Практико-ориентированные задания по МДК 01.01. «Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов»

Бадуева Татьяна Александровна

В современном мире недостаточно иметь только знания. Каждый человек должен обладать способностью применять эти знания и умения в конкретной ситуации, возникающей в реальной жизни. Сегодня востребованы выпускники, способные адаптироваться во внешней среде, обладающие определённой функциональной грамотностью.

Как показывает опыт, одним из эффективных способов развития предметной грамотности является использование практико-ориентированных заданий, которые изменяют организацию урока, базируются на знаниях, требуют умения применять их в практической деятельности.

 Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов. Это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода  моделирования. Решение задач с практическим содержанием могут быть предложены обучающимся на различных этапах обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktiko-orientirovannoe_zadanie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры практико-ориентированных заданий

по МДК 01.01. «Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов»

Задание 1.

Цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие. Знакомство  с  техникой выполнения рисунка – монотипией позволит погрузиться в мир фантазии и воображения.

Впервые применил технику монотипии Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664) — итальянский художник и гравёр. Именно ему приписывается это изобретение.

Монотипия (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Это художественное произведение, выполненное за один прием!

Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм.

        Задания:

-ознакомиться с ходом работы над рисунком в технике «монотипия»;

-выполнить пейзаж на тему «Краски осени» с разным настроением: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени.

        Ход работы:

  1. Выбор темы, цветовой гаммы.
  2. Нанести краски на стекло, предварительно смочив его.
  3. Увлажнить бумагу.
  4. Наложить бумагу на стекло.
  5. Снять оттиск.
  6. Поправить кистью.
  7. Высушить монотипию.
  8. Оформить работу.

       При выполнении рисунка не забудьте:

1. Когда будете рисовать, не забывайте о принципе зеркальности.

2.Хорошо для картин, сделанных с помощью оттиска, использовать акриловую краску. Её сочные цвета практически не теряют яркости при отпечатках, а консистенция позволяет создавать экспериментальные необыкновенные цветосочетания.

3.Монотипия – это техника создания только одного – уникального – отпечатка. Можно, конечно, снять несколько отпечатков с одной заготовки на стекле. Но это в любом случае они будут разные – по яркости и сочности, и даже, возможно, по форме.

Задание 2.

Тема: Физическая природа цвета, восприятие цвета.

Задание: Выполнение негативного и позитивного изображения натюрморта, пейзажа (с образца) (гуашь)

Описание работы: В прямоугольнике, демонстрирующим перспективное изображение помещения, создать иллюзию:

а) просторного помещения с высоким потолком;

б) длинного и узкого помещения;

в) широкого помещения.

Свойства цвета влиять на восприятие интерьера используется при корректировке неблагоприятных пропорций помещений. Так, используя «выступающие» свойства, красного, оранжевого и жёлтого цветов, в эти цвета окрашивают торцевые стены, чтобы зрительно сократить длинные помещения. Синий, фиолетовый, сине-зелёный – цвета отступающие. Их используют для окраски торцевых стен в коротких помещениях, для зрительного их удлинения. Светлые, разбелённые цвета, зрительно увеличивают пространство, насыщая его воздухом. Поэтому небольшие помещения окрашивают светлыми цветами. В помещениях значительных размеров возможно применение тёмных цветов.

Техника выполнения задания – аппликация готовыми выкрасами.

Задание 3.

На формате бумаги А3 выполнить композицию из основных элементов Городецкой росписи.

Материалы: для Городецкой росписи: кисти беличья художественная (№ 2 или № 3), колонковая художественная (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц — это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. Лучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов, из которых потребуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска — киноварь (ярко-красная), но в наборе ее не бывает.

Описание работы: Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую. Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобальта синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной. Городецкая зеленая краска получается при смешивании желтой гуаши, окиси хрома (темно-зеленой краски) и красной железоокисной. В результате должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Все полученные краски должны быть сметанообразными.

Для смешивания новых красок берут чистые баночки из-под гуаши. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды. важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

Основные элементы Городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Роспись выполняется в три этапа (рис. 6).

Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Второй этап — теневка (или оттенок), т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап — оживка (или разживка), т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Бутоны — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.

Розан (рис. 9) отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.

При выставлении оценки «отлично» учитываются следующие качества работы:

· правильное композиционное размещение на листе, общее композиционное решение, грамотное пользование техникой гуаши, цветовое решение композиции, аккуратность и законченность работы.

При выставлении оценки «хорошо» возможны небольшие погрешности и незначительные ошибки:

· композиционного плана, в цветовом решении

При выставлении оценки «удовлетворительно» возможны следующие ошибки:

· нарушение композиционного расположения на листе, ошибки в передаче пропорций, конструктивных особенностей, объёма изображаемых предметов, серьезные ошибки в передаче цветовых отношений, неаккуратность в работе, слабое владение техникой.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в работе допущены серьёзные ошибки и нарушение всех перечисленных выше качеств и закономерностей изображения.

При выставлении оценки работу учитывается также общее впечатление от работы и оригинальность решения представленной композиции.