Методическая разработка занятия : «Тряпичная кукла. История и традиции"

Фадеева Александра Геннадьевна

Актуальностью данного занятия является ознакомление обучающихся с народной куклой и связанных с ней обычаях и обрядах.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов  России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
     Занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

    Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода.

    Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа, является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве

   Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес учащихся к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 380 Красносельского района Санкт-Петербурга

имени А.И.Спирина

(ГБОУ школа № 380 Санкт-Петербурга)

Форма работы: Методическая разработка занятия

Название работы: «Тряпичная кукла. История и традиции»

Название номинации: «Поколение открытий»

ФИО автора, должность:

педагог дополнительного образования

Фадеева Александра Геннадьевна

 

г.Санкт-Петербург

2023г

Пояснительная записка

    Актуальностью данного занятия является ознакомление обучающихся с народной куклой и связанных с ней обычаях и обрядах.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов  России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
   
Занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

    Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода.

    Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа, является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве

   Современная технологическая эра разрушает психику людей. Ведь известно, что старинная изба с деревянным полом была намного полезнее, чем современный пол с подогревом. И понятен интерес учащихся к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь. Старинная кукла вобрала в себя всё, чего нам так не хватает в ХХІ веке – золото пшеницы и запах сена, нежность мягкой шерсти и домотканого полотна.

     Кукла «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни замужние женщины - они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.Особенно нарядными были головные уборы – сороки - разного вида, украшенные перьями , отороченные мехом, похожие на птиц.

     Цель занятия: познакомить с русской народной тряпичной куклой и завершить изготовление одной из разновидностей этих кукол – куклу Птица-Радость.
      Задачи:

Обучающая:ознакомить с основными принципами изготовления  народных тряпичных кукол.
Развивающая:развивать познавательный интерес детей к народному искусству, искусству своего края, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательная:прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

     Ожидаемые результаты:

Личностные:

- Развить чувство прекрасного, умения понимать и ценить русское народное искусство на основе знакомства с декоративно-прикладным творчеством.

- Развить мелкую моторику рук.        

Метапредметные:

- Воспитать трудолюбие и усидчивость.

- Развить художественный вкус, фантазию.

Предметные:

- Познакомить обучающихся с основами национальной культуры в декоративно-прикладном искусстве

  Описание занятия:

  Возраст: 7 – 12 лет.

  Место проведения: Зона Русской избы в школьном музее

  Технические средства: ПК, мультимедийный проектор, музыкальные колонки

  Оформление: В музее, в зоне Русской избы расставляются варианты тряпичных кукол, подвешиваются тканевые птицы, создается атмосфера деревенской жизни.

  Этапы занятия:

1 этап – Организационный -10 мин

2 этап - Основной этап- 30 мин

3 этап – Итоговый, 5 мин

  Сценарий проведения занятия:

1 этап – Организационный -10 мин

Приветствие обучающихся.Вводная беседа: экскурс в историю.

Педагог приветствует участников, начинает беседу.

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Геннадьевна.

Мы не случайно находимся в музее нашей школы. Здесь есть экспозиция, которая поможет нам с Вами погрузится в атмосферу и завершить работу над изделием. Как вы думаете, о какой части экспозиции музея в говорю? «Русская изба»

-Чем отличается Русская изба от вашей квартиры?

- Русская изба – без излишеств, но жилище всегда хотели украсить, и в каждой избе обязательно был Красный угол. Как вы думаете, почему красный?

(потому как красивый, можно вывести на сравнение с Красным Селом – красивое)

- Что вы знаете о быте в Русской избе?

Правильно украшенная Русская изба - залог покоя и гармонии в доме.  Каждый знал, что деревянная птица счастья - принесет счастье, а кукла Крупеничка в красном уголке принесет достаток и сытость в дом, особенно, если рядом красуется кукла Богач.

Экскурс в историю

Вообще традиция украшать избу куклами идет с самого древнего времени. Ведь куклы являлись не только предметом украшения интерьера, но и талисманами, оберегами. Они дарили уют и тепло своим ярким обликом, принося в интерьер жилища нотку праздника.

Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека.

Большинство кукол хранилось вдали от постороннего глаза, укрытыми в специальный сундук, на чердаке или в кладовой. Эти куклы были сокровенными, их передавали из поколения в поколение, им доверяли тайны и просили исполнить желания.

Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода.

Когда-то давно наши предки жили в одном ритме с природой. Летом трудились на земле, осенью пожинали плоды, а зима была серьезным испытанием. Именно поэтому наступление весны было для древних славян самым настоящим праздником. К этому событию усердно готовились. Для празднеств мастерили специальные обрядовые куклы, их видов довольно много.

2 этап - Основной этап- 30 мин

Цель нашего с вами занятия - познакомиться с русской народной тряпичной куклой и завершить изготовление куклы Птица-Радость.Как мы уже с вами говорили, одним из традиционных символов приветствия весны была кукла  Птица Радость.

-Почему у нее такое необычное название?

-Как использовали куклу славяне?

  -Можно ли ее сделать своими руками?

   Считалось, что птицы несут с собой счастье, тепло и свет. Кукла Птица-Радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность - особым образом заряжать собой и своим состоянием окружающее пространство, в которое притягиваются любимые и любящие люди.

 

Для работы нам понадобятся:

-ткань

-ножницы

-нитки

-наполнитель

 Посмотрите, всё ли из перечисленных материалов и инструментов лежит у вас на партах?

Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы с ножницами.

Инструктаж по ТБ (напомните мне, основные правила ТБ на занятиях)

Правила работы с ножницами:

•        использовать ножницы по назначению;

•        не оставляй их в раскрытом виде;

•        при работе не держи ножницы концами вверх;

•        не оставляй их в раскрытом виде;

•        ножницы хранить в определенном месте - в подставке или чехле;

•        работай ножницами только на своем рабочем месте.

Приступаем к работе

У нас готова основа тряпичной куклы

Осталось нам сделать ей особый головной убор - «сороку»

Это отличительная деталь нашей тряпичной куклы

-Кладем лоскуток для платка длинной стороной вверх, углом вниз. Находим середину длинной стороны и загибаем половинки внутрь. Еще раз сгибаем. Сгибаем пополам и перевязываем кончик – это будет клюв птицы.

- Формируем голову птицы, подкладывая кусочек наполнителя под внешний слой, внутрь заготовки, перевязываем нитью.

Физминутка(3-4 мин)

Раз мы с Вами в русской избе, то давайте представим, как проходил день хозяйки дома!

Музыка( русская народная мелодия)

Утром – встала – потянулась (тянемся)

Огляделась по утру (смотрим по сторонам)

Печку русскую растопила (тянемся вперед, как будто в руках дрова)

И скотину подоила (имитация дойки, работа мелкой моторики)

С пола мусор подняла (наклон)

Возвращаемся на свои рабочие места

«Сороку» повязывают на куклу по схеме.

К тряпичной кукле крепят  готовых птичек

-Рассаживаем птиц по кукле, обязательно одну птицу крепим на голову.

-А как вы думаете, почему нужно обязательно закрепить одну птицу на голову?

Кукла готова.

Одновременно с изготовлением куклы идёт показ слайдов.

3 этап – Итоговый, 5 мин

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки,

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Довольны ли вы результатом своей работы?

(Самоанализ)

Вывести на то, что каждая кукла хороша по-своему! Так как каждый мастер, хоть и делает по образцу – но вкладывает и свою душу и мастерство и так видит

Давайте сейчас повторим:

– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую тряпичную народную куклу вы изготовили?

(Птицу - Радость)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться?

(Дети делятся впечатлениями.)

– Ребята, обратите внимание на эту корзинку (корзинка для цветов).

Давайте все вместе украсим её вместе, наполним первоцветами. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие,  красный цветочек, если вам было скучно – то синий.

Уборка рабочего места:

Мусор быстро уберём

И все вещи соберём!

– Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место.

 (Уборка рабочих мест.)

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы,

Пришла пора прощаться!

До новых встреч!

 Литература:

1.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;
4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.

Вывод

    Подводя итоги проведенного занятия, я сделала выводы, что этот материал интересен обучающимся, родителям, педагогам. У меня появилась идея по формированию комплексного подхода к изучению русских народных традиций, не только в народном творчестве, но и в ведении домашнего хозяйства, рецептах народной кухни и т.д. Учитывая пожелания обучающихся, хотелось бы и далее знакомить детей с прекрасными обычаями, традициями старины, опираясь на богатый опыт мастериц нашей Родины.