиске, размышлении о духовном мире человека, его практики, морали, чувствах, воли, нравственности, гуманности.
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством народа Саха позволяет показать особенности и традиции народного искусства.
В ходе проводимой работы пришли к выводу, что занятия с использованием народного декоративно – прикладного искусства могут выступать дополнительным средством активного развития у детей изобразительных навыков и пространственного мышления.
Вышеуказанные занятия помогают развитию кругозора ребенка, нами отмечено, что дети становятся внимательнее, аккуратнее, усидчивее. Занятия изобразительным искусством на основе декоративно-прикладного искусства народа Саха дает возможность духовного обогащения, формирования знаний, навыков и приемов изобразительной грамоты.
Воспитание личности ребенка через фольклор, традиции и обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как бережное отношение культуре народов, к природе, уважение к взрослым.
По итогам работы мы видим, что дети разных национальностей приобщаются к народным традициям, и языку. Занятия воспитанников дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством способствуют формированию интернационального и патриотического воспитания детей.
Список использованной литературы
- Алексеева В. Что такое искусство? Как работают художники? – М. 1974. М., - 1980-выпуск 1, вып2.
- Аппликационные работы в начальных классов. Книга для учителя И.К. Шеблыкин, В.И. Романина, И.И. коганова – М.Просвещение, 1990-2 изание
- Вельчинские В.М., Учитесь рисовать- Киев 1989.
- Алексеев М.П. “Оhуокай эргийдэ” // Кыым.-Дьокуускай.,1987.
- Алексеев М.П. “Оhуокайга дуоhуйа сынньаныахпыт” // Кыым.-Дьокуускай.,1987.
- Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в ХIХ-нач ХХ в.-Новосибирск; Наука, 1992
- Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве.-Якутск: Якут.кн.изд-во, 1960
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1979.
- Афанасьев В.Ф. Классики педагогики о народной педагогике // Из истоков народной педагогики якутов.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1992
- Баишев И.Г. Айыы тыына.-Якутск: Бичик, 1993.
- Бердяев Н.А. Истина и откровение; Пролегамены к критике откровения-СПб.;Изд-во Русск. Христ.гуманит.ин-та, 1996.
- Бердяев Н.А. Самопознание.-М.;Книга, 1991.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства,-М.:ИЧП “Лига” 1994.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр.пед.произв.-М., 1961.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-М., 1979.-Т1.
- Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная школа.-Улан-Удэ: Бэмы, 1993.