Внедрение опыта педагогического работника в рамках профессионального сообщества
2020/2021
«Программа проекта по исследованию народного костюма Нижегородского края»
Основные компоненты программы: цель и задачи; формы и методы реализации проекта; план мероприятий в рамках проекта; воспитательные технологии; критерии эффективности проекта.
2021/2022
Программа проекта по проектированию выставки «Метаморфозы зимнего сада»
Цель проекта: Развитие творческих способностей обучающихся через формирование навыков и знаний в области проектирования, овладение организационно-практической
деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации.
2022/2023
«Методические рекомендации для педагогов по использованию метода проекта в обучении детей»
В работе изложена сущность проектного метода, организация проектной деятельности, основные и дополнительные компоненты проекта, представлены образцы педагогического
планирования, процесса выполнения коллективного проекта.
2022/2023
Программа проекта по проектированию выставки «Галантерея ручных украшений - «Вечерняя философия» в рамках целевой модели наставничества.
Цель проекта: Воспитание, формирование эстетического и художественного вкусов, потенциала личности наставляемых, создание условий для проявления творческих способностей детей в проектировании выставки, используя форму «ученик – ученик».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «ЦДО» ___________________Е.В. Малова «______»________________2021г. |
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЫСТАВКИ
«МЕТАМОРФОЗЫ ЗИМНЕГО САДА»
г. Первомайск, 2021
Цель проекта
Развитие творческих способностей обучающихся через формирование навыков и знаний в области проектирования, овладение организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации.
Задачи проекта
- совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся по проектированию выставки;
- разработать и изготовить композицию выставки «Метаморфозы зимнего сада» в МАОУ «ЦДО»;
- оформить эскизную папку;
- представить презентацию выставки;
- популяризовать разностороннюю коллективную творческую деятельность в молодежной среде.
Актуальность проекта
В современном обществе, все больше становится востребованным современное искусство, позволяющее придать уникальность и своеобразие любому явлению или предмету.
Актуальность данного проекта в том, чтобы привлечь внимание молодого поколения к творческой, проектной деятельности, отразить общую тенденцию к познанию различных направлений мастерства, в частности изготовление изделий ручной работы.
В ходе реализации проекта, обучающиеся, не только узнают, обабстрактном направлении современного искусства, но и смогут самостоятельно применить его к композициивыставки «Метаморфозы зимнего сада», где образ сада, выйдет в иные планы и получит самое разное содержательное наполнение, являясь, по сути, новым авторским метафорическим видением реальности. Приоткрыв занавес, зрители смогут сами попасть в сказку и погулять по «зимнему саду».
Путем исследования обучающиеся познакомятся с назначением, видами, особенностями выставочной деятельности.Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на поиск, сбор информации по содержанию выставки. Помимо теоретической функции, очень важна функция практическая. Поэтому чему обучающиеся научатся при проектировании и воплощении в жизнь, поможет им в будущем грамотно решать творческие задачи, которые неизбежно будут возникать в процессе их трудовой деятельности.
Реализация данного проекта поможет решить важную проблему, развитие современного искусства, через отражение ярких образов в композиции выставочного пространства.
Коллективный проект «Метаморфозы зимнего сада» будет фундаментом, для дальнейшей работы по изучению новых направлений современного творчества.
Участники проекта: обучающиеся, педагог.
Срок реализации проекта:октябрь 2021- февраль 2022 г.
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности – творческий;
- по сфере применения результатов – социальный;
- по количеству участников - коллективный;
- по продолжительности - долгосрочный.
Ожидаемые результаты
- обучающиеся смогут грамотно отражать этапы проектированиявыставки в дизайн-папке;
- обучающиеся получат знания о правилах построения композиционного решения выставки, научатся планировать свои действия;
- обучающиеся смогут формулировать цели каждого этапа проектирования, анализировать информацию, делать выводы, давать оценку, приобретут необходимые навыки презентации проекта выставки.
