Как появилась дымковская игрушка.

Варламова Надежда Викторовна

Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как появилась дымковская игрушка.

Среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский, потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова.

Впервые вятская, ярко раскрашенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день, с утра, в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь же, на улице.

Особенности глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.»

Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание. Никто точно не знает, когда и кто первым придумал белое покрытии для дымки.

Изготовление дымковской игрушки пошагово:

  1. Лепка. Лепят фигурку по частям. Берется жирная промытая глина, разбавленная песком. Из нее катают разноразмерные шарики. Потом их расплющивают до состояния лепешки. Из них делают корпус игрушки, а уже к корпусу крепят мелкие детальки. Места соединения хорошенько смачивают водой, а потом стыки заглаживают мокрой тряпочкой. К примеру, лошадка состоит из цилиндрического основания, четырех коротких конусообразных ножек, изогнутой шейки с мордочкой.
  2. Сушка и обжиг. Этап сушки обязателен. Как долго сушить – зависит от размеров поделки, и от характеристик помещения тоже. Раньше обжиг осуществлялся в русской печи, игрушки буквально докрасна накаляли, оставляли остывать в печке. Сегодня обжигаются фигурки в специальном современном оборудовании, благодаря чему процесс уже не такой трудоемкий и, безусловно, менее опасный.
  3. Побелка. Побывав в печи, игрушка становится красно-коричневого цвета. На такую основу узоры не нанесешь, потому мастера обязательно ее выбеливают. Это происходит с помощью раствора из мелового порошка и молока. Когда молоко скисает, раствор затвердевает, на поверхности образуется ровный казеиновый слой. Удивительно, но многочисленные способы упрощения этапа побелки ни к чему не привели. И сегодня белят игрушку так же, как много веков назад. Лишь дети на занятиях могут расписывать фигурку белой гуашью.

Традиционные образы игрушек:

  1. Городская барыня, дама в кокошнике.
  2. Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
  3. Домашние животные (барашек, лошадка).
  4. Красочный индюк.

Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.