Практика использования игровых технологий в экологическом воспитании учащихся художественно-прикладного отдела ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Направление воспитания, представленное в практике – экологическое.
Вопросы экологии встают в современном обществе с особенной остротой. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Поэтому особенно важно именно сейчас привлечь внимание детей к этой проблеме, воспитывать в них бережное, вдумчивое, заботливое отношение к природе; формировать ответственную позицию за будущее планеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_ispolzovaniya_igrovyh_tehnologiy_tstio_frunzenskogo.docx | 447.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика использования игровых технологий
в экологическом воспитании учащихся художественно-прикладного отдела
ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Авторы:
Мячина Елена Ивановна, Егорова Алла Ивановна, Калтыгина Виктория Юрьевна ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района
Направление воспитания, представленное в практике – экологическое.
Вопросы экологии встают в современном обществе с особенной остротой. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Поэтому особенно важно именно сейчас привлечь внимание детей к этой проблеме, воспитывать в них бережное, вдумчивое, заботливое отношение к природе; формировать ответственную позицию за будущее планеты. Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом нашей работы в этом направлении.
В художественно-прикладном отделе ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района темой экологического воспитания занимаются не первый год. Ежегодно у нас проходят межстудийные мероприятия, посвященные Всемирному дню моря, Международному дню птиц, дню Земли. В своей деятельности мы используем различные формы, такие как: интерактивные беседы, экологические проекты, выставки творческих работ, виртуальные выставки, экологические игры (в том числе виртуальные), викторины. Такой подход позволяет максимально погрузить ребенка в обозначенную проблему, заставляет его задуматься о поисках путей ее решения. При этом использование игровых технологий в воспитательном процессе оказывается наиболее продуктивным и актуальным.
В этом году в коллективах отдела проводилась, ставшая уже традиционной, «Неделя моря». Ребята вместе с педагогами рассуждали о значении моря в жизни человека, говорили о проблемах, связанных с экологией мирового океана, размышляли о последствиях бездумного отношения людей к природным ресурсам. На занятиях дети выполняли творческие работы на морскую тему. Лучшие работы стали экспонатами выставки «Море зовет», которая открылась в холле ЦТиО 2 октября. В день открытия выставки прошел межстудийный экологический квиз «По морям, по волнам». В игре приняли участие подростки 10-14 лет, учащиеся студии флористического дизайна «Вдохновение» (педагог А. И. Егорова), студии экологического дизайна (педагог Е.И. Мячина), студии керамики «Гильдия мастеров» (педагог В.Ю. Калтыгина), мастерской бисероплетения (педагог Л.В. Большухина). Игра проводилась с использованием компьютерной презентации. Цель игры: привлечь внимание детей к проблемам экологии морей и океанов.
Дети, заранее получив задание, под руководством наставников погружались в изучение тем, связанных с экологией моря, и готовили вопросы к раундам игры.
Во вступительной части ведущие напомнили детям об истории возникновения праздника, актуализировали и обобщили знания о значении морей в жизни человека. Ярко и наглядно проблемы загрязнения моря были продемонстрированы в видеоролике «Мусорное пятно».
Основная часть игры состояла из 5 раундов, каждый из которых содержал от 5 до 7 вопросов. При этом вопросы имели различную структуру, содержали открытую (персоналии и т.д.) и закрытую информацию (аллюзии, ассоциации); полезную и бесполезную информацию, ключевые слова. Значимая часть вопросов не была связана с точным знанием, однако требовала определенного уровня осведомленности, без которого строить логические рассуждения будет просто не на чем.
Обязательной и самой важной для нас частью мероприятия является рефлексия. Она позволяет ребенку не просто осознать глубину проблемы, но высказать свое отношение к происходящему, выплеснуть накопившиеся эмоции. Именно поэтому для проведения этой части была выбрана «Сказка о золотой рыбке на современный лад», в конце которой рыбка взмолилась человеческим голосом. Детям же предстояло написать возглас рыбки. Экран с силуэтами рыбок, содержащими призывы о помощи, стал частью экспозиции выставки.
