Конспекты занятий Костюмы нородов Кузбасса

Бенюх Виктория Викторовна

Развлекательное занятие «Национальная одежда коренных народностей Кузнецкого края»

 

Темаразвлекательное познавательное занятие «Национальная одежда коренных народностей Кузнецкого края»

Цель: Закрепить знания о коренных народах родного края, об особенностях их национальной одежды.

Задачи:

-закрепить умение соотносить вид одежды с полом;

-упражнять в определении предметов одежды в сравнении с современной одеждой ;

-учить находить отличительные особенности в конструкции костюмов, узорах, орнаменте;

-активизировать в речи детей название элементов одежды;

-воспитывать у детей интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края.

Оборудование: Посылка, в которой две куклы (девочка и мальчик) с наборами национальных костюмов коренных народов Кузбасса : телеутов, шорцев, сибирских татар и калмаков. Письмо «очень древнее». Видеоролик «Почтальон с посылкой», карта.

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель:

Добрый день! Ребята, к нам заходил очень странный почтальон и принёс посылку, его видеокамера засняла. (Просмотр видеоролика, на котором почтальон (на сумке надпись «Почта Сибири»)в меховой шапке, халате, подпоясанный кушаком, принес мешок, из него достал посылку и искал в группе место, куда её поставить, играл с игрушками (ускоренный темп, веселая музыка, ролик обрывается). Совсем непонятно куда же он её поставил. Сейчас мы вместе проведем расследование, где посылка, а самое главное для кого она?

(Начинаются поиски посылки. На самых видных местах положить посылки пустышки, после очередного просмотра, воспитатель восклицает«Нет, эта, видимо, не она! Продолжаем поиски.»)

Последним нужно найти мешок с посылкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe.docx477.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждеие «Детский сад № 231»

Сборник конспектов занятий  по теме

«Костюм народа Кузбасса»

                                                 

                                                                     Составители:  Родионова А.А.

                                                                              Арнольд И.А.

                                                                          Бенюх В.В.

                                                                            Карбач Н.В.

                                                                                                Мухина О.А.

                                                                                               Фахретдинова С.Н 

                                                                                                                                                                                                     

                                     Новокузнецкий городской округ, 2022

Развлекательное занятие «Национальная одежда коренных народностей Кузнецкого края»

Темаразвлекательное познавательное занятие «Национальная одежда коренных народностей Кузнецкого края»

Цель: Закрепить знания о коренных народах родного края, об особенностях их национальной одежды.

Задачи:

-закрепить умение соотносить вид одежды с полом;

-упражнять в определении предметов одежды в сравнении с современной одеждой ;

-учить находить отличительные особенности в конструкции костюмов, узорах, орнаменте;

-активизировать в речи детей название элементов одежды;

-воспитывать у детей интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края.

Оборудование: Посылка, в которой две куклы (девочка и мальчик) с наборами национальных костюмов коренных народов Кузбасса : телеутов, шорцев, сибирских татар и калмаков. Письмо «очень древнее». Видеоролик «Почтальон с посылкой», карта.

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель:

Добрый день! Ребята, к нам заходил очень странный почтальон и принёс посылку, его видеокамера засняла. (Просмотр видеоролика, на котором почтальон (на сумке надпись «Почта Сибири»)в меховой шапке, халате, подпоясанный кушаком, принес мешок, из него достал посылку и искал в группе место, куда её поставить, играл с игрушками (ускоренный темп, веселая музыка, ролик обрывается). Совсем непонятно куда же он её поставил. Сейчас мы вместе проведем расследование, где посылка, а самое главное для кого она?

(Начинаются поиски посылки. На самых видных местах положить посылки пустышки, после очередного просмотра, воспитатель восклицает«Нет, эта, видимо, не она! Продолжаем поиски.»)

Последним нужно найти мешок с посылкой.

Воспитатель: Вот она! Тут даже есть письмо. Читает письмо. «Для умных и внимательных детей». Вы умные? ( Дети«Да!», вы внимательные? Дети«Да!». Хорошо, рассаживаемся и слушаем письмо.

«Дорогие мальчики и девочки! Я немного заблудился и попал в ваше время. Мне пора возвращаться, я должен передать эту посылку для очень любознательных, воспитанных и умелых детей. Очень надеюсь, что вы сможете открыть посылку, аккуратно всё достать, и обязательно всё исполнить, иначе я не смогу добраться домой. Если вы исполните правильно задание – зазвучит колокольчик»

С низким поклоном. Почтальон Кузьма.»

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Кузьме.