Основные формы и методы реализации проекта
- использование материальной - технической базы Центра для проведения мероприятий;
- исследовательские: поиск информации, опыты, проблемные вопросы;
- познавательные занятия (рисование эскизов, построение композиции выставки);
- объяснительно-иллюстративный метод обучения (объяснение, наглядные материалы, самостоятельные и коллективные наблюдения, демонстрация, иллюстрации);
- словесные (беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции);
- наглядные методы обучения;
- репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- креативный (творческий);
- метод самостоятельной работы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МЕТАМОРФОЗЫ ЗИМНЕГО САДА»
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЫСТАВКИ»
№ | Этапы проекта | Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственный | Результат | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Подготовительный этап | Беседа на тему: «Современное искусство – какисточником вдохновения в творческой деятельности молодёжи» Просмотр презентации: «Абстрактное направление современного искусства». | октябрь | Власова Е.А. | Результаты беседы, просмотра – идеи, рассуждение о современном искусстве. | ||||
Подбор художественной и методической литературы и дидактических пособий для реализации проекта. | октябрь | Власова Е.А. | Формирование электронной папки для сбора информации по проекту. | |||||
Приобретение материалов и инструментов для реализации проекта. | октябрь | Власова Е.А. | Материалы и инструменты. | |||||
2 | Основной этап | 1. Просветительская деятельность | ||||||
Посещение МАУК «ЦБС»: Беседа с сотрудниками библиотеке, просмотр видео материалов и каталогов, демонстрирующих искусство современных мастеров Фото, записи, эскизы. | ноябрь | Результаты - отчета об экскурсии. | ||||||
Просмотр видео, презентаций, иллюстраций, открыток с изображением современных композиций выставочного пространства. | ноябрь | Власова Е.А. | Расширены представления о разнообразии проектирования выставки. | |||||
2. Творческая деятельность | ||||||||
Рисование эскизов: Идеи для композиции выставки; Выбор лучшей идее, проработка, цветовое решение. | ноябрь | Власова Е.А. | Развитие творческих способностей. | |||||
Подбор материалов для выставки атрибутов, приспособлений, тканей. | ноябрь | Власова Е.А. | Развитие творческих способностей. | |||||
Работа по компонентам проекта. | ноябрь/декабрь | Власова Е.А. | Оформление дизайн – папки. | |||||
Изготовление экспонатов для выставки - роспись полотен в технике батик. Декор – отделка, предание эстетического вида, оформление полотен в рамы и размещение на манекенах. | ноябрь/декабрь | Власова Е.А | Формирование и развитие умений, декоративно – прикладного творчества, основ декорирования. | |||||
4. Опытно – экспериментальная деятельность | ||||||||
Исследовательская работа: изучение атрибутов, цветовой гаммы и материалов для композиции выставки | декабрь | Власова Е.А. | Развитие исследовательской деятельности. | |||||
3. Тематические мероприятия | ||||||||
Проведение мероприятий:
| январь | Власова Е.А. | Развитие коммуникативных навыков, навыков сценического мастерства. Сценарий презентации выставки. | |||||
3 | Заключительный этап | Презентация проекта. Открытиевыставки «Метаморфозы зимнего сада» - воплощение творческого образа в композиции выставки, театральная постановка для обучающихся, родителей и гостей Центра. | январь | Власова Е.А. | Презентация выставки. | |||
Фотосессия обучающихся и гостей на выставке. | январь | Власова Е.А. | Фото отчет по выставке. | |||||
Размещение информации о проекте в СМИ и на сайте Центра | февраль | Власова Е.А. | Фото, видеоматериалы, статьи для размещения на сайте. |
Используемые воспитательные технологии
- технология проектного обучения;
- технология творческая мастерская
(под редакцией Бобряшова О.В, поиск и обработка информации в сети Интернет).
Критерии эффективности проекта
Заинтересованность обучающихся проектной, выставочной деятельностью,создание коллективной выставки «Метаморфозы зимнего сада».
Список литературы
1. Педагогическое проектирование.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2019г.
2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.-Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019г.
3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего школьного возраста. 2020, №5.
Интернет ресурсы:
1. Проектирование экспозиций и выставок история – теория – практика.
https://past.spbgik.ru/upload/file/publishing/books/kn_spbgik_balash_proj_muz_exp_vist.pdf
2. Методические рекомендации по созданию тематических выставок в образовательной организации.
3. Технологии выставочной деятельности.
https://musrzn.ru/uploads/images/files/andreeva_vi_tehnologii_vyustavochnoi_deyatelnosti
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «ЦДО» ___________________Е.В. Малова «______»________________2022г. |
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЫСТАВКИ»
«ГАЛАНТЕРЕЯ РУЧНЫХ УКРАШЕНИЙ - «ВЕЧЕРНЯЯ ФИЛОСОФИЯ»
В РАМКАХ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
г. Первомайск, 2022
Цель проекта
Воспитание, формирование эстетического и художественного вкусов, потенциала личности наставляемых, создание условий для проявления творческих способностей детей в проектировании выставки, используя форму «ученик – ученик».
