Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание изделия крючком и спицами" 2023г
В программе "Вязание изделия крючком и спицами" представлены:
- нормативно-правовая база
- основные характеристики
- цель и задачи программы
- учебно-тематический план
- содержание учебного плана
- планируемые результаты
- организационно-педагогические условия
- приложения
- список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyazanie_izdeliy_kryuchkom_i_spitsami.docx | 200.87 КБ |
titulnyy_2023.pdf | 211.26 КБ |
Предварительный просмотр:
- Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вязание изделий крючком и спицами» основывается на следующих документах:
1.1. Федеральный уровень:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р).
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам ( протокол от 30.11.2016г. № 11).
1.2.Региональный уровень:
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Основанием для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ являются:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
1.3.Уровень учреждения:
Устав МБУ ДО «Центр детского творчества» от 16.11.2015г. (приказ №174)
Правила внутреннего распорядка учащихся МБУ ДО «Центр детского творчества» от 11.09.2018г.
Правила внутреннего трудового распорядка по МБУ ДО «Центр детского творчества» от 25.06.2018г.
2. Основные характеристики
2.1.Пояснительная записка
- направленность: художественная
Вязание, вышивание развивают оба полушария головного мозга, мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики влечет за собой улучшение качества письма, памяти и внимания, мышления, развития речи, наблюдательности и воображения, а также аккуратности и усидчивости.
- актуальность общеразвивающей программы:
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность.
Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.
- отличительные особенности общеразвивающей программы –
Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, прихватки, игрушки, сумки, одежду и элементы её украшения. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь.
Ручное вязание, вышивка позволяют выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
Обучение по данной программе способствует профессиональному самоопределению.
- адресат общеразвивающей программы –
В группы приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для учащихся 7-14 лет. Возраст младшего школьника характеризуется тем, что у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Детям интересно познавать что-то новое, ими неизученное. Они очень рады тому, что сделали своими руками. Изделие, созданное своими руками, можно подарить своим родным и близким.
Дети среднего школьного возраста энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны; боятся поражения, легко ранимы и чувствительны к критике. У них пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг, что приводит к часто сменяющим друг друга увлечениям. Подростки иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Занятия помогают учащимся противостоять стрессам и переутомлениям.
Количество детей, одновременно находящихся в группе 7-12 человек. Это позволяет работать группе дружно, слаженно, а педагогу помогать учащимся в возникших трудностях при обучении.
- режим занятий –
Занятия проходят 2 раза в неделю. Одно занятие длится 2 часа: 2 урока по 45 минут с 15 минутным перерывом.
- объем общеразвивающей программы – 480 часов на весь период обучения, 160 часов в год.
- срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
- уровневость общеразвивающей программы:
« Стартовый уровень» - первый год обучения.
«Базовый уровень» - второй год обучения.
«Продвинутый уровень» - третий год обучения.
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
- форма обучения – очная.
- форма работы – групповая.
- виды занятий – беседа, объяснение, практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие.
- формы подведения результатов – беседа, тестирование, кроссворд, мониторинг, анализ работ, мини-выставка, выставка работ учащихся.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
Научить вязать различные изделия крючком и вышивать разными видами швов, в дальнейшем побуждая использовать в создании вязаных изделий собственные оригинальные идеи.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
1) познакомить с видами пряжи, нитей;
2) обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
3) научить основным приемам вязания;
4) формировать умение читать и применять на практике схемы различных узоров;
5) научить выполнять сборку и оформление готового изделия;
6) учить самостоятельно создавать и выполнять различные вязаные изделия.
Развивающие:
1) способствовать развитию мелкой моторики учащихся,
2) развивать образное мышление,
3) развивать художественный вкус и чувство прекрасного,
4) развивать фантазию, творческие способности.