2. Основная часть

Первый слой посылки (загадки)

Воспитатель загадывает загадки из посылки.

Бабушка любит этот наряд,

Много цветастых на полке лежат. (Халат)

У девчонки на макушке,

Бабочка сидит,

И косички сторожит. (Бант) ***

Рюшки по низу висят.

Есть бретельки на плечах.

Впереди большой карман,

Я одела (сарафан)

Я не целая, как платье,

Только половинка.

Узкая, широкая,

А бываю длинная. (Юбка)

И ни брюки, ни штаны,

А летом всегда нужны. (Шорты)

Воротник и рукава,

Гладит мама не спеша.

Это не тельняшка,

А белая (рубашка)

В стужу зимой плотная фуфайка,

А летом в жару легкая (майка)

Холода-то осенью не шутки,

Надеваем, дети, (куртки)

Санки я возьму,

И гулять пойду.

Не боюсь я вьюгу,

Я надену (шубу)

Воспитатель : Ребята о чем были загадки! Молодцы! Правильно. Загадки были от Кузьмы про одежду. А какие виды современной одежды вы знаетеДети перечисляют: футболка, джинсы, платье и т. д.) – звучит колокольчик.

Воспитатель: Мы правильно выполнили первое задание.

Второй слой посылки (История в картинках)

(достает карту)

Воспитатель: Нам Кузьма оставил напоминание с вопросом. На территории нашей области живут народы разных национальностей : русские и белорусы, украинцы и татары, узбеки, таджики, немцы и другие народы. А еще есть народности, которые издревле, то есть очень-очень давно живут на территории нашего края. Их называют коренные народы. В нашей области их четыре группы (разворачивает карту Кузбасса, на которой изображены места проживания коренных народов области). Кузьма предлагает их вспомнить: итак, у нас живут: ближе к югу области живут шорцы и телеуты, на северо-западе калмаки и на севере сибирские татары. Это малочисленные народности, но они чтут свою культуру (звучит колокольчик). Мы правильно перечислили народности.

(Веселая физкультминутка)

Воспитатель (достает из посылки длинные кушаки и платочки) .

Читает записку от Кузьмы:

«Надо умным быть, отважным,

но здоровым тоже важно.

Встали детки дружно в ряд,

Поиграть я с вами рад!»

(физкультминутка)

Задание: две команды соревнуется, кто быстрее повяжет платочки и по очереди намотает длинные кушаки. Побеждает дружба. Всем вручаются шоколадные медальки (Звучит колокольчик).

Третий слой посылки (Наряди куклу правильно)

Воспитатель: Вы не забыли, мы должны завершить все четко и правильно, чтобы Кузьма попал домой. Пора открывать последний слой. (Достает куклы и национальную одежду коренных народов Кузбасса.)

Ребята, давайте определим, где одежда для мальчиков, где для девочек. Разделимся на четыре группы (каждая группа определяет, где, чья одежда, воспитатель помогает). Молодцы! А теперь, начнем одевать наши куклы. Мы сравним национальную одежду сначала шорцев и телеутов, а затем сибирских татар и калмаков. (Дети из групп надевают на кукол наряды, воспитатель называет правильное наименование одежды. Дети сравнивают элементы национальной одежды : головные уборы, обувь, платья, находят явные различия и похожие наряды.)

Первая пара.

Телеуты:

Женская одежда : платье «кунек», пояс «кур», праздничный халат «чиймек», конические шапки, ,нагрудник «тошток»

Мужская одежда : штаны, рубашка, отороченная мехом шапка, сапоги.

Шорцы:

Женская одежда : платье «кунек», сапоги «удук», распашной халат «кендыр»украшения: бусы, ожерелья.

Мужская одежда :

Рубаха, штаны, калоши «чарых», шапка меховая.

Вторая пара.

Сибирские татары:

Женская одежда : Шаровары, рубашка «кулмек», платье, безрукавка (жилет «камзол», нагрудник «изю», шапочка «Калфак, головная повязка «сарауц», украшения.

Мужская одежда : штаны «ыштан», рубашка, жилет «камзол», тюбетейка, зимой на тюбетейку надевалась меховая шапка

Калмаки:

Женская одежда : платье, шапочка удлиненная, камзол (безрукавка, сапоги

Мужская одежда : рубаха, штаны, камзол, тюбитейка

(Каждая группа фотографируется возле одетых кукол.). Звенит долгий колокольчик. Звучит удаляющийся голос «Спасибо детки, я дома, до свидания!»

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята, выполнили все задания, помогли Кузьме попасть домой. Как вы думаете, отличается ли национальная одежда коренных народов нашего края от современной одежды?

