ПРОГРАММА по учебному предмету РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ (КЕРАМИКА)

Мехрабов Самир Расим оглы

Программа учебного предмета «Работа в материале - Керамика» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области декоративно-прикладного искусства «декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Работа в материале - Керамика» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области декоративно-прикладного искусства и является одним из предметов обязательной части предметной области «декоративное творчество».

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Предмет «Работа в материале - Керамика»  сочетает традиционные приемы лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rvm_keramika_6-8_.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА по учебному предмету

ПО.01.УП.07. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ (КЕРАМИКА)

Срок обучения - 8 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся 6/8 класса

Нефтеюганск

2023г.

                                               

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ»

«31»  августа 2023г

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «ДШИ»

                  __________Н.Н. Любимова

                  «31»  августа 2023г

                  Приказ №

Разработчик – Мехрабов Самир Расим оглы, преподаватель отделения «Декоративно-прикладного искусства» МБУ ДО «ДШИ»

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Учебно-тематический план;

-Требования для 6 класса.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
  1. Список литературы и средств обучения
  • Список методической литературы;
  • Список учебной литературы
  • Средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Работа в материале - Керамика» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области декоративно-прикладного искусства «декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Работа в материале - Керамика» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области декоративно-прикладного искусства и является одним из предметов обязательной части предметной области «декоративное творчество».

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Предмет «Работа в материале - Керамика»  сочетает традиционные приемы лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

Выполняя задания, связанные с декоративно-прикладной  деятельностью, дети учатся применять разнообразные пластические материалы, учатся обращать внимание на выразительность, образность изделия. Знакомясь с различными видами лепки, они узнают о её многообразии, учатся создавать своими руками предметы и фигуры, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, эмоции, фантазию. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

 

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Работа в материале - Керамика»  для детей, поступивших в дополнительную организацию в первый класс по восьмилетнему сроку обучения в возрасте 6,6 – 9 лет, составляет 5 лет с 4 по 8 класс. Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Данная программа составлена на 1 учебный год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Работа в материале - Керамика»

  Общий объем времени по учебному предмету «Работа в материале - Керамика» с 8-летним сроком обучения составляет 198 учебных часов. Из них аудиторные занятия - 99 часов, самостоятельная работа - 99 часов, консультационные часы в год 4 часа                                                                                                                     Таблица 1

Срок реализации

5 лет

1 год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1485

297

Количество часов на аудиторные занятия

495

99

Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу)

495

99

Консультационные часы в год

40

8

       Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Срок освоения учебного предмета

«Работа в материале - Керамика» 1 год

                                                                                                                Таблица 2

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

6

Полугодия

12

13

Аудиторные занятия (в часах)

96

102

198

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание, в часах)

48

51

99

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

144

153

297

Вид промежуточной аттестации,

итоговая аттестация

Зачеты, контрольные уроки

Экзамен (просмотр)

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Работа в материале - Керамика» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут, перемена – 10 минут, на период введения ограничительных мер, продолжительность урока – 30 минут, перемена – 20 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета «Работа в материале - Керамика»

Цель учебного предмета: овладение знаниями и представлениями о керамике, скульптуре, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося.

Задачи учебного предмета:

Обучающие: 

-обучение приемам самостоятельной работы над образом для композиций из глины;

-обучение системной поэтапной работы над керамическим произведением;

-обучение работы в разнообразных керамических технологиях;

-обучение применять знания и умения в творческой деятельности; 

Развивающие: 

-развитие мотивации к творческой деятельности в области керамики;

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственость, творческое воображение;

- развивать познавательную и творческую активность;        

-развивать мелкую моторику, точность движения рук, аккуратность при выполнении практического задания;

Воспитывающие:

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение учащихся друг к другу, сотворчество;

-воспитывать интерес к своим национальным культурным корням;

-воспитывать любовь к родному искусству, уважению к ручному труду;

-воспитывать культурное общение и поведение в социуме

Обоснованием структуры программы учебного предмета «Работа в материале - Керамика»

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета

-распределение учебного материала по годам обучения

- описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

-практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Работа в материале - Керамика»

Материально-техническая база Детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Работа в материале - Керамика» имеют площадь не менее 33,9 кв. оснащенные учебной мебелью: доска (1шт), пробковая доска (1шт), учебные столы (5 шт), стулья(10шт), стеллажи (5 шт), шкаф (3шт), натюрмортные столы (1 шт), софиты (2 шт), компьютер (1шт), муляжи (фрукты, овощи) , раковина (1шт), доски для лепки, стеки, демонстрационный материал (гипсовые, керамические, пластилиновые изделия), турнетки (6 шт).

Учебный кабинет оснащен специализированными материалами (иллюстративные материалы, наглядные пособия и демонстрационные изделия) по темам учебного предмета.

В детской школе искусств имеется выставочный зал, библиотека, натюрмортный и методический фонд. Помещения звукоизолированы и своевременно ремонтируются.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ – КЕРАМИКА»

Содержание учебного предмета «Работа в материале - Керамика» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления и включает в себя практическую и самостоятельную части.

Содержание программы направленно на освоение различных способов работы с материалами, а также на ознакомление с традиционными народными ремеслами, другими видами декоративно-прикладного творчества.

Учебно-тематический план

В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Работа в материале - Керамика» с нормативным сроком обучения 8 лет.

