«Изделия из бисера, как элемент наследия русской культуры»
Бисероплетение — один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Изделия, изготовленные вручную из бисера, высоко ценятся в России и за рубежом. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изделия из бисера элемент культуры | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изделия из бисера, как элемент наследия русской культуры»
Выполнила:
Киселева Елена Александровна
Педагог дополнительного образования,
МОУ гимназия №2(отделение дополнительного образования)
Бисероплетение — один из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Изделия, изготовленные вручную из бисера, высоко ценятся в России и за рубежом. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития.
Бисер — это маленькие стеклянные или пластмассовые шарики с отверстиями. Ничего особенного в них нет. Тем не менее, бисер на протяжении тысячелетий «путешествовал» по разным странам и сословиям. Старинные изделия из бисера могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.
Бусинки не только сохраняют прошлое, они развиваются и меняются вместе с развитием человечества. Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, но маленькие бусины, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроения, превращаясь в чудесные украшения и забавные безделушки.
История бисера и всевозможных бус увлекательна. У них было много предшественников. Даже в древние времена у людей была потребность в украшении себя и своих близких. При археологических раскопках на Руси в древних курганах находили различные украшения, в том числе и старинные бусы.
Старинные русские украшения — это, прежде всего, украшения из бисера. А история этих украшений — это составная часть истории всей русской культуры.
Каких только видов рукоделия из бисера не существовало. Это вязание крючком и на спицах, и плетение, и низание, и ткачество, и мозаика. Наиболее же популярной на Руси была вышивка.
Бисером и стеклярусом вышивали иконы и картины. Бисером обвязывали трости, трубки, вазы, подстаканники.
Украшения, плетенные из бисера, чаще всего использовались в народном костюме. Женщины и девушки низали косники и косоплеты — шнурки или ленты с ажурными кистями из бисера — вплетали их в косу.
Очень распространенными в начале позапрошлого века были ажурные воротники. Их называли: ошейники, сетка, подгорлок. Появились они, когда в народный костюм стала проникать европейская мода и начали шить рубашки с глубоким вырезом. Открытую часть шеи и груди закрывали сеткой из мелкого жемчуга, рубленого перламутра или бисера.
В разных местностях бытовали свои традиции. В соответствии с ними украшения из бисера носили каждый день или только в праздники, до старости или только в молодые годы. Надевали по одному или несколько, как например, гайтаны — плоские узорные цепочки с подвесками - бахромой внизу или с прикрепленным крестиком (иногда маленькой иконкой). Гайтаны были длинные и короткие, широкие и узкие, из разноцветного бисера, со строгим геометрическим узором, состоящим из ромбов, крестиков, зигзагов. Особенно типичным был ромб с крючками - «лягушка». По поверьям славян, считалось, что этот охранный символ приносит счастье и способствует деторождению.
Разновидностью гайтана является гердан, он представляет собой широкую длинную бисерную ленту, одеваемую на шею. Женщины и девушки, в большей степени южной части России, низали длинные ленты подвесок, разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту. Герданы придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей. Изготовляли такие украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную или ткали на специальном станке с нитяной основой. Бисер набирали на суровую вощеную нитку, конский волос или тонкую проволоку. Рисунки для украшений мастерицы, или придумывали сами, или заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Гривна – в настоящее время это украшение из бисера представляющее собой разновидность колье, выполненное в виде широкой скруглённой ленты. Ранее гривной называлось серебряное или золотое украшение в виде обруча, которое носили на шее. Шейные гривны изготавливались также из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами.
Гривна снова вошла в моду в начале 50-х годов XX века.
Из бисера плели пояса, подвески, серьги и многое другое. Разных размеров, форм, однотонные и многоцветные, всевозможные эти украшения придавали праздничность одежде, подчеркивали неповторимость каждого костюма.
После распада СССР в Россию большим потоком хлынули западноевропейские ценности, а именно: черты западноевропейского стиля мышления, образцы поведения, элементы быта, одежды, искусства и культуры. Со временем иноземные новшества начали вытеснять все исконно русское, и наше общество стало забывать, а зачастую и стесняться своих корней, традиций, своей истории. В условиях быстро развивающейся глобализации, над нашим обществом нависла угроза потерять невосполнимый пласт русской культуры, собственной уникальности, самобытности, культурной идентичности. В последнее десятилетие отношение общества к вопросу сохранения культурно-исторического наследия стало изменяться в положительную сторону: появилось осознание необходимости возрождать все, что утрачено временем и сохранять то уникальное, что мы имеем сегодня, власти страны все больше внимания стали уделять развитию культурной сферы.
В течение 10 лет стабильно развивается творческое объединение «Бисеринка», приобретая новое современное качество в организации деятельности декоративно-прикладного искусства. Актуальность обучения состоит в возрождении и развитии декоративно-прикладного творчества, что помогает сохранить любимые народные образцы, передать любовь к родному краю, формируют у подрастающего поколения патриотические и гражданские чувства, обогащают культуру, передавая из поколения в поколение самые лучшие традиции народно-художественного творчества. Учитывая современные тенденции и стремительно растущую моду на украшения из бисера, включена обязательная практическая творческая деятельность, в процессе которой пробуждается интерес детей к традиционным народным ремеслам, промыслам, расширяется кругозор, формируется эстетическое отношение к окружающей действительности. Воспитанники 2 и 3 года обучения работают на нитках и начинают плести украшения, от простого к сложному, от простых ажурных воротников до тканных вручную и на станке гайтанов.
Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, к овладению его приемами, вовсе не означает, что все ребята в дальнейшем будут работать в художественном направлении. Эстетическая значимость связана с самим процессом изготовления красивых, нужных и полезных вещей. Умение создавать их, гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса, познания в какой-то мере самого себя.
Кроме использования традиционных приемов и способов обучения бисероплетению, мной активно используется метод творческого проектирования. Он помогает обучающимся понять логику выбора темы авторской работы, и самостоятельно выстроить алгоритм выполнения технологического процесса: от цели - к результату. Обучение создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации. Цель обучения - создание условий для духовного и нравственного развития личности ребенка на основе постижения им основ народной культуры, посредством освоения техники бисероплетения.
Учебное занятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои умения с умениями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.
Через объединение «Бисеринка» прошло много талантливых детей. Становление творческого начала у каждого ребенка проходило по-разному: путем проб и ошибок, успехов и побед. Воспитанницы кружка собирали идеи, образы, картинки, которые вдохновляли их. Полет их фантазии неудержим. У многих взрослых захватывает дух и сознание отказывается понимать то, что удивительные работы сделаны руками детей!