Правильно отличается, но она тоже очень красивая, нарядная. В наше время национальную одежду многие народы надевают по праздникам. Некоторые виды одежды дошли до наших дней, но об этом в следующий раз.

КОНСПЕКТ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ СРЕДНЯЯ ГРУППА

Цель: Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Образовательные области:

развивать умения устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на представления о ближайшем окружении.

продолжать формировать умение последовательно наклеивать аппликацию часть за частью, предварительно разложив ее; наносить кисточкой тонкий слой клея на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Обогащать словарь, необходимый для освоения всех образовательных областей, в том числе за счет названий свойств и качеств предметов (цвет, размер, форма, характер поверхности, способы использования).

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, кокошник, куклы – барышни в русских национальных костюмах, матрешки.

Раздаточный материал: конусы из бумаги синего и красного цвета, заготовки цветов желтого цвета, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клееночки.

Ход образовательной деятельности:

-Доброе утро, дорогие гости, приходите детки малые и большие. Какие вы все красивые, да ненаглядные. А у меня тоже есть барышни нарядные. Подходите, посмотрите (подходят к столу)

-Хотите, я вам расскажу историю, как появился русский костюм:

Давным-давно люди стали носить одежду. Одежда служила только для защиты от холода и жары. Затем люди научились красить одежду, чтобы она стала наряднее. А знаете, чем красили одежду, ведь раньше не было красок, их еще не придумали.

- Собирали листья и кору деревьев, заливали кипятком и красили одежду этим отваром.

Поверх сорочки надевали сарафан красного или синего цвета. Сарафан украшали золотистой вышивкой в виде сказочных птиц, цветов или геометрических фигур. Рисунок ритмично повторялся в одежде.

Кокошник – это головной убор, его надевали на голову и так же украшали бисером.

Одежду берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, пока совсем до дырочек не износится. Всю одежду шили сами.

Хотите и вы попробовать изготовить Русский народный костюм. (Да)

А для того, чтобы у нас все получилось, разомнем наши руки:

- Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

В гости приглашают.

-Присаживайтесь за столы.

- Ребята, а кто запомнил из каких деталей состоит русский костюм? (белая рубашка, сарафан, кокошник)

- Давайте поможем Барышне украсить сарафан, а для этого перед вами лежат узоры. (поэтапное выполнение работы)

Цель: Знакомство с русским костюмом.

• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.

• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.

• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка, мелкую моторику рук

• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

• Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.

• Обогащать и активизировать словарь детей. (Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь, россичи, хлебосольный)

Две куклы в русских национальных костюмах : сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах.

Карточки с орнаментами.

Тексты загадок, поговорок.

Книги с русскими народными сказками.

Костюмы русской национальной одежды : сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс.

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Воспитатель. Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети. Как вас звать сударыня и сударь?

Куклы. Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Дети. Красивые, ласковые, нежные, добрые.

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем вышить узоры из русского орнамента при помощи волшебной ниточки. (Работа за столами)

Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

А в три выходишь. (Рубаха)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

Воспитатель: О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали. Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.

Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)

(На Руси дорогих гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить, что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)

Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:

-Русский человек хлеб – соль водит.

-Русский человек – добрый человек.

-Русскийкрепок на трех сваях : авось, небось, да как-нибудь.

-У русского мужика нет лучше друга, чем печь.

Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть и отрицательные, например лень.

Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких сказках высмеивается лень, жадность, зависть?

Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.

Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете?

(Ловишка, Гуси-гуси, У медведя во бору,Петух, Колпачок, Наш платочек голубой.)

У Ивана три кафтана:

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

Выбирай себе любой.

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.

Конспект занятия  русско-народный костюм .

Цель: знакомство детей с русско-народным костюмом .

Образовательные:

1. Познакомить детей с традициями русского народа .

2. Формировать знания о русском костюме .

3. Познакомить с символикой в украшении костюма .

Развивающие:

1. Расширять кругозор, развивать любознательность .

2. Создавать условия для обогащения и активизации словаря.

3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.

Воспитательные:

1. Создавать условия для воспитания интереса к русской культуре .

2. Воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.

Наглядный (показ презентаций).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, повторение, разъяснение, просьба).

Игровой (сюрпризный момент).

Ход НОД:

1. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!

Воспитатель : Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки.

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром (руки в стороны).

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый старинный сундучок. Интересно, откуда он здесь появился.

Появляется бабушка – сударушка.

Бабушка - сударушка: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Бабушка - сударушка: Какие интересные гости пожаловали! И одеты чудно.