Воспитательные:
1) воспитывать эстетический и художественный вкус, стремление к красоте и желание ее создавать,
2)воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, желание довести начатое дело до конца
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие, техника безопасности | 2 | 2 | - | Беседа |
2 | Виды пряжи | 2 | 2 | - | Беседа |
3 | Плетение из ниток ( макраме): | 12 | 6 | 6 | Беседа |
3.1 | Браслет «Полоски» | 2 | 1 | 1 | Анализ работ |
3.2 | Браслет «Полоски-шевроны» | 2 | 1 | 1 | Анализ работ |
3.3 | Браслет «Шашечки-шевроны» | 2 | 1 | 1 | Анализ работ |
3.4 | Браслет «Французские узелки» | 2 | 1 | 1 | Анализ работ |
3.5 | Браслет «Прямые узлы» | 2 | 1 | 1 | Анализ работ |
3.6 | Брелок «Человечек» | 2 | 1 | 1 | Анализ работ |
4 | Основные приемы вязания крючком: | 14 | 5 | 9 | Тестирование |
4.1 | Упражнения в вязании воздушных петель | 4 | 2 | 2 | Беседа |
4.2 | Упражнения в вязании столбиков | 6 | 2 | 4 | Беседа |
4.3 | Открытка из вязаных цепочек | 4 | 1 | 3 | Анализ работ |
5 | Техника вязания по кругу | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
6 | Техника вязания квадрата | 8 | 2 | 6 | Кроссворд |
7 | Изготовление плоских вязаных изделий: | 18 | 4 | 14 | Беседа |
7.1 | Вязание закладки | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
7.2 | Вязание прихватки | 10 | 2 | 8 | Мини-выставка Тестирование |
8 | Изготовление объемных вязаных изделий: | 56 | 14 | 42 | |
8.1 | Вязание брелоков | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
8.2 | Пальчиковые куклы к сказке «Теремок»: | 48 | 12 | 36 | Мини-выставка |
8.2.1 | Вязание мышки | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
8.2.2 | Вязание лягушки | 8 | 2 | 6 | Выставка работ |
8.2.3 | Вязание зайца | 8 | 2 | 6 | Мини-выставка |
8.2.4 | Вязание лисы | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
8.2.5 | Вязание волка | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
8.2.6 | Вязание медведя | 8 | 2 | 6 | Выставка работ |
9 | Ручная вышивка: | 24 | 7 | 17 | |
9.1 | Швы для вышивания: | 8 | 3 | 5 | Беседа |
9.1.1 | Тамбурный шов | 2 | 1 | 1 | Беседа |
9.1.2 | Стебельчатый шов | 2 | 1 | 1 | Беседа |
9.1.3 | Гладь | 4 | 1 | 3 | Беседа |
9.2 | Вышивка крестиком по канве | 16 | 4 | 12 | Анализ работ |
10 | Итоговые занятия | 8 | - | 8 | Выставка работ Мониторинг |
11 | Досуговая деятельность | 8 | - | 8 | |
| Итого: | 160 | 44 | 116 |
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Основы вязания на спицах: | 10 | 2 | 4 | Беседа |
1.1 | Набор петель | 4 | 2 | 2 | |
1.2 | Вязание лицевых и изнаночных петель | 6 | 2 | 4 | |
2 | Выполнение узоров: | 26 | 4 | 20 | Беседа |
2.1 | «Резинка» | 4 | 1 | 3 | |
2.2 | «Плетенка» | 6 | 1 | 5 | |
2.3 | «Жгуты», «косы» | 8 | 2 | 6 | |
2.4 | Ажурные узоры | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
3 | Выполнение изделий: | 28 | 8 | 20 | |
3.1 | Вязание шарфа | 12 | 4 | 8 | |
3.2 | Вязание головного убора | 16 | 4 | 12 | Презентация работ |
4 | Вязаные цветы: | 14 | 4 | 10 | |
4.1 | Плоские цветы | 6 | 2 | 4 | Кроссворд |
4.2 | Объемные цветы | 8 | 2 | 6 | |
5 | Изготовление обуви к стиху «Чудо-дерево» К.И.Чуковского | 8 | 1 | 7 | Мини-выставка |
6 | Изготовление сладостей: | 22 | 5 | 17 | Просмотр работ |
6.1 | Вязание конфет | 4 | 1 | 3 | |
6.2 | Вязание пирожных | 8 | 2 | 6 | |
6.3 | Вязание торта | 10 | 2 | 8 | |
7 | Вязание чехольчика для телефона | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