Сценарный план проведения экологического квиза «По морям, по волнм»
1.Организационный момент. Команды занимают место за столами. Приветственное слово. |
2. Вступление. Актуализация знаний о морях. Выявление экологической проблемы |
3.Подготовительный этап 1.Команды придумывают название. 2.Знакомство с правилами игры
Каждый правильный ответ оценивается от 10 до 50 баллов. |
4.Игра |
Раунд 1 «Верю-не верю» 1.Верите ли вы, что большая часть кислорода на планете Земля вырабатывается морями? (Да, это так. Моря – главный поставщик кислорода, вырабатываемого фитопланктоном) 2.Верите ли вы, что более половины перевозок грузов на планете совершается по морю? (Да, это так. Более 65% мирового транспортного грузооборота приходится на морской флот). 3.Верите ли вы что, если все континенты покрыть водой Мирового океана, то образовался бы слой толщиной в 9 км? (Да, это так) 4.То, что морская вода имеет соленый вкус известный факт. А верите ли вы, что сельдь, обитающая в морской воде, не нуждается при приготовлении в дополнительном подсаливании? (Нет, это не так). Сама по себе рыба не имеет соленого вкуса. 5. Каждый день в море выходит более 4 миллионов коммерческих судов. Вместе они вылавливают более, чем 5 миллионов особей в день. Верите ли вы что, большая часть выловленной рыбы погибает зря? (Да, это так. По статистике, около 40% от улова выбрасывают обратно за борт уже мертвыми. Среди “ненужных” рыбакам видов оказываются акулы, дельфины и киты. Несмотря на то, что в каждой стране существуют правила, которые регулируют рыболовство — контролировать каждое судно невозможно. 6. Верите ли вы, что от количества рыбы в океане напрямую зависит и уровень поглощаемого океаном тепла из атмосферы? (Да, это так.) Движущиеся стаи рыб в океане перемешивают водную массу также эффективно, как течения, волны и приливы вместе взятые. Чем активнее движется вода в океане, тем больше он поглощает тепла, препятствуя нагреванию поверхности земли и глобальному потеплению. 7. Коралловые рифы служат домом для огромного числа обитателей, которые способны существовать только в рамках этой экосистемы. Верите ли вы , что в результате деятельности человека за последние несколько десятков лет мир потерял примерно половину рифов? (Да, к сожалению, это так.) Помимо этого, рифы образуют важные барьеры, защищающие береговую линию от всей силы штормов и приливов, оберегая прибрежные поселения. |
Раунд 2 «Морские просторы» 1.Самое соленое море на Земле? (Мертвое) 2.Море, которое на самом деле является озером? (Каспийское) 3.Какие химические элементы таблицы Менделеева растворены в морской воде? (Все. Морская вода прекрасный растворитель) 4.Самое глубокое озеро на планете? (Байкал) |
Раунд 3 «Угадай-ка» 1.О чем идет речь: бывает горная, бывает золотая, бывает якорная… (Цепь) 2.Самый холодный океан в мире? (Северный Ледовитый океан) 3.Кто стал первым исследователем-мореплавателем, изучающим океаны: (Фернан Магелаг; Васко да Гама; Христофор Колумб)? 4)При скольких градусах замерзает морская вода: (0; -2; -5) 5) Назовите четырехногий якорь малого размера? (Рак, паук, кошка) |
Раунд 4 «Вопросы для матросов» 1. Какое из морей прозвали «Пиратским»? (Карибское) 2. На что ориентировался средневековый капитан? (Луна; полярная звезда; интуиция) 3.На средневековых морских картах часто можно было увидеть изображения больших змей. Что они означали? (Опасные районы; неизвестные территории; пираты) 4.Как капитаны определяли в какой стороне суша? (Наблюдали за ветром; выпускали птиц, ориентировались на солнце) 5. Что слово «консерва» обозначало у пиратов Средиземного моря? (письменное соглашение между капитанами о разделе добычи, сухой паек на одного пирата в день; удобная бухта, где можно поставить корабль на ремонт) |
Раунд 5. «Обитатели морской лагуны» 1.Какая хищная рыба является самой крупной? Эта рыба находится на грани исчезновения. (Белая акула) 2 Самый грозный и искусный морской охотник? Его ещё называют «морской волк». (Кит-касатка) 3.Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (Рыба-клоун) 4.Самый быстрый морской обитатель, способный развивать скорость свыше 100 км/ч? (Рыба-меч) 5.У этого морского обитателя нет костей, мозга, сердца и головы, но существует он более 500 миллионов лет? (Медуза) 6.Этого морского обитателя широко использовали в качестве источника чернил в древние времена? (Каракатица) 7.Самый шумный морской обитатель. Шум большой стаи этих животных способен «ослепить» сонар подводной лодки? (Креветка) |
5. Подведение итогов Подсчет балов. . |
6.Рефлексия: Повсеместно распространено мнение, что человек — царь природы, человек — венец эволюции, и прочие высказывания, всячески превозносящие нас над остальным миром. Вот только царь должен быть примером для всех нижестоящих, а мы же попросту уничтожаем всё, к чему прикасаемся. Нет, конечно, делаем мы это не со зла, иногда по неосторожности, иногда просто не догадываясь о последствиях, а гораздо чаще просто из развлечения или потому, что можем. «Сказка о Золотой рыбке» на современный лад. Жили -были старик со старухой у самого синего моря. Закинул дед в море невод … Пришел невод обратно не с одною морскою тиной, а с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами… Закинул невод второй раз, и как полагается, попалась старику рыбка. Да не простая, а как положено, золотая. И, известно, заговорила рыбка человеческим голосом… Что сказала нам рыбка? Напишите призывы от имени рыбки на силуэтах бумажных рыбок. |
7. Награждение. Объявление победителей Вручение призов всем командам (конфеты с морской тематикой) |
8.Фотосессия Дети с рыбками |
Игра оказалась очень познавательной и интересной. Затронутые на игре проблемы нашли живой отклик у воспитанников, о чем они и рассказали в своих отзывах о квизе.
Что же дает детям участие в подобных играх? Помимо решения основной задачи - экологического воспитания - для детей это, безусловно: сплачивание команды, налаживание уважительных отношений; получение новых знаний; проявление качеств и способностей каждого; развитие быстроты мышления, формирование умения ориентироваться в стрессовой ситуации; развитие умения аргументированно высказывать свое мнение и принимать совместное решение; умения добиваться целей. Формат квиза интересен для нас еще и тем, что позволил обеспечить комфортное участие в игре детей с ОВЗ, а также эффективно использовать технологию наставничества.
Использованные информационные источники:
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog84435/intelektualnaja-igra-zov-morja-dlja-uchaschihsja-4-8-klasov.html
- https://ppt-online.org/809012