«Использование технологии проектной деятельности как эффективного средства поддержки и развития одаренных детей в объединении «Вязание & Дизайн» ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Использование технологии проектной деятельности в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся, а вовлечение в проектную деятельность учащихся, проявивших интерес к дизайну одежды становится действенным инструментом, обеспечивающим условия для раскрытия и развития  способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности.

В коллективе «Вязание & Дизайн» Дома детского творчества под руководством Мкртчян Валентины Владимировны активно применяется технология проектной деятельности при работе над созданием эскизов и моделей в области дизайна одежды.

Важным звеном воспитания будущих дизайнеров – людей широко и синтетически мыслящих, открытых ко всему новому, устремленных в будущее, способных к поиску и эксперименту, к созидательной творческой деятельности, привитие навыков дизайн-проектирования принадлежит работе над творческим проектом от замысла до создания образа.

Таким образом, работа над творческим проектом помогает одаренным учащимся воплощать замыслы и идеи при создании своего неповторимого образа будущей модели дизайнерской одежды на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_odarennym_2022.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Использование технологии проектной деятельности как эффективного средства поддержки и развития одаренных детей в объединении «Вязание & Дизайн» ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга»

У каждого человека есть задатки,
дарования, талант к определённому виду
или нескольким видам деятельности.
Как раз эту индивидуальность и надо распознать...
                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

Одна из приоритетных задач федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование» нацелена на «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

Талантливый или одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Такие дети значительно опережают своих сверстников в умственном развитии, отличаются принципиальной новизной, оригинальностью подхода к деятельности.

По определению, одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особым, присущим только определённой личности. Одаренность – это потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность. Одаренность проявляется по-разному, это – весьма хрупкая субстанция, которую можно сравнить с солнцелюбивым растением, и его развитие требует поддержки со всех сторон: со стороны образовательной организации - создание комфортной, творческой психологической атмосферы в коллективе и информационно-методической поддержки; со стороны педагога - целенаправленная работа, направленная на разработку эффективных форм и методов выявления, развития способностей и талантов у детей и молодежи; со стороны родителей - моральная и психологическая поддержка, создание условий для самостоятельной работы над проектом; со стороны самого  ребенка - упорный труд, выносливость и вера в свои силы.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Как создать условия для выявления одаренности, как организовать такую деятельность как выработать для таких детей индивидуальный путь развития?

Эффективной формой выявления, развития способностей и талантов у детей и молодежи является технология  проектной и исследовательской деятельности. В результате использования в процессе обучения технологии проектной деятельности обучающиеся овладевают не только базовыми навыками, знаниями и умениями, но и всесторонне развиваются как личности, а также приобретают опыт самообразования и саморазвития.

В основе технологии проектной деятельности лежит развитие, в первую очередь, познавательных интересов, а реализация проекта всегда предполагает наличие конкретного значимого результата, который применим на практике. Практическая направленность проектов очень важна, так как учащиеся могут использовать навыки проектной деятельности в будущей профессиональной деятельности.

Проектное обучение развивает одну из самых важных в социальном взаимодействии компетенций – навыки групповой работы, что является одним из самых слабых навыков обучающихся в России. Поскольку навыки групповой работы являются важным компонентом практически всех видов деятельности человека, то их формирование необходимо осуществлять целенаправленно в процессе обучения на любой его ступени и в любом виде творческой деятельности.

Данную технологию можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Использование технологии проектной деятельности в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся, а вовлечение в проектную деятельность учащихся, проявивших интерес к дизайну одежды становится действенным инструментом, обеспечивающим условия для раскрытия и развития  способностей ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности. 

Подготовка к работе над проектом ставит перед учащимися цели самостоятельного поиска и отбора информации. Так, в процессе работы над проектом у обучающихся происходит освоение материала через творчество, что позволяет развивать самостоятельность мышления, формирует инновационное поведение, соответствуя целям и задачам современного образования.

В коллективе «Вязание & Дизайн» Дома детского творчества под руководством Мкртчян Валентины Владимировны активно применяется технология проектной деятельности при работе над созданием эскизов и моделей в области дизайна одежды.

Важным звеном воспитания будущих дизайнеров – людей широко и синтетически мыслящих, открытых ко всему новому, устремленных в будущее, способных к поиску и эксперименту, к созидательной творческой деятельности, привитие навыков дизайн-проектирования принадлежит работе над творческим проектом от замысла до создания образа.

Таким образом, работа над творческим проектом помогает одаренным учащимся воплощать замыслы и идеи при создании своего неповторимого образа будущей модели дизайнерской одежды на заданную тему.