8 | Изготовление игрушек амигуруми: | 28 | 8 | 20 | Выставка работ |
8.1 | Вязание зверя | 12 | 4 | 8 | |
8.2 | Вязание куклы | 16 | 4 | 12 | |
9 | Итоговые занятия | 8 | - | 8 | Выставка работ |
10 | Досуговая деятельность | 8 | - | 8 | |
Итого: | 160 | 34 | 126 |
Учебно-тематический план третьего года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вязание из плюшевой пряжи. Мир животных: | 26 | 6 | 20 | Презентация работ |
1.1 | Вязание совы | 8 | 2 | 6 | |
1.2 | Вязание круглого кота | 8 | 2 | 6 | |
1.3 | Вязание зайчика | 10 | 2 | 8 | |
2 | Вязание из пушистой пряжи «Травка»: | 20 | 4 | 20 | Выставка работ |
2.1 | Вязание домашних животных | 10 | 2 | 10 | |
2.2 | Вязание диких животных | 10 | 2 | 10 | |
3 | Вязание из тонкой пряжи «Ирис» | 14 | 4 | 10 | Мини-выставка |
3.1 | Вязание салфетки | 8 | 2 | 6 | |
3.2 | Вязание брелока | 6 | 2 | 4 | |
4 | Выполнение изделий на спицах | 30 | 8 | 22 | Беседа |
4.1 | Вязание варежек | 14 | 4 | 10 | |
4.2 | Вязание носочков | 16 | 4 | 12 | |
5 | Вязание сумки | 10 | 2 | 8 | Анализ работ |
6 | Изготовление вязаной картины | 20 | 4 | 16 | Выставка |
6.1 | Натюрморт | 10 | 2 | 8 | |
6.2 | Пейзаж | 10 | 2 | 8 | |
7 | Вязание декоративной подушки | 8 | 2 | 6 | Мини-выставка |
8 | Декорирование изделий в разных техниках: | 8 | 2 | 6 | Беседа |
8.1 | Декорирование бисером | 4 | 1 | 3 | |
8.2 | Декорирование атласными лентами | 4 | 1 | 3 | |
9 | Изделия, обвязанные крючком | 8 | 2 | 6 | Анализ работ |
9.1 | Аксессуар | 4 | 1 | 3 | |
9.2 | Подушка | 4 | 1 | 3 | |
10 | Итоговые занятия | 8 | - | 8 | Выставка работ |
11 | Досуговая деятельность | 8 | - | 8 | |
Итого: | 160 | 34 | 126 |
Содержание учебного плана первого года обучения
1. Вводное занятие, техника безопасности
Теория:
Значение и актуальность ручного вязания. Цели и задачи творческого объединения. Правила техники безопасности при работе. Демонстрация изделий.
2. Виды пряжи
Теория:
Ознакомление с видами ниток, пряжи.
3. Плетение из ниток ( макраме)
3.1. Браслет «Полоски»
Теория:
Понятие правый узел. Схематическое изображение плетения.
Практика:
Подготовка ниток, цвета. Плетение браслета, используя правый узел.
3.2. Браслет «Полоски-шевроны»
Теория:
Понятие правый и левый узлы. Схематическое изображение плетения.
Практика:
Выбор ниток, цвета. Плетение браслета, используя правый и левый узлы.
3.3. Браслет «Шашечки-шевроны»
Теория:
Понятие правый и левый узлы. Схематическое изображение плетения.
Практика:
Выбор ниток, цвета. Плетение браслета, используя правый и левый узлы.
3.4. Браслет «Французские узелки»
Теория:
Понятие французский узелок. Схематическое изображение плетения.
Практика:
Подготовка ниток, цвета. Плетение браслета, используя узлы по спирали.
3.5. Браслет «Прямые узлы»
Теория:
Понятие прямой узел. Схематическое изображение плетения.
Практика:
Подготовка ниток, цвета. Плетение браслета, используя прямые узлы.
3.6. Брелок «Человечек»
Теория:
Понятие прямой узел. Схематическое изображение плетения.
Практика:
Подготовка ниток, цвета. Плетение брелока, используя прямые узлы.
4. Основные приемы вязания крючком.
4.1.Упражнения в вязании воздушных петель.
Теория:
Понятие воздушная петля. Обозначение воздушной петли на схеме.
Практика:
Положение рук и нити при вязании крючком. Вязание воздушных петель.
4.2.Упражнения в вязании столбиков.
Теория:
Понятие полустолбик, столбик, столбик с накидом. Обозначение столбиков на схеме.
Практика:
Вязание полустолбиков, столбиков, столбиков с накидом.
