Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Макетирование "Путешественники"

Ирина Владимировна Николаева

ДООП "Макетирование "Путешественники" для обучающихся с 7лет, направлена на развитие способностей по изготовлению макетов из подручного материала на темы различных исторических событий, воссоздание определенных географических объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

к Положению  о дополнительной

общеразвивающей программе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»

Рассмотрено на методическом совете

Протокол № __ от ______________

_______________ / ________________

                 Подпись                                   Ф.И.О.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Емецкая СШ»

___________ / ______________

        Подпись                         Ф.И.О.

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

  ( техническая  направленность)

«Макетирование «Путешественники»

на 2022-2023 учебный год

Возраст детей, на которых рассчитана программа- 7-12 лет

Срок реализации программы -1год

Составитель:

Николаева Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

с. Холмогоры, 2022год

Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Макетирование «Путешественники» (далее программа) имеет техническую, направленность и  разработана для детей  в возрасте  от 7 до 12 лет. Программа направлена на формирование  и развитие интереса и способностей обучающихся через процесс создания макетов.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р),

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (с изменениями на 30 сентября 2020 года),

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),

          Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391)

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28),

Положение о дополнительной общеразвивающей программе филиала Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» – Районный Центр дополнительного образования (Приказ филиала МБОУ «Емецкая СШ» – РЦДО от 03.03.2021 № 17)

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся на занятиях технической направленности и спецификой работы учреждения.

Актуальность

         Программа сочетает в себе несколько направлений для развития: получение первичных конструкторских навыков в области макетирования при создании макетов-карт, получение знаний об особенностях ландшафта  разных географических объектов и некоторых исторических событий, связанных с сюжетом макета (путешествие во времени и по миру), а также использование  безопасного бросового материала для создания макетов – выработка бережного отношения к природе, возможности вторичного использования материала. Получение знаний сопровождается закреплением в виде создания макета-карты с учетом полученных сведений. Также данный вид деятельности дает возможность экспериментирования с материалами, что способствует развитию познавательного интереса у детей.

Возможность использования программы в других образовательных системах

         Программа реализуется в филиале МБОУ «Емецкая средняя школа»- РЦДО и может быть использована для реализации в других образовательных учреждениях.

Цель

 Целью обучения является создание условий для развития способностей, самореализации личности на основе формирования интереса к макетированию.

 Задачи

Предметные/обучающие:

 - формирование изобразительных, пластических, конструктивных умений в работе с различными материалами;

   - овладение разнообразными  художественными техниками (в том числе и нетрадиционными);

 - формирование начальных знаний о ландшафтных  особенностях  различных географических объектов и о исторических событиях, связанных с сюжетом макета;

 - обучение приемам работы по созданию макетов.

 Метапредметные/развивающие:

- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

- способствовать развитию мелкой моторики и глазомера;

- развивать способности по созданию композиции;

- развитие эстетического отношения к окружающему миру.

Личностные/воспитательные:

- воспитание экологической культуры;

-  воспитание уважительного отношения к истории своего народа;

-воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность и самостоятельность;

- обогащение опыта сотрудничества и сотворчества с другими участниками коллектива;

- формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению через творчество;

- побуждать желание совершенствоваться в данном направлении.

Отличительные особенности программы

Макетирование – это творческая конструктивная деятельность, поэтому основная направленность программы заключается в раскрытии творческих способностей обучающихся    через процесс создания макетов ландшафта различных географических объектов. Программа сочетает с себе и получение новой информации об уникальности того или иного географического ландшафта  и процесс его воссоздания в виде макета, а также поднимается вопрос о вторичном использовании мусора, тем самым воспитывается бережное отношение к природе.  Таким образом, программа предполагает развитие творческого потенциала, дает возможность самореализации путем применения полученных умений и навыков.

Программа предполагает:

  • Дифференцированный подход (в зависимости от возраста и умений обучающиеся выполняют задания разной степени сложности);
  • Индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его  самореализацию);
  • Тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта

Программа состоит из следующих разделов:

1раздел «Макетирование в технике пластилинографии» включает создание макетов «Путешествие в долину вулканов», «Путешествие в сказочный лес», «Путешествие к рыцарям», основным материалом оформления данных макетов является пластилин.

