Повышение уровня умений детей по созданию выразительного образа игрушки, с помощью модели наставничества "ученик-ученик"
В данном методическом материале представлен опыт использования модели наставничества "ученик-ученику" на занятиях ДПИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_opisanie_lipatova_m._yu._2022_g.docx | 77.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт-Петербурга Дом детского творчества «Союз»
Методическое описание
«Повышение уровня умений детей по созданию выразительного образа игрушки, с помощью модели наставничества «ученик-ученик».
Автор:
педагог дополнительного образования
Липатова Марина Юрьевна
Санкт-Петербург
2022 г
Введение
Форма наставничества, как «ученик-ученик», то есть когда дети учат детей – далеко не новое понятие. Мы знаем, что начиная с пионерской организации и заканчивая детскими общественными объединениями, в школах всегда были дети-наставники: вожатые или организаторы шефской помощи, которые были примером для подражания. Причем велась эта работа не по принуждению. Это была не нагрузка, а ответственное, почётное поручение.
Сегодня наставничество вновь возрождается, но уже с учетом особенностей и потребностей современных детей. При изучении темы наставничества «ученик-ученик» в детских коллективах дополнительного образования мне как педагогу было важным применить данную модель наставничества для улучшения уровня определённых умений детей в ДПИ.
Наблюдая за детьми, во время учебного процесса, можно заметить, что есть дети у которых, что то не получается, но они стесняются попросить помощи так ка не хотят, что бы другие это увидели. И в этом случае как раз была бы уместна помощь другого ребенка, владеющего этими умениями, так как сам процесс будет похож на дружескую беседу, общение.
На занятиях в творческой мастерской «Сувенир», при изготовлении игрушек для выставок или проектов, важно, что бы образы игрушек были выразительными, имели свой характер. Многие дети обладают хорошей фантазией и стремятся к творчеству, но им не хватает определённых навыков и умений для выполнения работы. Для решения этой проблемы была применена модель наставничества «ученик-ученик».
Цель: Повысить уровень умений ребенка по созданию выразительного образа игрушки, с помощью применяя модели наставничества «ученик-ученик».
Предварительный этап
1. Выбор наставляемого, учащегося, имеющего особые потребности, в повышении уровня умений по данной теме.
Путем наблюдения во время учебного процесса был определён ученик с особыми потребностями. У девочки было постоянное желание, что то изменят в выкройках, дорисовывать какие - то детали, придумывать необычных животных, при этом не было аккуратности в исполнении, усидчивости, законченности в образе и эти игрушки ей самой не нравились.
2.Выбор наставника из числа активных учащихся творческой мастерской, хорошо владеющего необходимыми умениями.
По результатам педагогического наблюдения и диагностики освоения программы был выбран наставник - девочка с хорошими лидерскими качествами, выполняет работу аккуратно, с удовольствием участвует в выставках и проектах, помогает другим учащимся, общительная, может самостоятельно придумать выкройку, спланировать работу и выполнить полностью от начала до конца.
3. Формирование пары «наставник-наставляемый».
С целью формирования пары этим девочкам, была предложена совместная работа, придумать сюжет для будущей выставочной работы, обсудить это и рассказать.
В результате наблюдения было определено, что пара работает совместно хорошо, дают друг другу высказаться, есть конечный результат работы. Была проведена беседа с девочками, рассказано о сути наставничества и предложено быть наставником и наставляемым, они с удовольствием согласились.
4. Сопровождение куратором наставника.
Первоначально была проведена беседа с наставником и определён план работы. Были выбраны и согласованы даты и время проведения встреч наставника и наставляемого. Затем было обсуждение куратора (педагога) с наставником о подготовке к встречам с наставляемым, возможных наглядных пособий и игр к назначенным мероприятиям.
5. Проведение наставником мероприятий по плану, наблюдение, фиксация положительных и отрицательных моментов проведенного мероприятия.
