Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный клуб-ОК"

И Любовь Владимировна

Направленность программы: художественная.

Приобщение обучающихся к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть дети учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.

Отличительной особенностью данной программы является введение новых актуальных и привлекательных тем в учебно-тематический план программы: «Антистрессовый кот» - оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, улучшает настроение, помогает справиться со злостью и тревогой; фоторамка -  прекрасное изобретение, позволяющее не только сохранить и приукрасить фото, но и создать уют в доме, привнести гармонию в интерьер; аксессуар - это большой потенциал для выражения авторской идеи, это будет свой индивидуальный аксессуар, который невозможно увидеть на ком-то другом.

Дети, овладевая знаниями, навыками и умениями в области вязания, выбирают то или иное изделие, вносят свои дополнения, выбирают своё цветовое решение. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.

Адресат программы

Программа актуальна для   обучающихся 11 – 15 лет. 

Цель программы: создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства посредством вязания изделий крючком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sertifitsirovannaya_doop_volshebnyy_klub-ok.docx210.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

разработана на основании нормативных документов:

1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р.

3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, утв. Распоряжением Министерства образования от 16.09.2021 г. № 3.12-1170-р.

7. Примерных требований к программам дополнительного образования детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.

8. Устава МБУДО ЦТ с. Чехов МО «ХГО» сахалинской области.

Направленность программы: художественная

Уровень программы: стартовый

Актуальность

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для изготовления игрушек амигуруми, оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.

Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. В наши дни — это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.

Приобщение обучающихся к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть дети учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.

Отличительной особенностью данной программы является введение новых актуальных и привлекательных тем в учебно-тематический план программы: «Антистрессовый кот» - оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, улучшает настроение, помогает справиться со злостью и тревогой; фоторамка -  прекрасное изобретение, позволяющее не только сохранить и приукрасить фото, но и создать уют в доме, привнести гармонию в интерьер; аксессуар - это большой потенциал для выражения авторской идеи, это будет свой индивидуальный аксессуар, который невозможно увидеть на ком-то другом.

Дети, овладевая знаниями, навыками и умениями в области вязания, выбирают то или иное изделие, вносят свои дополнения, выбирают своё цветовое решение. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.

Адресат программы

Программа актуальна для   обучающихся 11 – 15 лет. В группы принимаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний к работе с различными видами пряжи, не имеющие специальной подготовки и навыков. Прием производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей. Наполняемость групп – 8 – 10 человек. В конце учебного года обучающиеся получают свидетельство об окончании обучения.

В возрасте 11 – 15 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка.

Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций.

В возрасте 11 – 15 лет происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Специфическая для подростков реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению, ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает детей. Положительный эмоциональный фон влияет на результативность. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить творческий уровень группы.

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий:

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы проведения занятий:

- практические занятия;

- игровые (конкурсы, викторины, кроссворды);

- выставки работ;

- творческая мастерская.

Методы проведения занятий:

- словесные (беседа, объяснение, диалог);

- наглядные (демонстрация схем, видео-уроков, готовых работ);

- практические (задания, упражнения, игры).

Объём программы (количество часов): 72 часа

Срок реализации программы: 1 год

Язык программы: русский

Цель программы: создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства посредством вязания изделий крючком.

Задачи:

Обучающие: 

- познакомить с историей и развитием художественного вязания;

- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

- научить чётко, выполнять основные приёмы вязания;

- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

Развивающие: 

- развивать творческие способности;

- развивать моторные навыки;

- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;

- развивать зрительное восприятие.

         

Воспитательные:

- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономное отношение к используемым материалам;

- воспитать творческое отношение к труду, художественный вкус.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- знать технику безопасности при вязании крючком;

- освоить основные приёмы вязания крючком, условные обозначения;

- иметь представление о видах инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;

- уметь выполнять основные приемы набора петель и вязания крючком «воздушная петля», «столбик без накида», «кольцо амигуруми».

Метапредметные результаты:

- уметь подбирать материалы, инструменты для вязания;

- применять практические навыки и умения вязания крючком в быту, в интерьере дома;

- уметь планировать, регулировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

Личностные результаты:

- сформировать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, ответственность, коллективизм.

Учебный план

№ п/п

               

                     Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля по разделам

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

Беседа. Опрос. Наблюдение

2.

Основные приемы вязания крючком: цепочка из воздушных петель. Магнит «Смайлик».

4

1

3

Устный опрос

3.

Основные приемы вязания крючком: столбик без накида, соединительная петля. Цветы «Ромашка».

8

1

7

Наблюдение

педагога

4.