Задачи проекта
- создать комфортные условия для коммуникаций внутри творческого коллектива, эффективного обмена личностным опытом.
- популяризовать творческую деятельность в сотворчестве двух поколений обучающихся (передача опыта и знаний «от наставников наставляемым»);
- разработать и изготовить композицию выставки «Галантерея ручных украшений - «Вечерняя философия» в МАОУ «ЦДО»;
- оформить эскизную папку;
- представить презентацию выставки.
Актуальность проекта
За каждым успешным человеком стоят наставники. Наставничество в современном динамичном мире – это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций. Это непосредственная передача живого опыта от человека к человеку, доверительные отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Актуальность данного проекта во взаимосвязи детей разных возрастных групп «наставники – наставляемые», где более старшие и опытные способны оказать комплексную поддержку на пути раскрытия творческого потенциала наставляемых, возможностей их саморазвития, через коллективную творческую деятельность, проектирование выставки.
В ходе реализации проекта, обучающиеся познакомятся с различными направлениями организации выставочного пространства.
Идея выставки «Галантерея ручных украшений - «Вечерняя философия» - это организация выставочного пространства в виде галантереи, которое показало бы молодому поколению актуальность украшений ручной работы их индивидуальность, уникальность и неповторимость. Представить украшения как - то по-новому с философским трактатом эксклюзивности, красоты и творческой энергии. Создать прекрасную, вечернюю атмосферу, иллюстрирующую изящество и тонкость ручных работ.
Путем исследования обучающиеся познакомятся с назначением, видами, особенностями выставочной деятельности. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на поиск, сбор информации по содержанию выставки. Помимо теоретической функции, очень важна функция практическая. Поэтому чему обучающиеся научатся при проектировании и воплощении в жизнь, поможет им в будущем грамотно решать творческие задачи, которые неизбежно будут возникать в процессе их трудовой деятельности.
Участники проекта: обучающиеся (наставники – наставляемые), педагог.
Срок реализации проекта: октябрь 2022 - март 2023 г.
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности – творческий;
- по сфере применения результатов – социальный;
- по количеству участников - коллективный;
- по продолжительности - долгосрочный.
Ожидаемые результаты
- рост мотивации к творческой деятельности и саморазвитию обучающихся.
- обучающиеся смогут грамотно отражать этапы проектирования в дизайн-папке;
- обучающиеся получат знания о правилах построения композиционного решения выставки, научатся планировать свои действия;
- обучающиеся смогут формулировать цели каждого этапа проектирования, анализировать информацию, делать выводы, давать оценку, приобретут необходимые навыки презентации проекта выставки.
Основные формы и методы реализации проекта
- использование материальной - технической базы Центра для проведения мероприятий;
- исследовательские: поиск информации, опыты, проблемные вопросы;
- познавательные занятия (рисование эскизов, построение композиции выставки);
- объяснительно-иллюстративный метод обучения (объяснение, наглядные материалы, самостоятельные и коллективные наблюдения, демонстрация, иллюстрации);
- словесные (беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции);
- наглядные методы обучения;
- репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- креативный (творческий);
- метод самостоятельной работы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЫСТАВКИ «ГАЛАНТЕРЕЯ РУЧНЫХ УКРАШЕНИЙ - «ВЕЧЕРНЯЯ ФИЛОСОФИЯ»
№ | Этапы проекта | Основные мероприятия | Сроки реализации | Ответственный | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный этап | Беседа на тему: «Выставка – как результат творческой деятельности молодёжи» Просмотр презентации: «Оригинальное оформление выставочного пространства». | октябрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Результаты беседы, просмотра – идеи, рассуждение о композиции выставочного пространства. | |
Подбор художественной и методической литературы и дидактических пособий для реализации проекта. | октябрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Формирование электронной папки для сбора информации по проекту. | ||
Приобретение материалов и инструментов для реализации проекта. | октябрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Материалы и инструменты | ||
2 | Основной этап | 1. Просветительская деятельность | |||
