Модульное оригами и орнамент. Влияние на развитие ребенка
Орнамент в оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_modulnoe_origami_i_ornamenty_tilda21641722.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульное оригами и орнамент.
Влияние на развитие ребенка.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Современные условия жизни требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно подходить к решению возникающих задач.
В связи с этим важнейшими качествами личности становятся инициативность, самостоятельность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение видеть прекрасное в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире, готовность обучаться в течение всей жизни. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является оригами – искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой.
Исследования современных психологов и опыт педагогов позволили сделать выводы о том, что использование техники оригами в учебно-воспитательном процессе способствует всестороннему развитию личности ребенка, а значит, является эффективной методикой работы с детьми, повышают активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей; активизируют креативное мышление, то есть способность искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось у детей в их прошлом опыте, а также способствуют формированию пространственного и интуитивного видов мышления.
Следовательно, занятия оригами повышают интеллектуальные способности, развивают пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи; улучшают глазомер; развивают навыки мелких точных движений пальцев рук, то есть совершенствуют мелкую моторику; развивают интенсивнее и на более высоком уровне такие психические процессы, как восприятие (целостность и структурность образа), внимание (концентрация и устойчивость), память (зрительная и кинестетическая);развивают художественный вкус и творческие способности детей, исследовательские навыки; активизируют их воображение и фантазию стабилизируют психоэмоциональное состояние, снижают уровень тревожности.
В настоящее время повышенная агрессивность детей, возбудимость, гиперактивность, нервозность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе, многим из них свойственна повышенная тревожность. А занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь ребёнка от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу.
Одним из сторон этого вида творчества является модульное оригами, то есть складывание фигуры, состоящей из нескольких одинаковых элементов (модулей), которые потом соединяются между собой. Модульное оригами полезно для развития мелких и точных движений именно обеих рук, для установления координаций в работе глаза и руки. Не менее важна и воспитательная функция занятий модульным оригами. Чтобы выполнить работу, надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом, следовательно, вырабатывается усидчивость. Складывание одинаковых модулей - работа монотонная, требующая внимания, сосредоточенности, ведь ребёнку необходимо удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Соединение модулей требует аккуратности. В то же время такая работа успокаивает нервную систему.
Фигура, представляющая собой замкнутый круг , собранный из модулей, называется "орнамент".
Орнамент - фигурка универсальная! Это и детская игрушка и спортивный снаряд (кольцебросы, «Летающие тарелки» и т.п.), и один из методов украшения пространства вокруг себя (украшение комнаты, зала в виде подвесок и гирлянд), и элемент дизайна (рамки для фотографий, зеркал, подставки под различные предметы, украшения бутылок с лимонадом), и даже средства обучения (на модулях можно написать буквы, цифры, знаки).
При составлении орнаментов развивается чувство цвета. Дети знакомятся с такими понятиями, как чередование цвета, тёплые и холодные цвета, тёмные, светлые, яркие, пастельные, контрастные тона, обогащают свои знания об оттенках каждого цвета. Довольно часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Ребята не замечают в своих работах простора для творчества и фантазии. Здесь очень важно показать детям, как сделать орнамент более выразительным, отличающимся от других. Этого можно достичь, не только варьируя модули по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих модулей, например, используя другие виды работы с бумагой (например, используя квиллинг или аппликацию). Некоторые дети даже изобретают свои варианты модулей. Важно построить занятие так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Эта работа развивает воображение и творческое мышление, а также вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. В процессе складывания модулей каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей. Следовательно, занятия по складыванию орнаментов являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к учащимся.