Основные приемы вязания крючком: кольцо «амигуруми», вязание круга, способы прибавления и убавления петель. Изготовление вязаных изделий быта.

10

2

8

Контрольное задание

5.

Вязание объемных игрушек в технике «Амигуруми». Вязание базовой части «голова». Создание на основе базовой части ёлочного шара

8

2

6

Выставка творческих работ

6.

Вязание базовой основы «туловище».

Создание игрушки, состоящей из головы, туловища. Вязание ручек, ножек, лапок. Создание игрушки с ручками и ножками.

14

3

11

Кроссворд

7.

Приёмы незаметного введения нового цвета нити. «Антистрессовый кот».

8

1

7

Наблюдение

педагога

8.

Изготовление игрушки для интерьера дома. Фоторамка «Зайка, кот, мишка» (на выбор)

12

2

10

Игра

9.

Изготовление аксессуара. Обвязка шнура или цепи.

4

1

3

Наблюдение

педагога

10.

Итоговое занятие

2

2

Отчетная выставка творческих работ

Итого

72

15

57

Содержание учебной программы

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1.1

Теория: знакомство с кабинетом; планом работы объединения «Волшебный клуб-ОК»; правилами пожарной безопасности, техники безопасности. Устный журнал: история вязания крючком.

2

2.

Основные приемы вязания крючком: цепочка из воздушных петель. Магнит «Смайлик»

4

2.1

Теория: знакомство с различными видами нитей; инструментами и материалами, необходимые для занятий. Техника подбора крючка. Инструктаж работы с крючком. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель.

1

Практика: правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель. Изготовление магнита «Смайлик» из цепочек.

3

3.

Основные приемы вязания крючком: столбик без накида, соединительная петля. Цветы «Ромашка»

8

3.1

Теория: правила вязания столбика без накида, соединительная петля. Условные обозначения. Введение понятия: столбик без накида, соединительная.

1

3.2

Практика: отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида, соединительной петли. Ровный край вязания. Изготовление аппликации из ромашек.

7

4.

Основные приемы вязания крючком: кольцо «амигуруми», вязание круга, способы прибавления и убавления петель. Изготовление вязаных изделий быта

10

4.1

Теория: изучение понятия «кольцо амигуруми». Наблюдение показа педагогом техники вязания полотна в форме круга столбиками без накида. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель.

2

4.2

Практика: вязание круглого полотна столбиками без накида и изделия для быта на его основе.

8

5.

Вязание объемных игрушек в технике «Амигуруми». Вязание базовой части «голова». Создание на основе базовой части ёлочного шара

8

5.1

Теория: информационная беседа об игрушках «амигуруми»: изучение алгоритма вязания объемных деталей; приемы вязания игрушек «амигуруми»; прибавка и убавка петель при изготовлении базовой части «голова»; виды наполнителя игрушки.

2

5.2

Практика: изготовление объёмной игрушки «Ёлочный шар».

6

6.

Вязание базовой основы «туловище». Создание игрушки, состоящей из головы, туловища. Вязание ручек, ножек, лапок. Создание игрушки с ручками и ножками

14

6.1

Теория: изучение правил вязания игрушек. Последовательность выполнения деталей. Обучение основным приёмам вязания: базовой основы «туловище», ручек, лапок, ушей, хвоста. Изучение способов сборки изделий и оформления игрушки. Вязание по описанию.

3

6.2

Практика: вязание объемной игрушки (по выбору) по предложенной схеме. Сборка и оформление готовой работы.

11

7.

Приёмы незаметного введения нового цвета нити. «Антистрессовый кот»

8

7.1

Теория: изучение основных приёмов незаметной смены (перехода) цвета нити при круговом вязании крючком столбиками без накида; понятия о цвете. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний цветов.

1

7.2

Практика: изготовление игрушки «Антистрессовый кот». Сборка и оформление готовой работы.

7

8.

Изготовление игрушки для интерьера дома. Фоторамка: «Зайка, кот, мишка» (на выбор)

12

8.1

Теория: изучение использования игрушки – фоторамки в интерьере дома.

2

8.2

Практика: изготовление фоторамки на выбор обучающегося.

10

9.

Изготовление аксессуара. Обвязка шнура или цепи

4

9.1

Теория: изучение аксессуара: история, виды, роль в жизни человека. Способы совмещения пряжи и других материалов (шнур, цепь). Обзор возможных изделий - аксессуаров с помощью Интернет-ресурсов.

1

9.2

Практика: изготовление аксессуара (на выбор)

3

10.

Итоговое занятие

2

10.1

Практика: беседа о перспективах применения полученных знаний в жизни. Отчетная выставка творческих работ.