Посещение краеведческого музея: Беседа с экскурсоводом, об украшениях ручной работы представленных на выставке, посвященной нашей землячке Н.П. Ламановой; Просмотр экспонатов. Фото, записи, эскизы. | ноябрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Результаты - отчета об экскурсии. | ||
Просмотр видео, презентаций, иллюстраций, открыток с изображением современных композиций выставочного пространства. | ноябрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Расширены представления о разнообразии проектирования выставки | ||
2. Творческая деятельность | |||||
Рисование эскизов: Идеи для композиции выставки; Выбор лучшей идее, проработка, цветовое решение. | ноябрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Развитие творческих способностей | ||
Подбор материалов для выставки атрибутов, приспособлений, тканей. | ноябрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Развитие творческих способностей | ||
Работа по компонентам проекта. | ноябрь/январь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Оформление дизайн – папки | ||
Изготовление экспонатов для выставки:
из тонких металлизированных нитей (воротнички - манишки, митенки, браслеты, головные уборы - повязки);
жемчугом. | ноябрь/январь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Формирование и развитие умений, декоративно – прикладного творчества, основ декорирования. | ||
3. Опытно – экспериментальная деятельность | |||||
Исследовательская работа - изучение атрибутов, цветовой гаммы и материалов для композиции выставки | декабрь | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Развитие исследовательской деятельности | ||
4. Тематические мероприятия | |||||
Проведение мероприятий:
| январь/февраль | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Развитие коммуникативных навыков, навыков сценического мастерства. Сценарий презентации выставки. | ||
3 | Заключительный этап | Открытие выставки «Галантерея ручных украшений - «Вечерняя философия» - воплощение творческого образа в композиции выставки. | февраль | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Презентация выставки. |
Фотосессия обучающихся и гостей на выставке. | февраль | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Фото отчет по выставке. | ||
Видео презентация проекта выставки. | март | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Участие в областном онлайн – конкурсе «проектирование выставки» (ГБУДО ЦРТДиЮ НО) | ||
Размещение информации о проекте в СМИ и на сайте Центра | март | наставники: Власова Е.С., Карпунина Д.С. педагог Власова Е.А. | Фото, видеоматериалы, статьи для размещения на сайте. |
Используемые воспитательные технологии
- технология проектного обучения;
- технология интенсивного развития личности.
Критерии эффективности проекта
Заинтересованность обучающихся проектной, выставочной деятельностью, творческая удовлетворенность участников проекта, нашедшая свое отражение в создание выставки «Галантерея ручных украшений - «Вечерняя философия». Передача живого опыта (от наставника к наставляемому), выгодные всем участникам наставничества.
Список литературы
1. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019г.
Интернет ресурсы:
1. Проектирование экспозиций и выставок история – теория – практика.
https://past.spbgik.ru/upload/file/publishing/books/kn_spbgik_balash_proj_muz_exp_vist.pdf
2. Методические рекомендации по созданию тематических выставок в образовательной организации.
3. Технологии выставочной деятельности.
https://musrzn.ru/uploads/images/files/andreeva_vi_tehnologii_vyustavochnoi_deyatelnosti_2018+++.pdf
4. Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
https://ipk74.ru/upload/iblock/d19/d19bc0146c64fe2d6fa727783d6b484c.pdf
http://dpo-smolensk.ru/model-centr/l-izdaniya/files/sopr-nast.pdf
5. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
https://kobr.spb.ru/media/content/docs/5701/Целевая_модель._5.12.2019_для_рассылки.pdf
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «ЦДО» ___________________Е.В. Малова «______»________________2022г. |
Методические рекомендации
для педагогов по использованию метода проекта
в обучении детей
Автор – составитель: Власова Е.А.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Первомайск, 2022
Аннотация
Данные методические рекомендации состоят из представления собственного опыта, адресуются педагогам дополнительного образования, а также руководителям кружков в школе, работающим с детьми, осваивающими метод проектов.
В работе изложена сущность проектного метода, организация проектной деятельности педагогов и обучающихся, представлены образцы педагогического планирования, процесса выполнения коллективного проекта. Также подробно описаны основные и дополнительные компоненты проекта, собранные в папку, которая может быть использована, как для коллективных, так и для индивидуальных проектов.
