Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный клуб-ОК"
Направленность программы: художественная.
Приобщение обучающихся к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть дети учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.
Отличительной особенностью данной программы является введение новых актуальных и привлекательных тем в учебно-тематический план программы: «Антистрессовый кот» - оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, улучшает настроение, помогает справиться со злостью и тревогой; фоторамка - прекрасное изобретение, позволяющее не только сохранить и приукрасить фото, но и создать уют в доме, привнести гармонию в интерьер; аксессуар - это большой потенциал для выражения авторской идеи, это будет свой индивидуальный аксессуар, который невозможно увидеть на ком-то другом.
Дети, овладевая знаниями, навыками и умениями в области вязания, выбирают то или иное изделие, вносят свои дополнения, выбирают своё цветовое решение. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
Адресат программы
Программа актуальна для обучающихся 11 – 15 лет.
Цель программы: создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства посредством вязания изделий крючком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sertifitsirovannaya_doop_volshebnyy_klub-ok.docx | 210.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана на основании нормативных документов:
1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р.
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, утв. Распоряжением Министерства образования от 16.09.2021 г. № 3.12-1170-р.
7. Примерных требований к программам дополнительного образования детей от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.
8. Устава МБУДО ЦТ с. Чехов МО «ХГО» сахалинской области.
Направленность программы: художественная
Уровень программы: стартовый
Актуальность
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для изготовления игрушек амигуруми, оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.
Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому не одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. В наши дни — это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.
Приобщение обучающихся к ручному труду, в частности к вязанию крючком, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть дети учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.
Отличительной особенностью данной программы является введение новых актуальных и привлекательных тем в учебно-тематический план программы: «Антистрессовый кот» - оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, улучшает настроение, помогает справиться со злостью и тревогой; фоторамка - прекрасное изобретение, позволяющее не только сохранить и приукрасить фото, но и создать уют в доме, привнести гармонию в интерьер; аксессуар - это большой потенциал для выражения авторской идеи, это будет свой индивидуальный аксессуар, который невозможно увидеть на ком-то другом.
Дети, овладевая знаниями, навыками и умениями в области вязания, выбирают то или иное изделие, вносят свои дополнения, выбирают своё цветовое решение. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей.
Адресат программы
Программа актуальна для обучающихся 11 – 15 лет. В группы принимаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний к работе с различными видами пряжи, не имеющие специальной подготовки и навыков. Прием производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей. Наполняемость групп – 8 – 10 человек. В конце учебного года обучающиеся получают свидетельство об окончании обучения.
В возрасте 11 – 15 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка.
Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций.
В возрасте 11 – 15 лет происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Специфическая для подростков реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению, ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает детей. Положительный эмоциональный фон влияет на результативность. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить творческий уровень группы.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий:
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Формы проведения занятий:
- практические занятия;
- игровые (конкурсы, викторины, кроссворды);
- выставки работ;
- творческая мастерская.
Методы проведения занятий:
- словесные (беседа, объяснение, диалог);
- наглядные (демонстрация схем, видео-уроков, готовых работ);
- практические (задания, упражнения, игры).
Объём программы (количество часов): 72 часа
Срок реализации программы: 1 год
Язык программы: русский
Цель программы: создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства посредством вязания изделий крючком.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей и развитием художественного вязания;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- научить чётко, выполнять основные приёмы вязания;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать моторные навыки;
- развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
- развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономное отношение к используемым материалам;
- воспитать творческое отношение к труду, художественный вкус.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знать технику безопасности при вязании крючком;
- освоить основные приёмы вязания крючком, условные обозначения;
- иметь представление о видах инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
- уметь выполнять основные приемы набора петель и вязания крючком «воздушная петля», «столбик без накида», «кольцо амигуруми».
Метапредметные результаты:
- уметь подбирать материалы, инструменты для вязания;
- применять практические навыки и умения вязания крючком в быту, в интерьере дома;
- уметь планировать, регулировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Личностные результаты:
- сформировать качества личности: целеустремленность, трудолюбие, ответственность, коллективизм.
