Повышение уровня умений детей по созданию выразительного образа игрушки, с помощью модели наставничества "ученик-ученик"

Липатова Марина Юрьевна

В данном методическом материале представлен опыт использования модели наставничества "ученик-ученику" на занятиях ДПИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_opisanie_lipatova_m._yu._2022_g.docx77.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт-Петербурга Дом детского творчества «Союз»

Методическое описание

«Повышение уровня умений детей по созданию выразительного образа игрушки, с помощью модели наставничества «ученик-ученик».

Автор:

педагог дополнительного образования

                                                   Липатова Марина Юрьевна

Санкт-Петербург

2022 г

Введение

Форма наставничества, как «ученик-ученик», то есть когда дети учат детей – далеко не новое понятие. Мы знаем, что начиная с пионерской организации и заканчивая детскими общественными объединениями, в школах всегда были дети-наставники: вожатые или организаторы шефской помощи, которые были примером для подражания. Причем велась эта работа не по принуждению. Это была не нагрузка, а ответственное, почётное поручение.

Сегодня наставничество вновь возрождается, но уже с учетом особенностей и потребностей современных детей. При изучении темы наставничества «ученик-ученик» в детских коллективах дополнительного образования мне как педагогу было важным применить данную модель наставничества для улучшения уровня определённых умений детей в ДПИ.

Наблюдая за детьми, во время учебного процесса, можно заметить, что есть дети у которых, что то не получается, но они стесняются попросить помощи так ка не хотят, что бы другие это увидели. И в этом случае как раз была бы уместна помощь другого ребенка, владеющего этими умениями, так как сам процесс будет похож на  дружескую беседу, общение.

На занятиях в творческой мастерской «Сувенир», при изготовлении игрушек для выставок или проектов, важно, что бы образы  игрушек были выразительными, имели свой характер. Многие дети обладают хорошей фантазией и стремятся к творчеству, но им не хватает определённых навыков и умений для выполнения работы. Для решения этой проблемы была применена модель наставничества «ученик-ученик».

Цель: Повысить уровень умений ребенка по созданию выразительного образа игрушки, с помощью применяя модели наставничества «ученик-ученик».

Предварительный этап

1. Выбор наставляемого, учащегося, имеющего особые потребности, в повышении уровня умений по данной теме.

Путем наблюдения во время учебного процесса был определён ученик с особыми потребностями. У девочки было постоянное желание, что то изменят в выкройках, дорисовывать  какие - то детали, придумывать необычных животных, при этом не было аккуратности в исполнении, усидчивости, законченности в образе и эти игрушки ей самой не нравились.

2.Выбор наставника из числа активных учащихся творческой мастерской, хорошо владеющего необходимыми умениями.

По результатам педагогического наблюдения и диагностики освоения программы был выбран наставник - девочка с хорошими лидерскими качествами, выполняет работу аккуратно, с удовольствием участвует в выставках и проектах, помогает другим учащимся, общительная, может самостоятельно придумать выкройку, спланировать работу и выполнить полностью от начала до конца.

3. Формирование пары «наставник-наставляемый».

С целью формирования пары этим девочкам, была предложена совместная работа, придумать сюжет для будущей выставочной работы, обсудить это и рассказать.

В результате наблюдения было определено, что пара работает совместно хорошо, дают друг другу высказаться, есть конечный результат работы. Была проведена беседа с девочками, рассказано о сути наставничества  и предложено быть наставником и наставляемым, они с удовольствием согласились.

4. Сопровождение куратором наставника.

Первоначально была проведена беседа с наставником и определён план работы. Были выбраны и согласованы даты и время проведения встреч наставника и наставляемого. Затем было обсуждение куратора (педагога) с наставником о подготовке к встречам с наставляемым, возможных наглядных пособий и игр к назначенным мероприятиям.

5. Проведение наставником мероприятий по плану, наблюдение, фиксация положительных и отрицательных моментов проведенного мероприятия.