Третий год обучения 6 класс

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного заня-тия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятель-ная работа

Аудиторные занятия

1 раздел «Декоративные изделия»

1

Вводный урок. Знакомство с техникой лепки из скульптурного пластилина. Выполнение простейших форм для бижутерии

Урок

37

20

17

2

Изготовление магнитов. Тема: инициалы, знак зодиака, цветы и др.

Урок

37

20

17

2 раздел «Посуда»

3

Изготовление из скульптурного пластилина образ животного в посуде

Урок

37

20

17

4

Тематическое панно «Рождество», «Новый год»

Урок

37

20

17

3 раздел «Пластилиновая композиция»

5

«Пластилиновая живопись». Тематическая работа по мотивам картин известных художников

Урок

37

20

17

6

Театральная маска. Творческая композиция.

Урок

37

20

17

4 раздел «Объемные формы»

7

Работа с каркасом. Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец», «циркач» и др.

Урок

37

20

17

8

Коллективная работа: «пираты», «каникулы», «путешествие во времени», «виртуальный мир» и др.

Урок

37

30

7

Итого:

297

99

99

297

Годовые требования. Содержание разделов и тем.

6 класса (третий год обучения)

1 раздел «Декоративные изделия»

1 Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой лепки из скульптурного пластилина. Выполнение простейших форм для бижутерии

Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки.  Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Выполнение простейших форм для бижутерии (бусины, кольца, кубики, плоские формы – колокольчики, бабочки и др.). Формирование художественного вкуса, умения грамотно подбирать цвета.

Самостоятельная работа: выполнение несложного украшения из бусин.

2 Тема: Изготовление магнитов. Тема: инициалы, знак зодиака, цветы и др.

Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, например, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа.  Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.

2 раздел «Посуда»

3 Тема: Изготовление из скульптурного пластилина образ животного в посуде

Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «мое любимое животное». Использование картона, цветного и скульптурного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.

4 Тема: Тематическое панно «Рождество», «Новый год»

Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках и приемах. «Рождество», «Новый год», «Праздничные новогодние гуляния». Использование картона, цветного и скульптурного пластилина.  Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.

3 раздел «Пластилиновая композиция»

5 Тема: «Пластилиновая живопись». Тематическая работа по мотивам картин известных художников

Формирование умения равномерно раскатывать пластилин и вырезать из него стеками различные формы. Выполнение силуэтов с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Использование картона, цветного и скульптурного пластилина.  

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.

6 Тема: Театральная маска. Творческая композиция

Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Работа с папье-маше. Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий. Формирование навыков поэтапной работы. Использование картона, цветного и скульптурного пластилина.

Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия.

4 раздел «Объемные формы»

7 Тема: Работа с каркасом. Человек. Фигура в движении: «спорт», «на катке», «танец», «циркач» и др.

Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения.  Выполнение фигуры в движении. Использование картона, цветного и скульптурного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия.

8 Тема: Коллективная работа: «пираты», «каникулы» и др.

Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск пластического и цветового решения, выполнение работы в материале. Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения.  Выполнение фигуры в движении. Использование картона, цветного и скульптурного пластилина. Самостоятельная работа: разработка формы кондитерского изделия.

III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Работа в материале - Керамика», является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

-знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция»;

-знание оборудования и различных пластических материалов;

-умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

-умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;

-умение работать с натуры и по памяти;

-умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;

-навыки конструктивного и пластического способов лепки.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Видами контроля по учебному предмету «Работа в материале - Керамика» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития, учащегося и усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения.

Формы промежуточной аттестации являются:

-экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время);

-контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени).

Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ, учащихся, преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ о учащихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

 Цель промежуточной аттестации – выяснить уровень усвоения материала учебного предмета.

Итоговая работа демонстрирует умения реализовать творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой. Итоговая работа может быть выполнена в любой технике керамики.

Итоговая аттестация в шестом классе проводится в форме просмотра – выставки. 

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

Выставляется оценка:

5 (отлично) - ученик выполнил изделие аккуратно, с соблюдением технологических приемов, соблюдена последовательность ведения работы, высокая степень самостоятельности при  работе над изделием. Его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.

4 (хорошо) - ученик выполнил изделие достаточно аккуратно, незначительны отклонения в соблюдении технологических приемов, соблюдена последовательность ведения работы. Самостоятельность достаточно высокая.

3 (удовлетворительно) - работа выполнена не достаточно аккуратно, отклонения в соблюдении технологических приемов, не соблюдена последовательность ведения работы, низкий уровень самостоятельности. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

2 (неудовлетворительно) - работа не закончена или не выполнена вообще, очевидны ошибки на всех этапах ведения работы, отсутствие самостоятельности в работе, допускает существенные ошибки, не самостоятелен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

- исследовательские (исследование свойств глины, пластилина);

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование, лепка заготовки к предстоящей работе).

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111

2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004. с.66-74

3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

4. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003

5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977

6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998

7. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: «Владос», 2004

8. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004

 9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29

10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77

11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184

13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20

14. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. - 1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25

15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: «Искусство в школе», 1995, с.9-29

16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56

17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980

18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36

19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984, с.31-48.

20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17

21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250

22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144 23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51-56

Список учебной литературы

1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002, с. 3-15

2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28

3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979

4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975 5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150

6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982

7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985

8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47

10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997

Средства обучения

 - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.