Учебный план
№ п/п |
Наименование темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля по разделам | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | – | Беседа. Опрос. Наблюдение |
2. | Основные приемы вязания крючком: цепочка из воздушных петель. Магнит «Смайлик». | 4 | 1 | 3 | Устный опрос |
3. | Основные приемы вязания крючком: столбик без накида, соединительная петля. Цветы «Ромашка». | 8 | 1 | 7 | Наблюдение педагога |
4. | Основные приемы вязания крючком: кольцо «амигуруми», вязание круга, способы прибавления и убавления петель. Изготовление вязаных изделий быта. | 10 | 2 | 8 | Контрольное задание |
5. | Вязание объемных игрушек в технике «Амигуруми». Вязание базовой части «голова». Создание на основе базовой части ёлочного шара | 8 | 2 | 6 | Выставка творческих работ |
6. | Вязание базовой основы «туловище». Создание игрушки, состоящей из головы, туловища. Вязание ручек, ножек, лапок. Создание игрушки с ручками и ножками. | 14 | 3 | 11 | Кроссворд |
7. | Приёмы незаметного введения нового цвета нити. «Антистрессовый кот». | 8 | 1 | 7 | Наблюдение педагога |
8. | Изготовление игрушки для интерьера дома. Фоторамка «Зайка, кот, мишка» (на выбор) | 12 | 2 | 10 | Игра |
9. | Изготовление аксессуара. Обвязка шнура или цепи. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение педагога |
10. | Итоговое занятие | 2 | – | 2 | Отчетная выставка творческих работ |
Итого | 72 | 15 | 57 |
Содержание учебной программы
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 2 | ||
1.1 | Теория: знакомство с кабинетом; планом работы объединения «Волшебный клуб-ОК»; правилами пожарной безопасности, техники безопасности. Устный журнал: история вязания крючком. | 2 | ||
2. | Основные приемы вязания крючком: цепочка из воздушных петель. Магнит «Смайлик» | 4 | ||
2.1 | Теория: знакомство с различными видами нитей; инструментами и материалами, необходимые для занятий. Техника подбора крючка. Инструктаж работы с крючком. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель. | 1 | ||
Практика: правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель. Изготовление магнита «Смайлик» из цепочек. | 3 | |||
3. | Основные приемы вязания крючком: столбик без накида, соединительная петля. Цветы «Ромашка» | 8 | ||
3.1 | Теория: правила вязания столбика без накида, соединительная петля. Условные обозначения. Введение понятия: столбик без накида, соединительная. | 1 | ||
3.2 | Практика: отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида, соединительной петли. Ровный край вязания. Изготовление аппликации из ромашек. | 7 | ||
4. | Основные приемы вязания крючком: кольцо «амигуруми», вязание круга, способы прибавления и убавления петель. Изготовление вязаных изделий быта | 10 | ||
4.1 | Теория: изучение понятия «кольцо амигуруми». Наблюдение показа педагогом техники вязания полотна в форме круга столбиками без накида. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель. | 2 | ||
4.2 | Практика: вязание круглого полотна столбиками без накида и изделия для быта на его основе. | 8 | ||
5. | Вязание объемных игрушек в технике «Амигуруми». Вязание базовой части «голова». Создание на основе базовой части ёлочного шара | 8 | ||
5.1 | Теория: информационная беседа об игрушках «амигуруми»: изучение алгоритма вязания объемных деталей; приемы вязания игрушек «амигуруми»; прибавка и убавка петель при изготовлении базовой части «голова»; виды наполнителя игрушки. | 2 | ||
5.2 | Практика: изготовление объёмной игрушки «Ёлочный шар». | 6 | ||
6. | Вязание базовой основы «туловище». Создание игрушки, состоящей из головы, туловища. Вязание ручек, ножек, лапок. Создание игрушки с ручками и ножками | 14 | ||
6.1 | Теория: изучение правил вязания игрушек. Последовательность выполнения деталей. Обучение основным приёмам вязания: базовой основы «туловище», ручек, лапок, ушей, хвоста. Изучение способов сборки изделий и оформления игрушки. Вязание по описанию. | 3 | ||
6.2 | Практика: вязание объемной игрушки (по выбору) по предложенной схеме. Сборка и оформление готовой работы. | 11 | ||
7. | Приёмы незаметного введения нового цвета нити. «Антистрессовый кот» | 8 | ||
7.1 | Теория: изучение основных приёмов незаметной смены (перехода) цвета нити при круговом вязании крючком столбиками без накида; понятия о цвете. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний цветов. | 1 | ||
7.2 | Практика: изготовление игрушки «Антистрессовый кот». Сборка и оформление готовой работы. | 7 | ||
8. | Изготовление игрушки для интерьера дома. Фоторамка: «Зайка, кот, мишка» (на выбор) | 12 | ||
8.1 | Теория: изучение использования игрушки – фоторамки в интерьере дома. | 2 | ||
8.2 | Практика: изготовление фоторамки на выбор обучающегося. | 10 | ||
9. | Изготовление аксессуара. Обвязка шнура или цепи | 4 | ||
9.1 | Теория: изучение аксессуара: история, виды, роль в жизни человека. Способы совмещения пряжи и других материалов (шнур, цепь). Обзор возможных изделий - аксессуаров с помощью Интернет-ресурсов. | 1 | ||
9.2 | Практика: изготовление аксессуара (на выбор) | 3 | ||
10. | Итоговое занятие | 2 | ||
10.1 | Практика: беседа о перспективах применения полученных знаний в жизни. Отчетная выставка творческих работ. | 2 | ||
Итого | 72 | 15 | 57 |
Система оценки достижения планируемых результатов
1. Стартовая диагностика – проведение бесед с обучающимися с целью выявления подготовленности к выполнению заданий (опросы, беседы).
