Казахские ковры как вид декоративно прикладного искусства

В статье рассматривается традиции производства казахских ковров как вида декоративно - прикладного искусства. Типы казахских ковров, техника их изготовления, манеры исполнения. Раскрываются способы оформления композиции и орнамента ковров, их взаимосвязь с техникой произдоводства, используемыми материалами и назначением изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazahskie_kovry_kak_vid_dekorativnogo_iskusstva.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Казахские ковры как вид декоративно-прикладного искусства

Чигажанова Гульфия

Магистрант 1 курса

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

E-mail: kalieva2506@mail.ru

Kazakh carpets as a form of decorative art

Gulfia Chigazhanova

Master student 1 course

Federal State

institution of higher education

"Altai State Pedagogical University"

E-mail: kalieva2506@mail.ru

Ключевые слова: народная художественная культура, войлок, ковры, традиции, образ жизни, народные промыслы, орнамент.

Key words: folk art culture, felt, carpets, traditions, way of life, handicrafts, ornaments.

Аннотация: В статье рассматривается традиции производства казахских ковров как вида декоративно-прикладного искусства. Типы казахских ковров, техника их изготовления, манеры исполнения. Раскрываются способы оформления композиции и орнамента ковров, их взаимосвязь с техникой производства, используемыми материалами и назначением изделий.

Abstract: The article discusses the tradition of Kazakh carpets as a form of decorative art. Types Kazakh carpets, equipment for their manufacture, the manner of execution. Disclosed are compositions and methods for design ornament carpets, their relationship with the technique of production, the materials used and the purpose of the products.

Народная художественная культура – унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды [3].

Художественная культура казахского народа тесно связана с его кочевым образом жизни, его мировоззрением, самосознанием, особенностями его социально-экономического положения и историческими процессами в целом. В казахском декоративно-прикладном искусстве особое место занимает ковроделие, так как ковер является важнейшим предметом убранства юрты, выполняющим утилитарную, символическую и эстетическую функции. Ковроделие – старинный народный промысел, существующий с тех времен, когда человек научился обрабатывать и использовать в быту шерсть животных [5, с. 231]. Первыми достоверными указаниями на изготовление ковровых изделий являются дошедшие до наших дней рисунки ткацких станков на монументах в Древнем Египте, которые относятся к XIV веке до новой эры.

Особенностью казахских ковров является сложная связь орнаментальной гаммы с мировоззрением народа. При анализе названий ковровых орнаментов раскрывается глубина их значения, теряющегося в тайнах Вселенной. Для казахского ковроткачества характерна своя техника изготовления, манеры исполнения.

В процессе многовекового совершенствования ручного ковроделия были выработаны многочисленные типы ковров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготовления. Основой художественного оформления ковра как предмета декоративно-прикладного искусства является единство композиционного, орнаментального и колористического решения. Особенно важен в эстетическом восприятии ковров колорит.

Ковры ручной работы разделяются на два основных вида: войлочные и тканые. Тканые ковры изготовляются из пряденой шерсти, хлопка, войлочные – из непряденой шерсти.

Выделяются два типа войлочных ковров: валяные изделия и ковры с мозаичным узором. Большинство современных исследователей склоняются к мнению, что выделка валяных изделий предшествовала производству мозаичных ковров.

Виды казахских ковров: текемет, сырмак, тускииз. Рассмотрим технику изготовления ковров разного вида.

Техника изготовления казахских ковров текеметов восходит ко времени кипчаков. Кипчакские традиции в ковроделии сохранились не только у казахов, но и у народов Северного Кавказа: кумыков, карачайцев, черкесов, ногайцев [6]. Казахский ковер текемет делается следующим образом: на белый, полуготовый войлок накладываются узорные фигуры из влажного окрашенного войлока. Затем войлок свертывается в рулон и укатывается вначале локтями, а затем следует процесс удлинения, пропарки. И так до полного создания текемета (при обработке узор вваливается).

Центральное поле казахских ковров текеметов строится из квадратных или ромбических розеток, заполненных узорами: бараньи рога – кошкармуйиз, бутон – терме гуль, треугольными фигурами – тумарша и отделяется от борюров линиями – аралык гуль. 

Вторым видом казхского ковра является сырмак. Можно выделить четыре способа производства сырмака:

1) мозаика (без подкладки) из разноцветных кусков войлока.

2) аппликация однотонной материей или войлоком по войлоку.

3) шнуровая вязь нитью (жиек) по однотонному полю войлока.

4) орнамент создается насквозь прошитой нитью (два последних способа близки и часто сочетаются).

Сырмак сшивается из выкроенных узорных фигур обычно белого и черного войлока. Прочность изделия достигается пристёгиванием узорного слоя вместе с войлочной подкладкой по всей их площади. Войлочный узор производит приятную нюансировку тонов. В тех случаях, когда для маскировки швов, последние обводятся цветным шнурком, коврик приобретает вид большей нарядности.

Орнаментальная композиция сырмака, как и в текемете, составляется из розеток в виде квадрата или ромба, обрамленного линией, внутри них вписаны крестовины с завитками парных рогов барана по углам. Границы между розетками и бордюрами оформляются шнуровой линией. Цвет шнура на казахском ковре сырмаке – малиновый, красный, черный, коричневый, желтый, серый, голубой, белый.

