Конспект ООД "Гжель"
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Народные промыслы – Гжель».
(старшая группа).
Цель: Знакомство детей с элементами гжельской росписи. Формирование у детей интереса к русской народной культуре, через элементы гжельской росписи.
Задачи: 1. Дать представление о художественном промысле Гжель (возникновение).
2. Интерес к русскому народному творчеству.
3. Систематизировать словарный запас детей.
4.Развивать творческие способности детей.
5. Формирование выполнения основных(простейших) элементов гжельской росписи.
6.Воспитывать интерес к народному творчеству Гжели.
Оборудование и материалы: наглядные пособия, доска, ноутбук, посуда Гжели.
Иллюстративный ряд: Выставка изделий из «Гжели».
Для обучающихся: Трафареты, гуашь, палитра, кисти, тряпочка, баночка с водой.
Словарная работа: развивать словарный запас: (Русь, мастера, сине – голубые розы, фарфор), воображение, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к народному творчеству.
Предварительная работа: Чтение стихов, загадывание загадок, беседы.
Прогнозируемый результат: Научить детей разбираться в гжельской росписи, развивать эстетические чувства, стремиться самостоятельно выполнять рисунки в стиле Гжель.
Ход занятия: Сине-голубые розы,
Листья, птицы.
Увидев их впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется просто - роспись Гжель.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. В деревушку, под названием Гжель. Там мы встретим удивительных мастеров- гончаров, которые восхищают нас своей росписью - под названием Гжель. (стихотворение «Сине – белая посуда» , С .Вахрушев «Взял мастер в руки кисть».
Отправимся мы в волшебном поезде под названием «СЕЛО- ГЖЕЛЬ». Итак, вы готовы? Занимайте свои вагончики и мы отправляемся.(вагончики- это столы с инструментами для рисования, на которых стоят принадлежности).
(звучит песенка: «Паровоз – Букашка»).
Изучение нового:
Наш паровоз прибыл на первую станцию: «Мастера».
Недалеко от Москвы живут народные мастера - их называют гончары, они изготавливают гжельскую посуду. Но прежде, чем попасть в гости к мастерам мы должны ответить на вопрос: -Где родились народные промыслы ? (правильно в России). Народные промыслы – это гордость России. Промысел возник в старинном русском селе Гжель.
(Показ презентации: «Гжель» (кувшины, миски, блюда, чашки, игрушки).
Роспись похожа на сказку.
Мастера сначала из фарфоровой массы делают такую посуду, затем расписывают вручную и обжигают.
Воспитатель: - Ребята мы отправляемся на следующую станцию :»Гжельская роза».
Занимайте вагончики.
Гжельские розы нужно рассматривать, их можно увидеть на : картинах, вышивках, одежде, постельном белье. Эта роспись отличается – цветом. Синий цвет (его оттенки), на белом фоне.
Воспитатель : - Давайте внимательно посмотрим и опишем элементы узора. (кружочки, точки, волнистые линии, завитки, полосы.)
Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые цветы(демонстрация презентации: «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».
Воспитатель: Мы отправляемся на станцию: «Угадайка».
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины).
- На чем можно увидеть гжельские узоры?
- Какой цвет используют в гжельской росписи? (синюю).
- Посмотрите внимательно, какие цвета здесь применяются? (синий, белый, голубой).
- Скажите, от этих изделий идет тепло? (нет).
- А, почему? (потому что они выполнены в холодных цветах).
Воспитатель: - Отправляемся на следующую станцию «Физ-минутка».
Раз, два, три, четыре, пять (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, полоски).
Капельки и точки (изображают «дождик», а затем , ставят точки двумя руками).
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой).
Как мы рисуем сетки Гжель (руки вниз и в стороны).
Воспитатель: (читает стих).
Ай, да посуда, что за диво, хороша и та и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо, не за тридевять земель,
Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды, есть вкусней и веселей!
Вывод:
1.О какой посуде говорится в стихотворении?
2.Где изготавливают эту посуду?
3. На каком фоне выполняется узор?
4. Каким цветом рисуем узоры?
Воспитатель: Предлагаю вам сесть в свои вагончики, и попробовать себя в роли гжельских мастеров.
Воспитатель: Сейчас я покажу последовательность выполнения гжельских узоров, а вы повторяйте одновременно со мной.
- Перед вами: синяя и белая краска, палитра, на которой мы будем смешивать ( белая и синяя = голубая).
1.-Мочим кисть и набираем небольшое количество акварели на одну ее сторону.
-Кисть прикладываем всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачиваем, получается округлый мазок (выполнение розы).
2. Рисуем концом кисти, чтоб получились тонкие линии.
3. Надавливаем на кисть , получается широкая полоса.
Приложим кисть – получается мазок. Он пригодиться для рисования листьев, цветов.
Воспитатель: Ребята приступаем к росписи. Включаем фантазию и рисуем сказочную Гжель.
(ребята выполняют работу, помогаю тем , кто затрудняется).
Выставка.
Воспитатель: Какая красивая посуда у нас получилась, - Вам нравится?
- С какой росписью мы с вами познакомились?
Как на заснеженное поле,
Из – под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
- Какие узоры в росписи вы использовали?
- Где родилась эта роспись?
Итог:
Какая работа вам понравилась? И почему? (обосновывают выбор). Какие вы молодцы, славно потрудились.
Рефлексия: Сегодня мы все были настоящими мастерами гжельской росписи. – Ребята , что мы делали сегодня на занятии? - Получилось у нас выполнить роспись? Вот и закончилось наше путешествие, в село Гжель. Отправляемся домой, в детский сад, взяв с собой удивительные, сказочные работы от гжельских мастеров. Спасибо вам ребята!