Рабочая программа кружка "Детские фантазии"
Программа по лепке из эластичного материала «Детские фантазии» предназначена для работы с детьми, имеющие нарушения в интеллектуальном развитии, отстающие от своих сверстников.
Занятия лепкой - разминание, скатывание, размазывание, работа по шаблону и т.д. – как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_detskie_fantazii.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежская школа – интернат № 7 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
кружка «Детские фантазии»
на 2023-2024 учебный год
Руководитель: Богатырева Т.П.
Воронеж 2023
Пояснительная записка
Программа по лепке из эластичного материала «Детские фантазии» предназначена для работы с детьми, имеющие нарушения в интеллектуальном развитии, отстающие от своих сверстников.
Занятия лепкой - разминание, скатывание, размазывание, работа по шаблону и т.д. – как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.
Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелко-моторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. В работе с эластичным материалом, будь то тесто, пластилин, глина, заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей с нарушениями интеллекта. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить – это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.
Лепка из различных пластичных материалов в последние годы стала очень популярным занятием особенно среди детей. Это кладовая для развития фантазии, творчества, мышления. Кроме того, лепка – это не только полезно, но и интересно. Игрушки, картины, подсвечники, рамки – что только не выходит из податливого материала. Большую популярность имеет лепка из соленого теста. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. И пусть поделки детей не очень совершенны, но они приносят много радости и творческое удовлетворение.
Цель программы: развитие творческих способностей, воспитание эстетического и художественного вкуса, а также общее развитие детей с нарушениями интеллекта через приобщение к художественной лепке на основе народных традиций.
Для достижения данной цели в процессе обучения необходимо решать следующие задачи:
- формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности;
- коррекция недостатков познавательной деятельности;
- воспитание положительных качеств личности и исправление недостатков физического развития;
- формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; умение пользоваться различными материалами во время лепки, соблюдая определенные технологии, в том числе и нетрадиционные;
- расширение кругозора детей об окружающем мире, через аналитические свойства используемого материала;
- коррекция умственного недостатка путем развития мелкой моторики пальцев;
приобщение детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации
Применяемые методы:
- метод обучения: монологический, диалогический, информационно-сообщающий, эвристический;
- метод преподавания: объяснительный, иллюстративный;
- метод учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый
- метод воспитания: убеждение, личный пример
Ожидаемые результаты. Обучающийся должен уметь:
- различать и называть виды работы с тестом, пластилином, глиной и т.д. последовательность лепки определенной фигуры (цветок, барышня, медведь и т.д.),
- применять приемы лепки (скатывание, раскатывание,сплющивание, вдавливание, прищипывание, заглаживание и т.д.)
- работать по шаблону, использовать различные предметы и инструменты (стека, ножницы и т.д)
- лепить из теста декоративные изделия;
- расписывать изделия из теста;
- устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей действительности.
Содержание учебно-тематического плана 66 часов (2 часа в неделю)
Тема | Количество часов по видам занятий | ||
всего | теория | практическая работа | |
1.Основные этапы изготовления изделий | 2 | 1 | 1 |
2.Лепка мелких орнаментальных деталей | 13 | 1 | 12 |
3.Плоские украшения | 6 | 1 | 5 |
4.Объемные лепные фигурки | 10 | 2 | 8 |
5.Рамки и решетки | 13 | 1 | 12 |
6.Подсвечники | 8 | 1 | 7 |
7.Сложные композиции и панно | 14 | 2 | 12 |
Итого | 66 | 9 | 57 |
Содержание
Тема №1: Основные этапы изготовления изделий.
Порядок и план работы кружка. Материалы и инструменты. Показ готовых работ, выполненных кружковцами в прошлом учебном году. Раскрашивание. Лакирование. Изготовление поделок на свободную тему с целью ознакомления с предварительной подготовкой учащихся.
Тема №2: Лепка мелких орнаментальных деталей.
Использование различных предметов домашнего обихода в работе с пластичным материалом(пластилин, тесто и т.д). Цветы: бутон, ромашка, роза, василек, фиалка. Листики. Ягоды. Раскрашивание изделий. Оформление композиции из цветов.
Тема №3: Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона.
Применение шаблона для изготовления плоских украшений. Календарь. Фоторамка.
Тема №4: Объемные лепные фигурки.
Применение фольги для объемных фигурок. Использование при изготовлении фигурок природного материала. Кошечка в корзинке. Птичка. Мышка.
Тема №5: Рамки и решетки.