4.3. Открытка из вязаных цепочек
Теория:
Понятие воздушная петля. Обозначение воздушной петли на схеме.
Практика:
Выполнение эскиза (цветок или узор на открытке). Вязание цепочек из воздушных петель различных цветов. Приклеивание цепочек на картон.
5. Техника вязания по кругу
Теория:
Понятие техника вязания по кругу. Обозначение вязания по кругу на схеме.
Практика:
Упражнения в вязании по кругу
6.Техника вязания квадрата
Теория:
Понятие техника вязания квадрата. Обозначение вязания квадрата на схеме.
Практика:
Упражнения в вязании квадрата
7.Изготовление плоских вязаных изделий:
7.1. Вязание закладки
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Подготовка ниток, цвета. Выполнение составных частей изделия. Сборка.
7.2. Вязание прихватки
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Подготовка ниток, цвета. Выполнение составных частей изделия. Сборка.
8. Изготовление объемных вязаных изделий:
8.1. Вязание брелоков
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Техника вязания по кругу.
Практика:
Подготовка ниток, цвета. Выполнение составных частей изделия. Сборка.
8.2. Пальчиковые куклы к сказке «Теремок»:
8.2.1. Вязание мышки
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Техника вязания по кругу.
Практика:
Подготовка к работе. Выбор пряжи. Выполнение составных частей изделия: вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка изделия.
8.2.2. Вязание лягушки
Теория:
Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель.
Практика:
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка.
8.2.3. Вязание зайца
Теория:
Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель.
Практика:
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка.
8.2.4. Вязание лисы
Теория:
Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель.
Практика:
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка.
8.2.5. Вязание волка
Теория:
Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель.
Практика:
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка.
8.2.6. Вязание медведя
Теория:
Техника вязания по кругу. Понятие прибавление и убавление петель.
Практика:
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка.
9. Ручная вышивка крестиком:
9.1.Швы для вышивания:
9.1.1.Тамбурный шов
Теория:
Понятие тамбурный шов, одиночные тамбурные стежки по кругу.
Практика:
Упражнения в вышивании тамбурным швом.
9.1.2.Стебельчатый шов
Теория:
Понятие стебельчатый шов.
Практика:
Упражнения в вышивании стебельчатым швом.
9.1.3.Гладь
Теория:
Понятие шов гладь.
Практика:
Упражнения в вышивании швом гладь.
9.2. Вышивка крестиком по канве
Теория:
Понятие техники вышивки крестиком. Чтение расчетных схем для вышивки крестиком.
Практика:
Упражнения в вышивании крестиком по канве. Подбор схемы для вышивания крестиком. Вышивание по схеме. Отделка готового изделия.
10. Итоговые занятия
Практика:
Подведение итогов. Оформление работ. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
11. Досуговая деятельность
Практика:
Работа с детским коллективом, с родителями, клубные дни, выставки.
Содержание учебного плана второго года обучения
- Основы вязания на спицах
- Набор петель
Теория:
Положение рук и нити при вязании.
Практика:
Набор петель начального ряда.
- Вязание лицевых и изнаночных петель
Теория:
Понятие основные виды петель: лицевая, изнаночная. Условные обозначения петель на схеме.
Практика:
Выполнение образцов, используя лицевые и изнаночные петли.
- Выполнение узоров:
- «Резинка»
Теория:
Условные обозначения петель на схеме. Схемы узоров «Резинка» 1*1, 2*2.
Практика:
Вязание узора «Резинка» 1*1, 2*2. Выполнение образцов.
- «Плетенка»
Теория:
Условные обозначения петель на схеме. Схема узора «Плетенка». Практика:
Вязание узора «Плетенка». Выполнение образцов.
- «Жгуты», «Косы»
Теория:
Условные обозначения петель на схеме. Схемы узоров «Жгуты», «Косы».
Практика:
Вязание узоров «Жгуты», «Косы». Выполнение образцов.
- Ажурные узоры
Теория:
Условные обозначения петель на схеме. Схемы ажурных узоров.
Практика:
Вязание ажурных узоров. Выполнение образцов.
- Выполнение изделий:
3.1. Вязание шарфа
Теория:
Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания. Расчёт петель.
Практика:
Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.
3.2. Вязание головного убора
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания. Расчёт петель.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка изделия. Окончательная отделка готового изделия.