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………..4
- Сущность метода проектов…………………………………………....5
- Компоненты проекта…………………………………………………..6
- Планирование работы педагога……………..........................................9
- Список литературы……………………………………………………10
- Приложение 1. Образец педагогического планирования………......11
- Приложение 2. Образец процесса выполнения проекта…………... 12
- Приложение 3. Оформление коллективного и индивидуального проекта (печатный материал - папка)……………………………… 14
- Пояснительная записка
Творчество - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного творчества – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства. Однако привить детям трудовые навыки, обучить ремеслу, воспитать и развить у них способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства на современном этапе не достаточно. Педагогическая наука и практика встали перед задачей разработки новых подходов к преподаванию, направленных на развитие творческого, активного ребенка. Таким инновационным подходом стал процесс проектирования и изготовления посредством проектов.
Результатами проектной деятельности становятся изделие, печатный материал по разработке данного изделия, умения и навыки, приобретенные детьми в ходе разработки проекта.
Выполнить проект, правильно его оформить – трудная задача для начинающего. Чтобы облегчить эту задачу и ускорить процесс, возникла необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов по использованию метода проекта в обучении детей.
Умение использовать метод проектов в профессиональной деятельности – показатель высокой квалификации педагога.
- Сущность метода проектов
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности ребенка, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, групповую, которую они, выполняют в течение определенного отрезка времени. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов может быть реализован как индивидуально, так и в группе.
Педагог должен помочь обучающимся:
– Получить информацию, инструменты и т.п.;
– Обсудить способы преодоления трудностей путем, наводящих
вопросов;
– Одобрить или не одобрить различные фазы рабочей процедуры;
– Научить кратко записывать свои результаты;
– Дать анализ выполненного проекта.
- Компоненты проекта
Проект должен содержать следующие компоненты:
Основные компоненты проекта.
– Определение потребности и краткая формулировка задачи;
– Набор первоначальных идей;
– Проработка одной или нескольких идей;
– Изготовление изделия;
– Испытание и оценка изделия.
Целесообразно выделить пять основных компонентов проекта.
- Определение потребности и краткая формулировка задачи.
Необходимо определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему.
- Набор первоначальных идей.
Это размышления детей о том, какие изделия они могут изготовить. Первоначальные идеи изображают в виде эскизов с комментариями.
- Проработка одной или нескольких идей.
Обучающиеся должен оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с педагогом ту идею, с которой они будут работать дальше. Именно в процессе проработки идеи дети проводят эксперименты или начинают работать с материалами.
- Изготовление изделия.
Обучающиеся выполняют то, что они разработали. В процессе создания изделий или до начала работы дети выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам.
5. Испытание и оценка изделия.
Изделие изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому оно должно быть испытано в реальной жизни. Самооценка может включать предложения, как изделие может быть улучшено, оценку своей деятельности во время выполнения проекта, допущенные ошибки, которые будут учтены в следующем проекте.
Очень важным моментом проекта является и то, что основные компоненты проекта могут располагаться в разной последовательности. Проект - это не ряд шагов, которые необходимо пройти один за другим, а целостная работа.
Дополнительные компоненты проекта
– Исследование и дизайн анализ;
–Дизайн-спецификация (требования к изделию);
– Упражнение.
Не всегда проект может содержать пять основных компонентов, например, когда требуется, более глубокое решение его задачи нужны дополнительные:
- Исследование
- . Исследование для определения проблемы
Обучающиеся начинают исследовать проблемные области для того, чтобы сформулировать задачу проекта.
Цель исследования – более подробная информация для дальнейшей работы. Обучающиеся могут исследовать:
– История возникновения изделия;
– Свойства материалов и оборудования;
– Методы изготовления;
– Форму, основу похожих изделий.
Все результаты исследования нужно оформить картинками, фотографиями с комментариями и выводами. Выводы должны отражать, что важного привнес ребенок для решения задачи проекта.
1.2. Дизайн-анализ как вид исследования
Цель дизайн-анализа – исследовать и внимательно изучить подобные изделия, проникнуть в мысли их авторов (почему именно так).
Затем обсудить:
– Форму, цвет изделия;
– Материалы и инструменты изделия;
– Способы изготовления;
– Назначение и методы изготовления изделия;
– Функции изделия;
– Эргономические характеристики изделия.
Способ представления результата:
Оформить дизайн анализ можно в виде таблицы или эскизов изделия с комментариями.
1.3. Дизайн-спецификация
Критерии, которым должно удовлетворять созданное изделие:
– Каков будет результат проекта;
–Для кого предназначено изделие;
–Количество экземпляров;
– Какие функции будет выполнять;
– Эргономические характеристики;
– Эстетические характеристики (стиль);
– Размеры;
– Материалы;
–Методы изготовления;
– Отделка.
