РУССКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Знакомство с традициями с истоками руссской культуры. Откуда берет начало современная мода на головнывные уборы?
Не отнимая у русского головного убора чисто практического значения (защита от холода, зноя, ветра, дождя и снега), рассмотрим различные виды уборов как некий паспорт, который без единой буквы расскажет о возрасте, достатке и семейном положении хозяйки или хозяина. В отличие от современных уборов, традиционный головной убор мог показать место происхождения того или иного человека, а также богатство его рода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Головные уборы на Руси | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На Руси с древних времен существовала традиция носить головные уборы, чтобы покрыть голову. Девушки носили венцы и заплетали волосы в косу, а у замужних женщин были кокошники . Под головными уборами скрывали волосы, чтобы уберечь свою семью от несчастий и бед, так как женские волосы по древним поверьям привлекали злые силы . По головному убору можно было определить возраст, социальный статус, семейное положение, наличие детей и в какой местности проживал человек. На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. («Коса — девичья краса»). В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. П ростоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Отсюда выражение « опростоволоситься»- оплошать. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником . Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей. Происхождение и история
Женский головной убор всегда сочетался с причёской. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывая в пучок. Надевание какого-либо головного убора впервые часто сопровождалось определёнными обрядами . Основой большинства мужских головных уборов был колпак. Он изготавливался из ткани на лето и из меха или валяной шерсти на зиму. Низ украшали по своим доходам. Обеспеченный и знатный человек носил колпак, отороченный мехом, украшенный драгоценными камнями и драгоценными металлами . Малахай, согласно толкового словаря Даля – это массивная восточная шапка с ушами на пышном меху, которые закрывают боковые стороны лица, затылок и лоб.
Лента, венец, венчик, повязка, почёлок , коруна , головодец , тканка и др. Материалы, которые шли в дело, разнообразны: ленты, платки , прямоугольники из березовой или липовой коры с завязками . Девичьи головные уборы Седов Г. С. « Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882 . Все невесты в венцах.
Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна . Это не только красивое украшение и довершение образа всего наряда девушки, но и демонстрация потенциальным женихам достатка рода будущей жены. Распространение этого вида венца весьма широко. Изготавливали коруну на каркасе из металлической проволоки, декорировали золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. КОРУНА И ВЕНЕЦ Венец внешне очень похож на коруну . А ещё он сильно напоминал корону в нашем, современном представлении, потому что его форма это зубьям с "городками". Не зря же в древности этот головной убор величали "венец с городы " , или "венец теремчат ", то есть с теремами. Ученые полагают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века появились как результат синтеза народных и великокняжеских головных уборов.
Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник ). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.
Кокошник представляет собой жесткий головной убор в виде полумесяца. Его носили девушки после замужества и в особо торжественных случаях. Слово «кокошник» образовано от древнерусского « кокошь ». В старину так называли куриц и петухов. Головной убор получил своё название, в первую очередь, за схожесть с птичьим гребнем. Кокошник – традиционный русский головной убор
Коруну и венец часто путают с кокошником. Г л авное их отличие : кокошник убор замужних женщин, коруна и венец - девочек и девушек; незамужние носили одну косу и для их головного убора (коруна и венец) всегда характерна открытая макушка, волосы были на виду. Замужние же заплетали две косы, и кокошник скрывал эти косы (волосы) полностью. На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта(с) словарь В. Даля . Таким образом, венец и коруна это девичий - дозамужний убор который волосы оставляет открытыми! А кокошник - свадебный головной убор, который уже закрывает волосы. И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам. Головные уборы выполняли и своеобразную социальную функцию. По головному убору женихам и свахам сразу было видно благосостояние семьи девушки. Богатых величали " повязочницы ", а бесприданниц " косыночницы ". Фотография сделана в Архангельской губернии в 1927 г. На ней изображены Богатые девушки-невесты « повязочницы » (слева) и бесприданницы « косыночницы » (справа)
Кика или кичка Кичка -один из древнейших головных уборов, имеющих языческие корни. Во многих традициях корова олицетворяла плодородие, изобилие, благоденствие. Рога также были символом плодородия, потому носить их могла замужняя женщина. В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» — ходить, задрав нос. Молодая девушка надевала кику с маленькими рожками, когда готовилась выйти замуж. С рождением ребенка увеличивались и размеры «рогов». Самые длинные рожки были у самой старшей женщины рода, это зависело от количества детей. В пожилом возрасте носить кику не было смысла. Эти головные уборы были языческими, поэтому в них запрещено было посещать храм. А со временем их и вовсе запретили.
Сорока Старинным женским головным убором была сорока, она предназначалась для замужних женщин, и была самым богато украшенным предметом костюма. С ороки отличались друг от друга и назывались по-разному.
Пово́йник (повой, оповойник , повоец от «повивать», шамшура , сдериха , подубрусник ;) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы. Повойник - нижний головной убор. Он являлся составной частью более сложных уборов, таких как сорока, кичка рогатая, кокошник. Его основное назначение - беречь власы от спутывания, а верхний убор - от загрязнения. В старину в одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. Поскольку повойник носили только замужние женщины, то обряд его надевания был одним из центральных моментов свадьбы. Стала двухвосткой (коса). Под повойник ушла, запряталась (с) В. И. Даль. Повойник: старинный русский головной убор замужних женщин Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из недорогих тканей, а праздничный шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотной вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блёстками.
Платок являлся символом благочестия, для женщины или девушки было немыслимо появиться в общественном месте без платка. Незамужние девушки носили платки как знак чистоты помыслов и поступков, а платок на замужней женщине означал полную покорность своему мужу. Примечательно и то, что платки незамужних женщин отличались от платков замужних как цветом, так и величиной. В старину платок был самым желанным подарком, знаком любви, заботы и уважения. Его мог подарить парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестный, приглашенный на торжество. В наши дни ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и указывает на ее благочестие и целомудрие. С проникновением на Русь православной веры самым актуальным и незаменимым атрибутом в одежде женщины стал платок.