Слагаемые педагогического творчества

Бадуева Татьяна Александровна

Любой положительный опыт ценен сам по себе и замечательно, если педагог хочет поделиться этим опытом с коллегами. Участие в конкурсах профессионального мастерства, выступление на методических мероприятиях способствуют повышению профессионального роста педагога, развитию креативности, повышения статуса педагога в профессиональном сообществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение педагогического опыта48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

                                                                                         Выполнила: Бадуева Татьяна Александровна,

                                                                                                 преподаватель спец.дисциплин                                                          

Иволгинск

2023г.

В настоящее время трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. Вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия.

Я знаю прописную истину – двери в отношения открываются на себя. Я всегда нахожу общий язык с подростками и мне всегда легко с ними общаться. Студенты говорят, что я могу расположить к себе и утверждают, что у меня всегда дружелюбный настрой и душевная удовлетворенность, тактичность, спокойствие и уверенность в себе, приветливое выражение лица.

Цель профессиональной деятельности:  развитие и формирование профессиональных компетенций студентов по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам):  «Художественное ткачество и ковроткачество».

     Задачи:

  1.  Повышать свой педагогический уровень;
  1.  Стимулировать познавательную деятельность студентов;
  2.  Развивать творческие способности студентов;
  3.  Пополнять свою методическую копилку, участвовать в методической работе.

Мое педагогическое кредо: «Каждый студент - это личность. Моя задача - найти в ней все самое хорошее, ценное и дать этому развитие».

Педагогические принципы, на которые я опираюсь в своей деятельности:

  1.  Если ты любишь то, чему ты учишь, и любишь тех, кого учишь, то трудностей в твоей педагогической деятельности будет гораздо меньше.
  1.  Настоящий мастер производственного обучения тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания обучающегося и вместе с ним совершить восхождение.
  2. Научить слышать и слушать, помогать друг другу и взаимодействовать со студентами – вот основа деятельности мастера производственного обучения.
  3.  Через коллективное дело учить работать в команде, уважать труд других, сопереживать и быть активным участником событий.
  4. Умение увлечь студентов своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.
  5.  Развивать творческие способности студентов, расширять их кругозор.
  6.  Формирование стойкой мотивации студента к учебе, развитию.
  7.  Сотрудничество – один из моих принципов. Мастер производственного обучения не навязывает единственное верное решение при выполнении работ, а дает возможность самому попробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним».

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Они все важные и взаимодействуют между собой. Конечно, главное в колледже – это студенты. Они научили меня принимать их такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам. Воспитывая их, я изменяюсь сама. Сегодня я понимаю, что нужно многое сделать, а для этого необходимо осваивать новые программы, педагогические технологии, изучать литературу. И я учусь, учусь всегда и везде.

Мир не стоит на месте, а значит, самой надо учиться всю жизнь, чтобы давать превосходное образование, воспитывать стремление к успеху каждого обучающегося. Для этого постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новую литературу по изготовлению гобеленов, ковров, осваиваю ИКТ, прохожу курсы повышения квалификации. В 2016г. прошла профессиональную переподготовку в ГАУ ДПО «БРИОП» и получила диплом, который дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании».

Я разработала авторскую программу профессионального модуля «Производственно-технологическая деятельность» на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)»: художественное ткачество и ковроткачество, художественная вышивка, нетканый гобелен, художественная роспись по ткани. Также мною разработаны:

  •  программы профессиональных модулей на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии «Ткач ручного ткачества», «Вышивальщица»;
  •  учебно-методическое пособие «Бурятские ковры»;
  •  контрольно-измерительные материалы по профессиональному модулю «Производственно-технологическая деятельность» для специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;
  •  методические указания по самостоятельной работе;
  • методические рекомендации по изготовлению гобелена из конского волоса, рекомендации по росписи ткани, по выполнению практических работ и др.

Для успешного достижения своей цели применяю различные подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от индивидуальных способностей студентов. На первых занятиях провожу входную диагностику среди студентов, что позволяет выявить знания об истории возникновения и технологии изготовления традиционного гобелена, бурятских ковров, декоративно-прикладном искусстве Бурятии. Достижение своих результатов я отслеживаю по диагностическим картам качества знаний студентов. С первых занятий я стараюсь привить интерес и любовь к своей профессии через встречи с художниками, посещение выставок изобразительного искусства в музеях города Улан-Удэ, мастер-классы с народными умельцами.

На учебных занятиях формирую у студентов не только профессиональные компетенции, но и развиваю воображение и творческое мышление, воспитываю любовь к национальной культуре, истории своего народа, его обычаям и традициям. Приобретенные знания они используют в самостоятельной творческой деятельности, активно участвуют в выставках, конкурсах. Одной из профессиональных компетенций по квалификации «Художник народных художественных промыслов» является создание творческих проектов изделий декоративно-прикладного искусства. Эта работа начинается с создания эскиза будущего изделия, а затем студенты плетут гобелены из конского волоса, из полушерстяной пряжи, мастерят сувениры из разных материалов. В ходе выполнения учебных работ студенты приобретают уверенность в своих умениях и навыках. Они творчески подходят к подготовке материалов к работе, разработке эскизов изделий и воплощают свои замыслы, создавая красивые, необходимые в быту изделия. В ходе обучения студенты выполняют индивидуальные задания производственной деятельности: заказы от населения, организаций, туристических фирм. 