4. Вязаные цветы
4.1. Плоские цветы
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Подготовка к работе. Выбор схемы вязания. Вязание изделия по схеме.
4.2. Объемные цветы
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка изделия. Окончательная отделка готового изделия.
5. Изготовление обуви к стиху «Чудо-дерево» К.И.Чуковского
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка изделия. Окончательная отделка готового изделия.
6. Изготовление сладостей:
6.1. Вязание конфет
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка изделия.
6.2. Вязание пирожных
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка изделия.
6.3. Вязание торта
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Окончательная отделка готового изделия.
7. Вязание чехольчика для телефона
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Окончательная отделка готового изделия.
8. Изготовление игрушек амигуруми:
8.1. Изготовление вязаного зверя
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
8.2. Вязание куклы
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
9. Итоговые занятия
Практика:
Подведение итогов. Оформление работ.
10.Досуговая деятельность
Практика:
Работа с детским коллективом, с родителями, клубные дни, выставки.
Содержание учебного плана третьего года обучения
- Вязание из плюшевой пряжи. Мир животных:
- Вязание совы
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
- Вязание круглого кота
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
- Вязание зайчика
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
2. Вязание из пушистой пряжи «Травка»:
2.1. Вязание домашних животных
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
2.2. Вязание диких животных
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
3. Вязание из тонкой пряжи «Ирис»:
3.1. Вязание салфетки
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Техника вязания по кругу.
Практика:
Выполнение изделия по схеме.
3.2. Вязание брелока
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
4. Выполнение изделий на спицах:
4.1. Вязание варежек
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
4.2. Вязание носочков
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
5. Вязание сумки
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
6. Изготовление вязаной картины:
6.1. Натюрморт
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
6.2. Пейзаж
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
7. Вязание декоративной подушки
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
8. Декорирование изделий в разных техниках:
8.1. Декорирование бисером
Теория:
Понятие декорирование бисером.
Практика:
Подборка цветовой гаммы, работа по эскизу, вышивка бисером.
8.2. Декорирование атласными лентами
Теория:
Понятие декорирование атласными лентами.
Практика:
Подборка цветовой гаммы, работа по эскизу, вышивка атласными лентами.
9. Изделия, обвязанные крючком:
9.1. Аксессуар
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
9.2. Подушка
Теория:
Понятие прибавление и убавление петель. Условные обозначения петель на схеме. Расчет петель. Выбор техники вязания.
Практика:
Выполнение составных частей изделия. Сборка и оформление изделия.
10. Итоговые занятия
Практика:
Подведение итогов. Оформление работ.
11. Досуговая деятельность
Практика:
Работа с детским коллективом, с родителями, клубные дни, выставки.
2.4. Планируемые результаты
По освоению программы планируются следующие результаты.
Метапредметные результаты – означают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий – регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности
- организация и согласование совместной познавательно-трудовой деятельности с учащимися в группе
- самостоятельное создание и выполнение различных вязаных изделий, используя оригинальные идеи
Личностные результаты – включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
- проявление познавательных интересов и творческой активности
- сформированность уважительного отношения к труду
- развитие эстетического и художественного вкуса
- развитие трудолюбия, усидчивости, аккуратности
Предметные результаты:
По освоению стартового уровня учащиеся должны получить следующие знания и умения:
Знания:
- инструкцию по технике безопасности
- название и назначение используемых материалов и инструментов
- основные приемы вязания крючком, их условные обозначения
- основные приемы шитья
Умения:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами
- выполнять основные приемы вязания крючком
- закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли
- вязать несложные изделия в разных техниках
- сшивать и оформлять изделия
По освоению базового уровня учащиеся должны получить следующие знания и умения:
Знания:
- инструкцию по технике безопасности
- основные приемы вязания спицами и крючком, их условные обозначения
- последовательность изготовления изделий
Умения:
- выполнять основные приемы вязания спицами и крючком
- читать и пользоваться схемами узоров
- различать техники вязания
- выполнять более сложные изделия
По освоению продвинутого уровня учащиеся должны получить следующие знания и умения:
Знания:
- инструкцию по технике безопасности
- основные приемы вязания спицами и крючком, их условные обозначения
- последовательность изготовления изделий
- способы их декорирования
Умения:
- выполнять основные приемы вязания спицами и крючком
- различать техники вязания
- самостоятельно придумывать изделие
- выполнять изделия из разных видов пряжи: плюшевой, пушистой, тонкой
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
- столы – 4 шт.