Были проведены запланированные мероприятия наставника и наставляемого. Своё отношение, эмоции после каждого мероприятия  наставник и наставляемый фиксировали в своих тетрадях «Мой дневник». В этих тетрадях можно было сделать записи по поводу встреч или же просто нарисовать смайлик (эмоцию). Фиксация результатов, также проводилась педагогом (куратором) в специальных «листах результативности». Педагог (куратор) в конце каждого мероприятия, на основании рефлексии  наставника и наставляемого и педагогического наблюдения, фиксировал положительные и отрицательные моменты встреч, в тетради «Мои наблюдения». По результатам педагогических наблюдения были отмечены положительные и отрицательные моменты проведённых мероприятий и сведены в общую таблицу «Наставничество»

Таблица «Наставничество»

Содержание

Форма встречи

Примечания

1.

 Теория: «Особенности изображения мордочки у игрушечных животных»

Практика: Выполнение упражнения «Нарисуй мордочку кота, медведя, совы и др. животных»

Задание для самостоятельной работы

Практическое занятие, очная консультация

+Встреча была интересной и понравилась как наставляемому, так и наставнику.

+ Совместные рисунки животных наставника и наставляемого.

2.

Теория: «Как можно изобразить эмоцию у игрушек?»

Практика: Выполнение упражнения «Прорисовка различных эмоций»

Задание для самостоятельной работы

 Практическое занятие, очная консультация

+ Встреча была продуктивной, после объяснения и показа  наставника, наставляемый, сделал несколько эскизов и смог нарисовать мордочку  своей игрушке (коту) с определённой эмоцией (удивление). +Занятие понравилось как наставляемому, так и наставнику.

- +Наставнику потребовалась помощь в подготовке наглядного пособия.

3.

Теория: «Способы изменения исходных шаблонов для придания характерности игрушки, на примере животных»

Практика: игра: «Изменение предложенных шаблонов»

Задание для самостоятельной работы.

Практическое занятие, очная консультация

+ Встреча была эмоционально насыщенной. После объяснения темы, наставник предложил наставляемому небольшую игру: соединить карточки (заранее подготовленные) так что бы изменился шаблон выкройки и дать устные пояснения, что изменилось в образе животного. Наставляемый с большим интересом играл в игру и давал по ходу игры пояснения. +Занятие понравилось как наставляемому, так и наставнику.

- +Наставнику постоянно хотелось самому поучаствовать в игре,  однако это не помешало результату работы.

4.

Теория: «Основные правила изготовления шаблонов для выкроек»

Практика: «Нарисовать эскиз шаблона, изготовить шаблон выкройки»

Практическое занятие, очная консультация.

+ Встреча была продуктивной, после объяснения основных правил изготовления шаблонов для выкроек и показа вариантов выкроек (разных животных)  наставником, наставляемый, сделал выбор животного, нарисовал эскиз и сделал шаблон для выкройки игрушки «Медведь» +Занятие понравилось как наставляемому, так и наставнику.

 +Наставляемый проявил самостоятельность при выборе животного и прорисовки его характера.

- +Наставнику была оказана помощь педагогом в подборе шаблонов для демонстрации. При выполнении работы наставляемым, наставник оказывал посильную помощь.

6. Завершение работы

В завершении работы наставляемый смог изготовить самостоятельно игрушки с выразительными образами и поучаствовать в выставке в районной  библиотеке. Так же у девочки (наставляемой) появилось желание участвовать в проекте, появилась аккуратность в её работах, образы стали осмысленные, появилось желание участвовать в коллективных работах и помогать другим учащимся.

Положительный опыт

Наиболее эффективным методом  применительно к модели наставничества «ученик-ученику» оказался  игровой метод. Так как такой метод имеет преимущество перед иными методами обучения. Игры интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание, вызывают положительные эмоции, способствуют созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения. Наставник проявил активное участие в подготовке, совместно с куратором (педагогом)  картинок, карточек для обучающих игр с наставляемым. Причем  наставник не только предлагал наставляемому поиграть в игру, но и сам принимал активное участие в игре, использовал приёмы «делай как я», «совместная деятельность».

  • Наставляемый улучшает свои умения, показывает хорошие результаты в своих работах, он мотивирован, с удовольствием участвует во всех запланированных мероприятиях
  • Наставник доволен результатами проведенных мероприятий, получает положительные эмоции от встреч с наставляемым, чувствует свою причастность и ответственность за получаемый результат.

При правильном подборе пары или группы наставник и наставляемый данный опыт можно использовать на занятиях по ДПИ.

Приложение

Фотографии с проведенных мероприятий