Арт-практика «Сердечко из соленого теста»
Развитие эмоционального интеллекта учащихся в ходе знакомства с графическим и символическим выражением эмоций в процессе создания символического подарка для значимого человека (лепка из соленого теста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-практика «Сердечко из соленого теста»
Петрова Е.Н., методист
ГБУ ДО «ПДДТ»
Невского района Санкт-Петербурга
Актуальность
Ребенок испытывает различные эмоции с самого рождения. От того, насколько удовлетворены его основные потребности, зависит базовое доверие ребенка к миру. С самого раннего детства формируется чувство любви и привязанности к родителям или людям, которые их заменяют. Во многом от того, какие отношения складываются у ребенка с родителями, зависит его способность строить близкие отношения с другими людьми. Чувство любви и привязанности возникают в первую очередь к самым родным и близким людям, родителям. Когда ребенок взрослеет, у него возникают дружеские чувства, затем чувство влюбленности.
Важно уметь выражать чувства и эмоции, не только вербально, но и другими способами. В настоящее время среди детей и подростков распространено общение в социальных сетях. Эмоции и чувства на письме принято изображать схематически, с помощью определенных знаков и символов. Важно уметь распознавать и выражать свои и чужие эмоции, это необходимое условия для построения гармоничных отношений с людьми. Также можно выразить свои чувства через изготовление подарков своими руками, особенно если в этот подарок участники вкладывают личностное отношение к человеку, для кого он предназначен.
Цель занятия: развитие эмоционального интеллекта учащихся в ходе знакомства с графическим и символическим выражением эмоций в процессе создания символического подарка для значимого человека (лепка из соленого теста).
Задачи
Образовательные задачи:
- Формирование представлений у учащихся о графическом и символическом выражении эмоций
- Углубление представлений об эмоциональной сфере человека - чувств, эмоций;
- Совершенствование техники лепки.
Развивающие:
- Развитие умения выражать свое эмоциональное состояние во время изготовления поделки;
- Развитие эмпатии - понимания чувств и эмоций других людей;
- Развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родным и близким людям
- Воспитание уважительного отношения к чувствам и эмоциям других людей.
Целевая аудитория – учащиеся начальной школы -1-4 классов (7- 11 лет)
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1.Осознание своих чувств и эмоций на основе изучения графического изображения эмоций, а также в процессе художественной деятельности.
2.Повышение мотивации к учебно-творческому процессу через обращение к личному опыту.
Метапредметные результаты:
1.Уметь ставить учебные задачи при восприятии учебного материала.
2.Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе художественной деятельности;
3.Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
1.Знать и понимать способы выражения эмоций;
2.Уметь выражать эмоции и чувства, которые она вызывает, в речевых высказываниях.
Ход занятия
Создание безопасного, ресурсного творческого пространства
- Подумайте о человеке, с которым вам хорошо, нравится проводить вместе время.
-Почему вам хорошо с этим человеком?
Включение смыслового контекста практики в результате обращения к личностно значимому ресурсному опыту участников обучения. Генерация внутреннего образа предлагаемой темы.
-Как вы обычно выражаете свои чувства и эмоции к близким людям?
- Как еще можно их выразить?
- Как можно выразить эмоции, когда человек не рядом с нами?
Освоение предметного содержания (презентация)
Эмо́тикон (англ. emoticon, emotionicon — иконка с эмоцией), эмотико́нка, эмоцико́нка — пиктограмма, изображающая эмоцию; чаще их называют смайлики.
-Как вы думаете, почему они появились и активно используются?
Алфавитная система письма располагает ограниченным набором графических средств обозначения эмоций — только вопросительным (?) и восклицательным (!) знаками. Эти знаки неспособны передавать человеческие эмоции во всем их разнообразии. Более совершенным графическим средством отображения эмоционального настроя собеседника являются смайлики.
У смайликов есть автор и день рождения
Скотт Фалман (англ. Scott E. Fahlman), американский ученый в области информатики, 19 сентября 1982 года первым в мире предложил смайлик в том виде, в котором он популярен сейчас.
Давайте посмотрим на смайлики, и вы попробуете угадать, какую эмоцию они выражают.
Слайды презентации
-А какой вы знаете символ, выражающий любовь к другому человеку?
-Как вы думаете, откуда произошел этот символ?
-Есть разные варианты, давайте познакомимся с ними.
Слайды презентации.
-Оказывается, символ сердца очень древний. Существует несколько версий происхождения этого символа.
Версия первая “вьющаяся”
Она связана с плющом, который в Древней Греции часто использовался для изображения виноградной лозы, олицетворявшей бога виноделия Диониса. Уже много тысяч лет назад символ, похожий на ♥, встречался в эллинских мозаиках, а также в их гончарных изделиях и в виде праздничных ритуальных венков, которыми покрывали свои головы жрецы Диониса.
Версия “лирическая”
Лирическая, потому что связана с лирой – античным музыкальным инструментом, как раз и изготавливавшимся в форме ♥, почти правильного, но только перевёрнутого. На этом инструменте чаще всего играли какие-то спокойные мелодии, его музыка успокаивала и завораживала. Музыканта с лирой и певца знатные граждане приглашали в дом, чтобы спеть оду любимой женщине.
Версия лебединая
Она гласит, что символ ♥ связан с лебедями. Лебединая верность и красота вошли в поговорки. Лебедь издревле считался царской птицей.
Общеизвестно, что однажды образовавшаяся пара лебедей остаётся неразлучной до конца жизни. Такие примеры довольно редки в мире животных. Именно из-за этого лебеди считаются символом семьи и счастливого брака.
Кроме того, лебеди чрезвычайно красивые существа. Их изогнутые шеи в момент “поцелуя”, когда птицы подплывают друг к другу совсем близко, образуют собой подобие сердца. Поэтому одна из гипотез происхождения символа любви связана именно с ними[1].
Активизация творческого потенциала в ходе поиска смыслового решения воплощения предметного содержания. Отображение внутреннего переживания темы в процессе творческой деятельности на основе собственных впечатлений и эмоциональных переживаний, полученных знаний, освоенных умений и навыков.
-Я предлагаю вам сейчас слепить из соленого теста сердечко в подарок человеку, которого вы любите. Вы сможете украсить сердечко узорами или рисунками, которые символизируют ваше отношение к этому человеку.
Подведение итогов, рефлексия
-Какие эмоции вы испытывали, когда создавали сердечко?
С какими словами вы его подарите?
Результаты апробации
Учащиеся с удовольствием делились своими мыслями и отвечали на вопрос о человеке, с которым им хорошо. Чаще всего это были родственники, друзья. На вопрос, почему хорошо с этим человеком, преобладали ответы о том, что с этим человеком им нравится что-то делать, вместе проводить время, получать что-то для себя. В ходе занятия, обсуждения и ответов на вопросы, дети смогли сказать о чувствах и эмоциях к близким людям.
Учащиеся без труда определяли, какие эмоции переданы с помощью графических изображений. Дети озвучивали интересные версии происхождения символа сердечка, например, отметили, что оно симметричное, и когда кто-то испытывает чувство любви и привязанности, происходит единение с любимым человеком.
Художественная деятельность, лепка и раскрашивание сердечек, вызывала у учащихся положительные эмоции, они сделали подарки мамам, бабушкам, папам. Дети озвучивали эмоции, которые их близкие возможно испытают, получив подарок: радость, удивление, любовь.
[1]СегедаА.Сердце: пять версий происхождения символа любви. Журнал «Православие ФМ» –URL: https://pravoslavie.fm/investigation/serdce-pyat-versiy-proiskhozhdeniya-simvola-lubvi/