Рабочая программа кружка "Детские фантазии"

Богатырева Татьяна Петровна

Программа по лепке из эластичного материала «Детские фантазии» предназначена для работы с детьми, имеющие нарушения в интеллектуальном  развитии, отстающие от своих сверстников.

Занятия лепкой - разминание, скатывание, размазывание, работа по шаблону и т.д. – как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_detskie_fantazii.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Казённое общеобразовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежская  школа – интернат № 7 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

кружка «Детские фантазии»

на 2023-2024 учебный год

Руководитель:  Богатырева Т.П.

Воронеж   2023

Пояснительная записка

          Программа по лепке из эластичного материала «Детские фантазии» предназначена для работы с детьми, имеющие нарушения в интеллектуальном  развитии, отстающие от своих сверстников.

Занятия лепкой - разминание, скатывание, размазывание, работа по шаблону и т.д. – как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелко-моторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. В работе с эластичным материалом, будь то тесто, пластилин, глина, заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей с нарушениями интеллекта. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить – это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.

          Лепка из различных пластичных материалов в последние годы стала очень популярным занятием особенно среди детей. Это кладовая для развития фантазии, творчества, мышления. Кроме того, лепка – это не только полезно, но и интересно. Игрушки, картины, подсвечники, рамки – что только не выходит из податливого материала. Большую популярность имеет лепка из соленого теста. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. И пусть поделки детей не очень совершенны, но они приносят много радости и творческое удовлетворение.

Цель программы: развитие творческих способностей, воспитание эстетического и художественного вкуса, а также общее развитие детей с нарушениями интеллекта через приобщение к художественной лепке на основе народных традиций.

 Для достижения данной цели в процессе обучения необходимо решать следующие задачи:

- формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности;

- коррекция недостатков познавательной деятельности;

- воспитание положительных качеств личности и исправление недостатков физического развития;

- формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; умение пользоваться различными материалами во время лепки, соблюдая определенные технологии, в том числе и нетрадиционные;

- расширение кругозора детей об окружающем мире, через аналитические свойства используемого материала;

- коррекция умственного недостатка путем развития мелкой моторики пальцев;

приобщение детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации

Применяемые методы:

- метод обучения: монологический, диалогический, информационно-сообщающий, эвристический;

- метод преподавания: объяснительный, иллюстративный;

- метод учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый

- метод воспитания: убеждение, личный пример

Ожидаемые результаты. Обучающийся должен уметь:

- различать и называть виды работы с тестом, пластилином, глиной и т.д. последовательность лепки определенной фигуры (цветок, барышня, медведь и т.д.),

- применять приемы лепки (скатывание, раскатывание,сплющивание, вдавливание, прищипывание, заглаживание и т.д.)

-  работать по шаблону, использовать различные предметы и инструменты (стека, ножницы и т.д)

- лепить из теста декоративные изделия;

- расписывать изделия из теста;

- устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей действительности.

Содержание учебно-тематического плана 66 часов (2 часа в неделю)

Тема

Количество часов по видам занятий

всего

теория

практическая работа

1.Основные этапы изготовления          изделий

2

1

1

2.Лепка мелких орнаментальных деталей

13

1

12

3.Плоские украшения

6

1

5

4.Объемные лепные фигурки

10

2

8

5.Рамки и решетки

13

1

12

6.Подсвечники

8

1

7

7.Сложные композиции и панно

14

2

12

Итого

66

9

57

Содержание

Тема №1: Основные этапы изготовления изделий.

Порядок и план работы кружка. Материалы и инструменты. Показ готовых работ, выполненных кружковцами в прошлом учебном году. Раскрашивание. Лакирование. Изготовление поделок на свободную тему с целью ознакомления с   предварительной подготовкой учащихся.

Тема №2: Лепка мелких орнаментальных деталей.

Использование различных предметов домашнего обихода в работе с пластичным материалом(пластилин, тесто и т.д). Цветы: бутон, ромашка, роза, василек, фиалка. Листики. Ягоды. Раскрашивание изделий. Оформление композиции из цветов.

Тема №3: Плоские украшения, выполненные с помощью   шаблона.