2 раздел «Макетирование из подручных материалов» включает создание макетов «Путешествие на север», «Путешествие по пустыне», «Путешествие по подводному миру», «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что обучающиеся за период обучения овладеют первоначальными навыками ручного труда. Занятия конструированием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.  Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к макетированию.

Педагогические принципы реализации программы

Программа выстроена на следующих педагогических принципах:

-доступности- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

-наглядности- иллюстративность, наличие дидактического материала;

-«от простого к сложному»- овладев элементарными навыками работы, обучающийся переходит к выполнению более сложных творческих работ.

Характеристика  обучающихся по программе 

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет, проявляющих интерес к конструированию, макетированию. Этот возрастной период характеризуется становлением самостоятельности, дети способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Всё это способствует формированию уверенности в себе и   в своих творческих способностях.

Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, окружающими условиями, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени, режима занятий, изменения и дополнения учебных часов, отдельных тем.

 Сроки и этапы  реализации программы 

Программа рассчитана на один год обучения, разделена на 2 раздела и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.

Один год обучения -72 часа.

1 раздел «Макетирование в технике пластилинографии» (в том числе вводное занятие, праздничное мероприятие) -34 часа, 17 недель.

2 раздел «Макетирование из подручных материалов» ( в том числе итоговое занятие, праздничное мероприятие) – 38 часов, 19 недель.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий 

Форма обучения - групповая, количество обучающихся в группе не более 15 человек. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год составляет 72 часа.

Ожидаемые результаты Программы

Предметные/обучающие:

 - сформированы изобразительные, пластические, конструктивные умения в работе с различными материалами;

   - владеет некоторыми навыками разнообразных  художественных техник (в том числе и нетрадиционных);

 - имеет представление  о ландшафтных  особенностях  различных географических объектов и о исторических событиях, связанных с сюжетом макета;

 - владеет некоторыми приемами работы по созданию макетов.

 Метапредметные/развивающие:

-  в процессе деятельности  развиваются  творческие способности, воображение, фантазия;

- в процессе работы с материалами разной фактуры развивается мелкая моторика и глазомер;

- имеет опыт по созданию композиции;

- демонстрирует эстетическое отношение к окружающему миру.

Личностные/воспитательные:

- осознанно относится к вопросам экологической культуры;

-  демонстрирует уважительное отношение к истории своего народа;

- сформированы такие личностные качества как трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

- имеет опыт сотрудничества и сотворчества с другими участниками коллектива, умеет работать в коллективе, уважительно относится к участникам общего  коллективного творчества;

- сформированы потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению через творчество;

- мотивирован совершенствоваться в данном направлении.

Формы контроля и оценочные материалы 

   В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: входной, текущий и итоговый.

- входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир макетирования, правил правильной организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;

- текущий контроль включает в себя:  педагогическое наблюдение за процессом изготовления и деятельностью учащегося, устные опросы, выполнение практических заданий, совместный анализ (педагог и ребенок) процесса изготовления изделия и готовой работы;

- итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ, включающую обобщающие задания по пройденным темам.

Уровни освоения Программы: высокий, средний, низкий.

При высоком уровне освоения Программы обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Правильно обращается с инструментами, умеет следовать устным инструкциям и работать в коллективе.

 При среднем уровне освоения Программы обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Для успешной работы в коллективе необходима помощь педагога.

При низком уровне освоения Программы обучающийся не заинтересован в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы, не может принимать участие в коллективной работе.

Педагогические условия реализации программы

 Педагогические технологии реализации данной программы включают в себя следующие методы:

- Словесный метод обучения: устное изложение; беседа; объяснение.

- Наглядный метод обучения:

* Показ, исполнение педагогом;

* Наблюдение;

* Работа по образцу;

-Репродуктивный метод обучения (воспроизведение детьми, полученных знаний и освоенных способов деятельности).

                                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

                                 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности.

