Открытый урок «Выполнение изразца»
Знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства, историей изразца и этого возрождением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izrazets.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выполнение изразца» вводная часть. Скульптура 1
класс.
Цели урока: знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства, историей изразца и этого возрождением.
Задачи:
- Познакомить с технологией создания изразца.
- Закрепить знание правильного построения композиции, при выполнении орнамента;
- Закрепить навыки работы с глиняным пластом;
- Освоить технику выполнения рельефа.
- Поддержать познавательную активность детей на примере создания полезных в быту вещей;
- Создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, мелкой моторики рук.
- Содействовать эстетическому воспитанию.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, применение новых знаний).
Оборудование:
Материалы: Карандаш, ластик, линейка, альбом, глина, стеки, ткань, скалка.
Иллюстративный материал: презентация, образцы работ учеников из фонда школы.
ХОД УРОКА
Организационная часть
Преподаватель: Здравствуйте, ребята!
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня мы с вами поговорим о рельефах.
Рельеф - это вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором изображение создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.
Основные виды - барельеф, горельеф, контррельеф.
Барельеф - это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема.
Горельеф - это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
Контррельеф - это рельеф углубляется в поверхность, он представляет собой как бы «негатив» барельеф.
Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito) - техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость. Простейший случай двухцветного сграффито - нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах соскрести штукатурку, то получится двухцветный рисунок.
Таким образом, мы узнали с вами, что рельеф – это скульптурное изваяние.
II Теоретическая часть.
История промысла.
Прекрасной иллюстрацией того что такое рельеф, может служить интересный вид прикладного искусства - изразцы. Создавались они талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты из легенд, преданий, окружающей природы. Существуют изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками, встречаются целые композиции жанровых сцен.
Ремесло на Руси всегда широко отражало народный быт, его обычаи и вкусы. Так же и изразцовое искусство. В основном его создавали безымянные народные мастера резьбы по дереву, гончары и живописцы, а также выходцы из ремесленников, работающих в маленьких гончарных мастерских, которых было великое множество по всему Русскому государству. Сюжетами для изразцов, изготовленных русскими мастерами, чаще всего служили моменты из окружающей их жизни, растительного и животного мира, из легенд и преданий, а также из схожих отраслей прикладного искусства, таких как резьба по белому камню, вышивка, набойка и кружева.
Впервые русское изразцовое искусство появилось на территории Древнего Киева X-XI веков, Старой Рязани и Владимира XII века. Здесь при раскопках археологи обнаружили первые русские изделия из керамики с покрытием из прозрачных многоцветных глазурей. Первыми образцами керамической плитки, создаваемой на территории Руси, можно назвать изразцы, производимые из красной глины, отличительным признаком которых являлся рельеф.
Изразец является достаточно сложной конструкцией, состоит которая из румпы и лицевой части. Так, румпа укреплялась на гончарном круге, а лицевая часть получала свой узор за счет использования специальной деревянной формы. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), или как терракотовый изразец, не иметь покрытия. Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Часто изразцами ошибочно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне (слайд№3).
В прошлые века изразцами украшали не только внешние, но и внутренние покои зданий (слайд№9).
После завершения нанесения рисунка фон покрывался слоем глины, на который наносилась цветная эмаль. Изделия обжигали, наносили еще один слой глазури и снова обжигали, после чего плитку можно было использовать. Слово «изразец» образовалось от действия - «образить здание», как говорили в Древней Руси ремесленники
Уже в XV веке изразцы широко использовали в убранстве домов и жилых интерьеров. В этот период изготавливались в основном красные изразцы – плитки, которые были выполнены из красной глины, а лицевая сторона их имела рельефный рисунок. В те древние времена деревянные дома декорировали вставками из белого камня, на котором вырезали узоры. Изготавливать их было трудно и долго. Упрощая производство, гончары в XV в. начали делать штампы таких узоров из глины. После обжига получались довольно толстые глиняные рельефные пластины красного цвета, которые называли изразцами. При сочетании их с кирпичной кладкой казалось, что узор вырезан по кирпичу. Когда же красные изразцы белили, то создавалось впечатление, что узор вырезан из белого камня. Благодаря простоте изготовления рельефные красные изразцы получили широкое распространение.
Но вскоре красные изразцы постепенно начали вытесняться изделиями, получившими название муравленых. Это название происходит от слова "мурава" - им в этот период обозначалась свинцовая глазурь, имевшая характерный зеленый цвет. (слайд№4-8)Как мы уже заметили, использование подобной глазури впервые началось значительно раньше – она применялась для оформления глиняных изделий еще древне киевскими мастерами. Расцвет муравленых изразцов пришелся на 17-й век, когда они начали широко использоваться как отделочный материал при оформлении фасадов зданий, в основном церковных, а также для облицовки печей и каминов. Лучшие образцы изделий подобного рода украшали многие русские храмы. Интересно, что ими не только покрывали главы храмов – изразцы использовались для создания надписей, которые располагались в виде фриза по наружной поверхности стен. Вторая половина XVII века известна производством терракотовых, зелёных (муравленых) и многоцветных изделий (слайд№5).
III Практическая часть. Творческая работа.
Для того чтобы выполнить изразец возьмем для иллюстрации и отрисуем их на альбомный лист предварительно начертив на нем с помощью линейки квадрат 15/15. Затем нам понадобится кусочек глины примерно пол килограмма, мы кладем его на ткань и раскатываем скалкой в равномерный пласт толщиной не более 1 см. Пласт должен получится больше намеченного, для изразца квадрата. На пласт накладывается эскиз и ручкой или деревянной палочкой аккуратно с не сильным нажимом продавливается-переносится рисунок. После того как ресунок перенесен на глину снимаем альбомный листок, перед нами отпечаток рисунка на пласте обрезаем лишнее чтобы получился квадрат со сторонами 15/15. Для того что бы получились рельефные части на изразце, нам необходимо перенести на оставшиеся кусочки пласта объемные части рисунка. На заготовку изразца наносим, в тех местах где должны прикрепляться выступающие части рельефа наносим не большие, не глубокие царапинки. Смачиваем детали и прикладываем на изразец, для того чтобы работа выглядела аккуратней место прикрепления можно протереть влажной губкой. После этого из остатков пласта с помощью линейки вырезаем ровные полоски для бортиков, так же их можно сделать с помощью жгута. При закрепление бортиков у изразца необходимо поцарапать и смочить и место прикрепление и то что прикрепляется. После завершения работы переносим работу на ровную поверхность и сушим.
IV Заключительная часть урока.
-Ребята! Вы все молодцы работа закончена. Теперь можно приступить к уборке своего рабочего места. Всем спасибо. До свидания!