Разновидностью сырмака является войлочный ковер, который называется битпес – неосуществимый, несотворимый, недостижимый – передает сложный характер орнамента. Квадраты и ромбы с боковыми узорами в виде спиралей, бутонов выполняются наложением шнура из разноцветных шерстяных нитей. Для изготовления такого ковра требовалось немало трудолюбия и терпения. Сырмаки и текеметы – это постилочные войлочные казахские ковры.

Настенный войлочный казахский ковер называется – тускииз.

Тускииз орнаментируется следующим образом. На белый войлок нашиваются накладные разноцветные узорные фигуры из войлока, сукна, реже из шелковой и хлопчатобумажной ткани. Аппликация – одна из древних техник узоротворчества.

Тускиизами называются вышитые казахские ковры. Их делают из плиса, бархата, шелка и других тканей. В орнаментальных мотивах вышитых ковров преобладают крупные медальоны – розетки, гирлянды, цветы, бутоны, павлиньи перья. Цветы и гирлянды вышиваются золотыми нитями. Тона самые различные: алые, малиновые, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, темно-бурые, белые. Тускииз вышивается тамбуром и плотно скрученными шелковыми нитями.

Вышитыми были у казахов не только ковры, но и асмалдыки – коврики для украшения верблюда, атжамчи – чепраки и попоны для седел, чехлы для сундуков, покрывала, пологи, занавески, наволочки, полотенца. На этих изделиях вышивались сердцевидные фигуры и растительные узоры.

Отдельно можно выделить мозаичные казахские ковры, сшитые из лоскутков различных тканей. Лоскуты вырезались в виде ромбов, квадратов, треугольников. Такие ковры считались нарядными. Ими украшали верх легких матрацев – кураккерпеше, которые постилают на пол, усаживая гостей. Красивы казахские ковры молочно-белого фона – ак килем, светло-малинового с розетками из восьмиугольников, разделенных на четыре сегмента. Можно выделить также ковры коричнево-терракотового фона с высоким ворсом и серого фона.

Для композиции казахских ковров характерны восьмиугольники, шестиугольники, вытянутые ромбы с крестовиной из четырех пар бараньих рогов. Использование одного и того же орнаментального узора искусно варьируется не нарушая в то же время ни гармонии красок, ни сущности композиции. В казахских коврах ритмически повторяются орнаментальные мотивы в виде розеток, которые располагаются по двум осям симметрии. Ряд часто состоит их четырех розеток, размещенных по всей средней полосе ковра, квадратной или ромбической, близкой квадратной форме. В широкие или вытянутые восьмиугольники, квадраты и ромбы вписана крестовина с изображением бараньих рогов. Нередки розетки в виде восьмиконечной звездообразной фигуры, окруженной мотивами каблук – сынар окше [1, с. 112].

В композициях ворсовых казахских ковров используются самые различные орнаментальные мотивы и изображения – деревья, горы, равнины, мотив девять холмов, водопады, арыки, купола древних сооружений, изображения солнца и луны, диких животных, птиц, сцены охоты, караваны верблюдов и т.д. Встречаются следы птиц, коней, верблюдов, бараньи рога, парящие орлы и другие [4, с. 248].

Казахские ворсовые ковры на шерстяной основе впервые были выставлены в 1910 году в Москве вместе с туркменскими коврами. В 1923 году, также в Москве, была организованна выставка прикладного искусства народов СССР. На ней экспонировались ковровые изделия народов Средней Азии и Казахстана.

На всем протяжении длительного развития ковроткачества устанавливались характерные для разных типов ковров способы оформления композиции и орнамента, которые всегда были взаимосвязаны с техникой производства, используемыми материалами и назначением изделий.

В наше время народное казахское ковроделие продолжает свое развитие на основе традиции и импровизации в современном ковровом искусстве. Композиции современных изделий стали еще более разнообразными, а расцветки ковров построены на широкой цветовой палитре. Интересны ковры с геометрическими узорами, заполняющими все поле крупными декоративными ромбами, и сюжетно-тематические ковры, предназначенные для детских комнат с геометризованными изображениями зверей, людей, корабликов, рыбок.

Подлинные казахские ковры в настоящее время не только сохранили свое традиционное утилитарное предназначение, но приобретают еще большую культурную и художественную ценность как носители национальной казахской культуры.

Литература

  • Жанибеков, О. Қазақкиімі / О. Жанибеков. – Алматы-өнер 2005. – 112 с.
  • История ковроделия [Электронный ресурс] // URL: http://www.list7i.ru/ (дата обращения 22. 12. 2015).
  • Казахские ковры [Электронный ресурс] // URL: http://www.liveinternent.ru / (дата обращения 28.11.2015).
  • Касиманов, С. Прикладное искусство казахского народа / С. Касиманов. – Алма-Ата Казахстан, 1969. – 248 с.
  • Кенжеахметулы, С. Быт и культура казахского народа / С. Кенжеахметулы. – Алматы китап, 2007. – 231 с.
  • Мазина, Ю. И. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандитата искусствоведения. Национальные традиции Декоративно-прикладного искусства в современном дизайне / Ю. И. Мазина. – Барнаул 2012.