ПРОГРАММА по учебному предмету Лепка класс 1/5

Мехрабов Самир Расим оглы

Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области « Декоративно-прикладного искусства»,  «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_1-5.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА по учебному предмету

ПО.01.УП.03. ЛЕПКА

Срок обучения - 5 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся 1 класса

        

Нефтеюганск

2023г.

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ»

«31»  августа 2023г

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «ДШИ»

                  __________Н.Н. Любимова

                  «31»  августа 2023г

                  Приказ №

Разработчик – Мехрабов Самир Расим оглы, преподаватель отделения «Декоративно-прикладного искусства» МБУ ДО «ДШИ»

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Учебно-тематический план;
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования для 1 класса;
  1. Требования к уровню подготовки учащихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
  1. Список литературы и средств обучения
  • Список рекомендуемой литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы
  • Средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области « Декоративно-прикладного искусства»,  «Декоративно-прикладное творчество».

Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» - взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися на начальном этапе обучения, являются базовыми для освоения предмета.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином, глиной, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

2.Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Лепка» при 5 -летнем сроке обучения реализуется с 1 по 5 класс.

При реализации программы «Лепка» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-5 классах – два часа, самостоятельная работа в 1-5 классах – два часа.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

        Общий объем времени по учебному предмету «Лепка» при 5-летнем сроке обучения составляет 130 учебных часов. Из них в 1 классе аудиторные занятия - 64 часа, самостоятельная работа -   64 часа.

 «Объем учебного времени»

Срок реализации

1 год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

130

Количество часов на аудиторные занятия

64

Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу)

64

2.Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной аттестации

Срок освоения образовательной программы учебного предмета «Лепка» 1год

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы/полугодия

1 класс

1

2

Аудиторные занятия (в часах)

32

32

64

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание, в часах)

32

32

64

Вид промежуточной аттестации

Зачет, контрольный урок

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

64

64

128

                         

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

        Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут, на период введения ограничительных мер, продолжительность урока – 30 минут, перемена – 20 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

5. Цель и задачи предмета

Целями учебного предмета: Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества.

Задачи:

  1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: глина, стеки, цикли, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, ткани,  губки.
  2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
  3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
  4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
  5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
  6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.
  7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
  1. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.

6.Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала на год обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться сетевыми ресурсами для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий лепкой оснащена удобной мебелью (столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Работа в материале. Художественная керамика» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

Содержание программы включает следующие разделы:

  1. предметная лепка;
  2. сюжетная лепка;
  3. декоративная лепка;
  4. пластические формы и фактуры;
  5. полуобъемные изображения, рельеф;
  6. объемные изображения.

                        1.Учебно-тематический план по предмету

Наименование раздела, темы

Общий объем времени в часах

Всего

Самостоятель-ная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

1

Лепка с натуры. Керамическая посуда.  

4

1

4

2

Геометрическая пирамидка.

5

1

4

3

Изготовление тарелки. Роспись и оформление.

5

1

4

4

Изготовление посуды.  Ваза.

5

1

4

5

Оформление вазы, роспись.

5

1

4

6

Изготовление декоративных игрушек.

5

1

4

7

Тематическая композиция на тему севера.

5

1

4

II полугодие

8

Сюжетная лепка «Семья Ханты».

5

1

4

9

Лепка сказочного персонажа из сказки

5

1

4

10

Коллективная композиция на заданную тему.

5

1

4

11

Изготовление магнитов, декоративных сувениров.

5

1

4

12

Роспись изделий акрилом

5

1

4

13

Лепка  на свободную и заданную тему. Животные.

5

1

4

Итого:

64

13

51

64

Годовые требования. Содержание разделов и тем.

1 год обучения (1 класс)

1.Тема: Лепка с натуры. Керамическая посуда.  Отрабатывание навыков лепки с натуры. Видеть форму, пропорции предмета.  Знать художественно – технические приёмы лепки.  Уметь чувствовать форму предмета.        

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

2. Тема: Геометрическая пирамидка. Изучение и изготовление   геометрических тел (конус,цилиндр, куб, шар, пирамида).

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

3. Тема: Изготовление тарелки. Роспись и оформление. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

4.Тема: Изготовление посуды.  Ваза. Знать способ лепки из жгута. Уметь правильно раскатывать жгут, склеивать, примазывать. Держать нужную форму.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

5.Тема: Оформление вазы, роспись. Знать способы декорирования изделий, самим разрабатывать эскиз в цвете, применять на практике в материале.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

6.Тема: Изготовление декоративных игрушек.

