Знакомство с народными художественными промыслами на занятиях в Изостудии

кукушкина нина николаевна

В программе изостудии помимо занятий живописью, графикой, пластикой, прикладным искусством, знакомство с творчеством русских и зарубежных художников, участие в выставках и конкурсах предусмотрены занятия по знакомству  с традиционными народными ремеслами. В своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение народному искусству

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с народными художественными  промыслами на занятиях в Изостудии МАНУ ДО ДДТ «Юность».

Педагог Кукушкина Н.Н.


        Развитие гармоничной  творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века.
        Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному народному  искусству.

В программе изостудии помимо занятий живописью, графикой, пластикой, прикладным искусством, знакомство с творчеством русских и зарубежных художников, участие в выставках и конкурсах предусмотрены занятия по знакомству  с традиционными народными ремеслами. В своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение народному искусству

 Дети знакомятся с Городецкой росписью, Мезенской, Северодвинской с творчеством мастеров Гжели, Хохломы, Дымково, Полхов-Майдана, с русским деревянным зодчеством, народным костюмом.  Занятия традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки.
             В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.
Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Городецкая роспись

Первая роспись, с которой знакомятся дошкольники и младшие школьники – Городецкая. Знаменитая городецкая роспись занимает одно из почетных мест в ряду самых известных народных художественных промыслов России. На протяжении полутора веков радуют своеобразным красочным орнаментом и глубоким образным содержанием изделия городецких мастеров росписи по дереву. Выполненные по мотивам народных сказаний и песен, они раскрывают людям гармонию мира, природы и человека. В центре композиции размещается главное изображение: птица, конь, человек  или растительный мотив. К концу 19 века сложилась характерная форма растительного орнамента. В качестве основных элементов выступают бутоны, розаны, купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах. Внимательное изучение последовательности нанесения красок при выполнении наиболее часто встречающихся мотивов, например коня и птицы, позволит детям самостоятельно писать их. Но прежде чем приступить к росписи сложных изображений, они учатся писать простые мотивы. Изменяя в них отдельные элементы, можно достигнуть большого разнообразия форм. Например, моделируя разными приемами круг, получают многочисленные варианты главного Городецкого цветка — фантастической розы-купавки, бутонов.

Дошкольники и младшие школьники выполняют сначала отдельные элементы: листочки, бутоны, цветы затем рисуют птиц, лошадей. Отработав отдельные детали, дети на бумаге выполняют целую композицию с птицей или лошадью и гирляндами цветов. Удачные композиции являются эскизами для росписи разделочных досок. Дети с большим удовольствием работают на дереве. Домой они уносят яркие, нарядные дощечки, покрытые лаком.

Мезенская роспись

Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры. 
           Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. В Мезене нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.  Встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.

Изучение мезенской росписи мы начинаем с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки. Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии.

Освоив отдельные элементы, дети выполняют эскиз композиции, которую потом выполняют на деревянной дощечке или шкатулке. На объёмных изделиях работать сложнее, чем на плоскости, и такая работа даётся детям постарше.

Северодвинская роспись — общее обозначение русских крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII — начале XIX в. в селах по течению р. Северной Двины. Расписывали темперой, разведенной на яичном желтке. Вначале пером наносили черный контур. Затем заполняли рисунок яркими красками — краснойзеленойжелтой. Основные мотивы росписи — растительные побеги, трилистники и мелкий узор, чаще по белому фону. В понятие "роспись северодвинского типа" включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую и  борецкую. Они близки по композиционным приемам, но различаются мотивами и особенностями колорита.

Северодвинскую роспись отличает графичностью и яркостью. Часто используемые мотивы и символы: древо жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь, русалка…  В основном северодвинской росписью украшались прялки. Лопасть прялки делилась на три области в соответствии с представлениями об устройстве мира: подземный, наземный, небесный.

На занятиях дети знакомятся с историей и особенностями Северодвинской росписи. Выполняют зарисовки отдельных элементов росписи (узоры, травки, цветы, птицы). Готовят эскизы для росписи шкатулок, переводят рисунок на изделие и расписывают его гуашью или акрилом.  Готовые работы покрываются лаком.

Матрёшка

Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее токарь В.П.Звездочкин, расписал известный художник С.В.Малютин. Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая случайно попала в семью А.И.Мамонтова. Настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли еще русских царевичей.  В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в Нижегородской губернии  в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан.

С матрёшкой воспитанники изостудии знакомятся в младшей группе – выполняют роспись куклы на бумаге или картоне. А старшая группа расписывает уже деревянные матрёшки. Учащиеся 4-х - 6-х классов расписывают трех, и даже пятиместные матрёшки.  Это достаточно сложная и кропотливая работа, но тем ценнее и дороже результат.