1.4. Упражнения
Упражнения, которые помогут выработать умения и навыки по обработке материалов, отделке, рациональному расходованию времени и т.д.
Оформить коллективный и индивидуальный проект можно используя следующие материалы (Приложении 3).
- Планирование работы педагога
Педагог планирует свою работу на трех уровнях:
– годовое планирование;
– планирование проектов;
– планирование занятий.
Обучающиеся могут предложить множество проблем, которые требуют решения. Задача педагога – отобрать такие, которые позволят, учесть интересы детей и степень их подготовленности.
Никакой проект не может научить всему сразу, поэтому, сначала следует определить его цель. Перед началом работы надо решить следующее:
– какая проблема вызовет наибольший интерес обучающихся;
– возможные результаты;
– определить время выполнения проекта;
– подобрать необходимые материалы;
– какие знания и навыки потребуются детям до или в процессе выполнения проекта;
– на каких стадиях выполнения проекта будет сделан акцент.
Спланировать проект вам помогут следующие материалы
(Приложения 1, 2)
Выполняя проекты, обучающиеся развивают навыки мышления, они учатся искать информацию, анализировать, моделировать, работать самостоятельно и в группах. Дети приобретают навыки изготовления изделий, у них углубляются знания по использованию материалов и инструментов, знакомятся с производственными процессами и новыми профессиями. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно.
- Список литературы
1. Педагогическое проектировние. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2016г.
2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015г.
3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014, №5.
Приложение 1
Образец педагогического планирования
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА | |
Сущность (описание) проекта Этот проект направлен на разработку и изготовление изделий в народной тематике, народного костюма или стилизованного элемента народного костюма (например, головной убор, пояс, сума…) методом шитья, вязания, плетения. Проект направлен на обучение основ проектирования. | Контекст и потребность Тема народного творчества очень увлекательна и интересна для детского изучения, т.к. затрагивает историю и традиции народного быта. Хочется устроить выставку, фото сессию, дефиле в народном образе. |
Методические рекомендации по выполнению проекта Использовать видео для проведения запуска проекта, электронную презентацию для проведения исследований. Защиту проекта провести в виде воплощения творческого образа в костюме через театральную постановку. | Краткая формулировка задачи Разработать и изготовить коллекцию стилизованных народных костюмов. |
Возможные результаты проекта Костюмы выполнены из разноцветных тканевых полос и отделочных элементов методом вязания, плетения, декорирования. | |
Тема: коллективный проект «Фитоярморка» | Фокус: 1. Выработка идей; 2.Разработка цветового решения изделия |
Количество часов: | Возраст: 14 -17 лет |
Запуск проекта Просмотр видео «Народный костюм» с последующей беседой. Рисование народного костюма (творческое задание). | Межпредметные связи ИЗО – эскизы, цветоведение, цветовые решения. История - изучение народного костюма, традиций, культуры своей малой Родины. |
Приложение 2
Образец процесса выполнения коллективного проекта «Фитоярморка»
Процесс выполнения проекта | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Материальное обеспечение | ||
Наглядность | Материалы, оборудование | ||||
1. | Запуск проекта: Исследование «Народный костюм»; Рисование народного костюма | Подготовить видео, провести исследование. | Смотрят видео, анализируют просмотренный материал. Рисуют эскизы, цветовое решения. | Видео «Народный костюм» | Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, цветные карандаши |
Формулирование потребности и задачи | Познакомить с компонентами: Потребность; Задача. | Формулируют потребность и задачу | |||
2. | Проведение исследования народного костюма по типу дизайн –анализа. | Подобрать иллюстрацию, провести дизайн – анализ. | Обучающиеся анализируют. | Иллюстрация народного костюма. | Компьютер, проектор, экран |
Проведение исследования «Повседневный народный костюм». | Подготовить и провести с помощью электронной презентации исследование «Повседневный народный костюм» | Смотрят презентацию, анализирует, участвует в беседе. | Электронная презентация исследования «Повседневный народной костюм». | Компьютер, проектор, экран. | |
Составление дизайн – спецификации | Руководит составлением дизайн – спецификации | Совместно с педагогом формулируют критерии. | Электронная презентация «Стилизация народного костюма» | Компьютер, проектор, экран. | |
3. | Проведение исследования «Праздничный народный костюм» | Провести с помощью электронной презентации исследование «Праздничный народный костюм» | Смотрят презентацию, анализируют, участвуют в беседе. | Электронная презентация исследования «Праздничный народный костюм». | |
Выработка первоначальных идей. | Организовать и помочь в выработке и анализе первоначальных идей. | Рисуют идеи – коллекции костюмов, анализирует. | |||
Подбор выкройки изготовления изделия. | С помощью ксерокса увеличить и распечатать подобранные выкройки | Разбирают выкройки | |||
Проведение упражнений: Круговое вязание крючком, Плетение (квадратный узел), | Подготовить раздаточный материал. Провести упражнения. | Выполняют упражнения | Образцы изделий с использованием кругового вязания, плетения | Ножницы, вязальный крючок, клубки из нарезанных тканевых полос. | |
4. | Изготовление костюмов | Помочь в изготовлении | Изготавливают изделия, аксессуары | ||
5. | Анализ и оценка | Организовать анализ и оценку изделия в рамках презентации выставки «Элемент народного костюма в композиции ансамбля» | Анализируют изделия | Презентация проекта «Фитоярморка» |
Приложение 3
Оформление коллективного и индивидуального проекта
Рекомендуемая папка, сопровождающая изделие, состоит из листов, каждый лист оформляется в соответствии с определенным компонентом проекта.