К открытому городскому конкурсу дизайна одежды «Белология» 2019-2020 учебного года, проводимым ГБНОУ СПб ГДТЮ  был разработан творческий проект «Энто-дизайн - от источника вдохновения к Образу».

Проект реализован в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вязание & Дизайн» базового уровня освоения, на 3 года обучения. Программа   направлена не только на обучение вязанию крючком, развитие творческого потенциала и   художественного вкуса ребёнка, но также на приобщение учащихся к культуре красиво и модно одеваться, при этом создавая авторские дизайнерские работы, как в технике вязания, так и из нетрадиционных материалов.

Главная идея проекта – разработать и создать авангардные дизайнерские модели на тему: «Энто-дизайн», опираясь на источники вдохновения науки Энтомология (раздел зоологии, изучающий насекомых).

Главное условие проекта – модели должны быть выполнены в оригинальных формах из нетрадиционных материалов, и только в белом цвете. Акцент - модель не должна точь-в-точь повторять облик насекомого, а может лишь напоминать очертания, формы, фактуру и отличительные особенности источника вдохновения.

Цель проекта: создание авангардных авторских моделей одежды Энто-дизайн от источника вдохновения к Образу.

Основные этапы реализации проекта:

  • постановка проблемы - создание авангардной модели для участия в конкурсе юных дизайнеров одежды «Белология» 2019-2020 учебного года;
  • поиск и исследование информации: об известных дизайнерах-авангардистах; поиск объекта для вдохновения из раздела науки о насекомых – Энтомология;
  • проектирование - создание эскиза, разработка новых форм, линий, пропорций, фактуры материала;
  • получение продукта – создание учащимися модели-Образа на манекене, оформление информационных карт, как части общего творческого проекта, проведение мастер-класса стилиста;
  • презентация проекта – демонстрация моделей-Образов на конкурсе юных модельеров, рефлексия учащихся. Анализ по результатам реализации проекта. Подготовка фотоотчета и электронной презентации для обмена опытом на городском педагогическом семинаре.

Творческий проект «Энто-дизайн - от источника вдохновения к Образу» — это коллективная работа, включающая в себя четыре модели-Образа: «Мгновение прекрасного», «Лантерна», «Мой маленький тарантул», «Куколка».

Проводя мини-исследование в области науки о насекомых – Энтомологии, и выбрав для себя источник вдохновения, учащиеся изучили особенности строения и облика насекомого, познакомились с поведением и узнали какую пользу они приносят.

Познавая секреты дизайнерского мастерства, участники проекта внесли в свои модели-Образы фантазию и личное видение.

Особенностью данного проекта является построение для талантливых детей индивидуального маршрута, который развивает интерес к виду деятельности, помогает развить творческий потенциала учащегося, формирует нестандартный подход к реализации задач, умение критически оценивать результаты работы, мобильно реагировать на необходимые изменения, развивать коммуникативные навыки, учебно-информационные и учебно-организационные умения. При создании моделей и подготовке к конкурсу использовалась такая форма взаимодействия между учащимися, как наставничество в разновозрастном коллективе.  Привлечение родителей к реализации проекта. Мотивацией для развития творческого потенциала учащихся  является предъявление результата творческого поиска на городских конкурсах юных дизайнеров одежды.

В результате работы над проектом: учащиеся получили первоначальные знания о профессиях дизайнера, модельера; узнали о мире насекомых и о науке Энтомология; приобрели необходимые навыки в процессе проектирования (постановка цели, продумывание идеи, подбор необходимых материалов, выстраивание плана действий, тайм-менеджмента, проявление самостоятельности, оригинальности, выдумки и фантазии, приобретение положительного опыта общения и командного взаимодействия, воплощение своего замысла в готовом творческом продукте); сформировали интерес к изготовлению работ своими руками, появилось желание индивидуально, творчески подходить к ее выполнению и находить эмоциональный отклик от этого вида деятельности; учащиеся были вовлечены в пространство смыслов и ценностей, умений и действий, значимых для профессионального самоопределения; участники проекта поняли, что достичь успеха можно лишь проявив индивидуальность, упорство, старание, смекалку и трудолюбие.

Развитие компетенции профессионального самоопределения – особая группа универсальных компетенций, обеспечивающих успешность человека в его профессиональном самоопределении: готовность самостоятельно ориентироваться в профессиональной информации, приобретать и осмысливать значимый опыт, совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив, принятия решения и воплощения его в жизнь, преодолевая возможные трудности.

На современном этапе развития государство нуждается  в новом поколении молодых людей, обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Важно, чтобы подростки владели формами эффективной организации свободного времени,  умением общаться и другими качествами, необходимыми для  успешной реализации в профессиональной деятельности.

Мартынова Лариса Витальевна,

методист  ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района СПб