Самообразование педагога
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Константин Сергеевич Станиславский
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Выполнила: Т.А. Бадуева,
преподаватель спецдисциплин
с. Иволгинск
2022
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
Тема моего самообразования: «Развитие творческих способностей студентов по специальности «ДПИ и народные промыслы». Изучение закономерностей развития творческих способностей студентов имеет большое значение в процессе обучения художественному творчеству и народным промыслам и приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность. Актуальность данной темы заключается в следующем: выпускник по специальности «народное художественное творчество», имеющий квалификацию «художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель», у которого не развиты творческие способности, в том числе в области ДПИ, не способен развивать их у своих учеников.
В ХХ веке учеными-исследователями были выявлены качества творческой личности. Это, прежде всего, особая впечатлительность натуры и необычайная напряженность внимания, обозначенные как особенность перцепции личности. Среди особенностей характера личности, способной к творческой деятельности выделяются проявления высокой самоорганизации и работоспособности, упорства, оригинальности. Мотивацию к творчеству исследователи рассматривали как непреодолимое стремление к творческой деятельности. Личность, склонную к нестандартным вариантам решения задач, способную к оригинальным и нешаблонными действиям, к открытию нового и уникального стали называть «креативом». Творческие процессы в мышлении зависят от доминирования в нем четырех особенностей: оригинальности мышления, т. е. необычности образов и идей, гибкости мышления, т. е. способности видеть объект под разными углами зрения и выявлять его новизну, семантической спонтанности мышления, т. е. способности продуцировать разнообразные идеи в нестандартной ситуации, образной адаптивной гибкости, т. е. способности видеть скрытые стороны воспринимаемого объекта.
Учеными выявлено, что на занятиях декоративно-прикладным искусством основу творческого мастерства составляют практические навыки студентов, приобретаемые в процессе творческой деятельности в единстве со знаниями, умениями и способностями к декоративно-прикладной деятельности. Совокупность творческой деятельности студентов в период всех этапов и стадий художественно-творческого процесса позволяет развивать их творческие способности. При этом развитие творческих способностей зависит от личностных особенностей человека, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, от мотивационных факторов развития личности, главными из которых являются саморегуляция и самоактуализация, то есть стремление личности к более полному выявлению своих возможностей.
Уроки декоративно-прикладного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков декоративно-прикладного искусства педагог и студенты могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор студентов, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Источники моего самообразования:
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
Интернет, видео, аудио информация на различных носителях;
Курсы повышения квалификации;
Семинары и конференции;
Мастер-классы;
Мероприятия по обмену опытом;
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
Основные направления использования информационно-образовательных
технологии в учебном процессе
1.При изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2. Закрепление изложенного материала (иллюстративные диктанты, задания на соответствия);
3. Система контроля и проверки (тестирование в программе Online Test Pad, ВЕБ-квесты на сайте www.learnis.ru);
4. Проведение интегрированных уроков;
5. Тренировка конкретных способностей студентов (внимание, память, мышление и т.д.);
6.Дистанционное обучение.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
1.Пройдены курсы повышения квалификации по темам:
- Использование цифровых технологий на уроках;
- Электронное обучение как часть доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов;
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ;
2. В результате обучения были разработаны тестовые задания в программе «Test Pad» и ВЕБ-квесты по теме «Народные промыслы России». Были освоены приемы работы на интерактивной панели.
3. Выполнены презентации в программе Microsoft Power Point по ПМ 02 «Производственно-технологическая деятельность»; ПМ 01. Творческая исполнительская деятельность.
4. Проведено 16 декабря 2021г. открытое занятие по МДК 01.01. по теме «Художественная роспись по дереву» с использованием заданий на интерактивной доске для студентов по специальности «ДПИ и народные промыслы».
5.Продолжаю осваивать программу «Movavi Video Editor».
6. Разработала задания на развитие памяти, мышления, воображения.
7. Изучаю технологию изготовления изделий из кожи.
В течение учебного года приняла участие в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства, заняла призовые места.
Успешное развитие творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве требует учитывать необходимость не только закрепления умений и навыков, но и создания условий, обеспечивающих их пластичность, т. е. способность к перестройке в измененных заданиях и к переносу умений и навыков в новые творческие ситуации.
Список литературы
1. Краткий педагогический словарь [Текст]: учебное справочное пособие / Г.А. Андреева, Г.С. Вя-
ликова, И.А. Тютькова – М.: 2005. – 181 с.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. Т.II / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педаго-
гика, 1989. – 328 с.
3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Пи-
тер, 2001 – 544с.