Закрученные спирали из пластичного материала. Декоративные решетки для различных композиций. Использование природного материала для оформления композиций. Объемные фигурки на решетке. Рамка с попугаем. Решетка с подсолнухом.
Тема №6: Подсвечники.
Подсвечники малые. Использование металлических крышек, пробок при изготовлении подсвечника.
Тема №7: Сложные композиции и панно.
Составление сложных композиций из готовых работ. Настенные украшения. Подарок другу.
Список литературы.
1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
2.Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
3.Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
4.Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
5.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
6.Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.
№п/п | Тема | Ко -во час. | дата | |||||
План. | Факт. | |||||||
Основные этапы изготовления изделий – 2 ч. | ||||||||
1 | Водная беседа. Материалы и инструменты. Показ работ прошлого года. | 1 | ||||||
2 | Изготовление поделок на свободную тему | 1 | ||||||
Лепка мелких орнаментальных деталей – 13 ч. | ||||||||
3 | Использование различных предметов домашнего обихода в работе с тестом, пластилином. | 1 | ||||||
4 | Лепка ромашки с помощью | 1 | ||||||
5 | Лепка бутонов | 1 | ||||||
6 | Лепка василька с помощью расчески | 1 | ||||||
7 | Лепка розы | 1 | ||||||
8 | Лепка листиков розы и ромашки | 1 | ||||||
9 | Ягоды: виноград, клубника | 1 | ||||||
10 | Лепка листьев винограда | 1 | ||||||
11 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
12 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
13 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
14 | Оформление панно «Ромашки» | 1 | ||||||
15 | Оформление панно «Клубнички» | 1 | ||||||
16 | Оформление панно «Гроздь винограда» | 1 | ||||||
Плоские украшения – 6 ч. | ||||||||
17 | Применение шаблона для изготовления плоских украшений | 1 | ||||||
18 | Лепка по шаблону календаря | 1 | ||||||
19 | Лепка по шаблону сердечка | 1 | ||||||
20 | Лепка по шаблону подковы | 1 | ||||||
21 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
22 | Оформление работ | 1 | ||||||
Объемные лепные фигурки – 10 ч. | ||||||||
23 | Применение фольги для объемных фигур | 1 | ||||||
24 | Природный материал в объемных фигурах | 1 | ||||||
25 | Лепка мышки | 1 | ||||||
26 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
27 | Лепка птички | 1 | ||||||
28 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
29 | Лепка Новогодних украшений «Звезда» | 1 | ||||||
30 | Лепка петушка | 1 | ||||||
31 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
32 | Оформление работ | 1 | ||||||
Рамки и решетки – 13 ч. | ||||||||
33 | Закрученные спирали из соленого теста | 1 | ||||||
34 | Декоративные решетки для различных композиций | 1 | ||||||
35 | Использование природного материала для оформления композиций | 1 | ||||||
36 | Использование бросового материала для оформления композиций (пробки, стаканчик из под йогурта) | 1 | ||||||
37 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
38 | Оформление работ | 1 | ||||||
39 | Объемные фигурки на решетке: птичка | 1 | ||||||
40 | Подсолнух на решетке | 1 | ||||||
41 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
42 | Оформление работ | 1 | ||||||
43 | Объемные фигурки на решетке: бабочки | 1 | ||||||
44 | Объемные фигурки на решетке: цветы | 1 | ||||||
45 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
46 | Оформление работ | 1 | ||||||
Подсвечники – 8 ч. | ||||||||
47 | Подсвечники малые | 1 | ||||||
48 | Использование металлических крышек при изготовлении подсвечника | 1 | ||||||
49 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
50 | Оформление работ | 1 | ||||||
51 | Использование пробок при изготовлении подсвечника | 1 | ||||||
52 | Использование стаканчика при изготовлении подсвечника | 1 | ||||||
53 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
54 | Оформление работ | 1 | ||||||
Сложные композиции и панно – 14 ч. | ||||||||
55 | Лепка цветов :ромашки, розы | 1 | ||||||
56 | Лепка листьев ромашки, розы | 1 | ||||||
57 | Лепка корзиночки | 1 | ||||||
58 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
59 | Оформление работ | 1 | ||||||
60 | Цветущая веточка яблони | 1 | ||||||
61 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
62 | Оформление работ | 1 | ||||||
63 | Панно «Весна» | 1 | ||||||
64 | Раскрашивание готовых изделий | 1 | ||||||
65 | Цветущая веточка сирени | 1 | ||||||
66 | Раскрашивание готовых изделий | 1 |