- стулья – 15 шт.
- шкаф для хранения незаконченных изделий – 1шт.
- подвесная полка – 2 шт.
- вязальные крючки №1,5 – 15 шт.
- вязальные крючки №3,5 – 15 шт.
- вязальные крючки №6 – 15 шт.
- набор спиц для чулочного вязания( в наборе – 5спиц) №2,5 – 15 шт.
- ножницы – 15 шт.
- швейные иглы для шитья– 15 шт.
- швейные иглы с широким ушком для вышивания– 15 шт.
- набор булавок – 3 шт.
- нитки швейные – 15 шт.
- набор ниток для вышивания «мулине» – 15 шт.
- канва для вышивания (ширина 1,5 метра) – 3 метра
- пряжа для вязания различных цветов акриловая по 100гр. – 15 шт.
- пряжа для вязания различных цветов полушерстяная по 100гр. – 15 шт.
- пряжа для вязания различных цветов меланжевая по 100гр. – 15 шт.
- пряжа для вязания различных цветов плюшевая по 100гр. – 15 шт.
- пряжа для вязания различных цветов «Травка» по 100гр. – 15 шт.
- пряжа для вязания различных цветов «Ирис» по 25гр. – 15 шт.
- холофайбер ( или синтепон) – 400 гр.
- атласная лента различных цветов ( ширина 1 см, упаковка ) – 15 шт.
- цветной бисер, бусины различных цветов в упаковке – 30 шт.
- леска ( толщина 0,8 мм, длина 100 м) – 3 шт.
- информационное обеспечение -
- схемы изделий
- образцы вязания
- образцы изделий
- фото вязаных изделий
- кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
- методические материалы –
- Бигель А. Вяжем игрушки. 100 лучших идей. М.: Астрель, Кладезь, 2013
- Бейтс Сьюзан. Вышиваем крестиком. Романтическая коллекция: 60 дизайнов и схем цветов, сердечек, птиц. М.: Издательство «Э», 2018.
- Журнал «Диана креатив. Спецвыпуск. Цветы.» №2/2013 (2)
- Спиридонова К. Ажурные салфетки для дома и дачи. Нижний Новгород: ООО «Слог», 2015.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: беседа, тестирование, кроссворд, анализ работ, мониторинги, мини-выставки, выставки работ.
Кроссворд на тему Вязаный квадрат
По вертикали:
- Материал, используемый для вязания (пряжа).
- Пряжа, внешний вид которой имеет утолщения и узелки (букле).
- Начальная петля в вязании крючком (воздушная).
- Как называется несколько воздушных петель, связанных друг за другом (цепочка).
- Движение, которым нитка надевается на крючок (накид).
- Пряжа из волокон, окрашенных в разные цвета (меланжевая).
- Он может быть с накидом или без него (столбик).
- Когда мы смотрим на изделие, то обращаем внимание на … (цвет).
- Условные обозначения последовательности вязания (схема).
- Инструмент для вязания (крючок).
- Один из видов декоративно-прикладного искусства (вязание).
12. Вязаные изделия создают в доме (уют).
По горизонтали:
13.Как по-другому называется вязаный квадрат? (бабушкин квадрат).
Приложение 2
Тест по теме «Вязание крючком»
1.С чего начинается любое вязание? |
А. с вязания изнаночных петель; |
Б. с вязания столбиков без накида; |
В. с набора петель. |
2. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют: А. вытянутыми Б. кромочными В. воздушными |
3. Назовите элемент, который в вязании крючком не существует самостоятельно:
А. цепочки
Б. столбик
В. накид
4. Одна или несколько воздушных петель, провязанных перед началом нового ряда, называются петлями…
А. цепочки;
Б. подъема;
В. столбика.
5. При вязании крючком круга от центра:
А. сохраняют постоянное количество петель;
Б. выполняют прибавки петель, равномерно распределив их в ряду;
В. выполняют прибавки петель только в определенных местах ряда.
6. Полотно, связанное крючком состоит из:
А. столбиков различного вида, их сочетаний и воздушных петель;
Б. лицевых и изнаночных петель и столбиков;
В. воздушных петель, столбиков, накидов, лицевых и изнаночных петель.