- Титульный лист (наименование образовательной организации в соответствии с Уставом и объединения, номинации и темы проекта, фамилии и имени автора (-ов), возраста, класса, фамилии, имени, отчества и должности руководителя работы и консультанта работы, района, населенного пункта, года выполнения работы);
- Содержание с обозначением всех разделов и указанием страниц;
- Введение: в нем рекомендуется отразить обоснованность необходимости разработки данной темы, показать актуальность и новизну постановки избранной темы, кратко рассмотреть литературу, написанную по данной теме.
- Определение потребности и краткая формулировка задачи
– Что за изделие (его назначение)
– Для чего оно предназначено (его функции)
– Кто будет его использовать
- Исследование
Цель:
Вывод:
- Дизайн-анализ
– Почему изделие имеет такую форму, цвет, размер, отделку?
– Какие материалы использовались и почему?
– Какого назначение изделия?
– Как оно было изготовлено и почему?
– Насколько хорошо изделие выполняет свои функции?
- Дизайн-спецификация
Каков будет результат проекта | |
Для кого предназначено изделие | |
Количество экземпляров | |
Какие функции будет выполнять | |
Эргономические характеристики | |
Эстетические характеристики (стиль) | |
Размеры | |
Материалы | |
Методы изготовления | |
Отделка | |
Стоимость |
- Первоначальные идеи
Нарисовать идеи, сфотографировать или сканировать рисунки идей и разместить на этом дизайн - листе с комментариями. Проанализировать идеи по отношению к дизайн - спецификации, выбрать одну или несколько идей наиболее подходящих для реализации.
Вывод: свои решения нужно обосновать.
- Проработка одной или нескольких идей
Представить фото или скан рисунка идеи во всех деталях в цвете с комментариями.
- Упражнение
Цель:
Фото выполненных образцов необходимо расположить на дизайн - листе с комментариями.
Вывод:
- Изготовление изделия
Инструкционная карта изготовления
№ | Этапы работы | Графическое изображение (фото) Инструменты и принадлежности | Рекомендации или комментарии |
1 | 2 | 3 | 4 |
- Испытание и оценка изделия
Обучающемуся нужно представить в свободной форме:
- Самооценку изготовленного объекта:
– Насколько удачен изготовленный объект? Оценить по отношению к краткой формулировке задачи и дизайн-спецификации;
– Как он может быть улучшен (эскизы с комментариями)?
- Самооценку процесса проектирования:
–Четкая и значимая, краткая формулировка задачи;
–Хорошо спланированное, проведенное и использованное в процессе работы исследование;
– Сжатая и понятная дизайн-спецификация;
–Широкий спектр первоначальных идей и обоснованная оценка;
–Достаточная проработка выбранной идеи;
– Процесс изготовления хорошо спланирован;
– Правильно выбраны инструменты, оборудование и методы
изготовления;
– Качество изготовления;
– Спланировано и проведено испытание изделия;
– Проведена самооценка изделия.
На страничке анализа и оценки рекомендуется расположить фотографию изделия.
6. Список использованных источников и литературы.
7. Приложения (схемы, диаграммы, иллюстрации, фотографии…).