Практико-ориентированные задания по МДК 01.01. «Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов»
В современном мире недостаточно иметь только знания. Каждый человек должен обладать способностью применять эти знания и умения в конкретной ситуации, возникающей в реальной жизни. Сегодня востребованы выпускники, способные адаптироваться во внешней среде, обладающие определённой функциональной грамотностью.
Как показывает опыт, одним из эффективных способов развития предметной грамотности является использование практико-ориентированных заданий, которые изменяют организацию урока, базируются на знаниях, требуют умения применять их в практической деятельности.
Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов. Это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода моделирования. Решение задач с практическим содержанием могут быть предложены обучающимся на различных этапах обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannoe_zadanie.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры практико-ориентированных заданий
по МДК 01.01. «Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов»
Задание 1.
Цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие. Знакомство с техникой выполнения рисунка – монотипией позволит погрузиться в мир фантазии и воображения.
Впервые применил технику монотипии Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664) — итальянский художник и гравёр. Именно ему приписывается это изобретение.
Монотипия (от греч. mуnos - один и tэpos - отпечаток), вид печатной графики. Это художественное произведение, выполненное за один прием!
Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм.
Задания:
-ознакомиться с ходом работы над рисунком в технике «монотипия»;
-выполнить пейзаж на тему «Краски осени» с разным настроением: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени.
Ход работы:
- Выбор темы, цветовой гаммы.
- Нанести краски на стекло, предварительно смочив его.
- Увлажнить бумагу.
- Наложить бумагу на стекло.
- Снять оттиск.
- Поправить кистью.
- Высушить монотипию.
- Оформить работу.
При выполнении рисунка не забудьте:
1. Когда будете рисовать, не забывайте о принципе зеркальности.
2.Хорошо для картин, сделанных с помощью оттиска, использовать акриловую краску. Её сочные цвета практически не теряют яркости при отпечатках, а консистенция позволяет создавать экспериментальные необыкновенные цветосочетания.
3.Монотипия – это техника создания только одного – уникального – отпечатка. Можно, конечно, снять несколько отпечатков с одной заготовки на стекле. Но это в любом случае они будут разные – по яркости и сочности, и даже, возможно, по форме.
Задание 2.
Тема: Физическая природа цвета, восприятие цвета.
Задание: Выполнение негативного и позитивного изображения натюрморта, пейзажа (с образца) (гуашь)
Описание работы: В прямоугольнике, демонстрирующим перспективное изображение помещения, создать иллюзию:
а) просторного помещения с высоким потолком;
б) длинного и узкого помещения;
в) широкого помещения.
Свойства цвета влиять на восприятие интерьера используется при корректировке неблагоприятных пропорций помещений. Так, используя «выступающие» свойства, красного, оранжевого и жёлтого цветов, в эти цвета окрашивают торцевые стены, чтобы зрительно сократить длинные помещения. Синий, фиолетовый, сине-зелёный – цвета отступающие. Их используют для окраски торцевых стен в коротких помещениях, для зрительного их удлинения. Светлые, разбелённые цвета, зрительно увеличивают пространство, насыщая его воздухом. Поэтому небольшие помещения окрашивают светлыми цветами. В помещениях значительных размеров возможно применение тёмных цветов.
Техника выполнения задания – аппликация готовыми выкрасами.
Задание 3.
На формате бумаги А3 выполнить композицию из основных элементов Городецкой росписи.
Материалы: для Городецкой росписи: кисти беличья художественная (№ 2 или № 3), колонковая художественная (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц — это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. Лучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов, из которых потребуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска — киноварь (ярко-красная), но в наборе ее не бывает.
Описание работы: Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую. Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобальта синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной. Городецкая зеленая краска получается при смешивании желтой гуаши, окиси хрома (темно-зеленой краски) и красной железоокисной. В результате должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Все полученные краски должны быть сметанообразными.
Для смешивания новых красок берут чистые баночки из-под гуаши. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды. важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.
Основные элементы Городецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Роспись выполняется в три этапа (рис. 6).
Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап — теневка (или оттенок), т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка), т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Бутоны — разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Розан (рис. 9) отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.
При выставлении оценки «отлично» учитываются следующие качества работы:
· правильное композиционное размещение на листе, общее композиционное решение, грамотное пользование техникой гуаши, цветовое решение композиции, аккуратность и законченность работы.
При выставлении оценки «хорошо» возможны небольшие погрешности и незначительные ошибки:
· композиционного плана, в цветовом решении
При выставлении оценки «удовлетворительно» возможны следующие ошибки:
· нарушение композиционного расположения на листе, ошибки в передаче пропорций, конструктивных особенностей, объёма изображаемых предметов, серьезные ошибки в передаче цветовых отношений, неаккуратность в работе, слабое владение техникой.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в работе допущены серьёзные ошибки и нарушение всех перечисленных выше качеств и закономерностей изображения.
При выставлении оценки работу учитывается также общее впечатление от работы и оригинальность решения представленной композиции.