Владею современными образовательными технологиями, такими как ИКТ, модульная, проектная, развивающая и применяю их в практической профессиональной деятельности. Использование технологии мультимедиа нацелено на повышение познавательной активности обучающихся. Я выполнила презентации по всем разделам рабочей программы. Имею хорошие показатели по усвоению студентами образовательных программ.

Своим опытом педагогической деятельности я делюсь с коллегами на открытых уроках, внеклассных мероприятиях, заседаниях методического объединения художественного отделения,  педагогических советах колледжа, мастер-классах. В 2009 году провела открытое внеклассное мероприятие «Прекрасное рядом» в рамках республиканского совещания заместителей директоров по воспитательной работе «Воспитание на народных традициях». В октябре 2011 года провела обобщение педагогического опыта через проведение персональной выставки декоративно-прикладного искусства «Дарите людям красоту», где были представлены мои работы: гобелены из конского волоса, батики, ворсовые панно, сувениры с росписью из камня и дерева. На выставку приехали художники Республики Бурятия, работники культуры Иволгинского района, родственники, коллеги, друзья, выпускники, студенты. Хорошую оценку о своих работах я получила от заслуженного художника РСФСР, народного художника Бурятской АССР, Члена-корреспондента Российской академии художеств Геннадия Георгиевича Васильева, а батики отметил Заслуженный художник Республики Бурятия, Дипломант Союза Художников России и Российской Академии Художеств Леонид Доржиевич Семенов.

Работая над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации защиты своего проекта. В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества педагога и студента, её нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат. В нём изменяются ролевые функции студента и педагога. Студент является полноправным субъектом взаимодействия с преподавателем. Несомненно, создаются условия для формирования исследовательских умений студентов, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Они совершенствуют свои знания в определенной научной области, развивают свои интеллектуальные способности, приобретают умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Я считаю, что проектную технологию необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе колледжа, так как в системе проектного обучения важен индивидуальный подход к студенту. Более сильные студенты предлагают больше различных идей и изготавливают сложные изделия. Менее способным студентам требуется больше поддержки со стороны мастера, так как для претворения в жизнь своих идей им потребуется много усилий. Также я предлагаю студентам такие проекты, которые связаны с особенностями локальных отличий бурятских украшений, с национальными особенностями. Актуальность выполнения проектов заключается в развитии творческих способностей, в решении новых технических, технологических процессов. Я знаю, что любая педагогическая работа должна быть направлена на повышение качества образования студентов и педагогического мастерства мастера-педагога.

В рамках своей научно-исследовательской работы использую такие формы и методы как  эксперимент, наблюдение, анкетирование, специальные занятия, изучение результатов деятельности. Если основная идея - изучение культуры бурятского народа, огромного исторического материала, изучение старинных технологий, то особое внимание на занятиях отводится на усвоение основных  понятий, на осмысление своей деятельности, на тренинги личностного роста и рефлексивные практикумы.

Система работы способствует формированию профессиональных и общих компетенций, повышению интереса к истории бурятского народа, к творчеству. Занимаясь постоянно внеклассной и кружковой работой, я со своими студентами принимаю активное участие в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства, конкурсах профессионального мастерства, выставках творческих работ педагогов и студентов колледжа. Мои достижения в профессиональной работе и успехи моих студентов отмечены грамотами и благодарственными письмами.  

       Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс - современная форма проведения обучающего тренинга – семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участников. В своей практике даю много мастер-классов в мероприятиях республиканского и международного уровня, а также при проведении профориентационной работы среди школьников Иволгинского района. Вместе со студентами приняли участие в республиканском празднике «День древнего города», где оформили юрту традиционной мебелью и изделиями декоративно-прикладного искусства, выполненными студентами. Гостям юрты предлагали освоить технологию плетения гобелена из конского волоса, приобрести на память наши сувениры. В 2013 и 2014 году участвовали в Международном творческом проекте «Город Дарханов», который был организован Этнографическим музеем народов Забайкалья. Студенты художественного отделения показали секреты плетения гобелена и изготовления декоративной бахромы из конского волоса. Я считаю, что участие в таких мероприятиях повышают у студентов коммуникативные способности, умения организовывать свою деятельность и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Меняются времена, но не меняются задачи мастера производственного обучения. Сегодня в Бурятии возникла острая потребность в изделиях народных мастеров, и увеличился спрос на сувениры местных производителей, отражающих специфику нашего региона, изящных, недорогих, сделанных из экологически чистых материалов. Моя педагогическая деятельность направлена на подготовку конкурентоспособных, мобильных выпускников, знающих обычаи и традиции своего народа, которые смогут изготавливать качественные сувениры, изделия декоративно-прикладного искусства.  

Список литературы:

1.Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности М. Внешкольник 2011. №2

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М. Научное образование, 2010.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АКРТИ, 2010.

4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью. – М.: Сентябрь,2008.

5. www.irsh.redu.ru

6. www.researcher.ru