7. Чему соответствует № крючка:
А. длине крючка
Б. ширине крючка
В. диаметру крючка
8. Какому названию соответствует данное изображение?
А. Полустолбик с накидом;
Б. Столбик без накида;
В. Столбик с двумя накидами.
9. Для окончания вязания крючком:
А. провязывают закрепляющий ряд;
Б. закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити;
В. отрезают нить и протягивают ее в последнюю петлю
10. Воздушные петли при вязании крючком
А. используются только для набора начального ряда;
Б. участвуют только в расширении полотна;
В. используются при наборе начального ряда, вывязывании узоров, расширении полотна.
11. Условные обозначения петель – это…
А. рисунок
Б. схема
В. описание
Ответы: 1.В. 2.В. 3.В. 4.Б. 5.Б,В. 6.А. 7.В. 8.А. 9.В. 10.В 11.Б.
Таблица 1
Таблица «Мониторинг развития навыков учащихся декоративно-прикладного направления»
Применяется метод наблюдения. В таблицу записываются баллы от одного до пяти: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно, 1 – не владеет. Оценивается в начале 1 модуля и в конце 2 модуля.
Ф.И. ребенка | Мелкая моторика | Аккуратность выполнения работ | Воображение | Творческое оформление работ | ||||
1 мод. | 2 мод. | 1 мод. | 2 мод. | 1 мод. | 2 мод. | 1 мод. | 2 мод. | |
Таблица 2
Таблица «Мониторинг развития навыков учащихся общеразвивающей программы»
Применяется метод наблюдения. В таблицу записываются баллы от одного до пяти: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно, 1 – не владеет. Оценивается в начале 1 модуля и в конце 2 модуля.
Ф.И. ребенка | Подбирает цветовые сочетания | Работает по схеме | Различает техники вязания | Выполняет изделие самостоятельно | ||||
1 мод. | 2 мод. | 1 мод. | 2 мод. | 1 мод. | 2 мод. | 1 мод. | 2 мод. | |
4. Список литературы
- педагогу
1. Бигель Андрея. Вяжем игрушки. 100 лучших идей. М.: Астрель, Кладезь, 2013.
2. Белова Е.С. Вяжем игрушки крючком. М.: АСТ, 2014.
3. Вышитые картины. №5, 2017. АО «КОНЛИГА МЕДИА», 2017.
4. Забелина С.В. Вязаные закладки. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016.
5. Грузинцева О.П. Вяжем амигуруми. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
6. Панина Г.П. Вяжем крючком. Популярные узоры. Схемы и подробные описания. М.: Издательство «Э», 2016.
7. Салфетки и скатерти в винтажном стиле. №4, 2019. Н.Новгород: ООО «Слог», 2019.
8. Слижен С.Г. Амигуруми. Веселый зоопарк. М.: Э, 2016.
9.Тир Лесли. Вышиваем крестиком. Сладкая коллекция: схемы для вышивки. М.: Издательство «Э», 2018.
10. Трико Линдси. Плетение из паракорда. М.: Издательство «Э», 2016.
11. Тренч Н. Амигуруми. М.: Махаон, 2011.
- учащимся
1. Бейтс Сьюзан. Вышиваем крестиком. Романтическая коллекция: 60 дизайнов и схем цветов, сердечек, птиц. М.: Издательство «Э», 2018.
2. Забелина С.В. Прихватки - Зверятки за один час. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.
3. Кружевное вязания. Азбука вязания. №3, 2020. Н.Новгород: ООО «Слог», 2020.
4. Ларсен Кони. Цветочки для девочек. Вяжем крючком. М.: Издательская группа «Контэнт», 2015.
5. Морас Ингрид. Фенечки. Новые идеи. М.: Контэнт, 2014.
6. МакНил Сьюзан. Модные фенечки. М.: Контэнт, 2012.
7. Салфетки, скатерти, дорожки. Вяжем крючком. №5,2021. Н.Новгород: ООО «Слог», 2021.
8. Станибула Н.С. Вязаные закладки для книг крючком. М.: АСТ, 2016.
9. Татьянина Т.И. Вязание крючком. Веселые узоры для детей. М.: Астрель; Спб.: Полигон, 2012.
10. Чиотти Донателла. Плетем макраме. М.: Контэнт, 2016.