4. Ячменёва, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет
[Текст] / В.В. Ячменёва. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 184 с
Предварительный просмотр:
SWOT-анализ профессиональных качеств педагога
_______Бадуева Татьяна_Александровна__________
Фамилия, Имя
S (Strengths) – Ваши сильные стороны (+) | W (Weaknesses ) – Ваши слабые стороны (-) |
Высшее образование | Отсутствие ученой степени |
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы | Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными студентами: одарённые дети, асоциально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ |
Планирование и проведение учебных занятий | Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно- развивающую работу |
Умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы | Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учётом личностных и возрастных особенностей студентов. |
Умение использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; учеников, для которых русский язык не является родным; одарённых учеников; учеников с ограниченными возможностями | Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития |
Формирование навыков, связанных | Владение компьютерными программами |
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно | Владение компьютерными программами |
Умение строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. | Недостаточное знание возрастных особенностей студентов |
Возможности | T (Threats) – Список угроз (-) |
Участие в открытых уроках, мастер – классах, семинарах, конференциях. | неуверенность в себе. |
Прохождение курсов профессиональной переподготовки | отсутствие четкого (целенаправленного) пути по профессионально-личностному саморазвитию для достижения высокого (эффективного) результата |
Online – обучение | Недостаточный уровень мотивации к саморазвитию |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Выполнила: Бадуева Татьяна Александровна,
преподаватель спецдисциплин
с. Иволгинск
2020г.
Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.
Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э)
Тема моего самообразования «Внедрение ИКТ в обучение по профессии «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
Уровень сформированности информационной культуры специалиста определяется,
во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности;
в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира.
В стандартах 3 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.
К ним относятся:
- готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
- владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
- умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на:
• изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);
•формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;
• ориентация на исследовательскую работу студентов;
• ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу студентов;
• использование межпредметных связей.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением.
Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как студенты становится активными участниками урока.
При работе со средствами ИКТ осуществляется процесс индивидуализации, так как предоставляется право выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.
Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.
Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование своей работы в соответствии с целью (заданием), выполнение задания без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют: потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия студента, направленные на достижение цели деятельности без посторонней помощи.
Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:
- студенту: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.
- педагогу: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.
Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность.
Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории искусств, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.
К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач. Прежде всего педагогу надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку.
В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности педагога. Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. Необходимо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
Список использованной литературы
1.Апатова Н. В. Информационные технологии в образовании. – М., 2017.
2.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2017.
3.Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2018. №5.
4.Булгакова И.Т. Информационные технологии в гуманитарном образовании.// Педагогика и жизнь. 2019.
5.Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2016.
6.Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения.// Информатика и образование.2017.№7
7.Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. – М.: Изд. ИНТ, 2019
Предварительный просмотр:
Приложение
СОГЛАСОВАНО наименование должности наименование организации / / подпись имя, отчество, фамилия « » 202 г. | УТВЕРЖДАЮ наименование должности наименование организации / / подпись имя, отчество, фамилия « » 202 г. |
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога
- Информационная справка о педагоге
Название учебного заведения, регион | ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья», Республика Бурятия |
ФИО педагога, занимаемая должность | Бадуева Татьяна Александровна, преподаватель спецдисциплин |
Образование | высшее |
Педагогический стаж | 29 лет |
Квалификационная категория | высшая |
Дата аттестации | 2019г. |
Курсы повышения квалификации (за последние 3 года) | «Оказание первой медицинской помощи» - 24 часа (ГАУ ДПО РБ «Бурятский Республиканский институт образовательной политики»), 2020г.; «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе» - 48 час (ГАУ ДПО РБ «Бурятский Республиканский институт образовательной политики»), 2020г. «Современные информационные технологии в образовании» - 36 час. (ГАУ ДО РБ «Ресурсный центр художественного и технического творчества «Созвездие»), 2022г.; |
Учёная степень | ---- |
Звание | Почетный работник начального профессионального образования РФ |
Награды, поощрения | Диплом финалиста в Окружном этапе Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» -2019г. в номинации «Сувенир региона» Благодарственное письмо за активное участие в работе волонтерского центра по оказанию помощи гражданам в период распространения Covid -19, 2020г., Диплом за участие в Республиканской выставке-конкурсе ДПИ и НХП «Навстречу Алтаргане - 2021», 2021г., Благодарность за оказанную помощь в проведении ежегодной всероссийской акции «Ночь музеев - 2021», Грамота за творческие успехи и вклад в развитие подрастающего поколения в изобразительном искусстве, Союз художников Бурятии, 2021г., Грамота за I место в выставке творческих работ, ГБПОУ КТИНЗ, 2022г. Грамота за устойчивые положительные результаты в работе, ГБПОУ КТИНЗ, 2022г., Благодарственное письмо за поддержку в организации и проведении Этнофестиваля «Каравай дружбы» среди ВУЗов и ССУЗов г. Улан-Удэ, 2022г. Грамота за 2 место на республиканской выставке-конкурсе ДПИ «Школьные годы чудесные» в номинации «роспись по дереву», 2022г. |