Дети и воспитатель здороваются с бабушкой - сударушкой.

Бабушка - сударушка: Откуда будете, гости дорогие?

Воспитатель: Вот, пришли к вам в гости из детского сада, из града Маркса, что на реке Волге стоит, и хотели бы узнать, какую одежду носили мужчины и женщины на Руси.

Бабушка - сударушка:

Ну, что же, ребята, проходите, на меня все посмотрите,

Я сегодня не проста, а загадочно ярка!

Сундучок вот принесла.

Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.

Сундучок открывается, путешествие начинается!

Дети присаживаются на стульчики.

Бабушка - сударушка: Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой, там, что - то есть.

Бабушка – сударушка достает кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах .

Воспитатель: Какие необычные куклы, какой интересный у них наряд!

Бабушка - сударушка: Ребята, эти куклы из Древней Руси. Когда-то, страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Бабушка – сударушка, а в какой одежде ходили русские женщины?

Презентация женского русского народного костюма.

Бабушка - сударушка: Женщины на Руси носили рубаху. Поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Бабушка - сударушка: На Руси был обычай : когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. Долгое время кокошник был частью не только народного костюма. Его носили царицы, боярыни и боярышни. Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.

Воспитатель : А что же носили мужчины на Руси?

Презентация мужского русского народного костюма .

Бабушка - сударушка: На Руси мужчины носили штаны - порты и рубаху. Называли мужскую рубаху – косоворотка . Косоворотка подпоясана поясом, который называется кушак. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.

Самой распространенной обувью были лапти и сапоги. Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи. А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.

Бабушка - сударушка: Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнаментом. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, значит, оберегала, защищала. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. В узоре использовали так же круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки. Все эти элементы что-то обозначают. В старину люди изображали силы природы на одежде.

Презентация орнамента – вышивки на русской народной одежде .

Бабушка - сударушка: Например: знак солнца. Что оно дарит людям?

Ответы детей: Тепло, добро.

Бабушка - сударушка: Правильно, поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак?

Ответы детей: На волны, на реку.

Бабушка - сударушка: Да, вы правы, это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь, желтый - тепло и ласку; синий - радость; черный - богатство. Красный цвет был самым любимым, его считали цветом солнца, огня, силы и власти. Самые старинные наряды украшали только красным цветом.

Бабушка - сударушка заглядывает в сундучок.

Бабушка - сударушка : Что ты нам ещё припас сундучок? Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Бабушка – сударушка открывает сундучок, достает платок.

Воспитатель: Ах, посмотрите, ребята, платочек расписной…

Презентация платков.

Бабушка - сударушка : Русь с давних пор славилась своими платками:

1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.

2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.

3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.

Дети идут по кругу со словами:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.

(В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит).

Бабушка - сударушка : Ох, и молодцы, ребятки, весело играли. А я сейчас хочу проверить ребят, могут ли они отгадывать загадки?

Воспитатель: Конечно, могут, правда, ребята?

Ответы детей: Да.

Бабушка - сударушка: Тогда, подойдите к столам, где лежат карточки с изображением русско-народной одежды . Я сейчас буду загадывать загадки, а вы их должны отгадать - поднять картинку с изображением правильного ответа.

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда :

С четырьмя отверстиями.

А в три выходишь. (Рубаха)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)

Бабушка - сударушка: Молодцы, ребята, отгадали все мои загадки.

Из сундучка слышится красивая мелодия .

Воспитатель: Ребята, слышите. Музыка играет…

Бабушка – загадушка открывает сундучок и достает раскраски.

Бабушка – сударушка раздает детям раскраски.

Воспитатель: Бабушка – сударушка, спасибо тебе за увлекательное путешествие, но нам пора возвращаться в детский сад.

Бабушка - сударушка: Сундучок мой закрывается, путешествие завершается.

Звучит русская народная мелодия , бабушка – сударушка уходит.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись из интересного, увлекательного путешествия. Все сегодня молодцы, хорошо отвечали.

У кого в гостях мы сегодня были? (ответы детей)

Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей)

Перечислите, одежду, которую носили мужчины и женщины на Руси? (Ответы детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе

Цель: Создание условий для формирования эмоционально-положительного отношения к одежде русских людей.

Образовательные:

-формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки,зипун)

Развивающие:

-развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

Воспитательные:

-способствовать развитию эстетического вкуса, чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям русского народа.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей

Совместная деятельность детей и педагога

-Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришли две куколки Марьюшка и Катя.

-Ребята, посмотрите внимательно, похожи эти куколки или нет?

-А чем же они отличаются?

