Лоскутное шитье. Прихватка из лоскутков.

Знать основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике. Уметь подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, пользоваться шаблонами, соединять детали между собой, использовать прокладочные материалы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon loskutnoe_shite._prihvatka_iz_loskutkov.zip393.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Мостовский комплексный центр реабилитации инвалидов»

Конспект открытого тематического занятия

(с применением информационно-коммуникационных технологий)

ТЕМА: «Лоскутное шитье. Прихватка из лоскутков».

Разработала педагог дополнительного образования

отделения социальной реабилитации детей- инвалидов Е.В. Кравченко

Тематическое занятие по теме: «Лоскутное шитье. Прихватка из   лоскутков".

Цель: формирование знаний по обработке ткани в лоскутной технике. Задачи:  

  • Расширить кругозор детей- инвалидов в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия.
  •  Развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать обобщать, классифицировать).
  •  Знать основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике. Уметь подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, пользоваться шаблонами, соединять детали между собой, использовать прокладочные материалы. 

Место проведения: ГКУ СО КК «Мостовский КЦРИ».

Дата проведения: 17.01.2023 г.

Форма занятия:  сообщение нового материала с применением ИКТ и практическая работа.

Наглядные пособия и оборудование: образцы швейных изделий выполненных в лоскутной технике, лоскуты тканей, ножницы, булавки, иголки, нитки, карандаши, мел, линейки, мультимедийная презентация «лоскутное шитье».

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

По теме занятия детям- инвалидам было заранее дано задание подготовить материал. (Слушаем материал из истории лоскута).

История лоскутного шитья

До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (печворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах (100 год до н.э.- 200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье?

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в разноцветное единое полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ- лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. 
         Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество.

В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья.  Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства. 
         Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк).

III. Сообщение темы и цели занятия

Лоскутки выбрасывать не надо торопиться,

Для красивого изделия они могут пригодиться.

Лоскутная техника - рукоделие древнее и удивительное,

Яркостью расцветок и экономичностью поразительное.

Технике лоскутной будем учиться –

В хозяйстве это очень пригодиться.

- В нашей стране стоит большая проблема утилизации мусора. Дома у каждого из нас скапливается большое количество ткани: в лоскутах, старых и ненужных вещах. (Слайд №1) 

-И так, цель нашего занятия: найти и изучить некоторые способы утилизации отходов из ткани, превращая их в нужные вещи для домашнего хозяйства или предметы для украшения интерьера.

- И тема нашего занятия: Лоскутное шитье. (Слайд 1)

 -Удивительное рукоделие - лоскутное шитье - своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для ее создания послужили обыкновенные заплаты, которые пришивались на потертые вещи, заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутков. 

 -Для выполнения лоскутного шитья, чтобы получились аккуратные и красивые изделия  нам понадобятся: различные кусочки ткани, ножницы, нитки, иглы, карандаш, мел, утюг и гладильная доска, швейная машина. Для того чтобы правильно выкроить детали, мы будем пользоваться шаблонами или картонными трафаретами (Слайд 2)                          

- Лоскутное шитье - один из традиционных видов русского народного творчества. Но существуют и другие виды лоскутного  шитья. Что же за техника такая «лоскутная»? Давайте с ней познакомимся.
(Показ презентации с комментарием)

  • С древних времен, еще до изобретения швейных машин, шитье из удивительных треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают. Что особенно увлекались им русские рукодельницы. (Слайд 3)
  • Огромное количество трансформаций дает блок «Мельница». На его основе шьются красивые изделия с живописными рисунками. Блок «Мельница» имеет бесчисленное множества вариантов. (Слайд 4- 5)
  •  Сила и движение каждого блока увеличивается когда, они сшиваются в большие полотна и образуют единый орнамент. (Слайд 6)
  •  Сборку полотна ведут в несколько приемов. Схему разбивают на полосы, полосы на квадраты. Квадраты на треугольники. И далее в обратном порядке (Слайд 7)
  •  «Алмаз» – эта работа выполнена из треугольников. В такой технике можно изготовить одеяло, добавив энное количество треугольников, чтобы получился нужный размер. (Слайд 8)
  • Двухцветные треугольники, если подобрать правильную цветовую гамму можно получить очень красивое швейное изделие. (Слайд 9-12)
  • Разноцветная спираль. Изделия, сшитые из маленьких разноцветных лоскутков, напоминают мозаичные картины. Называют такое шиите по разному: «спираль», «лабиринт», «крейзи» – в переводе с английского  сумасшедший. (слайд 13- 15)
  • Полоска к полосочке. Прием шитья из разноцветных полосок напоминает работу умелого паркетчика. Так умелые лоскутницы соединяют между собой полоски ткани. (Слайд 16)
  • Витражи. Это довольно хитроумная техника, и к ней, как ни к какой другой, подходит пословица – глаза боятся, а руки делают. Есть у нее еще одно название – магический квадрат. (Слайд 17)
  • Обычные плоские кусочки превращаются в пухлые уютные подушечки. «Пуфики» так называют лоскутную технику, с помощью которой можно создать теплые, легкие, объемные одеяла. За свою воздушность  она получила «вкусное название»- бисквитная. (Слайд 18)
  •  Забавные уголки. Работать с уголками весело и интересно. Стоит лишь пофантазировать- и из рук мастерицы выпорхнет диковинная птица в ярких опереньях, а то и выплывут рыбки с необычной чешуей, (кстати технику уголки называют- чешуйчатой). (Слайд 19)
  • Мозаика. Орнаменты, выполненные в этой старинной техники, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собирают из отдельных лоскутков, предварительно выкроенных по шаблону- многоугольнику. Другое название «английский печворк». (Слайд 20)
  • Веселые квадратики. Одна из самых старинных лоскутных техник, построена на работе с кусочками ткани наипростейшей формы- квадрат. (Слайд 21)

VI. Физкультминутка.

Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.
И. п.- сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола- вдох.

Повторить 5-6 раз.
И. п.- сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.
V.  Практическая работа «Изготовление изделия в лоскутной технике».

 -Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнем с простых.

 -Приступаем к выполнению самостоятельной практической работы: Изготовление лицевой части прихватки из лоскутков по технологической карте. (На столах лежат технологические карты)

VI.  Закрепление пройденного материала:

- Что послужило толчком для создания изделий из лоскута? (заплата)

- Какие материалы используют для этих изделий?

- Какие виды техник используются в лоскутном шитье?

- Какие новые лоскутные техники вы сегодня узнали?

VII. Заключительный инструктаж.

Домашнее задание:

- Собрать полосы в квадрат,

Принести ткань для прокладки, для подкладки, шнурок.