Были проведены запланированные мероприятия наставника и наставляемого. Своё отношение, эмоции после каждого мероприятия наставник и наставляемый фиксировали в своих тетрадях «Мой дневник». В этих тетрадях можно было сделать записи по поводу встреч или же просто нарисовать смайлик (эмоцию). Фиксация результатов, также проводилась педагогом (куратором) в специальных «листах результативности». Педагог (куратор) в конце каждого мероприятия, на основании рефлексии наставника и наставляемого и педагогического наблюдения, фиксировал положительные и отрицательные моменты встреч, в тетради «Мои наблюдения». По результатам педагогических наблюдения были отмечены положительные и отрицательные моменты проведённых мероприятий и сведены в общую таблицу «Наставничество»
Таблица «Наставничество»
№ | Содержание | Форма встречи | Примечания |
1. | Теория: «Особенности изображения мордочки у игрушечных животных» Практика: Выполнение упражнения «Нарисуй мордочку кота, медведя, совы и др. животных» Задание для самостоятельной работы | Практическое занятие, очная консультация | +Встреча была интересной и понравилась как наставляемому, так и наставнику. + Совместные рисунки животных наставника и наставляемого. |
2. | Теория: «Как можно изобразить эмоцию у игрушек?» Практика: Выполнение упражнения «Прорисовка различных эмоций» Задание для самостоятельной работы | Практическое занятие, очная консультация | + Встреча была продуктивной, после объяснения и показа наставника, наставляемый, сделал несколько эскизов и смог нарисовать мордочку своей игрушке (коту) с определённой эмоцией (удивление). +Занятие понравилось как наставляемому, так и наставнику. - +Наставнику потребовалась помощь в подготовке наглядного пособия. |
3. | Теория: «Способы изменения исходных шаблонов для придания характерности игрушки, на примере животных» Практика: игра: «Изменение предложенных шаблонов» Задание для самостоятельной работы. | Практическое занятие, очная консультация | + Встреча была эмоционально насыщенной. После объяснения темы, наставник предложил наставляемому небольшую игру: соединить карточки (заранее подготовленные) так что бы изменился шаблон выкройки и дать устные пояснения, что изменилось в образе животного. Наставляемый с большим интересом играл в игру и давал по ходу игры пояснения. +Занятие понравилось как наставляемому, так и наставнику. - +Наставнику постоянно хотелось самому поучаствовать в игре, однако это не помешало результату работы. |
4. | Теория: «Основные правила изготовления шаблонов для выкроек» Практика: «Нарисовать эскиз шаблона, изготовить шаблон выкройки» | Практическое занятие, очная консультация. | + Встреча была продуктивной, после объяснения основных правил изготовления шаблонов для выкроек и показа вариантов выкроек (разных животных) наставником, наставляемый, сделал выбор животного, нарисовал эскиз и сделал шаблон для выкройки игрушки «Медведь» +Занятие понравилось как наставляемому, так и наставнику. +Наставляемый проявил самостоятельность при выборе животного и прорисовки его характера. - +Наставнику была оказана помощь педагогом в подборе шаблонов для демонстрации. При выполнении работы наставляемым, наставник оказывал посильную помощь. |
6. Завершение работы
В завершении работы наставляемый смог изготовить самостоятельно игрушки с выразительными образами и поучаствовать в выставке в районной библиотеке. Так же у девочки (наставляемой) появилось желание участвовать в проекте, появилась аккуратность в её работах, образы стали осмысленные, появилось желание участвовать в коллективных работах и помогать другим учащимся.
Положительный опыт
Наиболее эффективным методом применительно к модели наставничества «ученик-ученику» оказался игровой метод. Так как такой метод имеет преимущество перед иными методами обучения. Игры интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание, вызывают положительные эмоции, способствуют созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения. Наставник проявил активное участие в подготовке, совместно с куратором (педагогом) картинок, карточек для обучающих игр с наставляемым. Причем наставник не только предлагал наставляемому поиграть в игру, но и сам принимал активное участие в игре, использовал приёмы «делай как я», «совместная деятельность».
- Наставляемый улучшает свои умения, показывает хорошие результаты в своих работах, он мотивирован, с удовольствием участвует во всех запланированных мероприятиях
- Наставник доволен результатами проведенных мероприятий, получает положительные эмоции от встреч с наставляемым, чувствует свою причастность и ответственность за получаемый результат.
При правильном подборе пары или группы наставник и наставляемый данный опыт можно использовать на занятиях по ДПИ.
Приложение
Фотографии с проведенных мероприятий