Дополнительные сведения | Народный мастер по гобелену из конского волоса |
Год реализации ИОМ | 2022 - 2023 |
- Результаты входной диагностики профессиональных дефицитов
Компетенции | Затруднения | Уровень (%) | |||
низкий | средний | высокий | общий | ||
Предметные | Организация работы со слабо мотивированными обучающимися | --- | + | ---- | |
Методические | Применение в образовательной деятельности: проблемного, развивающего, дифференцирован ного обучения | --- | + | ---- | |
Психолого- педагогические | Учет психологических особенностей возраста в процессе обучения обучающихся | --- | + | ---- | |
Коммуникативные | Разрешение конфликтных ситуаций | --- | + | ---- | |
ИКТ- компетентность | Онлайн-технологии в образовании | --- | + | ---- |
- Перечень мероприятий, обеспечивающих повышение уровня профессиональных компетенций
№ п/ п | Мероприятия, обеспечивающие повышение уровня профессиональны х компетенций | Формируемые компетенции | Уровень мероприятия | Организатор мероприятия | Сроки проведения | Форма представления результата |
1 | Прохождение курса повышения квалификации по теме «Использование компьютерных технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС» | Методическая | Всероссийский | ООО «Инфоурок» | Январь | Удостоверение о повышении квалификации |
2 | Посещение уроков коллег | Методическая | Внутриколледжный | ГБПОУ КТИНЗ | Февраль-апрель | Фотоотчет на личном сайте |
3 | Формирование банка интерактивных заданий | Методическая Предметная | Внутриколледжный | ГБПОУ КТИНЗ | Апрель | Банк интерактивных заданий по МДК 01.01» Художественное проектирование изделий ДПИ и народных промыслов» |
4 | Создание видеотеки о технологии гобелена | Предметная Методическая | Внутриколледжный | ГБПОУ КТИНЗ | Март | Видеотека на тему «Гобелен. Традиции и современность» |
- Заключительное публичное мероприятие
Мероприятие, демонстрирующее повышение уровня профессиональных компетенций | Уровень проведения | Сроки проведения |
Отчет по самообразованию | Внутриколледж ный | Май 2023 г. |
Начало работы по реализации ИОМ - «5» декабря 2022 г.
Завершение работы по реализации ИОМ - «25» мая 2023_ г.
Региональный методист / / Педагогический работник /
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Выполнила: Бадуева Татьяна Александровна,
преподаватель спец.дисциплин
Иволгинск
2022г.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
-осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального
(словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
-возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент, диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Традиционная технология
Положительные стороны | Отрицательные стороны. |
Систематический характер обучения. Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала. Организационная четкость. Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя. Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. | Шаблонное построение. Нерациональное распределение времени на уроке. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания. Учащиеся изолируются от общения друг с другом. Отсутствие самостоятельности. Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день). Слабая обратная связь. Отсутствие индивидуального обучения. |
Даже размещение учеников в классе за партами в традиционной школе не способствует учебному процессу – дети целый день вынуждены видеть лишь затылок друг друга. Но все время лицезреть учителя.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Особенности личностно – ориентированного урока.
1.Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
2.Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
3.Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
4.Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.
5.Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.
1.Технология разноуровнего обучения.
Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:
-малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
-талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
-около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом , вариативном(творческом) уровнях.
Варианты дифференциации.
-Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения.
-Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.
2.Технология коллективного взаимообучения.
2. Технология коллективного взаимообучения.
Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.
. Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Преимущества технологии коллективного взаимообучения:
в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мыш ления и. понимания;
в процессе взаимного общения включается па мять, идет мобилизация и актуализация пред шествующего опыта и знаний;
— каждый учащийся чувствует себя раскованно, ра ботает в индивидуальном темпе;
— повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
— отпадает необходимость в сдерживании темпа за нятий, что позитивно сказывается на микрокли мате в коллективе;
формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо циативных связей, а следовательно, обеспечива ет более прочное усвоение
3. Технология сотрудничества.
Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп. – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
4. Технология модульного обучения
Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль — это целевой функциональный узел, в ко тором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением. Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырехурочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н.Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Технология перспективно - опережающего обучения.
Ее основными концептуальными положениями мож но назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).
С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.
В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
Другой особенностью этой технологии является коммутируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С.Н.Лысенковой — опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.
Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии;
-как элемент педагогической технологии;
-в качестве формы урока или его части;;
его внеклассной работе.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит,
во-первых, от систематического их использования, во вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
Список литературы:
1.Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности М. Внешкольник 2011. №2
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М. Научное образование, 2010.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АКРТИ, 2010.
4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью. – М.: Сентябрь,2008.