1

1

2

1

 Макетирование в технике пластилинографии

4

26

30

2

Макетирование из подручных материалов

5

        29

34

 

Праздники, мероприятия

4

4

Итоговое занятие

2

2

Итого:

10

62

72

 Учебно-тематический план

 

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

всего

Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности

1

1

2

Входная диагностика

Раздел 1. Макетирование в технике пластилинографии

4

26

30

1

Приемы пластилинографии

1

1

2

2

Создание макета «Путешествие в долину вулканов»

1

7

8

3

Создание макета «Путешествие в сказочный лес»

1

7

8

4

Создание макета «Путешествие к рыцарям»

1

11

12

Раздел 2. Макетирование из подручных материалов

5

29

34

1

Вторичное использование безопасного мусора

1

1

2

2

Создание макета «Путешествие на Север»

1

5

6

3

Создание макета «Путешествие по пустыне»

1

7

8

4

Создание макета «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

1

9

10

5

Создание макета «Путешествие по подводному миру»

1

7

8

Проведение праздников, мероприятий

4

4

Итоговое занятие

2

2

Промежуточная диагностика/ Итоговая диагностика

Итого:

10

62

72

                                           Содержание учебного плана

 Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности.

Теория.   Введение в программу. Правила техники безопасности. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и инструментами. Техника безопасности при работе с колющими, режущими предметами. Организационные вопросы.

Практика. Игра-знакомство

Раздел 1. Макетирование в технике пластилинографии

Приемы пластилинографии

Теория. Размазывание. Раскатывание. Вытягивание и расплющивание.

Практика. Отработка на практике приемов пластилинографии.

Создание макета «Путешествие в долину вулканов» в технике пластилинографии

Теория. Краткие сведения о вулканах, их происхождении. Интересные факты. Обсуждение композиции макета.

Практика. Создание каркаса макета. Оформление пластилином. Презентация макетов.

Создание макета «Путешествие в сказочный лес» в технике пластилинографии

Теория. Беседа о лесе в русских сказках. Рассматривание иллюстраций по теме.  Выстраивание композиции.

Практика. Создание каркаса макета. Оформление пластилином. Презентация макетов.

Создание макета «Путешествие к рыцарям»

Теория. Краткие сведения о средневековье и рыцарстве. Обсуждение композиции макета.

Практика. Создание каркаса макета. Оформление пластилином. Презентация макетов.

Раздел 2. Макетирование из подручных материалов.

Теория. Беседа о вторичном использовании безопасного мусора.

Практика. Что можно сделать из коробки?

Создание макета «Путешествие на Север»

Теория. Краткие сведения об особенностях ландшафта, климата Севера. Рассматривание иллюстраций по теме. Обсуждение, какие материалы можно использовать.

Практика. Изготовление макета по теме. Презентация макетов.

 Создание макета «Путешествие по пустыне»

Теория. Краткие сведения об особенностях ландшафта, климата пустыни. Рассматривание иллюстраций по теме. Обсуждение, какие материалы можно использовать.

Практика. Изготовление макета по теме. Презентация макетов.

Создание макета «Великая Отечественная война 1941-1945гг.».

Теория. Краткие сведения Великой Отечественной войне. Краткие сведения о войне, значение Победы для нашего народа. Рассматривание иллюстраций по теме. Обсуждение, какие материалы можно использовать.

Практика. Изготовление макета по теме. Презентация макетов.

Создание макета «Путешествие по подводному миру на подводной лодке»  

Теория. Беседа о подводном мире. Рассматривание иллюстраций по теме. Обсуждение, какие материалы можно использовать. Выстраивание композиции.

Практика. Создание макета по теме. Презентация макетов.

Проведение мероприятий, праздников.

Итоговое занятие.

Практика. Подведение итогов.

                                           

Календарный учебный график

 

Месяц, неделя/ число

Форма занятия

Кол-во часов

Раздел, тема занятия

Форма контроля

 Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности.

1

Учебное занятие

2

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности

Входная диагностика. Собеседование. Опрос по ТБ

Раздел 1. Макетирование в технике пластилинографии

2

Учебно-практическое занятие

2

Приемы пластилинографии: размазывание, раскатывание, вытягивание и расплющивание. Отработка на практике.