- Катя одета ,так же как и вы, а вот одежда Марьюшки отличается.

Ответы детей ( нет, разные)

Ответы детей (лицом, волосами, одеждой)

-Ребята, Марьюшка одета, так , как одевались в старину. То есть давным – давно.

- И сегодня я хочу рассказать вам о том, какую одежду носили наши предки.

Одежда была свободной, длинной и необычно красивой. Всю одежду шили сами.

Основной одеждой , причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха

Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки. Носили рубаху с нешироким поясом.

(Пример женской и мужской рубахи)

Поверх рубахи одевали –сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины.

Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Его украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

СЛАЙД №8 Молодые девушки могли не покрывать голову, а вот замужние носили платок или кокошник. Кокошник – это головной убор, его надевали на голову и так же украшали бисером. А ещё голову покрывали платком.

СЛАЙД № 9 (Пример платков и кокошников)

Мужской костюм на Руси состоял из портов и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.

СЛАЙД № 11Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, синего или черного цвета. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску

СЛАЙД № 12(Дети в народном костюме)

На ноги одевали лапти их плели из соломы, коры деревьев липы и березы.

Зимой люди надевали зипун, шубу или полушубки, а на ноги валенки или сапоги.

Конспект  " Одежда телеутов"

 

 

Цели:

* способствовать пониманию учащихся,

какую роль декоративно-прикладное искусство играет в жизни человека, общества . Как одежда “говорит” о человеке,

* формировать уважения к культуре и малым народам Кузбасса ,

* развивать патриотизм.

Задачи:

 

Учебные:

* Познакомить  с Телеутским костюмом.

* Формировать понимание связи людей и одежды.

* Закреплять навыки работы с декоративной композицией.

 

Воспитательные:

* Развивать эстетическое мировосприятие.

* Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям малых народов .

 

Развивающие:

* Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

 

 - Дети! Вы любите надевать красивую одежду? 

  

 

 Ребята, перед нами костюм Телеутов. Телеуты (народ степей ) — коренной народ в Российской Федерации, один из самых малочисленных народов юга Западной Сибири их быт и культура является достоянием Кузбасса.  Несмотря на свою малочисленность, телеуты продолжают сохранять многие элементы своей духовной традиционной культуры. Красочная, многодневная телеутская свадьба, например, привлекает внимание многих жителей области, живущих за сотни километров от телеутских деревень. Сохраняются особенности в погребальной и поминальной обрядности. В устном народном творчестве продолжают бытовать обрядовые и другие песенные жанры. А так  живы традиции покроя и украшения одежды — туникообразного платья с красочно расшитым воротником, многоцветные домотканые пояса и праздничные украшения имеются у большинства женщин в селе и городе.

 

II. Формирование новых знаний.

 

 

«По одёжке встречают...»

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

 

Так и сегодня одежда каждой области Сибири и всей России имеет  свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и  художественного творчества народа.

 

Одежда телеутов по сравнению  с соседями - шорцами и алтайцами отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осеннее - зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туника образного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток.  Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти.

Кунёк - основная одежда телеутских женщин. Представляет собой платье прямого покроя с включением косо клинных вставок, длиной до щиколотки. Рукава сужены к запястью, могут быть дополнены манжетами. Кунек подпоясывается поясом (кур), тканым из цветных ниток.

Повседневные платья-рубахи шились из ситца или сатина ярких расцветок, а праздничные – из парчи или шёлка. Женское платье «кунек» может служить основой для пошива мужской рубахи, которая отличалась тремя основными деталями: длиной (мужская рубаха шилась длиной до колен), разрезом у ворота (на мужской рубахе разрез был косым и шёл слева направо), а также отделкой (на мужской рубахе не было богатого декора, а ворот обшивался шнуром «тек»).

Сырмал – демисезонная одежда типа Халат.

Пояс «кур» - один из наиболее интересных предметов национальной одежды телеутов. Ему придаётся особое символическое значение: завязанный пояс образует замкнутую окружность и служит человеку оберегом, защитой от враждебных сил. Известны народные игры, танцы с поясом «кур»; название национальной борьбы «куреш» восходит именно к слову «кур»

Все элементы  костюм выполняется вручную ! поят ткут на подобном станке.

  Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз народного и праздничного костюма (зимнего или летнего), обговорить заранее величину фигур.

Выполнение практической работы сопровождается звучание музыки (телеутской народной).

Материалы: бумага, гуашь, акварель, кисти (крупные и мелкие)

Зрительный ряд:  показ народного костюма, компьютерная презентация,  головные уборы из музея.