2. Промежуточная диагностика (срез знаний в процессе образования) проводится в форме промежуточной аттестации – тематические выставки, конкурсы на лучшую работу, тесты, викторины.
3. Итоговый контроль проводится в форме итоговой аттестации – сельские выставки, выставки ЦТ.
4. Форма оценки результатов усвоения ДООП – уровень усвоения (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки
Высокий уровень:
Знает значение понятий воздушная петля, столбик без накида, соединительная петля, кольцо амигуруми и т.д. Может сделать самостоятельно элементы вязания, прогнозирует дальнейший процесс. Владеет всеми, навыками для вязания крючком,
предусмотренные программой и не допускает ошибок при выполнении. Самостоятельно анализирует и может построить алгоритм продуктивного творческого процесса. Привлекает дополнительную информацию из различных источников.
Средний уровень:
Знает основные понятия воздушная петля, столбик без накида, соединительная петля, и т.д. Владеет информацией, но не всегда может грамотно использовать их при ответе. Задания выполняет с помощью педагога. Допускает (иногда) незначительные ошибки при выполнении навыков. Способен самостоятельно исправлять эти ошибки. Умеет выбирать действия и установить их последовательность для достижения практической цели.
Низкий уровень:
Знания поверхностны. Не всегда понимает смысл терминов. Нуждается в помощи педагога. Владеет лишь частью навыков, предусмотренных программой (слабо владеет крючком, не может полноценно самостоятельно выполнять задания)
Допускает серьезные ошибки при выполнении умений. Навыки не сформированы.
Нуждается в руководстве.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество дней | Количество часов | Режим занятий |
2023-2024 | 15.09.2023 | 31.05.2024 | 36 недель | 36 | 72 | 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 2 часа, с 10 минутным перерывом. |
Методическое обеспечение программы:
- методические пособия;
- нормативно-правовая документация;
- литература по вязанию;
- схемы изготовления изделий.
Наглядные пособия: для теоретических бесед используются образцы готовых изделий, распечатки из электронных ресурсов, видеоуроки.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
Список литературы для педагога:
1. Журнал «Вяжем крючком». - Москва: Газетный мир, № 5, 2022 г.
2. Ракова С.А. вязание крючком. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 160 с.
3. Стэнли М. Школа вязания. – М.: Эксмо, 2018 г.
4. Азбука детского творчества. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019 г. -368 с.: ил. – (Умное поколение. Школа творчества).
5. Игрушки вязаные крючком / Сост. Е. Витушкина- М.: Мода и рукоделие, 2020 г.
6. Волшебные шнурочки / Ясмин Юрим – Москва.: «Издательство «Арт Родник», 2020 г.
7. Игрушки крючком: «Антистрессовый кот». Режим доступа:
https://my-kolibri.ru/vyazanie-dlya-detey/igrushki/igrushki-kryuchkom-antistressovyiy-kot/, свободный. – Загл. с экрана.
8. Основы вязания крючком — основные виды и схемы петель. Режим доступа: https://vyazalochka.spb.ru/osnovnyie-vidyi-petel-dlya-vyazaniya-kryuchkom, свободный. – Загл. с экрана.
9. Мастер-класс Фоторамка мишка Тедди крючком. Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=3IsViuDQHVk, свободный. – Загл. с экрана.
Список литературы для родителей и обучающихся:
1. Е. Витушкина: Вязаные игрушки крючком. Издательство: Мода и рукоделие, 2020 г.
2. «Вязаные штучки для дома и дачи», специальный выпуск газеты «Вязаный креатив», № 3, 2019 г.
3. 100 вязаных цветов крючком и спицами. Автор: Лесли Стэнфилд. Издательство: Арт-родник, год: 2020 г.
Материально-технические условия реализации программы:
1. Помещение удовлетворяет санитарно- гигиеническим требованиям. Имеется необходимая для работы мебель (столы и стулья, шкафы для хранения материалов и поделок), демонстрационная доска.
2. Инструменты:
- вязальные крючки различной толщины;
- ножницы;
- швейные иглы;
- булавки;
- клей;
3. Материалы:
- пряжа и нитки разной толщины и цветов;
- искусственный мех, фетр, ткань;
- синтепон;
- отделочные материалы: пуговицы, ленты, тесьма, кружево, цветные нитки.
4. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
- таблица «Основные приёмы вязания крючком»;
- образцы вязания крючком;
- вязаные изделия;
- схемы, фотографии;
5. Техническое оснащение: компьютер.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный клуб-ОК» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее – специальное образование или высшее профессиональное образование соответствующее художественной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональном стандарте по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»