2

Итого

72

15

57

Система оценки достижения планируемых результатов

1. Стартовая диагностика – проведение бесед с обучающимися с целью выявления подготовленности к выполнению заданий (опросы, беседы).

2. Промежуточная диагностика (срез знаний в процессе образования) проводится в форме промежуточной аттестации – тематические выставки, конкурсы на лучшую работу, тесты, викторины.

3. Итоговый контроль проводится в форме итоговой аттестации – сельские выставки, выставки ЦТ.

4. Форма оценки результатов усвоения ДООП – уровень усвоения (высокий, средний, низкий).

Критерии оценки

Высокий уровень: 

Знает значение понятий воздушная петля, столбик без накида, соединительная петля, кольцо амигуруми и т.д. Может сделать самостоятельно элементы вязания, прогнозирует дальнейший процесс. Владеет всеми, навыками для вязания крючком,

предусмотренные программой и не допускает ошибок при выполнении. Самостоятельно анализирует и может построить алгоритм продуктивного творческого процесса. Привлекает дополнительную информацию из различных источников.

Средний уровень: 

Знает основные понятия воздушная петля, столбик без накида, соединительная петля, и т.д. Владеет информацией, но не всегда может грамотно использовать их при ответе. Задания выполняет с помощью педагога. Допускает (иногда) незначительные ошибки при выполнении навыков. Способен самостоятельно исправлять эти ошибки. Умеет выбирать действия и установить их последовательность для достижения практической цели.

Низкий уровень: 

Знания поверхностны. Не всегда понимает смысл терминов. Нуждается в помощи педагога. Владеет лишь частью навыков, предусмотренных программой (слабо владеет крючком, не может полноценно самостоятельно выполнять задания)

Допускает серьезные ошибки при выполнении умений. Навыки не сформированы.

Нуждается в руководстве.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество дней

Количество часов

Режим занятий

2023-2024

15.09.2023

31.05.2024

36 недель

36

72

1 раз в неделю, продолжительность занятия – 2 часа, с 10 минутным перерывом.

Методическое обеспечение программы:

- методические пособия;

- нормативно-правовая документация;

- литература по вязанию;

- схемы изготовления изделий.

Наглядные пособия: для теоретических бесед используются образцы готовых изделий, распечатки из электронных ресурсов, видеоуроки.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов

Список литературы для педагога:

1. Журнал «Вяжем крючком». - Москва: Газетный мир, № 5, 2022 г.

2. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 160 с.

3. Стэнли М. Школа вязания. – М.: Эксмо, 2018 г.

4. Азбука детского творчества. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019 г. -368 с.: ил. – (Умное поколение. Школа творчества).

5. Игрушки вязаные крючком / Сост. Е. Витушкина- М.: Мода и рукоделие, 2020 г.

6. Волшебные шнурочки / Ясмин Юрим – Москва.: «Издательство «Арт Родник», 2020 г.

7. Игрушки крючком: «Антистрессовый кот». Режим доступа:

https://my-kolibri.ru/vyazanie-dlya-detey/igrushki/igrushki-kryuchkom-antistressovyiy-kot/, свободный. – Загл. с экрана.

8. Основы вязания крючком — основные виды и схемы петель. Режим доступа: https://vyazalochka.spb.ru/osnovnyie-vidyi-petel-dlya-vyazaniya-kryuchkom, свободный. – Загл. с экрана.

9. Мастер-класс Фоторамка мишка Тедди крючком. Режим доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=3IsViuDQHVk, свободный. – Загл. с экрана.  

Список литературы для родителей и обучающихся:

1. Е. Витушкина: Вязаные игрушки крючком. Издательство: Мода и рукоделие, 2020 г.

2. «Вязаные штучки для дома и дачи», специальный выпуск газеты «Вязаный креатив», № 3, 2019 г.

3. 100 вязаных цветов крючком и спицами. Автор: Лесли Стэнфилд. Издательство: Арт-родник, год: 2020 г.

Материально-технические условия реализации программы:

1. Помещение удовлетворяет санитарно- гигиеническим требованиям. Имеется необходимая для работы мебель (столы и стулья, шкафы для хранения материалов и поделок), демонстрационная доска.

2. Инструменты:

- вязальные крючки различной толщины;

- ножницы;

- швейные иглы;

- булавки;

- клей;

3. Материалы:

- пряжа и нитки разной толщины и цветов;

- искусственный мех, фетр, ткань;

- синтепон;

- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево, цветные нитки.

4. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

- таблица «Основные приёмы вязания крючком»;

- образцы вязания крючком;

- вязаные изделия;

- схемы, фотографии;

5. Техническое оснащение: компьютер.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный клуб-ОК» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее – специальное образование или высшее профессиональное образование соответствующее художественной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»