Наблюдение

3

Учебное занятие

1

Путешествие в долину вулканов. Краткие сведения о вулканах, их происхождении. Интересные факты. Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение

Учебно-практическое занятие

1

Создание макета «Путешествие в долину вулканов». Обсуждение композиции макета. Изготовление каркаса макета из картона, бумаги в соответствии с замыслом

Наблюдение

4

Учебно-практическое занятие

2

Оформление гор, вулканов, водной поверхности, растительности на макете с помощью пластилина

Наблюдение

5

Практическое занятие

2

Оформление гор, вулканов, водной поверхности, растительности на макете с помощью пластилина

Практический контроль

6

Практическое занятие

1

Оформление гор, вулканов, водной поверхности, растительности на макете с помощью пластилина

Практический контроль

Творческий отчет

1

Презентация макетов

Просмотр работ. Зачет

7

Учебное занятие

1

Беседа о лесе в русских сказках. Рассматривание иллюстраций по теме.  

Наблюдение

Учебно-практическое занятие

1

Создание макета «Путешествие в сказочный лес». Обсуждение композиции макета. Изготовление каркаса

Наблюдение

8

Практическое занятие

2

Изготовление водной поверхности (море\река). Изготовление растительности,  леса.

Наблюдение

9

Практическое занятие

2

Изготовление атрибутов волшебного леса: избушки на курьих ножках, волшебного дуба у Лукоморья и другого в соответствии с замыслом.

Наблюдение

10

Практическое занятие

1

Изготовление атрибутов волшебного леса: избушки на курьих ножках, волшебного дуба у Лукоморья и другого в соответствии с замыслом.

Практический контроль

Творческий отчет

1

Презентация макетов

Просмотр работ. Зачет

11

Учебное занятие

1

Путешествие в средневековье в мир рыцарей. Краткие сведения о средневековье и рыцарстве. Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение

Учебно-практическое занятие

1

Обсуждение композиции макета в группах. Изготовление каркаса макета.

Наблюдение

12

Учебно-практическое занятие

2

Изготовление каркаса макета. Изготовление замка.

Наблюдение

13

Практическое занятие

2

Изготовление замка и оборонительного укрепления.

Практический контроль

14

Практическое занятие

2

Изготовление поля для рыцарского турнира.

Практический контроль

15

Практическое занятие

2

Изготовление поля для рыцарского турнира. Изготовление атрибутики рыцарского турнира: Изготовление палаточного городка, трибуны, флажков.

Практический контроль

16

Практическое занятие

1

Изготовление атрибутики рыцарского турнира: Изготовление палаточного городка, трибуны, флажков.

Практический контроль

Творческий отчет

1

Презентация макетов

Просмотр работ

17

Праздничное мероприятие

2

Проведение праздничного мероприятия

Наблюдение

Раздел 2.Макетирование из подручных материалов

18

Учебно-практическое занятие

2

Беседа о вторичном использовании безопасного мусора. Практическое задание: что можно сделать из коробки?

Наблюдение

19

Учебное занятие

1

Путешествие на Север. Краткие сведения об особенностях ландшафта, климата Севера. Рассматривание иллюстраций по теме. Обсуждение, какие материалы можно использовать.

Наблюдение

Учебно-практическое занятие

1

Создание макета «Путешествие на Север». Обсуждение композиции макета, какие материалы можно использовать. Изготовление каркаса макета под покраску в соответствии с замыслом.

Наблюдение

20

Учебно-практическое занятие

1

Создание макета «Путешествие на Север». Обсуждение композиции макета, какие материалы можно использовать. Изготовление каркаса макета под покраску в соответствии с замыслом

Практический контроль

Учебно-практическое занятие

1

Покраска макета. Изготовление снежного покрова.

Практический контроль

21

Учебно-практическое занятие

1

 Изготовление дополнительных деталей макета.

Практический контроль

Творческий отчет

1

Презентация макетов

Просмотр работ. Зачет.

22

Учебное занятие

1

Путешествие в пустыне. Краткие сведения об особенностях ландшафта, климата пустыни. Рассматривание иллюстраций по теме.