Дымковская игрушка.

 Немаловажное  значение для развития творческих способностей отводится декоративной лепке. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с пластичными материалами и соответствующими инструментами. Работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

         Дымковская игрушка (вятская игрушка, кировская игрушка) — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка около 400 лет назад. Для производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом. Для дымковской игрушки характерна яркая цветовая гамма сочетания красного, жёлтого, синего, зелёного. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.  Наиболее распространённые сюжеты: молодые люди, скоморохи, барыни, няньки с детьми, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени.  

Детям очень нравится работать с глиной. Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что создается впечатление цельности. Младшие школьники лепят лошадок и барашков, старшие – барынь, всадников, индюков. Готовые загрунтованные игрушки расписывают гуашью с клеем ПВА или акриловыми красками.

Козили.

Перед Новым годом старшая группа знакомится с традиционными пряниками – козулями. Козули - это архангельские расписные пряники. В старину изготовление и роспись козуль носило во многом обрядовый характер, наши предки верили в обережную силу ароматных пряников. 
Вырезанные пряники делались при помощи металлических форм, которыми вырезали фигурки, из темного медового теста, и обильно украшали затейливыми узорами из белого и розового сахара и даже специальной позолоты.
Основа пряничного теста - жженый сахар и пряности. Настоящие козули по вкусу ни на что ни похожи. Процесс изготовления козуль очень трудоемкий. Крутое тесто замешивается на пережженном до коричневого цвета сахарном сиропе (отсюда - коричневый цвет теста) с добавлением целого букета пряностей - корицы, гвоздики, кардамона и т.д, затем его раскатывают, вырезают фигурки с помощью формочек и выпекают. 
На занятиях дети знакомятся с историей и особенностями северных пряников. Потом выполняют зарисовки узоров росписи пряников. И, наконец, самое интересное – сахарной глазурью украшают настоящие пряники. Запах пряностей, красивые разнообразные по форме пряники, сладкая глазурь, которую так приятно слизывать с пальцев – всё это создаёт непередаваемую праздничную обстановку.

Русский народный костюм

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное  веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. История русского костюма такая же древняя, как и сама история нашего государства. Следует понимать и то, что до крещения Руси эта территория была языческой, в истории русского костюма это все можно прочесть, особенно если более пристально взглянуть на изображение языческих символов, которые сохранились на одежде и после крещения Руси. Наиболее ценились наряды из красной ткани, этот цвет неизменно ассоциировался с красотой и успешностью своего хозяина. При всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнял роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле. На праздничной одежде орнамент в виде прошв, вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам подоплеки и т.п., отмечая, таким образом, конструктивные и функциональные элементы.

На занятиях дети знакомятся с традиционным русским народным костюмом, выполняют зарисовки узоров русской вышивки, элементов костюма, головных уборов, рисуют героев русских народных сказок.

Русское деревянное зодчество.

Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы

Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа. Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Главным орудием производства русского плотника был топор, которым выполнялись все операции.

На занятиях в изостудии дети знакомятся с выдающимися памятниками русского деревянного зодчества. Они выполняют зарисовки деревянных церквей, мельниц, домов. Для создания творческих композиций детям нужны знания о русской архитектуре и народном деревянном зодчестве.

Знакомство с народным творчеством даёт детям возможность свободнее выражать свои задумки в тематических композициях, применять полученные знания и умения, свободно применять различные декоративные приёмы,  расширяет их творческий потенциал. А представления, сформированные о народной культуре, помогают детям не только освоить технику письма, но и в сложении их мировоззрения как носителей традиционных для нашего Отечества ценностей. Одной из форм работы в изостудии является коллективная работа. Создание панно на тему «Народные напевы» даёт возможность каждому ребёнку, применив полученные знания и умения, изобразить различные элементы старинного быта, костюма, архитектуры.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства. — М., 1964.

Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. — М., 1970.

Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — Л., 1975.

Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. — М., 1972.

Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой. — М., 1986.

Добрых рук мастерство. — Л., 1976.

Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л., 1986.

Ефимова Л. В. Русский народный костюм. — М., 1989.

Киреева Е. В. История костюма. — М., 1970.

Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — М., 1983.

Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. — М., 1988.

Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. — М., 1994.

Миловский А. С. Песнь Жар-птицы. — М., 1987.

Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983.

Неменский Б. М. Культура — искусство — образование. — М., 1993.

Полунина В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. — М., 1989.

Попова В. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.

Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. — М., 1984.

Рыбаков Б. А. Искусство древних славян // История русского искусства. — М., 1953. — Т. 1.