Технологии декорирования керамики на уроках скульптуры.

Выдрина Анна Ивановна

С древних времен известно огромное количество способов декорирования изделия из глины, от очень простых таких как - оттиски ладоней, пальцев, листочков, травинок так и более сложные такие как например нанесение глазури и черно-лощение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии декорирования керамики на уроках скульптуры.

Сегодня я хочу рассказать о самых простых и доступных  приемах декорирования керамики, которые лучше всего подойдут детям как для самостоятельной работы, так  и работы в тандеме с учителем.

В рамках обще школьной программы «Живопись» действует программа для такой дисциплины как скульптура. В рамках данной программы запланирована  работы с такими материалами как скульптурный пластилин и глина, при работе с этими материалами мы используем как различные подходы к созданию работы так и различные инструменты и специализированное оборудование, в связи с этим  материалы  разделены  по полугодиям.

С древних времен известно огромное количество способов декорирования изделия из глины, от очень простых таких как - оттиски ладоней, пальцев, листочков, травинок так и более сложные такие как например нанесение глазури и черно-лощение.

Основные способы декорирования керамики.

Декорирование является ответственным этапом в общем цикле технологического процесса по изготовлению художественных керамических изделий. Оно придает им законченный вид, художественный образ. Различают два принципиально отличных вида декора: рельефный (скульптурный или пластическим образом налепливаемый декор - это всевозможные фактуры, пальцевой орнамент, штампы, нанесение рельефа, процарапывание.) и живописный (роспись - ангобами, солями, покрытие глазурью, роспись по керамике подглазурная и надглазурная).

Рельефные методы включают: рельеф, контррельеф, ажур, оттиски, штампы, лощение, нанесение различной текстуры с помощью стеков и петель.  Сюда же следует отнести малую пластику (объемную скульптуру малых форм).

Лощение это старинный способ отделки гончарных изделий, применяемый для красной гончарной глины. Его принято применять для любой керамической посуды выполненной как из красной глины, так и из любой другой, в которой отсутствуют дополнительные выступающие детали и углубления. После подсыхания изделие становится коже-твердого состояния поверхность изделия обрабатывают губкой смоченной в воде, далее начинают натирать изделие гладким предметом - это может быть камень-голец, ложка или стеклянная палочка, до появления характерного глянцевого блеска.

Нанесение фактуры это  самый популярный вид декора поверхности изделия из глины нанесение фактурного рисунка с применением тесьмы, холста, рогожки, кружева, марли и так далее.

Рельефное декорирование керамики простой и очень распространенный способ создания красивого узора, применяют различные элементы - жгуты,  медальоны,  скатанные шарики,  лепестки, геометрические фигурки, штампы, при помощи которых можно создать  рельеф в  керамике. Отдельно выполненные элементы  могут быть как и из того же материала, что и само керамическое изделие, так и из глин другого цвета. Все элементы наклеиваются при помощи шликера на сырую глину, затем готовое изделие  обжигается и глазуруется.

Техника процарапывания эта техника очень хорошо подходит для украшения как плоскостных работ, так и объемных, есть более сложный вариант - сграффито изделие из  глины немного подсушивают, покрывают небольшим слоем ангоба отличающимся по цвету, затем по свежему покрытию при помощи стеклянной палочки, стека, маленьких петель,  процарапывают  рисунок до  основной глины.

К живописному относят роспись изделий, а также нанесение на них сплошных или частичных декоративных покрытий керамическими красками, глазурями, ангобами, люстрами и эмалями. Живописные методы в зависимости от способа нанесения декора на изделие разделяют на ручные (роспись кистью или пером «от руки»), механические (аэрография, деколькомания, печать, штамп, шелкография) и комбинированные (сочетание ручного способа с механическим).

Керамическая живопись. При живописном оформлении используют ручные, механические и комбинированные способы. Применяя ручной способ декора,  Ангобирование Ангоб - глина консистенции густой сметаны, колорированная различными цветовыми оттенками.

Покрытие глазурью - лазуруют керамику чаще всего прошедшую первый утильный обжиг. Глазурь - это стеклообразный силикат, который расплавляется на черепке и вплавляется в пористую глину, плотным, глянцевым слоем. На упока чаще всего применяется такие  способы как окунание и нанесение кистью, так же есть возможность наносить глазурь вторым слоем поверх черепка методом набрызгивания уточнить или нарисовать узор поверх с помощью кисти. Благодаря применению этой техники, изделия получают:  стойкость к механическим повреждениям, прочность, эстетичный внешний вид, влагостойкость, законченность художественного образа.

Надглазурное декорирование для работы по глазурованной поверхности применяют специальные красители или люстры - составы, которые придают готовой продукции блеск металла - керамическое золото, мраморообразователи. К рассмотренным выше техникам декорирования керамики можно добавить следующие приемы:   дорисовка - на основном рисунке кистью добавляются отдельные элементы, разделка - от руки производится прорисовка контуров. При обведении уже готового рисунка;  рельеф золотом,  пестрение - когда отдельные детали рельефа покрываются контрастной краской, с целью обратить на них внимание.

Не все примеры декорирования подходят для работы в классе, особое внимание нужно уделить глазуровке, так как глазурь  не безопасное вещество,  детям нельзя разводить ее дабы избежать вдыхание порошка, вся работа проводится только под контролем учителя.  

Работа с глиной это всегда творческий процесс в который вовлечены и учитель и ученики, это всегда маленькое чудо, когда из кусочка глины рождается колокольчик, куколка или что то еще, это  радость и удивление в глазах детей когда из печи появляется работа после обжига звонкая и волшебная!