Знать способы лепки полых декоративных изделий. Приёмы формования , приклеивания деталей. Правильно пользоваться нужными инструментами. Уметь декорировать, оформлять по задуманному образу. Аккуратно расписывать ангобом, акрилом.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

7.Тема: Тематическая композиция на тему севера. Дальнейшее формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов к тематической композиции. Изучить традиционный орнамент народов севера.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

II полугодие

8.Тема: Сюжетная лепка «Семья Ханты». Уметь работать самостоятельно, выбирать тему, замысел.  Знать приёмы начала работы, первоначальный набор формы.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

9.Тема: Лепка сказочного персонажа из сказки. Знать конструктивный и пластический способ лепки. Применять знания на практике, работать самостоятельно.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

10. Тема: Коллективная композиция на заданную тему. Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи движения. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

11. Тема: Изготовление магнитов, декоративных сувениров. Применение полученных знаний в изготовлении сувениров, магнитов. Формирование понятия о декоративности, выразительности образа. Самостоятельная работа: выполнение эскизов изделий.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

12. Тема: Роспись изделий акрилом. Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

Знать свойства акриловых красок. Приучать к аккуратности, терпению.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

13. Тема: Лепка  на свободную и заданную тему. Животные.

Уметь рисовать эскизы, работать в материале по готовым эскизам.     Знать  способы лепки. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать самостоятельность.

Материалы: глина, стеки, дощечка, кисти, простой карандаш, альбом для рисования.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:

1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,  «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».

2. Знание оборудования и различных пластических материалов.

3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.

4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.

5. Умение работать с натуры и по памяти.

6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.

7. Навыки конструктивного и пластического способов лепки.

                                                                                                                                                                             

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля является проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) проводится в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

2.Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

"5" («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;

"4" («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;

"3" («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

-объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);                                                                          -творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);                                                                                                           -исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);

-игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение праздников и др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагог знакомит детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить коллективные творческие задания. Это позволит объединить детский коллектив.

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1.Список  методической литературы

                                                                                                                   Барадулин В.А. Учителю о народных промыслах. М., - «Просвещение», 1979.                                      Боголюбов Н.С.  Лепка в школьном кружке. М., «Просвещение» 1999.                                       Бугамбаев  М. Гончарное ремесло. Часть 1, 2.  Ростов на Дону. «Феникс»  2000.                                    

 Донцова Т.Б.  Программа для детских художественных школ. СПб., 1987.                                      Долорс Рос.  Керамика.  «Аст-пресс книга». 2003.                                                                                      Диана Фишер.  Расписываем керамику.  М., «Астрель» 2004.                                                     Евстратова Е.Н.  Скульптура.   М., «Росмэн2002.                                                                             Сокольникова Н.М.  Краткий словарь художественных терминов. Обнинск ,«Титул1997.                                                                                                                                                          Павлинов И.Я. Энциклопедия животных. М., «Олма-пресс» 2002.                                              Хоаким Чаварра. Уроки керамики. Ручная лепка. М., «Астрель» 2003.

2.Список психолого- педагогической литературы

  1. Ветлугина Н. «Возрастная и педагогическая психология ».  М.,1973.                            
  2. Выготский Л.С. «Психология искусства» М.,  1987.                                                                                                
  3. Теплов Б.П. «Психология способностей» М., 1947.

3.Средства обучения:

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

Стол, доска, глина,  мел, дощечки, стеки петли, кисти –щетина, кисти- белка  для росписи, губки, щетки для заглаживания изделий. Скалка, ткань, фактурная ткань для изготовления пласта. Скульптурный станок.  Муфельная печь для обжига керамики.

Демонстрационные методические пособия:                                                                     Поэтапность лепки куклы,                                                                                               Поэтапность лепки животного , кошки, собачки, барашка.                                                  Поэтапность лепки дымковской игрушки, барыня, лошадка, баран.                                          Таблицы с элементами росписи и оформления дымковской, филимоновской и каргопольской игрушки.                                                                                                                    Таблицы с изображением гжельской и скопинской посуды.                                                           Сбор материала – элементы росписи Гжели.                                                                           Подборки материала эскизов, зарисовок, фотографий, иллюстраций.