Применение шаблона для изготовления плоских украшений. Календарь. Фоторамка.

Тема №4: Объемные лепные фигурки.

Применение фольги для объемных фигурок. Использование при изготовлении фигурок природного материала. Кошечка в корзинке. Птичка. Мышка.

Тема №5: Рамки и решетки.

Закрученные спирали из  пластичного материала. Декоративные решетки для различных композиций. Использование природного материала для оформления композиций. Объемные фигурки на решетке. Рамка с попугаем. Решетка с подсолнухом.

Тема №6: Подсвечники.

Подсвечники малые. Использование металлических крышек, пробок при изготовлении подсвечника.

Тема №7: Сложные композиции и панно.

Составление сложных композиций из готовых работ. Настенные украшения. Подарок другу.

Список литературы.

1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990

2.Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000

3.Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.

4.Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.

5.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.

6.Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.

№п/п

Тема

Ко -во час.

дата

 План.

Факт.

Основные этапы изготовления изделий – 2 ч.

1

Водная беседа. Материалы и инструменты. Показ работ прошлого года.

1

2

Изготовление поделок на свободную тему

1

Лепка мелких орнаментальных деталей – 13 ч.

3

Использование различных предметов домашнего обихода в работе с тестом, пластилином.

1

4

Лепка ромашки с помощью

1

5

Лепка бутонов

1

6

Лепка василька с помощью расчески

1

7

Лепка розы

1

8

Лепка листиков розы и ромашки

1

9

Ягоды: виноград, клубника

1

10

Лепка листьев винограда

1

11

Раскрашивание готовых изделий

1

12

Раскрашивание готовых изделий

1

13

Раскрашивание готовых изделий

1

14

Оформление панно «Ромашки»

1

15

Оформление панно «Клубнички»

1

16

Оформление панно «Гроздь винограда»

1

Плоские украшения – 6 ч.

17

Применение шаблона для изготовления плоских украшений

1

18

Лепка по шаблону календаря

1

19

Лепка по шаблону сердечка

1

20

Лепка по шаблону подковы

1

21

Раскрашивание готовых изделий

1

22

Оформление работ

1

Объемные лепные фигурки – 10 ч.

23

Применение фольги для объемных фигур

1

24

Природный материал в объемных фигурах

1

25

Лепка мышки

1

26

Раскрашивание готовых изделий

1

27

Лепка птички

1

28

Раскрашивание готовых изделий

1

29

Лепка Новогодних украшений «Звезда»

1

30

Лепка  петушка

1

31

Раскрашивание готовых изделий

1

32

Оформление работ

1

Рамки и решетки – 13 ч.

33

Закрученные спирали из соленого теста

1

34

Декоративные решетки для различных композиций

1

35

Использование природного материала для оформления композиций

1

36

Использование бросового материала для оформления композиций (пробки, стаканчик из под йогурта)

1

37

Раскрашивание готовых изделий

1

38

Оформление работ

1

39

Объемные фигурки на решетке: птичка

1

40

Подсолнух на решетке

1

41

Раскрашивание готовых изделий

1

42

Оформление работ

1

43

Объемные фигурки на решетке: бабочки

1

44

Объемные фигурки на решетке: цветы

1

45

Раскрашивание готовых изделий

1

46

Оформление работ

1

Подсвечники – 8 ч.

47

Подсвечники малые

1

48

Использование металлических крышек при изготовлении подсвечника

1

49

Раскрашивание готовых изделий

1

50

Оформление работ

1

51

Использование пробок при изготовлении подсвечника

1

52

Использование стаканчика при изготовлении подсвечника

1

53

Раскрашивание готовых изделий

1

54

Оформление работ

1

Сложные композиции и панно – 14 ч.

55

Лепка цветов :ромашки, розы

1

56

Лепка листьев ромашки, розы

1

57

Лепка корзиночки

1

58

Раскрашивание готовых изделий

1

59

Оформление работ

1

60

Цветущая веточка яблони

1

61

Раскрашивание готовых изделий

1

62

Оформление работ

1

63

Панно «Весна»

1

64

Раскрашивание готовых изделий

1

65

Цветущая веточка сирени

1

66

Раскрашивание готовых изделий

1