Наблюдение

Учебно-практическое занятие

1

Создание макета «Путешествие по пустыне». Обсуждение композиции макета, какие материалы можно использовать.

Наблюдение

23

Учебно-практическое занятие

2

Изготовление каркаса макета. Изготовление пирамид.

Практический контроль

24

Практическое занятие

1

Оформление пирамид.

Практический контроль

Практическое занятие

1

Оформление песчаного ландшафта.

Практический контроль

25

Практическое занятие

1

Оформление  растительности пустыни

Практический контроль

Творческий отчет

1

Презентация макетов

Просмотр работ. Зачет

26

Учебное занятие

1

Великая Отечественная война 1941-1945гг. Краткие сведения о войне, значение Победы для нашего народа. Рассматривание иллюстраций по теме.

Наблюдение

Учебно-практическое занятие

1

Изготовление макета «Великая Отечественная война». Выбор темы для макета. Обсуждение композиции макета, какие материалы можно использовать.

Наблюдение

27

Практическое занятие

2

Изготовление каркаса макета. Оформление ландшафта.

Практический контроль

28

Практическое занятие

2

Оформление ландшафта, построек.

Практический контроль

29

Практическое занятие

2

Изготовление военной техники

Практический контроль

30

Практическое занятие

1

Оформление дополнительных деталей макета

Практический контроль

Творческий отчет

1

Презентация макетов

Просмотр работ. Зачет

31

Учебное занятие

1

Путешествие по подводному миру на подводной лодке. Краткие сведения об особенностях подводного ландшафта. Рассматривание иллюстраций по теме.

Наблюдение

Учебно-практическое занятие

1

Создание макета «Путешествие по подводному миру». Обсуждение композиции макета, какие материалы можно использовать.

Наблюдение

32

Практическое занятие

2

Создание каркаса макета. Оформление песчаного дна, рифов, растительности подводного мира.

Практический контроль

33

Практическое занятие

1

Оформление песчаного дна, рифов, растительности подводного мира

Практический контроль

Практическое занятие

1

Изготовление подводных объектов

Практический контроль

34

Практическое занятие

1

Оформление деталей макета

Наблюдение

Творческий отчет

1

Презентация макетов

Просмотр работ. Зачет

35

Праздничное мероприятие

2

Проведение праздничного мероприятия

Наблюдение

36

Итоговое занятие

2

Подведение итогов.

Выставка

 

                                        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия реализации программы

  1. Кабинет для занятий
  2. Инструменты и расходные материалы:

-ножницы;

-картон;

-бумага;

-пластилин;

-клей ПВА;

-гуашь;

-бумажный скотч;

-кисти;

-бросовый материал (картонные втулки, коробки, газеты и др.)

Требования к подготовке педагога

Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе, должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей.

Формы реализации программы

Форма реализации: очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.

Список информационных ресурсов

Список литературы для педагога

  1. Давыдова Г.Н. Детский дизайн-2. Поделки из бросового материала.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-80с.
  2. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. Учебное пособие.  М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 208 с.
  3. Фантазеры.  Программа дополнительного образования/Авт.-сост. Ю.Н. Зимина.-М.:ТЦ Сфера, 2021.-112с.
  4. Что такое. Кто такой: детская энциклопедия/сост. М.С.Ханова.-М.:Астрель;АСТ,2007.-319,(1)с.:ил.

Список литературы для детей

  1. Мещерякова, А.А. Как устроена Земля? / А. Мещерякова; Худ. Е. Булай.- Москва: Издательство АСТ, 2019.- 42с.:ил..
  2. Мир вокруг нас. – Ростов-на-Дону: Издательсктй дом «Проф-Пресс», 2020.-24с.,цв.ил.
  3. Наш общий дом Земля.-Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2021.-64с.,цв.ил.

 

Электронные образовательные ресурсы

 1.  https://masterclassy.ru – Мастер-классы

 2.  https://sdelaysam-svoimirukami.ru – сайт «Сделай сам своими руками»

 3. https://iu.ru – сайт «Инфоурок»

 4. https://nsportal.ru – образовательная социальная сеть

 5.  https://urok.1sept.ru – сайт «Открытый урок»